"Художественные средства выразительности" 7-11 классы
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Данный материал способствует отработке художественных средств выразительности, поможет обучающимся в подготовке к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_vyrazitelnosti.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Фонетические (звукопись)
Средство выразительности | Определение | Пример |
Аллитерация | Повтор согласных, создающий образ | Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей |
Ассонанс | Повтор гласных, создающий образ | Люблю березу русскую |
II. Лексические (тропы)
Эпитет | Красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки. Содержит элемент сравнения | И вы не смоете всей вашей черной кровью/ Поэта праведную кровь. |
Сравнение | Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется | Как море бесшумное, волнуется все войско. |
Метафора | Троп, на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов | Летят алмазные фонтаны/ |
Метонимия | Замена одного слова другим, смежным по значению. | Эй ты, шляпа! (человек в шляпе) |
Синекдоха | Разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот | Каждую копейку в дом несет (деньги); |
Аллегория | Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ | Лиса – аллегория хитрости, заяц - трусости |
Ирония | Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому | Такой ты умный! (=глупый) |
Олицетворение | Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа | Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. |
Гипербола | Преувеличение | В сто сорок солнц закат пылал |
Литота | Преуменьшение | Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка; |
Перифраз(а) | Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора | Лев = царь зверей |
Синонимы | 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. | 1) Победить-одолеть; бежать – мчаться. |
Антонимы | Слова, имеющие противоположенные значения | Коварство и любовь; |
Архаизм | Устаревшее слово или оборот речи | Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился... |
Диалектизм | Слово или оборот бытующие в определённой | Петух – кочет, ковшик - корчик, разравнивать граблями - скородить |
| Речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений | «Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского. |
Неологизм | Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий | «Бездарь» вместо «бездарность» |
| Обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор | «У сильного всегда бессильный виноват» |
Фразеологизм | Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы | Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение |
III. Стилистические фигуры
Анафора (лексический повтор) | Повтор частей в начале строк (единоначатие) | Это утро, радость эта, |
Эпифора (лексический повтор) | Повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложений | Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя. |
Композиционный стык | Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его | Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь. |
Антитеза | Противопоставление | Волос длинный – ум короткий; |
Градация | Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака | На лице светились, горели, сияли огромные синие глаза. |
Оксюморон | Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга | Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. |
Инверсия | Изменение обычного порядка слов. | Он пришёл – пришёл он; Досадно было, боя ждали; |
Параллелизм | Сравнение в форме сопоставления | Параллелизм бывает прямой: Травой зарастают могилы - давностью зарастает боль |
Эллипсис | Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста | Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») |
Парцелляция | Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения | И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. |
Многосоюзие (полисиндетон) | Однородные члены или предложения, соединенные повторяющимися союзами | Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога! И как чудна она сама, эта дорога. |
Бессоюзие | Однородные члены предложения соединяются без помощи союзов | Швед, русский колет, рубит, режет… |
Риторическое восклицание | Восклицание, усиливающее в тексте выражение чувств | Кто не бранивал станционных смотрителей! |
Риторический вопрос | Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя | Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят» |
Риторическое обращение | Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения | Прощай, немытая Россия! |
Умолчание | Намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу | Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. |
Парадокс | Суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению | Трус умирает много раз, храбрец - только однажды; Торопись медленно; |
Оценочная лексика | Прямая авторская оценка событий, явлений, предметов | Пушкин – это чудо. |
Экспрессивная лексика | Слова выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д. | Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классе Пособие для учителя
Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классеПособие для учителя Предлагаемое пособие – попытка оказать конкретную помощь учителю ...
Комплексная проверочная работа по русскому языку "Виды односоставных предложений. Функция инфинитива. Фонетика. Употребление тире в простом предложении. Средства художественной выразительности". 9 класс. Подготовка к ГИА
Данная комплексная проверочная работа позволяет максимально быстро проверить уровень знаний обучающихся по наиболее проблемным темам языкознания: "Виды односоставных предложений. Функция инфинитива. Ф...
Задания для самостоятельной работы по русскому языку в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ. 24 задание "Художественные средства"
Задания для самостоятельной работы по русскому языку в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ. 24 задание "Художественные средства"...
Урок русского языка в 10 классе "Изобразительно-художественные средства языка"
Урок-практикум по подготовке к ЕГЭЦель:повторить ранее изученный материал по теме “Художественный стиль речи”;расширить и обобщить знания по теме “Изобразительно-художественные средства языка”;показат...
Контрольная работа по теме «Средства художественной выразительности» 11 класс.
Контрольная работа по теме «Средства художественной выразительности» 11 класс. Учебник А.И. Власенкова. Первый вариант более сложный, его можно предложить сильным ученикам. Перед контрольной работой н...
Подготовка к ЕГЭ. 10 класс. Художественные средства языка.
Систематизация и обобщение знаний об изобразительно-выразительных средствах языка....
Тест по теме "Художественные средства выразительности речи" (10, 11 классы)
Тест по теме "Художественные средства выразительности речи" (10, 11 классы)...