урок по теме "Союзы"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Урок русского языка в 7 классе по теме "Союзы". Учащиеся закрепляют знания и умения- различают сочинительные и подчинительные союзы, используют их с учетом речевой ситуации, учатся видеть их в тексте, а также учатся выполнять задания, приближенные к формату ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_soyuzy_7_klass.docx | 31.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе
Учитель: Диденко И. В.
ГБОУ СОШ № 451
Тема: Сочинительные и подчинительные союзы
Тип урока: Урок проверки и коррекции знаний, умений и навыков
Цель: формировать умение распознавать сочинительные и подчинительные союзы и использовать их с учетом речевой ситуации в различных типах предложений (цель для достижения предметного результата);
Осознание учащимися практической значимости материала по теме и ценности совместной деятельности (личностная цель);
Обеспечение развития у учащихся умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы для достижения результата, содействие развитию умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, строить логическое рассуждение, обеспечить развитие умений адекватного использования речевых средств для решения коммуникативных задач и отображения своих чувств, мыслей (цель для достижения метапредметного результата)
Задачи: научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками,
Научить решать проблемы, общие для различных видов деятельности: коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности,
Научить выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению проблемного задания на этапе изучения материала,
Научить самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников при выполнении заданий,
Научить видеть структурно-семантические особенности сложных предложений, простые предложения с однородными членами.
Ожидаемый результат урока:
Личностные УУД: формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся к новому учебному материалу, стремление к речевому самосовершенствованию, осознание границы собственного знания и незнания, стремление к знанию
Метапредметные:
Регулятивные: формировать умение определять цели и задачи урока, устанавливать связи между целью деятельности и ее результатом, определение последовательности своих действий при работе
Коммуникативные: развивать умение связно излагать свои мысли, сохранять и развивать умение сотрудничать в паре, отвечать на вопросы, анализировать, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Познавательные: извлекать нужную информацию, формировать умение работать с разными видами предложений, понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, применять их с учетом решаемых задач
Предметные: отличать сочинительные союзы от подчинительных, разграничивать виды сложных предложений, пунктуационно правильно оформлять предложения.
Используемые технологии: развивающее обучение, работа в парах, технология интерактивного обучения.
Оборудование: интерактивная доска, презентация Panaboard, раздаточный материал, учебники, тетради.
Ход урока.
- Организационный момент. Вы заметили, что тему урока я не написала. Вы ее сами определите чуть позже.
- Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности.
А начать урок я хочу словами известной французской писательницы и философа (слайд 1) Симоны де Бовуар: «Жизнь человека имеет смысл до тех пор, пока он вносит смысл в жизни других людей с помощью любви, дружбы и сострадания». Слайд 2.
Как вы понимаете это высказывание? (ответы)
Запишите предложение ( 1 человек у доски). Как вы думаете, о чем я вас хочу попросить? Верно, разобрать предложение и определить его вид
(Что будете делать? - грамматические основы, скобки, союзы). Работа с Эл.Д.
Чем связаны однородные члены предложения? Что это за союз между ними? Работа с Эл.Д.
Какой еще союз вы заметили в этом предложении? Что это за союз? Работа с Эл.Д.
Одинаковую ли функцию выполняют в предложении сочинительные и подчинительные союзы?
Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? Верно, подчинительные и сочинительные союзы. Записываем тему в тетрадь и на доску. Слайд 3.
Ребята, я уверена, что вы можете и цели урока определить сами. Чему мы на уроке сегодня должны обязательно научиться? Верно, Слайд 4.1- отличать сочинительные союзы от подчинительных, 2-уметь разграничивать виды союзных предложений, 3- уметь пунктуационно правильно оформлять предложение.
- Актуализация знаний. Проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения.
Посмотрите на цели урока еще раз. Как вы думаете, с чего надо начать работу, чтобы их достигнуть?
Проверим теоретические знания о союзе. Дома вы должны были повторить теоретический материал по теме «Союз».
ЗАДАНИЕ. Согласны ли вы с высказыванием: да или нет.
- Союзы бывают сочинительные и подчинительные.
- Союз служит для связи слов в предложении.
- Подчинительные союзы связывают однородные члены предложения.
- Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
- Перед союзом И всегда ставится запятая.
- Перед союзами А и НО всегда ставится запятая.
Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка: 1-да, 2-нет, 3-нет, 4-да, 5-нет, 6-да. Слайд 5.
Что неверно? Проговорить. Проверьте и оцените. Оценку поставьте на полях тетради. Слайд 6: 0 ошибок-«5», 1 ош.- «4», 2ош.- «3», 3 и более ош.- «2». Верните тетради хозяину. Эти отметки я в журнал ставить не буду. Это оценка ваших знаний в начале урока, вы сейчас для себя определили, что из изученного вы знаете, а над чем еще надо поработать, и в течение урока старайтесь ликвидировать свои пробелы.
- Первичное закрепление в знакомой ситуации. Ребята, а как вы думаете, какое задание мы с вами будем выполнять сейчас? Верно, мы начинаем работу с предложениями.
Я вам уже рассказывала, что слово «союз» по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нем выделялась приставка СЪ-(СО-) и корень –ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ. Скажите, какое значение у приставки СО-? (вместе). Я сейчас предлагаю вам поработать вместе, в тесном СОЮЗЕ, то есть в парах: Катя и Вика, Сергей и Орхан и т.д.
Работа будет с предложениями на карточках. Какое задание будет? Найдите союз и определите его вид - сочинит. или подчинит. Первый вариант работает с предложениями под четными номерами, а второй - с предложениями под нечетными номерами. Вы помогаете друг другу, то есть работаете в парах и обязательно комментируете друг другу свой выбор.
- Сгорит, а про него долго еще будут говорить, поминая добром и лихом.
- Есть судьбы трудные, когда на бедного Макара все шишки валятся.
- Столько судеб, что все не охватишь.
- Другой, не успев пожить, вдруг вспыхнет огнем, да так ярко.
- Случается, человек долго ищет свою судьбу: ему все кажется, что жизнь впереди.
- Многие идут по наторенным дорогам, но не след в след, каждый по-своему.
- Найдет человек медвежью стежку – и пошел по ней.
- Судьбы, как тропы в глухом лесу,-всегда разные.
Проверьте по эталону свою работу. Слайд 7 (таблички)
Ответы: 1 вариант-сочин., подчинит., подчинит., сочинит.
2 вариант-подчинит., сочинит., сочинит., подчинит.
Оцените сами себя (на полях):Слайд 8. 0 ош.-«5», 1 ош.-«4», 2 ош.-«3», 3 и более ош.- «2». Сравните с прежней отметкой, улучшились ваши знания?
На какие знания вы опирались, чтобы выполнить это задание? Верно, нужно знать сочинительные союзы и подчинительные. Вспомните эту схему (дети отвечают), затем посмотрим. На слайде 9 – схема
Схема. Сочинительные союзы: 1-соединит.(и, да(и), тоже, также, не только..но и, как…так и, 2-разделит.(или, либо, то…то, не то… не то), противит.(а, но, да(но), однако, зато)
Сочинит. союзы служат для связи чего? (однородных членов и частей сложного предложения). Как называются предложения, части которого связываются сочинительными союзами? (ССП) Слайд 10.
Слайд 11. предложение: Сгорит, а про него долго еще будут говорить, поминая добром и лихом. Разберите предложение – 1 чел.
Подчинительные союзы ( что, чтобы, как, потому что и др.) для чего служат? (для связи частей сложного предложения, сложноподчиненного). Слайд 12.
Слайд 13. Схема 2 предложения: Есть судьбы трудные, когда на бедного Макара все шишки валятся.
Молодцы. Какую из поставленных нами целей помогло достичь это задание? (первую)
- Применение знаний в измененной ситуации.
Назовите 2 и 3 цели урока. Достигнем и этих целей. На листочках предложения.
Нужно определить вид предложения – ССП или СПП. Что будете делать, чтобы достигнуть этого результата? (Подчеркнуть грамматические основы, расставить самим нужно знаки препинания, определить тип союза, и потом скобочки и указать, какое предложение – сложносочиненное или сложноподчиненное)
1 вариант.
- Вечерняя заря начинается когда солнце уже заходит за край земли.
- Река сверкала то голубым то зеленым светом.
2 вариант.
- Накануне выглянуло солнце но дороги еще не просохли.
- Сразу за шатким мостиком начинается подъем в гору с которой видно всю окрестность.
Проверяем свою работу. Слайд 14- ответы. Дописать на Эл.Д.виды союзов –сочин. или подчинит., написать- ССП или СПП. У кого возникли вопросы? Оцените свою работу самостоятельно (на полях).
- Включение в систему знаний и повторение.
Работа с текстом (раздаются листочки с текстами)
1.В июле или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. 2. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки.3. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. 4. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим.
5. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.
Задание (Слайд 15)
- Замените слово БЛАГОУХАНИЕ из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом.
- Выпишите грамматические основы из предложения 1.
- Из предложения 4 выпишите все сочинительные союзы. (Даже если повтор.)
- Укажите количество грамматических основ в предложении 5.
- Определите вид 3 предложения (сложносочиненное или сложноподчиненное?)
- Найдите предложение, соответствующее схеме [ - = И = , Д/0 ], (чтоб - = ), [ - = и = , (которые = ), И = , Д/0 ].
Обменяйтесь тетрадями. Слайд 16 - Ответы:
- Аромат
2) Юшка надевал уходил
3) и, и, и, и
4) 4
5) сложноподчиненное
6) 4
Переверните листочки с текстами на другую сторону.
___________________________________
- Рефлексия. Дом. зад. Ребята, над какой темой мы с вами сегодня работали?
Вспомните цели урока, которые вы сами определили в начале урока. Посмотрите на цели урока – Слайд 17. Достигли ли мы этих целей?
Напишите на листочках, которые вы перевернули слово «Рефлексия» и поставьте цифру 1.
1.Подумайте, как вы сегодня усвоили материал и напишите: отлично, хорошо, удовлетворительно, не усвоил (не понятно).
2. Поставьте цифру 2. Выберите крылатое выражение (Слайд 18), которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока. Номер его поставьте под цифрой 2.
- Тяжела ты, шапка Мономаха.
- Повторение – мать учения.
- Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.
- Корень учения горек, да плод его сладок.
- И жизнь хороша, и жить хорошо!
3. Поставьте цифру 3. Выберите вариант ответа (Слайд 19):1) Мне все понятно. Я молодец!
- Мне не все понятно. Осталось непонятным…..
- Мне ничего непонятно. Я приду на дополнительные занятия во вторник.
Собрать листочки с заданиями и рефлексией.
Домашнее задание. Слайд 20.
На выбор:
- Составить 6 сложных предложений ( три – с сочинительными союзами, 3 – с подчинительными союзами)
- Составить связный рассказ на тему «Знаки препинания перед союзом И»
- Упражнение №
Слайд 21. Спасибо за внимание.
- И стихотворение. Итак, друзья, пришла пора проститься…
- И я хочу вам пожелать
- Всегда с охотою учиться,
- Всегда с охотою трудиться
- И никогда не унывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме «Союзы при однородных членах предложения». ( 7 класс)
Открытый урокпо теме «Союзы при однородных членах предложения».( 7 класс)Цель: - ознакомить учащихся с союзами при однородных членах предложения, с пра...
Обобщающий урок по теме: Союз. Знаем ли мы его?...
Цели: РазвивающиеСпособствовать развитию познавательного интереса через содержание учебного материала.Создать услов...
Конспект урока по теме "Союз И в простом и сложном предложении"
Представлен конспект урока по теме "Союз И в простом и сложном предложении" с использованием ЭОР....
Конспект урока по теме "Союзы и союзные слова как средство связи в СПП"
Цель урока: выработка алгоритма, позволяющего обучить 9-классников различать союзы и союзные слова как средство связи в СПП....
Обобщающий урок по теме "Союз"
Обобщающий урок по теме «Союз» (7 кл.)Цели:- систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях ре...
Обобщающий урок по теме «Союз»
Урок, призванный обобщить и систематизировать все знания, приобретенные учениками о такой части речи, как союз...
конспект урока по теме "Союз как часть речи"
данный урок - первый по теме "Союз"....