Обобщающий урок по теме: Союз. Знаем ли мы его?...
методическая разработка по русскому языку на тему

Терёхина Елена Владимировна

Цели:

               Развивающие

  1. Способствовать развитию познавательного интереса через содержание учебного материала.
  2. Создать условия для развития:

а) психологических способностей учащихся: внимания, памяти, наблюдательности;

б) общелогических умений: сравнивать. Обобщать, систематизировать;

в) общеучебных  навыков: самоконтроля и взаимоконтроля, культуры оформления работ.

 

      Образовательные

1. Систематизировать теоретические знания по теме урока;

2. Отработать умения различать союзы по видам (сочинительные и подчинительные) и по строению (простые и  составные).

3. Способствовать формированию  умения учащихся действовать в ситуации выбора.

 

     Воспитательная

     Воспитание мотивационной сферы личности через активизацию мыслительной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_soyuz.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Терёхина Елена Владимировна

 Обобщающий урок

Тема: Союз. Знаем ли мы его?...

Цели:

               Развивающие

  1. Способствовать развитию познавательного интереса через содержание учебного материала.
  2. Создать условия для развития:

а) психологических способностей учащихся: внимания, памяти, наблюдательности;

б) общелогических умений: сравнивать. Обобщать, систематизировать;

в) общеучебных  навыков: самоконтроля и взаимоконтроля, культуры оформления работ.

      Образовательные

1. Систематизировать теоретические знания по теме урока;

2. Отработать умения различать союзы по видам (сочинительные и подчинительные) и по строению (простые и  составные).

3. Способствовать формированию  умения учащихся действовать в ситуации выбора.

     Воспитательная

     Воспитание мотивационной сферы личности через активизацию мыслительной деятельности учащихся.

Задачи:  

1. Запомнить особенности союза как служебной части речи;

2. Уметь:

а) определять виды союзов по значению ( сочинительные, подчинительные) и по строению ( простые, составные)

б) различать предложения с  однородными членами и сложносочиненные с союзом И, а также сложноподчиненные предложения.

3. Понять: для чего нужны союзы.

Ход урока

1. Актуализация   знаний.

Объявление темы, целей и задач урока.

- В ходе урока  попытаемся ответить на вопрос «Союз. Знаем ли мы его?..».

(Работа проводится на листах, цель - проверить и оценить деятельность каждого ученика).

Проверка теоретического материала:

- Продолжите фразу: «Союз- это… (служебная часть речи).

- Какую еще служебную часть речи мы изучили (предлог).

Задание 1. «Сходство и различие союзов и предлогов».

(Составьте план ответа по данной теме.  Это может быть таблица или схема - один ученик работает у доски).

Общее

Различия

а) служебная часть речи

а) соединяет слова в словосочетании и в предложении

б) не изменяется

б) союз – однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного

в) не является членом предложения

2. Закрепление материала (практическая часть урока).

- Для того, чтобы полученные знания привести в систему, по  ходу работы будем составлять схему.

Итак, Союз- это служебная часть речи (заполняется первая часть  схемы).

- Для чего же служат  союзы? (для связи простых предложений в составе сложного и однородных членов предложения).

  1. Задание на закрепление данного понятия. (Запишите предложения, графически объясните роль союзов) - один ученик работает у доски.

1. Небо затуманилось, и по листьям зашуршал тихий дождь.

2. Березы сбросили свою листву и понемногу засыпают.

3. Но я совершенно отчетливо помню и крыши, и кирпич, и дым из трубы.

4. Когда начало смеркаться, он пошел домой.

( проверьте работу учащегося и оцените)

- В какие две группы можно объединить данные предложения?

                                    (1 и 4 – сложные предложения

                                      2 и 3 -  простые с однородными членами).

- Чем похожи и чем отличаются 1 и 4 предложения?

       (общее - сложные предложения , в составе два простых;

          отличие – 1-ССП (соединяются сочинительным союзом И)

                            4- СПП (---- подчинительным союзом – когда)

- На какие два вида по значению можно разделить все союзы?

                    ( сочинительные и подчинительные)                     (открывается вторая

                                                                                                         часть схемы)

- В чем  особенность сочинительных союзов?

      (соединяют однородные члены  и простые предложения в составе сложного/ простые предложения самостоятельные)

- В чем особенность подчинительных союзов?

        (соединяют простые в составе сложного, но данные предложения неравноправные; есть главное и зависимое, от главного к зависимому задается вопрос).

  1. Работа по вариантам (задание - из записанных на доске предложений

1 вариант – выписать номера предложений с сочинительными союзами;

2 вариант – выписать  номера предложений с подчинительными союзами).

  1. Огонь в лампе дрогнул и потускнел, но через секунду снова разгорелся ровно и ярко.

  1. Наука любит трудолюбивых, потому что труд - это талант.

  1. Трудно побывать везде, зато сколько впечатлений останется от поездки.

  1. Лес становится угрюмым, если тучка закроет солнце.

          (1 – вариант: 1-и, но; 3-зато

            2 – вариант: 2-потому что; 4-если)

3) - На какие группы подразделяются

     а) сочинительные союзы:

-соединительные: и

- разделительные: но, зато

-противительные:

     б) подчинительные союзы:

-причины: потому что

-целевые:

-временные:

-условные: если

-сравнительные:

-изъяснительные:

- К каким группам относятся выписанные союзы?

- Обратите внимание на строение данных союзов, найдите отличие в их записи.

    ( и, но, зато – одно слово; потому что – два слова )

-На какие две группы о строению можно разделить все союзы ?

    ( простые / одно слово/  и  составные  / несколько слов / )

                                                                         (открывается третья часть схемы)

4) Выборочная  работа (выполняется в рабочих тетрадях).

(Задание: из зачитанных словосочетаний выписать союзы. разнося их по колонкам таблицы).

Составные союзы

Простые союзы

освещать, потому что темно;

как будто что-то стукнуло;

так как вода прибывала

натереть, чтобы блестел;

дорого, зато надежно;

верное и чуткое сердце;

если закроет небо;

или движущиеся огни

- Проверка работы: - Какие союзы записаны в первую колонку, а какие во вторую?

- Выполнив данное задание, мы завершили закрепление теоретического материала по теме « Союз» и составили вот такую схему

СОЮЗ - служебная часть речи

Виды союзов

               По значению                                                        По строению

          сочинительные        подчинительные                          простые        составные

- Основываясь на составленной схеме, сформулируйте определение союза.

- Подводя итог всему, о чем говорилось на уроке, выполнить следующее задание.

- Продолжите каждый из начатых примеров, выделите союзы, определите разряд по значению и строению.

  1. Очумелов глядит в сторону……..
  2. Этого, ваше благородие,  и в законе нет……
  3. Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком…….
  4. Прохор зовет собаку……..

( Проверка задания. С предложениями, из какого литературного произведения мы работами (Чехов «Хамелеон»).

3. Домашнее задание.

Записанные в рабочих тетрадях союзы помогут при выполнении домашнего  задания.

Используя данные союзы, предлагается написать:

  1. связанный текст на свободную тему

или

  1. сложные предложения, употребив все записанные союзы.

Каждый выбирает вариант задания, исходя из своих возможностей.

4. Подведение итогов.

На сегодняшнем уроке мы постарались привести в систему теоретические знания по теме «Союз».

Тема урока звучит так: «Союз. Знаем ли мы его?...»

…… - как ты думаешь, после сегодняшнего урока ты сможешь сказать, что знаешь, что  такое союз. Обоснуй свой ответ.

В течение всего урока учащиеся работали на листах. Перед тем их  сдать, они обмениваются с соседом по парте и  проверяют работы друг  у друга, оценивая их.

Работы сдаются учителю.  Урок завершен.

Директор МОУ СОШ №3_________________/Е.Г. Романова/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»

Цели:      Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...

Обобщающий урок по теме "Союз"

                  Обобщающий урок по теме «Союз» (7 кл.)Цели:- систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях ре...

Обобщающий урок по теме Я знаю,я рисую

Обобщающий урок по теме Я знаю,я рисую (закрепляет знания учащихся о естественных науках). Природоведение. 5класс....

Обобщающий урок по теме «Союз»

Урок, призванный обобщить и систематизировать все знания, приобретенные учениками о такой части речи, как союз...

Природоведение 5 класс. Обобщающий урок по теме: «Что я знаю о живых организмах?»

Урок игра, в ходе которого можно обобщить и проверить знания учащихся по данной теме. Разработаны вопросы разной "стоимости". В ходе игры учащиеся набирают какое-то количество баллов. По результатам у...

Повторительно-обобщающий урок по теме «Союзы» 7 класс

Данный урок - повторительно-обобщающий, который направлен на сисематизацию и обобщение изученного материала, на развитие у учащихся умений структурировать, сравнивать, сопоставлять изученные языковые ...

Открытый урок в 7 классе по теме: «Обобщающее повторение по теме Союз»

Урок русского языка, посвящённый обобщению и систематизации знаний о союзе как части речи, проводится после завершения изучения детьми раздела «Союз». На уроке будет организована проверка ...