Обобщающий урок по теме: Союз. Знаем ли мы его?...
методическая разработка по русскому языку на тему
Цели:
Развивающие
- Способствовать развитию познавательного интереса через содержание учебного материала.
- Создать условия для развития:
а) психологических способностей учащихся: внимания, памяти, наблюдательности;
б) общелогических умений: сравнивать. Обобщать, систематизировать;
в) общеучебных навыков: самоконтроля и взаимоконтроля, культуры оформления работ.
Образовательные
1. Систематизировать теоретические знания по теме урока;
2. Отработать умения различать союзы по видам (сочинительные и подчинительные) и по строению (простые и составные).
3. Способствовать формированию умения учащихся действовать в ситуации выбора.
Воспитательная
Воспитание мотивационной сферы личности через активизацию мыслительной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_soyuz.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Терёхина Елена Владимировна
Обобщающий урок
Тема: Союз. Знаем ли мы его?...
Цели:
Развивающие
- Способствовать развитию познавательного интереса через содержание учебного материала.
- Создать условия для развития:
а) психологических способностей учащихся: внимания, памяти, наблюдательности;
б) общелогических умений: сравнивать. Обобщать, систематизировать;
в) общеучебных навыков: самоконтроля и взаимоконтроля, культуры оформления работ.
Образовательные
1. Систематизировать теоретические знания по теме урока;
2. Отработать умения различать союзы по видам (сочинительные и подчинительные) и по строению (простые и составные).
3. Способствовать формированию умения учащихся действовать в ситуации выбора.
Воспитательная
Воспитание мотивационной сферы личности через активизацию мыслительной деятельности учащихся.
Задачи:
1. Запомнить особенности союза как служебной части речи;
2. Уметь:
а) определять виды союзов по значению ( сочинительные, подчинительные) и по строению ( простые, составные)
б) различать предложения с однородными членами и сложносочиненные с союзом И, а также сложноподчиненные предложения.
3. Понять: для чего нужны союзы.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Объявление темы, целей и задач урока.
- В ходе урока попытаемся ответить на вопрос «Союз. Знаем ли мы его?..».
(Работа проводится на листах, цель - проверить и оценить деятельность каждого ученика).
Проверка теоретического материала:
- Продолжите фразу: «Союз- это… (служебная часть речи).
- Какую еще служебную часть речи мы изучили (предлог).
Задание 1. «Сходство и различие союзов и предлогов».
(Составьте план ответа по данной теме. Это может быть таблица или схема - один ученик работает у доски).
Общее | Различия |
а) служебная часть речи | а) соединяет слова в словосочетании и в предложении |
б) не изменяется | б) союз – однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного |
в) не является членом предложения |
2. Закрепление материала (практическая часть урока).
- Для того, чтобы полученные знания привести в систему, по ходу работы будем составлять схему.
Итак, Союз- это служебная часть речи (заполняется первая часть схемы).
- Для чего же служат союзы? (для связи простых предложений в составе сложного и однородных членов предложения).
- Задание на закрепление данного понятия. (Запишите предложения, графически объясните роль союзов) - один ученик работает у доски.
1. Небо затуманилось, и по листьям зашуршал тихий дождь.
2. Березы сбросили свою листву и понемногу засыпают.
3. Но я совершенно отчетливо помню и крыши, и кирпич, и дым из трубы.
4. Когда начало смеркаться, он пошел домой.
( проверьте работу учащегося и оцените)
- В какие две группы можно объединить данные предложения?
(1 и 4 – сложные предложения
2 и 3 - простые с однородными членами).
- Чем похожи и чем отличаются 1 и 4 предложения?
(общее - сложные предложения , в составе два простых;
отличие – 1-ССП (соединяются сочинительным союзом И)
4- СПП (---- подчинительным союзом – когда)
- На какие два вида по значению можно разделить все союзы?
( сочинительные и подчинительные) (открывается вторая
часть схемы)
- В чем особенность сочинительных союзов?
(соединяют однородные члены и простые предложения в составе сложного/ простые предложения самостоятельные)
- В чем особенность подчинительных союзов?
(соединяют простые в составе сложного, но данные предложения неравноправные; есть главное и зависимое, от главного к зависимому задается вопрос).
- Работа по вариантам (задание - из записанных на доске предложений
1 вариант – выписать номера предложений с сочинительными союзами;
2 вариант – выписать номера предложений с подчинительными союзами).
- Огонь в лампе дрогнул и потускнел, но через секунду снова разгорелся ровно и ярко.
- Наука любит трудолюбивых, потому что труд - это талант.
- Трудно побывать везде, зато сколько впечатлений останется от поездки.
- Лес становится угрюмым, если тучка закроет солнце.
(1 – вариант: 1-и, но; 3-зато
2 – вариант: 2-потому что; 4-если)
3) - На какие группы подразделяются
а) сочинительные союзы:
-соединительные: и
- разделительные: но, зато
-противительные:
б) подчинительные союзы:
-причины: потому что
-целевые:
-временные:
-условные: если
-сравнительные:
-изъяснительные:
- К каким группам относятся выписанные союзы?
- Обратите внимание на строение данных союзов, найдите отличие в их записи.
( и, но, зато – одно слово; потому что – два слова )
-На какие две группы о строению можно разделить все союзы ?
( простые / одно слово/ и составные / несколько слов / )
(открывается третья часть схемы)
4) Выборочная работа (выполняется в рабочих тетрадях).
(Задание: из зачитанных словосочетаний выписать союзы. разнося их по колонкам таблицы).
Составные союзы | Простые союзы |
освещать, потому что темно; как будто что-то стукнуло; так как вода прибывала | натереть, чтобы блестел; дорого, зато надежно; верное и чуткое сердце; если закроет небо; или движущиеся огни |
- Проверка работы: - Какие союзы записаны в первую колонку, а какие во вторую?
- Выполнив данное задание, мы завершили закрепление теоретического материала по теме « Союз» и составили вот такую схему
СОЮЗ - служебная часть речи
Виды союзов
По значению По строению
сочинительные подчинительные простые составные
- Основываясь на составленной схеме, сформулируйте определение союза.
- Подводя итог всему, о чем говорилось на уроке, выполнить следующее задание.
- Продолжите каждый из начатых примеров, выделите союзы, определите разряд по значению и строению.
- Очумелов глядит в сторону……..
- Этого, ваше благородие, и в законе нет……
- Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком…….
- Прохор зовет собаку……..
( Проверка задания. С предложениями, из какого литературного произведения мы работами (Чехов «Хамелеон»).
3. Домашнее задание.
Записанные в рабочих тетрадях союзы помогут при выполнении домашнего задания.
Используя данные союзы, предлагается написать:
- связанный текст на свободную тему
или
- сложные предложения, употребив все записанные союзы.
Каждый выбирает вариант задания, исходя из своих возможностей.
4. Подведение итогов.
На сегодняшнем уроке мы постарались привести в систему теоретические знания по теме «Союз».
Тема урока звучит так: «Союз. Знаем ли мы его?...»
…… - как ты думаешь, после сегодняшнего урока ты сможешь сказать, что знаешь, что такое союз. Обоснуй свой ответ.
В течение всего урока учащиеся работали на листах. Перед тем их сдать, они обмениваются с соседом по парте и проверяют работы друг у друга, оценивая их.
Работы сдаются учителю. Урок завершен.
Директор МОУ СОШ №3_________________/Е.Г. Романова/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»
Цели: Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...
Обобщающий урок по теме "Союз"
Обобщающий урок по теме «Союз» (7 кл.)Цели:- систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях ре...
Обобщающий урок по теме Я знаю,я рисую
Обобщающий урок по теме Я знаю,я рисую (закрепляет знания учащихся о естественных науках). Природоведение. 5класс....
Обобщающий урок по теме «Союз»
Урок, призванный обобщить и систематизировать все знания, приобретенные учениками о такой части речи, как союз...
Природоведение 5 класс. Обобщающий урок по теме: «Что я знаю о живых организмах?»
Урок игра, в ходе которого можно обобщить и проверить знания учащихся по данной теме. Разработаны вопросы разной "стоимости". В ходе игры учащиеся набирают какое-то количество баллов. По результатам у...
Повторительно-обобщающий урок по теме «Союзы» 7 класс
Данный урок - повторительно-обобщающий, который направлен на сисематизацию и обобщение изученного материала, на развитие у учащихся умений структурировать, сравнивать, сопоставлять изученные языковые ...
Открытый урок в 7 классе по теме: «Обобщающее повторение по теме Союз»
Урок русского языка, посвящённый обобщению и систематизации знаний о союзе как части речи, проводится после завершения изучения детьми раздела «Союз». На уроке будет организована проверка ...