урок русского языка 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок по теме "Сложносочинённые предложения. Виды по значению и союзам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 46.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Сложносочинённое предложение. Виды по значению и союзам"
Вид урока: урок получения новых знаний
Тип урока: урок-практикум
Место урока в системе уроков: один из уроков в разделе «Синтаксис сложного предложения»
Цель урока:
1) познакомить обучающихся с особенностями сложносочинённого предложения, группами сочинительных союзов по значению; 2)научить определять вид ССП, научить различать виды ССП.
Задачи организационной деятельности учителя:
-предметные:
-формирование умений определять вид сложносочиненного предложения;
-формирование умений различать виды сложносочиненных предложений;
-формирование умений употреблять в речи сложносочиненные предложения;
-развитие пунктуационных навыков;
-метапредметные:
-организовать деятельность учащихся по развитию умений работать с текстом и получать информацию из разных источников;
-формирование умений анализировать полученную информацию;
-формирование умения слушать и вступать в диалог;
-личностные:
-способствовать формированию умений договариваться о совместной работе, формирование умения участвовать
в коллективном обсуждении проблемы;
-развитие навыков монологической речи;
-развитие навыков индивидуальной и групповой работы;
-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).
Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: ноутбук учителя, интерактивная доска, компьютерная презентация, таблица «Знаю – хочу знать — узнал», учебник, рабочие листы.
Прогнозируемые результаты: умение определять вид сложного предложения, умение различать виды сложносочиненного предложения, находить сложносочиненные предложения в тексте.
Ход урока
- Организационный этап.
Чтение учителем стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Великому народу, ярких представителей которого я рада сейчас приветствовать.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Сергеевна Коледа.
- Скажите, кто автор строк, с которых я начала урок?
-Тургенев
-Знакомы ли вы с произведениями Тургенева?
Изучали произведения с 5-го класса( «Му-му»), продолжали знакомиться в
7-м (рассказы из «Записок охотника», стихотворения в прозе).
2. Стадия вызова.
Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Актуализация знаний
Сегодня нам не понадобится обычная рабочая тетрадь, вы будете работать с рабочими листами, которые лежат на партах. Подпишите их.
Я надеюсь, что вы уже безошибочно определяете виды сложного предложения.
Проверим, сможете ли вы найти сложные предложения в тексте.
На что мы обращаем внимание, анализируя сложные предложения?
- Количество грамматических основ.
- Определить, с помощью чего связаны части сложного предложения
- Если предложение союзное, попробовать от одной части предложения к другой задать вопрос.
- Определить, какой союз по значению соединяет части сложного предложения.
Задание 1.
Выполним первое задание. Найти сложные предложения, определить их вид.
СЛАЙД
ТЕКСТ
(1)Я добрался до сеновала и лег на только что скошенную, почти высохшую траву. (2) Долго я не мог задремать; долго звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова... (3)Жара и усталость взяли свое, и я заснул мертвым сном. (4)Всё уже потемнело, когда я проснулся.(5) Разбросанная трава сильно пахла и чуть-чуть отсырела. (6)Сквозь тонкие жерди полураскрытой крыши слабо мигали бледные звездочки. (7) Заря уже давно погасла, и едва белел на небосклоне ее последний след.(8) В недавно раскаленном воздухе сквозь ночную свежесть чувствовалась еще теплота, однако грудь всё еще жаждала холодного дуновенья. (9)Ветра не было. (Тургенев И.С. Певцы)
сложносочиненное | сложноподчиненное | бессоюзное сложное |
3, 7 | 4,8 | 2 |
Проверяем
Предложения из произведений И.С. Тургенева помогут начать работу над темой урока.
Рассмотрите внимательно данные предложения и скажите, что их объединяет? СЛАЙД
- Ни калина не растёт меж ними, ни трава не зеленеет. (И. Тургенев)
- В наших краях люди знают толк в пении, и недаром наше славится во всей России своим особенно приятным и согласным напевом.(Певцы)
- Еще нигде не румянилась заря, а на востоке небо уже забелелось
Какие это сложные предложения?
Определение темы урока
Можете ли вы предположить, о чём пойдёт речь на сегодня на уроке?
По рядам записать, выделить грамматические основы
Чем отличаются типы представленных предложений?
А чем связаны части СП?
Какие это союзы: одинаковые по значению?
Конкретизируем тему урока: Виды по значению и союзам
У вас у всех в рабочих листах есть таблица «Знаю – хочу знать — узнал». Первая колонка в ней уже заполнена.
-Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать».
Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?
Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».
Какие виды сложносочиненных предложений существуют в русском язык
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Что такое сложносочиненное предложение? | Какими бывают сложносочиненные предложения? |
Первичное усвоение новых знаний
Я поняла, что вы хотите узнать
Что такое знания? Знания – это проверенная информация. И сегодня я вас научу некоторым способам работы с информацией.
Ребята, из каких источников мы можем получить новую информацию?
-Учебник, учитель, интернет.
ПРИЁМ «Пометки на полях» (Инсерт).
Учитель:
Прочитайте материал
Получение теоретической информации – не всегда интересное занятие. Предлагаю вам изучить материал не совсем обычным способом. Вы можете выразить своё мнение с помощью специальных знаков.
Сделайте пометки на полях: СЛАЙД
«+» - если считаете, что это вам известно;
«v» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Группы сочинительных союзов | ||
Соединительные | Разделительные | Противительные |
и, да (=и), ни... ни, тоже, также | то... то, или (иль), либо... либо, не то... не то, то ли... то ли | а, но, да (=но), зато, однако, не только... но и |
Ребята, закончите схему, опираясь на полученные знания, заполнив её
Сложносочиненные предложения по союзам и значениям
СЛАЙД
Проверь себя СЛЙД
Первичная проверка понимания
Возможный приём
Перед большой дорогой немного отдохнём.
Предлагаю игру: «Верите ли вы, что…» СЛАЙД
Сложносочиненное предложение – сложное предложение, состоящее из двух и более частей, связанных между собой с помощью интонации и сочинительных союзов | да |
От одной части сложносочиненного предложения к другой можно задать вопрос | нет |
Части сложносочиненного предложения связаны между собой только с помощью интонации | нет |
Части сложносочиненного предложения связаны с помощью подчинительных союзов | нет |
Части сложносочиненного предложения соединяются между собой с помощью соединительных, противительных и разделительных союзов | да |
Любое знание лучше запомнится, если оно отрабатывается на практике.
Задание 2.
Проанализируем следующие предложения и проверим, сможете ли вы отличить друг от друга разные виды сложносочиненных предложений.
Предложения взяты из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
Попробуйте определить, к какому виду относятся данные сложносочиненные предложения.
СЛАЙД
1.Княжна Марья всё ещё молча смотрела на брата, и в прекрасных глазах её были любовь и грусть.
2. Через две недели после получения письма вечером приехали вперёд люди князя Василия, а на другой день приехал он.
3.Никто ничего определённого не говорил, но по эскадрону пронеслась молва об атаке.
4.Пред пожаром очень редко мелькали чёрные фигуры людей, и из-за неумолкаемого треска слышались говор и крики.
5. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей слышалась всё чаще.
6.То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.
7.Чёрная туча надвинулась, и стали видны молнии, освещавшие весь двор.
Первичное закрепление
Я надеюсь, что материал сегодняшнего урока стал понятен всем. Вам предстоит выполнит следующее задание. Затем вы проверите работы друг друга, а потом сверитесь с ответами, записанными на доске.
Выпишите номера сложных предложений
Задание 3. Выписать номера предложений
СЛАЙД
1-й ряд | 2-й ряд | 3-й ряд |
ССП с соединительными союзами | ССП с разделительными союзами | ССП с противительными союзами |
3, 7, 8 2, 4, 6 1, 5, 9
СЛАЙД
1. Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет… (Тургенев И.С.)
2. То слишком морозит , то моросит дождь. ( Пришвин М.)
3. Тут раздался лёгкий свист, и Дубровский умолк. (Пушкин А.С.)
4. Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки обойдёт.(Васильев С.)
5. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.(Короленко В.)
6. То падали листья вместе с хлопьями сырого снега, то шел дождь, то светило позднее солнце. (А. Платонов)
7. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей. (Паустовский К.Г.)
8. Бабушки, должно быть, все очень хорошие, у нас тоже хорошая была
9. В зелёной листве задумчивых лесов уже золотились отжившие листки, а потемневшие поля глядели тоскливо и печально.(Чехов А.П.)
Задание 4.
Ребята, в этом году вам предстоит сдавать экзамен. Одно из заданий проверяет умение правильно определять виды сложных предложений
Тест
1.Найдите сложносочиненное предложение.
А) Николай Иваныч женат, и дети у него есть.
Б) Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение.
В) У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник.
2. Найдите сложносочиненное предложение с соединительным союзом предложение.
А) Ильюша станет черпать воду, а водяной его за руку потащит к себе.
Б) Дверь заскрыпела, и лесник шагнул через порог
В) Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи.
3. Найдите сложносочиненное предложение с противительным союзом.
А) Рыба вдруг перестала клевать, и у нас наступила полная тишина
Б) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
В) Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.
4. Найдите сложносочиненное предложение с разделительным союзом.
А) То ли за морем он хоронится, то ли брошен в острог он опять.
Б) Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска
В) Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса, а надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака.
5. Найдите предложение сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью?
А) Около родника зеленеет бархатная травка; дубовые кусты разрослись по скатам оврага, и солнечные лучи почти никогда не касаются его.
Б) Погода была прекрасная, но жара не унималась.
В) Николая Ивановича соседи уважают : штатский генерал Щерепетенко всякий раз снисходительно ему кланяется, когда проезжает мимо его домика.
1а, 2б, 3в, 4а, 5а
Задание 5.
Сегодня мы разными способами учились определять виды сложносочиненного предложения. А теперь вы сами попробуете составить сложные предложения разных видов.
Составьте из простых предложений сложносочиненные предложения . Определите их вид. СЛАЙД
1.Русский язык является могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
2.Русский язык довольствуется одним словом для передачи мысли. Другому языку потребовались бы для этого целые фразы.
3.Русский язык неисчерпаемо богат. Всё в нём обогащается с поражающей быстротой.
И.С. Тургенев когда–то сказал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием».
Я надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, помогут вам успешно сдать экзамены.
Рефлексия
Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.
Ребята, у нас осталась незаполненной третья графа таблицы. Что же мы должны в неё написать
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Что такое сложное предложение? | Какими бывают сложные предложения? | ССП делятся на ССП с соединительными союзами, ССП с противительными союзами, ССП с разделительными союзами. |
Выводы:
- Что вспомнили на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
3)Что делали?
4) Что вам помогало в работе?
Обобщите выводы, которые мы можем сделать по нашему с вами уроку
Подводя итоги, я предлагаю обратиться к таблице
Оцените себя, на сколько баллов вы выполняли каждое задание.
СЛАЙД
Затем посмотрите, сколько баллов вы набрали в итоге, и поставьте себе оценку за урок.
Кто получил 5,4...
1-5 баллов | «1» |
6-10 баллов | «2» |
11-15 баллов | «3» |
15-20 баллов | «4» |
21-25 баллов | «5» |
V. Домашнее задание.
СЛАЙД
1.Написать мини-сочинение на тему «Зима в моём городе», используя сложносочинённые предложения разных видов.
2. Из текстов художественных произведений выпишите предложения разных видов (15-20, найдя грамматические основы)
Мне было приятно с вами сегодня работать. Надеюсь, что наш урок не прошёл даром. Успехов на экзаменах!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...