Урок письма
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Урок русского языка в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

Организационная информация

Предмет

Русский язык

Класс

11

Тема

Урок письма

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Усок Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МБОУ Погарская СОШ №1

Адрес образовательного учреждения

243550 п.г.т. Погар, Брянская обл., ул. Гагарина, д.26

Описание урока/мероприятия/занятия

Тип урока (мероприятия, занятия)

Комбинированный урок

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

2 часа (45 мин. + 45 мин.)

Цели урока (мероприятия, занятия)

Образовательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

-личностные УУД: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно – этическая ориентация;

- регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;

- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- познавательные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; рефлексия; смысловое чтение.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные:

  • Знать

- базовые понятия;

- нормы русского языка и речевого этикета и использовать их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

  • Уметь

- уместно употреблять языковые единицы в речевой практике соответственно ситуации и стилю общения.

Личностные:
- осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой, профессиональной деятельности, социализации и самореализации;

- стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные:

- регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность;

- коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества;

- познавательные: работа с информацией; выполнение логических операций: анализ, обобщение, классификация.

УУД

  • Личностные УУД:  личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно – этическая ориентация.
  •  Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
  •  Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
  • Познавательные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; рефлексия; смысловое чтение.

Дидактическая структура урока.

Этапы урока

Методы, приемы

Формы работы

Результат

I этап. Организационный момент.

Слово учителя.

Фронтальная

Подготовка к дальнейшей работе

I I этап. Постановка цели урока.

Беседа.

Проблемный вопрос.

Фронтальная

Сформулирована тема, цель урока и действия по ее достижению

III этап. Актуализация знаний.

Цель – повторить основные сведения о письме, его примерной структуре и правилах написания

Беседа

Фронтальная

Готовы к пониманию темы урока

IV этап. Работа с текстом.

Работа с текстами.

Беседа.

Сообщение учащегося

Групповая.

Индивидуальная.

Фронтальная

Умение услышать другого.

Понимание необходимости правильного использования возможностей языка в своей речи

V этап. Самостоятельное творческое использование теоретических знаний при написании сочинения.

Работа по заполнению таблицы.

Работа с учебником

Индивидуальная

Умение применять навыки на практике

VI этап. Итог урока.

Чтение сочинений - писем, созданных в группе или самостоятельно

Групповая.

Индивидуальная.

Итог работе (деятельности). Что удалось? Что не удалось?

VII этап. Рефлексия.

Беседа

Индивидуальная.

фронтальная

Сформулированное мнение


I. Организационный момент.

Учитель читает отрывки из стихотворения Е.Луговской «Стихи о письмах»

Письма... Давно как мы их получали.

Письма развеют глухие печали.

Письма расскажут, как жизнь наша мчится

И сквозь конверт теплым светом лучится.

Пусть говорят, в век компьютерной связи

Письма друг другу писать перестали,

Письма в историю, мол, уж отходят

Пейджер, мобильный - они нынче в моде…

И, с безразличием жизни сметая,

Скажете: « Письма...  Да что в них такого?..

Письма писать в наше время не ново!

Письма - слова на бумаге и только!»

Нет!  Вы ошиблись! И скрыто тут больше.

Каждая строчка в письме - это память,

Каждая мысль отзовется стихами,

Песней зовущей, далекой и звездной…

II. Постановка цели урока.

На экране появляется слайд 2:

  • Адресат и адресант
  • Написанный текст
  • Служит для переписки людей
  • Почтальон

Вопрос к классу: «Догадайтесь, о чем пойдет речь. Как можно сформулировать тему урока?»

Тема урока: «Урок письма».

Вопрос к классу: «Какова будет цель урока, тему которого вы уже определили?»

(Цель: повторение сведений о письме, правилах их написания и оформления, создание своего письма.)

III. Актуализация знаний. Повторение сведений о письме, его примерной структуре и правилах написания.

Слайд 3

- Вспомните, пожалуйста, что называют письмом.

Слайд 4

Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»

  • ПИСЬМО
  1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н. Написать п. родным. Заказное п.
  2. Умение писать. Учиться чтению и письму. Искусство письма.
  3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи. Словесно-слоговое п. Иероглифическое п.
  4. Манера художественного изображения. Реалистическое п. Икона старинного письма.

- Вспомните и назовите основные правила написания письма. Какова структура написанного текста, посылаемого для сообщения.

Структура письма:

  • Адресат
  • Вступление. Обращение к адресату.
  • Основное содержание письма.
  • Вопрос к адресату.
  • Заключение (прощание, подпись).
  • P.S.

Слайд 5

- Когда говорим о письме, то употребляем слова адресат / адресант. Что они означают? Какое явление в русском языке может быть проиллюстрировано данными словами? (Паронимы.) Подберите русские синонимы к словам адресат / адресант.

Звучат ответы обучающихся. Учитель подводит итог, обобщая ответы.

Слайд 6

Адресант

Тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение). Например: аккуратный, пунктуальный адресант; адресант пишет, сообщает.

Синоним: ОТПРАВИТЕЛЬ

Адресат

Тот, кому адресовано почтовое отправление (лицо или учреждение).

Например: новый, прежний, забытый, точный, постоянный, временный адресат; адресат выбыл; уточнить, найти адресата.

Синоним: ПОЛУЧАТЕЛЬ

IV. Работа с текстом.

Известная поэтесса и писатель начала XX века отмечала: «Как хорошо, что люди придумали почту… Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт, заклеишь  и бросишь его в другую душу – ждущую и мятущуюся…»

Письмо – это не просто строчки, бегущие по чистому листу бумаги. Это, действительно, кусочек души, который ты даришь другому человеку. Поэтому каждое письмо – произведение искусства. А когда оно сотворено талантливым человеком, удивительно вдвойне.  

Давайте распечатаем конверт и достанем тот самый маленький кусочек души, что был положен туда Д.С.Лихачевым…

Слайд 7.

Сообщение о Д.С.Лихачеве.

«Творческое долголетие Дмитрия Лихачёва – явление уникальное и в то же время поучительное. Это, конечно, не только творческое долголетие, но и физическое. Как ни странно, я думаю, что оно результат двух вещей: первое –его доброжелательного отношения к людям, и второе постоянной, безостановочной работы мысли», - писал Д. Гранин.

«Если жить только для себя, то от прожитого не останется и следа. Если жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы», - утверждал Д.С.Лихачев.

О таких людях говорят — «совесть нации». И Дмитрий Сергеевич Лихачев действительно был совестью нации: в годы страшных сталинских репрессий, в годы засилья атеистической идеологии в культуре и науке. Он защищал и спасал от забвения и уничтожения памятники отечественной культуры, в эпоху антирелигиозной пропаганды открывал для современников и потомков духовное наследие предшествующих эпох Российской истории и показывал через древнерусскую литературу, как наши предки старались и умели жить по совести.

Слайд 8.

Академик Лихачев является автором просветительской книги «Письма о добром и прекрасном». Книга написана в публицистическом стиле. Издана в 1985 году.

- Какой стиль речи называется публицистическим?

Ответы обучающихся.

Публицистический стиль занимает особое место среди функциональных стилей, так как основная функция, которую он выполняет, это функция воздействия. Публицистический стиль реализуется в средствах массовой информации. Это язык газет, радио, телевидения. Публицистический стиль сближается, с одной стороны, с художественной литературой, но в тоже время содержит черты всех стилей: научного, разговорного, делового. К жанрам публицистического стиля относятся: очерки, статьи, репортажи, интервью и т.д.

- Книга Д.С. Лихачева написана в форме писем. Почему автор выбрал форму писем и кому они обращены, мы узнаем, прочитав вступительную статью книги «Письма к молодым читателям».

Слово учителя: «Перед нами удивительная книга – мудрая и задушевная, обращенная к взрослым и детям. Текст книги лишен назидательности. В ней размышления автора, тревоги и надежды, которыми он просто и искренне, как бы беседуя, делится с читателями. Эпистолярный жанр делает эту книгу особенной: каждый читающий либо слушающий текст писем невольно представляет себя адресатом, к которому обращены строки Д.С.Лихачева».

V. Самостоятельное творческое использование теоретических знаний при написании сочинения.

Прежде чем вы начнете работать в группах, обсуждать проблемы, затронутые в письмах, познакомьтесь с темами сочинений, из которых вам каждому необходимо будет выбрать одну с целью создания своего письма «о добром».

Слайд 9

Темы для написания сочинения-письма:

«Россия – Родина моя: я другой такой страны не знаю…»

«Мой рецепт счастливой семьи»

«Напиши письмо и расскажи о мире, в котором тебе хотелось бы вырасти»

«Кем я хочу стать, чтобы сделать мир лучше».

- Прочитаем письмо вашего ровесника (слайд 10):

«Мой ровесник, я обращаюсь к тебе со словами: «Возьми в руки эту книгу, прочти её, ты не пожалеешь о потраченном времени, ведь оно не пройдёт даром. Вернись к «Письмам о добром и прекрасном»; читая их, ты сам станешь добрее и прекраснее. И пиши письма, пиши чаще!

Письма – мосты, связывающие людей на огромных расстояниях. Это не простые листы бумаги, исписанные строками о событиях, произошедших за какое-то время... они несут в себе тепло человеческой души, проносят его на всём пути не растеряв ни капли, в них эмоции и переживания, все, чем хочется поделиться с другом...» А если это письма великих людей, адресованные будущим поколениям, то они ценны вдвойне».

- Д.С.Лихачев верил в то, что доброта и духовная красота человека способны на многое. И вы, юное поколение, сможете сохранить и приумножить то, что вам завещано. А для этого нужно быть сильным духом и верой в будущее, чтобы жизнь на планете Земля продолжалась.

VI. Работа в группах. Чтение «Писем о добром» Д.С.Лихачева. Обсуждение главных идей (или определение микротем). Создание своих писем на одну из заданных тем.

(Для организации работы на данном этапе урока класс делится на группы. Предварительно для групп готовятся тексты из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром» («Письмо первое. Большое в малом», «Письмо третье. Самое большое», «Письмо четвертое. Самая большая ценность – жизнь», «Письмо пятое. В чем смысл жизни»)).

Название письма

Цитаты

«Письмо первое. Большое в малом»

«Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано»

«Письмо третье. Самое большое»

Самая большая цель жизни – «увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей»

«Надо быть патриотом, а не националистом… Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим»

«Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты - хитрость»

«Письмо четвертое. Самая большая ценность – жизнь»

«Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее»

«Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем…»

«Письмо пятое. В чем смысл жизни»

«…цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание»

«…надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить»

«…жизнь…вечное созидание. Человек рождается и оставляет по себе память. Какую он оставит по себе память? Об этом нужно заботиться уже не только с определенного возраста… с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг»

VII. Проверка выполненной работы. Чтение писем, созданных в группе (или написанных самостоятельно).

VIII. Рефлексия.


Приложение

Сочинение

Кем я хочу стать, чтобы сделать мир лучше

Дрогой друг!

Возможно, как всегда в твоей жизни очень мало времени, ты спешишь, не желаешь сделать остановку, чтобы выслушать меня… Меня, а может, себя?.. Ведь то, о чем хочется поразмышлять, хотя бы раз в жизни, волновало и тебя! Иногда кажется, что люди совсем разучились слушать (не слышать!). Да и кто я такой, чтобы отнимать твое драгоценное время своими мыслями?!

Милый незнакомец, возможно, ты вдумчивый читатель, замечательный друг. Если это так (а я уверен, что не может быть иначе!), то согласишься со мной: дальше так жить нельзя! Сейчас я возвратился домой из школы. В душе происходит какая-то внутренняя борьба… Мои одноклассники в ближайшее время готовятся сдавать экзамены и мечтают стать врачами, экономистами, юристами, военными, чтобы … получать большую (какой смысл они вкладывают в это слово?!) зарплату, обеспечить себя материально: дом, автомобиль, путешествия, отдых, развлечения…

Возможно, дорогой друг, ты скажешь: «Что ж тут плохого? И я мечтаю или мечтал об этом!». Но мне никогда не забыть искреннее недоумение одноклассницы Лены, ее взгляд, проникающий в самое сердце, и слова: «Да что же вы все время думаете о себе?! Посмотрите вокруг, оглянитесь: соседний класс, наша школа, ваши соседи, улица, поселок… Вспомните Чехова. Он призывал, «чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы… что  есть несчастные… жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Неужели вы не хотите, чтобы мир, в котором мы живем, стал лучше?!»

Как права Лена! Ее слова словно разбудили меня. Я понял, кем хочу стать, чтобы сделать мир лучше.

Нет, дорогой друг, не волшебником (хотя было бы неплохо!) и даже не президентом (не только в его силах, к сожалению, преобразить жизнь). По-моему, самое сложное – стать Человеком! (Вижу ироническую улыбку на твоем лице.) Да, я уверен: мир станет лучше, если каждый поймет это и начнет изменять не все, что его окружает, а совершенствовать себя. Врач, летчик, инженер, адвокат, строитель… Нет, прежде всего Человек, и это в первую очередь! Удивительно прав тот, кто сказал: «Небольшой шаг для человека – большой шаг для человечества». Известный ученый, академик, честнейший человек своей эпохи Д.С.Лихачев утверждал: «… быть добрым одному ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя».

Как все просто и понятно: сделай мир лучше – начни с себя! А для этого, кем бы ты, мой собеседник, ни был, стань Человеком! Тогда и мир будет краше, люди добрее, небо выше…

Спасибо, дорогой друг, что ты все-таки выслушал меня. Кем я хочу стать, чтобы сделать мир лучше? Человеком! И другого ответа быть не может! Если ты не согласен, готов выслушать тебя и постараться понять.

Всего доброго тебе!                                                    С уважением, выпускник 2015 года.


Сочинение

«Россия – Родина моя: я другой такой страны не знаю…»

04.04.2015 г.                                                                                                        п.г.т. Погар

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась…

Э.Асадов

Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович!

Сегодня мне очень хочется обратиться к Вам с моим посланием и поделиться размышлениями о России.

Ни один человек не может прожить без Родины – того места, где он родился, провел свои первые годы. Это неоспоримая истина. Моя Родина – Россия. Все люди любят Отчизну, и я не исключение. Иначе быть не может…

Россия – это страна, в которой я родилась и живу с детства. Здесь выросли мои родители. Это государство, в котором вершились великие дела и которое породило величайших гениев всех времен, прославивших его на весь мир. Думаю, уважаемый Владимир Владимирович, Вы согласитесь, что в нашей стране самая прекрасная и завораживающая природа, которой невозможно не восхищаться.

Я люблю русскую холодную зиму, когда поздним вечером идешь под тихим снегопадом. В эти минуты испытываешь душевное равновесие и спокойствие…

Люблю весенний пейзаж: умиротворенные ручьи, капель, первые цветы, почки на деревьях, пение птиц… Все это вызывает ощущение пробуждения и обновления.

Люблю жаркое лето, его грозы, запах скошенной травы и такие зеленые, полные жизни леса, поражающие своей, на первый взгляд, простой, неброской красотой.

Люблю тихие осенние дни, листопад, печальные и молчаливые рощи. Наверное, Вы со мной согласитесь: ни в какой другой стране невозможно найти такого разнообразия красок, кроме как в России. Она каждый год одаривает своими богатствами, и за это я ей благодарна.

Россия – удивительнейшая страна. На долю ее народа выпало столько испытаний! Но, как показывает история, господин Президент, наше могучее государство справилось со всеми невзгодами. И этим я искренне горжусь!

Мне кажется, что Россия сформировала и воспитала русский характер. Многие народы восхищаются смелостью, стойкостью и несгибаемостью русского человека, широтой и глубиной его души. Каждый россиянин – это нескончаемый поток любви, заботы, нравственности и добра. Кроме того, в России необычайное множество талантов: артисты и музыканты, писатели и художники. Русская музыка пробуждает сострадание, очищает мысли и чувства от плохого. Седьмая симфония Д.Шостаковича, как свидетельствуют очевидцы Великой Отечественной войны, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

Многим людям через картины помогают увидеть всю красоту земли, жизни наши отечественные художники; их полотна вдохновляют на подвиги. Русские произведения искусства и литературы признаны во всем мире благодаря Шишкину, Репину, Серову, Саврасову, Васнецову, Лермонтову, Блоку, Куприну Чехову и, конечно же, Пушкину. Бесценный вклад Россия внесла во всеобщее развитие не только культуры, но и науки и техники. Ведь люди со всех концов Земли используют знания русских ученых. Вы знаете об этом, уважаемый Владимир Владимирович, лучше и больше меня.

Одним из главных достояний народа России является его язык. В нем заключена вся сила и красота наша. Академик Д.С.Лихачев отметил: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни». То, как говорит человек, свидетельствует о его вкусах, об отношении к окружающему миру, да и к самому себе. А вот язык целой нации – это отражение души народа и величия земли русской. Я бесконечно счастлива, Владимир Владимирович, что могу думать, говорить, писать и читать на русском языке.

Для меня нет и не будет никогда страны лучше, чем Россия. Она мой дом, поддержка и забота. Я горжусь своей страной и верю в ее замечательное будущее! Меня переполняют только лишь прекрасные чувства от того, что живу в государстве самых чистых и светлых людей. Я очень люблю Россию и не представлю себя без нее. Верю, Владимир Владимирович: с таким руководителем как Вы у нашей страны есть будущее!

Э.Асадов писал:

Встает заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!

Неповторимая, прекрасная, единственная Россия – моя Родина!

Уважаемый Владимир Владимирович, желаю Вам всего самого доброго. С ростом Вашего авторитета мои искренние чувства любви к Отчизне только укрепляются.

С уважением к Вам, ученица 11 а класса Снежана Бокова.


Литература

1. Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.: Издательство «Logos», 2006 г.

2. Материал из презентации Решетниковой А.П., учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 14» города Братска.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2003 г.

4. Элиасберг Н.И. Обращаясь к наследию Дмитрия Сергеевича Лихачева: Уроки патриотизма и гражданственности. - СПб.: Издательство «Logos», 2006 г.

Интернет-ресурсы:

http://www.ref.by/refs/44/28724/1.html 

http://www.stihi.ru/2010/02/21/144 

http://festival.1september.ru/articles/565651/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»

Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством  знакомства с письмами военных лет....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".

   Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...