Урок «Обособленные члены предложения»
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Уроки «Обособленные члены предложения» и «Официально-деловой стиль речи», главной задачей которых является обобщение и углубление знаний, содержат в себе приемы и методы инновационных технологий, направлены на развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации, навыков самоорганизации и готовности к трудовой деятельности, а также применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obosoblennye_chleny_predlozheniya.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Обособленные члены предложения»
Тема: Обособленные члены предложения.
Цель: 1) обобщение знаний по теме «Обособленные члены предложения»; 2) закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях, осложненных обособленными определениями и обстоятельствами;3) отработка правильности употребления в устной и письменной речи обособленных членов предложения.
Оборудование: учебник, карточки с индивидуальными заданиями.
Эпиграф к уроку:
«Знаки препинания служат нотами при чтении».
(А.П.Чехов)
Ход урока
1. Организационный момент.
Заполнение «Листов обратной связи».
2.Актуализация знаний.
1). Традиционная разминка «Лови ошибку»:
(повторение орфограммы «о и е после шипящих в суффиксах имен существительных»)
Учитель: От чего зависит правописание о и е после шипящих в суффиксах имен существительных ?
Обучающиеся: О пишется в суффиксах под ударением, кроме слов, образованных от глаголов и существительных без суффиксов -онк- (-онк- является частью корня).
Учитель называет неправильно орфограмму в некоторых словах, учащиеся определяют ошибки.
Галчонок, девчонка, дружок, мелочевка, мужичонка, ночевка, печенка, пшенка, размежевка, раскорчевка, речонка, рубашонка, ручонка, собачонка, тушенка, шапчонка, юбчонка.
2). Работа с текстом.
Учитель: Определите вид предложения по наличию грамматических основ.(Проверка по коду, который демонстрируется затем на доске:
1-а, 2-б, 3-б, 4-а, 5-б, 6-а, 7-б, 8-а, 9-а,10-б.
Учитель: Есть ли в тексте предложения, имеющие отношение к нашей теме?
-Почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова А.П.Чехова «Знаки препинания служат нотами при чтении»?
-Итак, знаки препинания служат для придания тексту большей выразительности. Ведь нередко от того, как ты прочитаешь предложение, будет зависеть его смысл. И вообще без знаков препинания было бы очень сложно в устной и письменной речи.
-Какая наша основная цель на уроке?
Обучающиеся: Повторить постановку знаков препинания при обособленных членах предложения.
Учитель: Правильно, и вторая задача: отработать правильность употребления в устной и письменной речи обособленных членов предложения.
3. Фронтальный опрос.
Учитель:
1). Какие члены предложения обособляются запятыми на письме и паузами, интонационно в устной речи?
Обучающиеся:
-Определения и обстоятельства.
Учитель:
2). Когда они обособляются?
Обучающиеся:
-Если они выражены причастными оборотами и деепричастиями и деепричастными оборотами.
Учитель:
3). Всегда ли обособляются определения, выраженные причастными оборотами?
Обучающиеся:
-Только когда причастный оборот стоит после определяемого слова.
4. Работа с материалом учебника.
Учитель: составьте простой или сложный план статьи учебника.
5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.
1).Работа с текстом Н.Заболоцкого(текст на каждом столе).
Учитель: Прочитайте текст про себя, соблюдая знаки препинания, затем желающие прочитают текст вслух.
Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замерзшей бороде. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и неподвижное. И только заячьи следы на снегу да легкий перелет какой-то птички, мгновенно вспорхнувшей с елки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытая, безвечная, но никогда не умирающая до конца.
Учитель:
- Почему эти предложения, вместе взятые, можно назвать текстом? О чем он?
-Определите тему этого текста.
-Найдите в тексте предложения, в которых заключается основная мысль.
-Назовите тип речи этого текста.
-Определите стиль текста.
-Озаглавьте текст так, чтобы в заголовке была выражена основная мысль.
Обучающиеся:
- «Жизнь продолжается» или «Жизнь, никогда не умирающая до конца».
Учитель:
-Найдите в тексте слова, в которых звуков больше, чем букв. Объясните.
-Найдите слово с чередующейся гласной.
-Найдите 5 слов с проверяемой гласной в корне.
-Найдите обособленные члены предложения и объясните знаки препинания при них.
-Какую функцию выполняют в тексте причастные обороты? А деепричастные?
Учитель:
-Причастия с зависимыми словами передают признак предмета как действия. Причастные обороты придают тексту выразительную краткость, так как обладают «энергией» глагола и живописной силой прилагательного. Поэтому причастные обороты являются выразительным художественным средством в тексте. Деепричастные обороты обычно используются в книжной речи. Их достоинство-краткость, лаконичность, также обладают большой выразительностью.
2). Работа с тестом.(Код проверки: 1-в, 2-г).
3). Работа с текстом стихотворения А.Лиханова (запись на доске):
Жизнь-это горение, а в огне что-то сгорает.
Жизнь-это свет, а свет кого-то слепит.
Жизнь-это борьба, а в борьбе должен быть победитель.
Жизнь.
В этом слове немало значений.
Жизнь цветка, которому отпущено веку на одно лето.
Жизнь птицы, живущей три весны.
Жизнь человека.
И жизнь страны.
Все они плотно переплелись.
Учитель:
-Определите основную мысль текста.
-На примере этого текста расскажите, что вы уже изучили по теме «Синтаксис и пунктуация». Объясните знаки препинания.
6. Подведение итогов.
Заполнение листов «Обратной связи».
7. Д.З.
Составил: преподаватель Ширинского аграрного техникума И.В.Гагаринова.
Использованная литература:
Русский язык. 11 класс. Поурочные планы по учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой. Автор-составитель Г.В.Цветкова. Волгоград, изд. «Учитель», 2013 г.
Поурочные разработки по русскому языку. 10 кл. Авторы-составители: И.В.Золотарева, Л.П.Дмитриева. М., «Вако», 2005 г.
Приложения к уроку
Приложение 1.
Лист обратной связи
В начале урока.
1. Мое настроение (оцени по шкале).
1 2 3 4 5
2. Мое самочувствие (оцени по шкале).
1 2 3 4 5
3. Мой уровень подготовки к сегодняшнему уроку (оцени по шкале).
1 2 3 4 5
В конце урока.
1. Мое настроение (оцени по шкале).
1 2 3 4 5
2. Мое самочувствие (оцени по шкале).
1 2 3 4 5
3. Мой уровень подготовки по итогам сегодняшнего урока (оцени по шкале).
1 2 3 4 5
4. Сегодня на уроке у меня не получилось
Почему?
5. Сегодня на уроке мне удалось добиться успеха в
Приложение 2.
Тест: определите вид предложения.
а-простое, б-сложное.
1. Я долго сидел над задачей и все-таки решил ее сам.
2. Допевали петухи, и ночь смешалась с днем.
3. Прошел час, другой, а мальчик все не возвращался.
4.Задул суховей и высушил землю.
5. Было знойное лето, пахло рудой.
6. Снегирь сидел на ветке, плавно качающейся по ветру.
7. Стало совсем темно, и улица мало-помалу опустела.
8.Ученые заинтересовались находкой и начали раскопку кургана.
9. Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.
10. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.
Приложение 3.
Текст.
Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замерзшей бороде. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и неподвижное. И только заячьи следы на снегу да легкий перелет какой-то птички, мгновенно вспорхнувшей с елки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытая, безвечная, но никогда не умирающая до конца. (По Н.Заболоцкому).
Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замерзшей бороде. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и неподвижное. И только заячьи следы на снегу да легкий перелет какой-то птички, мгновенно вспорхнувшей с елки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытая, безвечная, но никогда не умирающая до конца. (По Н.Заболоцкому).
Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замерзшей бороде. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и неподвижное. И только заячьи следы на снегу да легкий перелет какой-то птички, мгновенно вспорхнувшей с елки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытая, безвечная, но никогда не умирающая до конца. (По Н.Заболоцкому).
Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замерзшей бороде. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и неподвижное. И только заячьи следы на снегу да легкий перелет какой-то птички, мгновенно вспорхнувшей с елки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытая, безвечная, но никогда не умирающая до конца. (По Н.Заболоцкому).
Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замерзшей бороде. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и неподвижное. И только заячьи следы на снегу да легкий перелет какой-то птички, мгновенно вспорхнувшей с елки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытая, безвечная, но никогда не умирающая до конца. (По Н.Заболоцкому).
Приложение 4.
Тест: определите обособленные члены предложения.
Задание №1
В каком варианте ответы правильно указаны и объяснены все запятые?
Соловей (1) рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню.
а) 2- выделяется причастный оборот;
б) 1, 2- выделяется деепричастный оборот;
в) 1,2- выделяется причастный оборот;
г) 1,3- выделяется деепричастный оборот.
Задание №2
В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Вечереющее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросит на небосклон несколько лиловых мазков.
а) 1- выделяется причастный оборот;
б) 2- выделяется деепричастный оборот;
в) 1,3- выделяется причастный оборот;
г) 1,3- выделяется деепричастный оборот.
Задание №1
В каком варианте ответы правильно указаны и объяснены все запятые?
Соловей (1) рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню.
а) 2- выделяется причастный оборот;
б) 1, 2- выделяется деепричастный оборот;
в) 1,2- выделяется причастный оборот;
г) 1,3- выделяется деепричастный оборот.
Задание №2
В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Вечереющее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросит на небосклон несколько лиловых мазков.
а) 1- выделяется причастный оборот;
б) 2- выделяется деепричастный оборот;
в) 1,3- выделяется причастный оборот;
г) 1,3- выделяется деепричастный оборот.
Задание №1
В каком варианте ответы правильно указаны и объяснены все запятые?
Соловей (1) рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню.
а) 2- выделяется причастный оборот;
б) 1, 2- выделяется деепричастный оборот;
в) 1,2- выделяется причастный оборот;
г) 1,3- выделяется деепричастный оборот.
Задание №2
В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Вечереющее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросит на небосклон несколько лиловых мазков.
а) 1- выделяется причастный оборот;
б) 2- выделяется деепричастный оборот;
в) 1,3- выделяется причастный оборот;
г) 1,3- выделяется деепричастный оборот.
Задание №1
В каком варианте ответы правильно указаны и объяснены все запятые?
Соловей (1) рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню.
а) 2- выделяется причастный оборот;
б) 1, 2- выделяется деепричастный оборот;
в) 1,2- выделяется причастный оборот;
г) 1,3- выделяется деепричастный оборот.
Задание №2
В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Вечереющее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросит на небосклон несколько лиловых мазков.
а) 1- выделяется причастный оборот;
б) 2- выделяется деепричастный оборот;
в) 1,3- выделяется причастный оборот;
г) 1,3- выделяется деепричастный оборот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Обособленные члены предложения" 8 класс
Презентация к уроку русского языка...
Урок "Обособленные члены предложения" 8 класс
Разработка урока на материале литературы и живописи Бурятии...
Самоанализ урока "Обособленные члены предложения" 8 класс
Самоанализ урока...
Опорный конспект к уроку "Обособленные члены предложения" 8 класс
Опорный конспект к уроку...
Конспект урока "Обособленные члены предложения"
Урок закрепления изученного материала...
Открытый урок «Обособленные члены предложения. Обособленные обстоятельства». 8 класс
Материал содержит презетацию к уроку и методическую разработку....
Открытый урок в 8 классе Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения.
Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения....