Прямое и переносное значение слова
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Леонтьева Виктория Альбертовна

Презентация к уроку русского языка (5 класс) по программе Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прямое и переносное значение слова. Средства изобразительности (метафора, олицетворение, эпитет) Цели и задачи урока: учащиеся знакомятся ознакомить с прямым и переносным значением слова; показать , как используются слова в переносном значении в художественных текстах (как основа создания художественных тропов: метафор, олицетворений, эпитетов); формировать навыки анализа художественного текста, нахождения в нем известных тропов .

Слайд 2

Словарно-орфографическая работа . М е та́ф о ра . Ме́та — ‘пере-’ ( греч .) М е т а ф о ри́ческий . Фо́ра — ‘несу’ Метафора — это слово или оборот речи, употребленный в переносном значении на основе сходства.

Слайд 3

Кислые стихи Мошковская Эмма Встало солнце кислое, Смотрит - небо скисло, В кислом небе кислое Облако повисло ... И спешат несчастны Кислые прохожие И едят ужасно Кислое мороженое ... Даже сахар кислый! Скисло всё варенье! Потому что кислое Было настроение -Выпишите из стихотворения два словосочетания с прилагательным кислый и два словосочетания с глаголом скиснуть так, чтобы эти слова были употреблены в прямом и переносном значении.

Слайд 4

Значение слова Прямое Прямо указывает на предмет, действие, явление. Седая голова, волчий хвост Переносное Переносит прямое значение слова на другой предмет Седая зима, волчий аппетит

Слайд 5

Осложненное списывание. Задания: 1. Дописать подходящие по смыслу и рифме слова. 2. Объяснить правописание падежных окончаний существительных (устно). Загадка В огороде у дорожки стоит солнышко ... . Только желтые лучи у него не ... . (В. Ладов.) горячи на ножке Как рождаются метафоры, как сочиняются загадки?

Слайд 6

Употребите прилагательные тёплый, горький, прямой, острый в разных значениях (в сочетаниях с различными существительными) Тёплый хлеб – тёплый приём Горький перец – горькая правда Прямая линия – прямой ответ Острый нож – острый ум

Слайд 7

Описательный оборот как средство межфразовой связи. Переносное значение могут иметь не только отдельные слова, но и целые обороты. Вспомним, вместо названий каких профессий и почему употребляются следующие описательные обороты капитаны степных кораблей - , разведчики подземных кладовых - . Найдите описательный оборот, какую роль он играет в строении текста. Выпал снег. Это белое чудо за одну только ночь изменило весь мир. (В. Песков.) Описательный оборот может сцеплять предложения в тексте. комбайнёры геологи

Слайд 8

1 . Над самой головой раздавался громкий, настойчивый стук дятла. Дятел обследовал больное дерево. 2. Начался весенний перелет птиц. Птицы спешат к родным гнездовьям. 3. На березах, между которыми стояла наша палатка, каждое утро собирались сороки. Сороки так бурно обсуждали свои новости, что мы просыпались. Обороты для выбора: лесной санитар, лесной доктор, вестники весны, крылатые путешественники пернатые друзья, красивые пестрые птицы, длиннохвостые болтуньи, белобокие трещотки. Творческий диктант. Задание: в каждой паре предложений заменить сцепляющее существительное описательным оборотом, выбрав его (с учетом контекста и законов благозвучия) из числа данных.

Слайд 9

Эпитет – образное определение. И мы в твоих стихах, поэт, не разгадали младенческой печали. На нас, дымясь, спускалось разъярённое небо. Метафора – скрытое сравнение. Звёзды пересыпались белыми зёрнами. Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег. Олицетворение –это наделение неодушевленных предметов живыми качествами1) О чём ты воешь, ветер ночной? 2) Телеграф гудел свою скучную песню. Сравнение – сопоставление одного явления или понятия с другим. 1) Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. 3) Ракета, точно разбившись о небо, с треском рассыпалась.

Слайд 10

Прочитайте и отгадайте загадку. Как вам удалось понять, о чём в ней идёт речь? На поляне девчонки в белых рубашонках, зелёных полушалках 2. Запишите это предложение, заменив метафоры сравнениями. Используйте для присоединения сравнений разные союзы. ( На поляне, как девчонки, стоят берёзы. У берёз белые стволы, будто рубашки, и зелёная листва, словно полушалки . ) 3. Сравните текст загадки и записанный вами текст. Какой из двух текстов, по-вашему, выразительнее? Почему ?

Слайд 11

?- Эпитет Образное определение , слово, Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. ( С. Есенин .) (греч. «приложение»). определяющее предмет и подчёркивающее его свойства Весёлый ветер , мёртвая тишина ,седая старина ,чёрная тоска При расширенном толковании ? называют не только прилагательное , определяющее существительное ,но и существительное -приложение , а также наречие , метафорически определяющее глагол. Мороз-воевода ,бродяга-ветер; Гордо реет Буревестник (М.Горький) Петроград жил в эти январские ночи напряжённо , Взволнованно , злобно, бешено . (А.Толстой) Постоянный ? . ? , часто встречающийся в народном поэтическом творчестве , переходящий из одного произведения в другое. Море синее ,поле чистое ,солнце красное ,тучи чёрные; добрый молодец ,красна девица, зелена трава…

Слайд 12

Метафора ? - скрытое сравнение . В ид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда . ( С. Есенин) греч. ( перенос) – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений . (Словарь лингвистических терминов ) ? ? простая: Нос корабля ,ножка стола , заря жизни , говор волн, град пуль, закат пылает, льётся речь (? построена на сближении предметов ,явлений по одному признаку) ? развёрнутая: Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает Их с размаха в дикой злобе на утёсы , разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. ( ? построена на различных ассоциациях по сходству)

Слайд 13

? - Олицетворение - Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? ( Ф.Тютчев .) троп, состоящий в приписывании неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ.

Слайд 14

В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, от желтизны не пропадет трава. Потемнели выси и глубины, ветерок порывист и остер, в ярких галстуках рябины собрались на праздничный костер. Дуб роняет и под ноги стелет золотое тонкое перо . Тренировочные упражнения. Запишите под диктовку предложения, расставьте необходимые знаки препинания . В предложениях подчеркните грамматические основы. Укажите метафоры.

Слайд 15

Задание. Запишите словосочетания, заменяя эпитет обычным определением. Сопоставьте полученные пары словосочетаний с точки зрения выразительности. Какими средствами создаётся художественный образ? Образец: прозрачные капли росы – хрустальные капли росы. Свинцовые тучи, золотая листва, железные нервы, цепкий взгляд, тяжёлые мысли, лютая зима, богатырское здоровье, зверский аппетит. Эпитеты и обычные определения.

Слайд 16

Сиянье, плеск и щебет во дворе... А верба вся в пушистом серебре: Вот-вот сорвутся да и улетят Комочки этих сереньких утят. Притронешься, погладишь - как нежны Доверчивые первенцы весны! Звенеть сосульки перестали Звенеть сосульки перестали, У крыш застыли бахромой, Холодным светом заблистали, Заледенели, как зимой. Но завтра снова солнце встанет, Оно возьмется припекать, И по крыльцу забарабанит Капель весёлая опять. Весна затенькает синичкой, Напев подхватят воробьи. Пройдут по стёжке вереничкой Подруги школьные мои. А я им постучу в окошко, В пальто влезая на ходу: Мол, подождите же немножко, Или не видите - иду! И, за спину закинув книжки, Скользя на тающем снегу, В своём распахнутом пальтишке Весне навстречу побегу. Елена Благина «Верба»

Слайд 17

Лексический разбор Задремали звёзды золотые… С. Есенин 1. Задремать – «впасть в дремоту, оказаться в состоянии полусна». Переносное значение (олицетворение) Синоним – заснуть; антонимы - пронуться , очнуться (ото сна), пробудиться. Нейтральное. Образовано от исконно русского слова дремать 1. Звезда – «небесное тело, видимое ночью в виде светящейся точки». Прямое значение. Синонимов нет. Нейтральное. Исконно русское Золотой – «цвета золота» 2. Переносное значение (эпитет). 3. Синоним – жёлтый. 4. Нейтральное. 5. Исконно русское


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прямое и переносное значение слова

Конспект урока русского языка (5 класс)...

Занятие №4 кружка по лексике. "Прямое и переносное значение слов"

Занятие и презентация могут быть использованы на уроках и занятих кружка....

Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».

Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...

«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»

14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....

Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"

Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...