Презентация "Рассказы о пунктуации" для урока в 6 классе
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему
Проектная работа учащихся 6 класса выполненная к открытому уроку "Знаки препинания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Рассказы о пунктуации" | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
(К.Паустовский) “Знаки препинания – это нотные знаки. Они твёрдо держат текст"
Из истории Сегодня трудно представить, что когда-то книги печатались без этих маленьких значков, которые мы называем знаками препинания. Такие книги очень трудно было прочесть, потому что написаны они были сплошным текстом.
Самым древним знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Но в то время её употребление отличалось от сегодняшнего: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу строки, а посреди неё.
„ ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие .
Точка обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать.
Самым распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Само слово "запятая" встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово произошло от запяти ( ся ) — „зацепить( ся )“, „задеть“, „заколоться“. Даль связывает это слово с глаголами запясть , запять, запинать — „останавливать“, „задерживать “.
Запятую ставят, когда хотят сказать: « Я еще не закончил свое сообщение, читайте дальше». Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора текста фрагменты предложения.
Вы знаете эту историю ?
В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „ вместительным “.
В скобки ставят высказывание, несущее не основную, а дополнительную информацию.
Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).
Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение».
Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания ( удивления ) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова . Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).
Ставя восклицательный знак пишущий показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.
Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .
Вопросительный знак требует ответа. В устной речи ему соответствуют особого рода интонация и вопросительные слова.
Тире [-] и многоточие […] относятся к более поздним знакам. Предполагалось, что тире изобрёл Н.М. Карамзин, однако оказалось, что в русской печати этот знак встречался уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „ молчанка “ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова .
Тире показывает, что в сообщении есть пропуск каких-то слов, или указывает, что в диалоге сменился автор реплики, или что от прямой речи перешли к авторской, или в значении следования.
Знак многоточие […] под названием „знак п ресекательный “ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.
Многоточие ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам еще не все, что знаю».
Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [» «]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке.
Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.
Кавычки нужны, если они – знак иронического отношения к обсуждаемому предмету или обозначают границы прямой речи либо цитаты.
Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть больше полувека назад.
А вот появление абзацных отступов связывают с техническим недоразумением. Ещё в относительно недалёком прошлом текст обычно набирался безо всяких отступов. Знаки же структурного деления текста часто вписывались краской другого цвета уже после набора основного текста, и поэтому для них оставляли пустое место.
Человек потерял запятую, Стал бояться сложных предложений. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял ! и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его ничего не радовало и не возмущало. Затем он потерял ? и перестал задавать весёлые вопросы. Так он дошёл до точки и совсем разучился мыслить. Берегите знаки препинания!
Используемые материалы: 1. А.Б.Шапиро . Современный русский язык . Пунктуация. – М.: «Просвещение », 1966 2. Б.А.Успенский . Краткий очерк истории русского литературного языка (XI-XIX вв .) – М.: « Гнозис », 1994 3. А.Н.Качалкин . История и современное состояние русской пунктуации. Видеолекция . - http :// rusterra.com/2008/08/18/istoriya-i-sovremennoe-sostoyanie-russkoy-punktuatsii / 4. Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение. Пособие для учителей . — М., 1979
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...