Использование игровых технологий на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
"Копилка игровых технологий",здесь собраны материалы, полезные для разных типов уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
упражнения | 217 КБ |
игровые технологии | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение игровых технологий
на уроках русского языка в 5-6 классах.
Мой педагогический опыт начался в 1998году, биография в сфере образования достаточно разнообразна, окончив СФПГУ имени М.В. Ломоносова, я работала учителем ИЗО и черчения, педагогом-организатором, социальным педагогом .Долгое время стремилась к мечте работать по призванию и собственно полученному образованию. Приступив к преподаванию русского языка и литературы , и исходя из накопленного опыта работы с детьми младшего и среднего возраста, я выбрала для себя тему по самообразованию: «Применение и использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы».
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве .В словаре понятий и терминов по образованию и педагогике определяются критерии педагогической технологии, включающие основные характеристики и показатели, по которым оценивается педагогическая деятельность. Это результативность (обеспечение поставленной цели), воспроизводимость (возможность использования в измененных условиях), транслируемость (возможность передачи опыта ее использования в виде знаний).
Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль его достижения. Процесс только тогда получает статус технологии, когда он заранее спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса. Наибольший интерес, представляют игровые технологии. В данной классификации игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используются занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами.
Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования. Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Чем же вызвано возрастание интереса к игре в настоящее время? С одной стороны, оно вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности. Но хочу отметить, что наблюдая за работой детей, умением усваивать материал, я пришла к неожиданному выводу, что детское мышление в данный момент настроено на игру., я бы даже сказала на доступность, красочность и в какой-то мере упрощенность содержания информации. Возможно это связано с тем, что они большое количество времени проводят за компьютерными играми, поэтому современный учитель подстраивается, приспосабливается к мышлению и общему настрою современных детей.
Многие исследователи игры (Ю.М. Лотман, С.Л. Рубинштейн, Д.Э. Эльконин и др.) выделяют такое ее главное свойство, как амбивалентность, т.е. игра предполагает реализацию одновременно реального и условного поведения, но при этом отмечается, что воображаемы только условия, в которые «человек играющий» себя мысленно ставит, чувства, которые он в этих воображаемых условиях испытывает, - это подлинные чувства. Условность игровых отношений мобилизует и активизирует возможности личности, способствует реализации человеком своего творческого потенциала, побуждает его искать новые, еще неосвоенные способы решения игровых (жизненных) проблем, соблюдая предписываемые игровой ролью правила и нормы поведения и отношений.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
- различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения стимулирования к деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций в образовательном процессе происходит по следующим основным направлениям:
дидактическая цель ставиться перед детьми в форме игровой задачи;
деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства;
в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом
В играх ребёнком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.
Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.
Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.
Предложение игры детям.
Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребёнка. Интерес вызывают игрушки или предметы для игры возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления и т. п. В предложении игры входит объяснение её правил и техники действия. Игру следует объяснять кратко и точно непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, рассказ о её содержании и объяснение значения игровых аксессуаров.
Оборудование и оснащение игровой площади, её архитектура. Место игры должно соответствовать её сюжету, содержанию, подходить по размеру для числа играющих; быть безопасным, гигиенически нормальным, удобным для детей; не имеет отвлекающих факторов . Любой микромир игры требует своего архитектурного смыслового решения. Под архитектурной игровой площадью мы понимаем такую разработку ,которая соответствует конструктивным основам детских игр, имеет игровой эстетический план, отвечающий требованию возраста детей, их стремлению к яркому необъятному, героическому, романтическому, сказочному.
Игровые мотивы и организация игр
Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:
Мотивы общения:
- Дети, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывая мнение товарищей.
- Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.
- Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, своё отношение к деятельности, к людям.
Познавательные мотивы:
- Каждая игра имеет близкий результат(окончание игры),стимулирует ребёнка достижению цели(победе) и осознанию пути достижения цели(нужно знать больше других).
- В игре команды или отдельные дети изначально равны. Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений характера.
- Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
- Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создаёт комфортное состояние и усиливает желание узнавать новое.
- В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ребёнка, что толкает на поиск ответа.
- В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач. Управление многими играми необходимо для активизации процесса самовоспитания ребёнка. К педагогическим подходам организации детских игр, с нашей точки зрения, необходимо отнести ряд следующих моментов.
Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка под общим названием «Говорите по–русски правильно». В каких формах можно предположить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, как разнообразить задания: «Составь текст и озвучь его»; «Пригласи на обед»; «В эфире-новости»; «Конкурс дикторов».
Лексико-фразеологические игры: «Собери фразеологизм»; «Угадай-ка»; «Собери пословицу»; «Акростих»; «Переводчик»; «Кто быстрее?»; «Найди пару»; «Объясни значение»; «Прямое и переносное»; «Аукцион»; «Замени фразеологизмом»; «Подбери синонимы»; «Географические названия»; «Имена собственные»; «Кто больше»; «Закончи фразеологизм»; «Угадай профессию»; «Догадайся»; «Переводчики»; «Любопытный».
Лингвистические «Угадайки».
Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм: кроссворды, чайнворды, ребусы как на уроках русского языка, литературы, ОБЖ логическое мышление детей.
Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока.
Это такие головоломки и кроссворды, как «Знаете ли вы пословицы»; «Слова на шипящий согласный звук»; «Словесные тесты»; «Раз — рас»…
Чайнворды: «Местоимение»; «Имя существительное», «Острова»и «Материки»
Игры со словами на досуге.
«Пары слов»; «Телеграмма»; «Наборщик»; «Палиндромы»; «Собираем родственников»; «Алфавит»; «Соберем букет» и др.
Рассыпанные карточки
Учитель сообщает детям, что по дороге нечаянно рассыпал карточки, или ветер все перемешал. Необходимо собрать правильно материал.
Так, на уроке, используя набор иллюстраций по сказкам Пушкина, даю такое задание: рассказать эпизод, изображенный на иллюстрации; вспомнить сказку, подобрать рассыпанные иллюстрации в такой последовательности, чтобы восстановить содержание сказки. Или при изучении одушевленности-неодушевленности существительных предлагаю разложить карточки в зависимости от категории. Например, приизучении простого предложения, предлагаю собрать предложение из рассыпанных слов. Затем охарактеризовать предложение.
Подскажи словечко
Необходимо добавить необходимое слово. Этот прием эффективен при изучении фразеологизмов, паронимов, пословиц и т.д.
Разброс мнений
" Разброс мнений" представляет собой организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме. Учитель подготавливает карточки с незаконченными высказываниями по теме урока. Карточек должно быть столько, сколько учеников. Начало фразы должно быть проблематично. Ответ подразумевает гипотезу и ее аргументирование.
Например, при изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым» предлагаются высказывания:
Добро – это… .
Добро не есть… .
Любить словно…
Победа над собой – это… .
Потерянные вещи
Дети должны угадать, из какой сказки данная вещь. Это может быть хрустальный башмачок или перо Жар-птицы, золотой ключик или горошинка, яблоко или зеркальце, корыто или лук, цветик - семицветик. Можно дать задание придумать, что они могли бы сделать или попросить, если бы имели такие вещи.
Эрудит
Могут быть разные варианты заданий
1. Угадайте слово по толкованию его лексического значения.
2. Объясни разницу в значении слов.
3. Кто даст самую точную и самую полную информацию о слове?
Ромашка (цветик-семицветик)
На доске прикрепляется бумажная ромашка с отрывными лепестками. Под каждым лепестком спрятан вопрос по теме. Хорошо таким способом проверять домашнее задание.
Толковый словарь
Предлагается по определению отгадать слово или, наоборот, дать лексическое значение слова. Хорошо применять такой прием во время изучения лексики.
Вытащи вопрос
Данная формы работы обращена к проблеме постановки вопросов. Учителям необходимо объяснить ученикам, что в современном мире информация меняется с высокой скоростью, находиться в курсе дел можно только в том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать нужные вопросы. Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освоении и закреплении материала.
Начать занятие можно с вопроса : " Знаете ли вы кого - нибудь, кто задает интересные вопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса по нашему предмету? А теперь задайте скучный вопрос. Кем бы вы хотели стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет выдавать хорошие ответы?
Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные вопросы по нашему предмету. Мы запишем эти вопросы на корточках, сложим их и перемешаем. Потом вы по - очереди будете вытаскивать вопрос и постараетесь ответить на него. После ответа выскажите свое мнение о том, интересен ли былвопрос и чем именно".
После занятия стоит проанализировать его с помощью вопросов:
-какие вопросы ученикам понравились,
-какой ответ показался более удачным,
-какие вопросы были трудными,
-доставило ли ученикам удовольствие придумывать вопросы.
Наиболее эффективно проведение данного вида работы с учащимися 6-8 классов.
Узнай себя
Каждый ученик получает карточку с определенным понятием (например, обозначение приставки, корня и т.д.). Затем учитель поднимает карточку со словом. На ней выделена часть слова (например, заехать). Поднимает карточку тот ученик, который «себя» узнал. То же самое можно использовать при определении члена предложения, части речи, рода и т.д.
Собери слово
Предлагается составить слово, взяв из указанных слов значимые части.
Предлагается составить слово по схеме( приводятся необходимые морфемы).
Незавершенность
У каждого ученика отрыт учебник. За ограниченное время, полистав его, нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения.
Определяется, какой раздел учебника необходимо изучить (время- 10 минут). Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Ученикам требуется сформулировать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами и анализирует, какой из них показался наиболее интересным и полным. Пока ведущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому полистать учебник и постараться найти ответ. Ведущий зачитывает вопросы, которые выбрал и просит ответить на них.
Да-нетка
Учитель читает вопрос, а учащиеся должны показывать карточку либо с «да», либо с «нет».
Театрализованное представление
Эффективен прием на уроках литературы, причем на любом этапе изучения произведения.
Мягкая посадка
Например, изучается тема «Род имен существительных». Учитель бросает ученику мяч, называет какое-либо существительное. Ученик ловит мяч, называет род существительного и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
Третий лишний
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.
Например:
• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);
• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).
Лови ошибку
Предлагается текст, слова с ошибками. Кто увидит и объяснит (поймает) все ошибки?
Игра «Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.
Например: Превратить имена нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм(город Изюм).
Игра «Помоги Пете Ошибкину (Незнайке)»
Например:
1) В слове вьюга Петя Ошибкину написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в-перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Coгласны ли вы с Петей?
2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное
слово - сало», - объяснил он. Правильно ли это?
3) Не был Петя Ошибкину написал слитно. «Это слово, - сказал
он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал».
4) Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами
пишется раздельно», - заявил Ошибкину.
5) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под
ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?
6) Расчистил Петя написал с буквой З. Он рассуждал так:
«Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не
изменяются». Прав ли он?
7) Цыган Петя написал с и. «В конце слова после ц пишется и, это я точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?
8) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго
склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке,
когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?
9) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит
проверочное слово -рослый. А как надо?
Узнай героя по вещи (по описанию)
- шинель Акакия Акакиевича Башмачкина из одноимённой повести Н.В. Гоголя,
- ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской берёзы Павла Ивановича Чичикова из поэмы «Мёртвые души» Н.В. Гоголя,
- гусли Бояна из «Слово о полку Игореве» или Садко из одноимённой былины,
- заячий тулуп Петра Андреевича Гринёва из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»,
- портрет Байрона и бюст Наполеона Евгения Онегина из одноимённого романа А.С. Пушкина.
- рыжая рваная шляпа и топор Раскольникова из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»,
- шкатулка, шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал Григория Александровича Печорина из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
Светофор
Работа с сигнальными карточками.
Игра «По щучьему велению»
Учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.
Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой -тся -ться- в глаголах». И др.
Переводчик
Кто быстрее и правильнее переведет все слова, подберет синонимы, заменит сленг общеупотребительными словами и т.д.
Следствие ведут знатоки
Необходимо отгадать, о какой профессии идет речь (текст с профессиональными словами), о чем речь (фразеологизмы).
Игра «Справочное бюро»
Учитель называет слово. А ученики ищут его в словаре (либо правописание слова, либо его толкование). Балл получает тот ученик, который быстрее нашел слово.
Диктанты:
Диктат-шутка. Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» больную сложность вызывают слова-исключения. Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове эяслись чопорный шотландец, бывшиймажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у него было мажорное, будто он ехал на
веселое шоу.
«Немой». Работа по карточкам (найти слова с ударением на 2 слог)
Диктант с продолжением (придумать слова на правило).
Творческий диктант-молчанка. Учитель показывает учащимся карточку с изображенной на ней орфограммой, например: пол- ..., пол.... Подождав одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, он поочередно показывает набор иллюстраций, а ребята должны записывать слова, обозначающие изображенные на них предметы. В набор к данной орфограмме входят фотографии, журнальные вырезки, рисунки разрезанных пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и т.д. Ученики, соответственно, должны написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни,пол-яблока, полсливы и т. д.
Пунктуационный (решить пунктуационные задачи).
Графический(+ -пишем с а; --пишем с о).
Распределительный (распределить в 2 столбика).
Зрительный (письмо по памяти).
«Предметные» (терминологические) диктанты.
Запишите одним словом диктуемые словосочетания.
Лингвистический диктант
Необходимо узнать лингвистический термин по определению.
Литературоведческий диктант
Необходимо узнать литературоведческий термин по определению.
Математический диктант
Вытянутый квадрат (прямоугольник). Равносторонний прямоугольник
(квадрат). Линия, делящая угол пополам (биссектриса).
1000 грамм (килограмм). 100 килограмм (центнер). 1000
килограмм (тонна). 1000 метров (километр).
Исторический диктант
Вооруженное нападение одного государства на другое (агрессия). Власть народа (демократия). Отсутствие всякой власти (анархия). Распространение экономического и политического влияния одного государства на другое (экспансия). Политика устрашения, насилия, подавления (диктатура).
Лингвистический футбол
Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю десять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.
Соколиный глаз
Письмо по памяти. В тексте встречаются слова на изучаемую орфограмму.
Преступник ночью дом поджег,
Но, совершив такой поджог,
Он и лицо себе ожег.
Так, получив большой ожог,
Он был наказан за поджог.(О-е после шипящих.)
Клички
Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант
Детям дается установка:
- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.
1) Слово «пунктуация» произошло от «пунктуальный». (Нет.)
2) В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого. (Нет.)
3) В предложении Мы живем в городе, в котором много новых и красивых домов есть определения. (Да.)
4) Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет.)
5) Независимое предложение в составе сложноподчиненного]
называется главным. (Да.)
6) И - это схема сложносочиненного предложения с союзом.
(Нет.)
Итого ответов: 0 0 1 0 1 0.
Перевертыш
Необходимо подобрать слова-перевертыши к предложенным (антонимы, поменять прямое значение на переносное или наоборот). Учитель называет имена существительные. Но в контексте они могут быть и глаголами. Нужно придумать предложения, чтобы эти слова являлись разными частями речи.
Например: Мама белила стену. Рабочие используют для покраски белила.
Белила, дали, жгут, надел, пила, запевала, прут, опал, нагоняй, дуло, гладь, припас, припёк, стекло, стих, гнёт, покрывало, печь, вой, лай, покрой, попугай, строй, рой, течь, знать, постой.
Дерево мудрости
Одна группа учеников пишет на листках разного цвета вопросы по правилам учебника, другая группа (3-4 ученика) выходят к доске , срывают с дерева листочки с вопросами и отвечают на них.
Я начну, а ты продолжи.
Учитель начинает фразу, ученик заканчивает.
«Тонкие» и «толстые» вопросы
Ученик выбирает по теме вопросы на выбор. «Тонкие» вопросы оцениваются ниже, предполагают ответ «да-нет». «Толстые» вопросы выше оцениваются и предполагают развернутый ответ.
Мозговой марафон
Один ученик у доски должен ответить на 10 вопросов по теме и по повторению. Только в этом случае он «осилит» «мозговой марафон».
Найди пару
Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное.
Дерево жизни
Прикрепляются листочки с хорошими привычками, а листочки с вредными привычками бросаются в корзину. Можно подстроить под любое правило (например, не пишется слитно – прикрепляет на дерево; раздельно – бросаем в корзину).
Умный редактор( «Корректор»)
Предлагается исправить речевые ошибки, орфограммы.
Неотправленное письмо. Предлагается написать письмо одному из литературных героев.
Эстафета восторга
Хорошо подходит при изучении глагола.
Используя данные глаголы , обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения. Условие: для выполнения этого игрового задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задания, члены команд передают карточки сидящим сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения. Вместо глаголов можно подставить существительные или прилагательные.
Найдите друзей и врагов
Слово «правда». Какие слова вы будите подбирать? (Синонимы, однокоренные слова – это «друзья», а антонимы – «враги»).
Лингвистическое домино
Учащимся необходимо отыскать пары слов . Например , совершенный и несовершенный вид глаголов, слова-синонимы и др.
Отними букву
Есть глагол, от которого можно образовать другие слова, отнимая по одной букве. Составить рассказ с этими словами.
Например : Срубили, рубили, убили, били, или, ли, и.
Лесорубы ... в лесу дерево и вскоре двинулись в путь. Te, которые шли впереди, ...ветви, мешающие идти. По дороге они... двух гадюк, ... их палками. «А гадюки ядовитые ... нет?» - спросил самый молодой. «Ты ... это спрашиваешь? - укоризненно покачал головой старый охотник. - Пора бы и самому знать».
Интеллектуальный штурм
Быстрый фронтальный опрос.
Узнай чужое слово
Позволяет проверить интуитивное ощущение учеником стиля писателя. Например, после изучения произведений И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе»». На карточках ребятам предлагаются несколько отрывков из текстов Тургенева. В некоторых предложениях вставлены чужие слова, ученики должны найти и выделить их, объясняя свой выбор. Можно вспомнить и авторские слова, которые должны здесь быть.
Угадай автора
В старших классах можно провести игру, в которой по стилю ученики пытаются узнать автора. Для этой игры лучше подбирать отрывки или из незнакомых школьникам текстов, или не откровенно связанных с сюжетом.
Мини-интервью
Работа в парах. В каждой паре «журналист» задает вопросы своему «герою».
Прогнозирование по названию
Учащимся предлагается определить цели урока, о чем пойдет речь и т.д. по названию темы, произведения.
Загадки-шутки
В каком глаголе 100 отрицаний? (Стонет.) В каком 100 букв «й»? (Стой.) В каком - 100 букв «ю»? (Стою.)
Бой в одиночку
Класс задает вопросы по теме(нескольким последним темам) ученику.
Откуда взята эта фраза?
Применяется на уроках литературы. Хорош при повторении, обобщении.
Игра «Расшифруй текст»
Например, весь текст состоит из фразеологизмов, слов с ошибками.
Игра «Верю-не верю».
Хорошо подходит для проверки домашнего задания. Задаются вопросы по теме. Учащиеся соглашаются либо не соглашаются с утверждениями учителя. Вопросы начинаются с фразы: «Верите ли вы, что…».
Путешествие
Во время проведения уроков –путешествий необходимо придумать названия географических объектов с интересными названиями. Например, Пещеры Вопросов, море Новых слов, город Художников, глагольные луга, остров Волшебных букв, поэтический теремок, просека Выводов, избушка падежей, река Ошибок, берег Грамотеев, тупик (туннель) Ошибок, деревья с «двоечными» плодами, привал Оценка, площадь Звуков, переулок Ударений и др.
Кто больше?
Записать как можно больше слов на заданное правило.
Я напишу без ошибок
Индивидуальное задание по желанию учащегося. Задание выбирает сам ученик из нескольких предложенных.
Работа в группах, где есть Консультант, Проверяющий, Читающий, Хранитель времени (пишущий).
Таблички
В разных частях класса висят таблички с заданиями (например, расскажи словечко, Н или НН? Слитно или раздельно?) на протяжении урока учащиеся должны выполнить все задания (удобен на уроке-путешествии).
Даем объявление
Необходимо поместить «объявление», в котором раскрыть сущность понятия, его характерные признаки.
Запятые, не теряйтесь!
Дан текст без запятых. Решить пунктуационные задачи.
Сеанс одновременной игры
Дед Языковед и Лингварик против всего класса.
В две колонны становись!
На доске 2 таблички: вода, водить. Учащиеся получают по карточке. Учитель читает слова, а учащиеся, чье слово было названо, становятся под нужную табличку у доски.
Игра «:6 шляп»
Белая шляпа. Расскажите о числительном только определениями, фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.
Жёлтая шляпа. Расскажите, где и как используются числительные. Выделите, что хорошо, и объясните почему.
Чёрная шляпа. Выделите негативные моменты, проанализируйте их.
Зелёная шляпа. Ответьте на вопрос: что придумали бы люди, если бы не было числительных.
Красная шляпа. Расскажите, какие эмоции вызвала та или иная информация по теме “Имя числительное”. Не надо рассказывать почему. Эмоция – факт.
Синяя шляпа. Обобщите высказывания других шляп. Сделайте вывод.
Прочитайте слова:
- Глазами;
- Шепотом;
- Вслух. (Хорош прием при работе со словарными словами.)
Игра «В роли делового человека»
- Вы- руководитель. Должны знать значение данных слов…
Аукцион
Записать как можно больше слов на определенное правило. Например, выставляется лот «Неодушевленные существительные». Победит тот, кто больше «предложит» слов на это правило.
Микроисследования
Наиболее типичны следующие задания:
• развернутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос (в основе сопоставление несопоставимых, на первый взгляд, фактов);
• сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме);
• исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
З а д. а н. и е 1 . Подготовьте развернутый ответ- исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае они рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.
1. Что общего между шпаргалкой и пелёнкой?
2. Что общего между капором, капюшоном и капустой?
(По И. М. Подгаецкой.)
3. Являются ли однокоренными слова: кусок, закуска, искусать,
искушение, искусство, искусный?
4. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осёл,
основа, остов, остров, острый?
5. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть
разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей,
три?
З а д. а н. и е 2 . Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. - в зависимости от формулировки темы).
1. Волшебник но имени Йот. (Варианты : Приключения
Йота. Где прячется Невидимка?)
2. «Портреты» суффиксов (-чик- -щик, -тель), приставок
(пре- / при-, раз- / рас-, с-), корней-омонимов.
3. Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).
4. Как вас теперь называть? (О переходе слов из одной части
речи в другую.)
5. История слов в истории города (о топонимах).
6. Пропала буква (детективное расследование).
Задания «на засыпку»
К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:
• диктанты «на засыпку»;
• редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных
однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно
употребленными словами и конструкциями);
• подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных
слов и др.) к данной (по принципу «кто больше?»);
• упражнения с выборочным ответом (выбор правильного
варианта из нескольких предложенных или исключение явления
из ряда по принципу «третий лишний»).
Кроссворды, чайнворды, ребусы
Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках русского языка.
Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока.
Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке.
Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.
Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.
Заключение.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными – по – своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом. Игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка.
Младший и средний школьный возраст — благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе её творческого отношения к деятельности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребёнке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества — значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
« Педагогическая копилочка »
Рассыпанные карточки
Учитель сообщает детям, что по дороге нечаянно рассыпал карточки, или ветер все перемешал. Необходимо собрать правильно материал.
Так, на уроке, используя набор иллюстраций по сказкам Пушкина, даю такое задание: рассказать эпизод, изображенный на иллюстрации; вспомнить сказку, подобрать рассыпанные иллюстрации в такой последовательности, чтобы восстановить содержание сказки. Или при изучении одушевленности-неодушевленности существительных предлагаю разложить карточки в зависимости от категории. Например, приизучении простого предложения, предлагаю собрать предложение из рассыпанных слов. Затем охарактеризовать предложение.
Подскажи словечко
Необходимо добавить необходимое слово. Этот прием эффективен при изучении фразеологизмов, паронимов, пословиц и т.д.
Разброс мнений
" Разброс мнений" представляет собой организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме. Учитель подготавливает карточки с незаконченными высказываниями по теме урока. Карточек должно быть столько, сколько учеников. Начало фразы должно быть проблематично. Ответ подразумевает гипотезу и ее аргументирование.
Например, при изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым» предлагаются высказывания:
Добро – это… .
Добро не есть… .
Любить словно…
Победа над собой – это… .
Потерянные вещи
Дети должны угадать, из какой сказки данная вещь. Это может быть хрустальный башмачок или перо Жар-птицы, золотой ключик или горошинка, яблоко или зеркальце, корыто или лук, цветик - семицветик. Можно дать задание придумать, что они могли бы сделать или попросить, если бы имели такие вещи.
Эрудит
Могут быть разные варианты заданий
1. Угадайте слово по толкованию его лексического значения.
2. Объясни разницу в значении слов.
3. Кто даст самую точную и самую полную информацию о слове?
Ромашка (цветик-семицветик)
На доске прикрепляется бумажная ромашка с отрывными лепестками. Под каждым лепестком спрятан вопрос по теме. Хорошо таким способом проверять домашнее задание.
Толковый словарь
Предлагается по определению отгадать слово или, наоборот, дать лексическое значение слова. Хорошо применять такой прием во время изучения лексики.
Вытащи вопрос
Данная формы работы обращена к проблеме постановки вопросов. Учителям необходимо объяснить ученикам, что в современном мире информация меняется с высокой скоростью, находиться в курсе дел можно только в том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать нужные вопросы. Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освоении и закреплении материала.
Начать занятие можно с вопроса : " Знаете ли вы кого - нибудь, кто задает интересные вопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса по нашему предмету? А теперь задайте скучный вопрос. Кем бы вы хотели стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет выдавать хорошие ответы?
Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные вопросы по нашему предмету. Мы запишем эти вопросы на корточках, сложим их и перемешаем. Потом вы по - очереди будете вытаскивать вопрос и постараетесь ответить на него. После ответа выскажите свое мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именно".
После занятия стоит проанализировать его с помощью вопросов:
-какие вопросы ученикам понравились,
-какой ответ показался более удачным,
-какие вопросы были трудными,
-доставило ли ученикам удовольствие придумывать вопросы.
Наиболее эффективно проведение данного вида работы с учащимися 6-8 классов.
Узнай себя
Каждый ученик получает карточку с определенным понятием (например, обозначение приставки, корня и т.д.). Затем учитель поднимает карточку со словом. На ней выделена часть слова (например, заехать). Поднимает карточку тот ученик, который «себя» узнал. То же самое можно использовать при определении члена предложения, части речи, рода и т.д.
Собери слово
Предлагается составить слово, взяв из указанных слов значимые части.
Предлагается составить слово по схеме( приводятся необходимые морфемы).
Незавершенность
У каждого ученика отрыт учебник. За ограниченное время, полистав его, нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения.
Определяется, какой раздел учебника необходимо изучить (время- 10 минут). Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Ученикам требуется сформулировать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами и анализирует, какой из них показался наиболее интересным и полным. Пока ведущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому полистать учебник и постараться найти ответ. Ведущий зачитывает вопросы, которые выбрал и просит ответить на них.
Да-нетка
Учитель читает вопрос, а учащиеся должны показывать карточку либо с «да», либо с «нет».
Театрализованное представление
Эффективен прием на уроках литературы, причем на любом этапе изучения произведения.
Мягкая посадка
Например, изучается тема «Род имен существительных». Учитель бросает ученику мяч, называет какое-либо существительное. Ученик ловит мяч, называет род существительного и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
Третий лишний
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.
Например:
• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);
• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);
• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).
Лови ошибку
Предлагается текст, слова с ошибками. Кто увидит и объяснит (поймает) все ошибки?
Игра «Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.
Например: Превратить имена нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм(город Изюм).
Игра «Помоги Пете Ошибкину (Незнайке)»
Например:
1) В слове вьюга Петя Ошибкину написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в-перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Coгласны ли вы с Петей?
2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное
слово - сало», - объяснил он. Правильно ли это?
3) Не был Петя Ошибкину написал слитно. «Это слово, - сказал
он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал».
4) Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами
пишется раздельно», - заявил Ошибкину.
5) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под
ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?
6) Расчистил Петя написал с буквой З. Он рассуждал так:
«Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не
изменяются». Прав ли он?
7) Цыган Петя написал с и. «В конце слова после ц пишется и, это я точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?
8) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго
склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке,
когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?
9) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит
проверочное слово -рослый. А как надо?
Узнай героя по вещи (по описанию)
- шинель Акакия Акакиевича Башмачкина из одноимённой повести Н.В. Гоголя,
- ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской берёзы Павла Ивановича Чичикова из поэмы «Мёртвые души» Н.В. Гоголя,
- гусли Бояна из «Слово о полку Игореве» или Садко из одноимённой былины,
- заячий тулуп Петра Андреевича Гринёва из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»,
- портрет Байрона и бюст Наполеона Евгения Онегина из одноимённого романа А.С. Пушкина.
- рыжая рваная шляпа и топор Раскольникова из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»,
- шкатулка, шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал Григория Александровича Печорина из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
Светофор
Работа с сигнальными карточками.
Игра «По щучьему велению»
Учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.
Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой -тся -ться- в глаголах». И др.
Переводчик
Кто быстрее и правильнее переведет все слова, подберет синонимы, заменит сленг общеупотребительными словами и т.д.
Следствие ведут знатоки
Необходимо отгадать, о какой профессии идет речь (текст с профессиональными словами), о чем речь (фразеологизмы).
Игра «Справочное бюро»
Учитель называет слово. А ученики ищут его в словаре (либо правописание слова, либо его толкование). Балл получает тот ученик, который быстрее нашел слово.
Диктанты:
Диктат-шутка. Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» больную сложность вызывают слова-исключения. Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове эяслись чопорный шотландец, бывшиймажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у него было мажорное, будто он ехал на
веселое шоу.
«Немой». Работа по карточкам (найти слова с ударением на 2 слог)
Диктант с продолжением (придумать слова на правило).
Творческий диктант-молчанка. Учитель показывает учащимся карточку с изображенной на ней орфограммой, например: пол- ..., пол.... Подождав одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, он поочередно показывает набор иллюстраций, а ребята должны записывать слова, обозначающие изображенные на них предметы. В набор к данной орфограмме входят фотографии, журнальные вырезки, рисунки разрезанных пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и т.д. Ученики, соответственно, должны написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни,пол-яблока, полсливы и т. д.
Пунктуационный (решить пунктуационные задачи).
Графический(+ -пишем с а; --пишем с о).
Распределительный (распределить в 2 столбика).
Зрительный (письмо по памяти).
«Предметные» (терминологические) диктанты.
Запишите одним словом диктуемые словосочетания.
Лингвистический диктант
Необходимо узнать лингвистический термин по определению.
Литературоведческий диктант
Необходимо узнать литературоведческий термин по определению.
Математический диктант
Вытянутый квадрат (прямоугольник). Равносторонний прямоугольник
(квадрат). Линия, делящая угол пополам (биссектриса).
1000 грамм (килограмм). 100 килограмм (центнер). 1000
килограмм (тонна). 1000 метров (километр).
Исторический диктант
Вооруженное нападение одного государства на другое (агрессия). Власть народа (демократия). Отсутствие всякой власти (анархия). Распространение экономического и политического влияния одного государства на другое (экспансия). Политика устрашения, насилия, подавления (диктатура).
Лингвистический футбол
Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю десять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.
Соколиный глаз
Письмо по памяти. В тексте встречаются слова на изучаемую орфограмму.
Преступник ночью дом поджег,
Но, совершив такой поджог,
Он и лицо себе ожег.
Так, получив большой ожог,
Он был наказан за поджог.(О-е после шипящих.)
Клички
Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
Составить предложения.
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант
Детям дается установка:
- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.
1) Слово «пунктуация» произошло от «пунктуальный». (Нет.)
2) В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого. (Нет.)
3) В предложении Мы живем в городе, в котором много новых и красивых домов есть определения. (Да.)
4) Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет.)
5) Независимое предложение в составе сложноподчиненного]
называется главным. (Да.)
6) И - это схема сложносочиненного предложения с союзом.
(Нет.)
Итого ответов: 0 0 1 0 1 0.
Перевертыш
Необходимо подобрать слова-перевертыши к предложенным (антонимы, поменять прямое значение на переносное или наоборот). Учитель называет имена существительные. Но в контексте они могут быть и глаголами. Нужно придумать предложения, чтобы эти слова являлись разными частями речи.
Например: Мама белила стену. Рабочие используют для покраски белила.
Белила, дали, жгут, надел, пила, запевала, прут, опал, нагоняй, дуло, гладь, припас, припёк, стекло, стих, гнёт, покрывало, печь, вой, лай, покрой, попугай, строй, рой, течь, знать, постой.
Дерево мудрости
Одна группа учеников пишет на листках разного цвета вопросы по правилам учебника, другая группа (3-4 ученика) выходят к доске , срывают с дерева листочки с вопросами и отвечают на них.
Я начну, а ты продолжи.
Учитель начинает фразу, ученик заканчивает.
«Тонкие» и «толстые» вопросы
Ученик выбирает по теме вопросы на выбор. «Тонкие» вопросы оцениваются ниже, предполагают ответ «да-нет». «Толстые» вопросы выше оцениваются и предполагают развернутый ответ.
Мозговой марафон
Один ученик у доски должен ответить на 10 вопросов по теме и по повторению. Только в этом случае он «осилит» «мозговой марафон».
Найди пару
Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное.
Дерево жизни
Прикрепляются листочки с хорошими привычками, а листочки с вредными привычками бросаются в корзину. Можно подстроить под любое правило (например, не пишется слитно – прикрепляет на дерево; раздельно – бросаем в корзину).
Умный редактор( «Корректор»)
Предлагается исправить речевые ошибки, орфограммы.
Неотправленное письмо. Предлагается написать письмо одному из литературных героев.
Эстафета восторга
Хорошо подходит при изучении глагола.
Используя данные глаголы , обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения. Условие: для выполнения этого игрового задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задания, члены команд передают карточки сидящим сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения. Вместо глаголов можно подставить существительные или прилагательные.
Найдите друзей и врагов
Слово «правда». Какие слова вы будите подбирать? (Синонимы, однокоренные слова – это «друзья», а антонимы – «враги»).
Лингвистическое домино
Учащимся необходимо отыскать пары слов . Например , совершенный и несовершенный вид глаголов, слова-синонимы и др.
Отними букву
Есть глагол, от которого можно образовать другие слова, отнимая по одной букве. Составить рассказ с этими словами.
Например : Срубили, рубили, убили, били, или, ли, и.
Лесорубы ... в лесу дерево и вскоре двинулись в путь. Te, которые шли впереди, ...ветви, мешающие идти. По дороге они... двух гадюк, ... их палками. «А гадюки ядовитые ... нет?» - спросил самый молодой. «Ты ... это спрашиваешь? - укоризненно покачал головой старый охотник. - Пора бы и самому знать».
Интеллектуальный штурм
Быстрый фронтальный опрос.
Узнай чужое слово
Позволяет проверить интуитивное ощущение учеником стиля писателя. Например, после изучения произведений И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе»». На карточках ребятам предлагаются несколько отрывков из текстов Тургенева. В некоторых предложениях вставлены чужие слова, ученики должны найти и выделить их, объясняя свой выбор. Можно вспомнить и авторские слова, которые должны здесь быть.
Угадай автора
В старших классах можно провести игру, в которой по стилю ученики пытаются узнать автора. Для этой игры лучше подбирать отрывки или из незнакомых школьникам текстов, или не откровенно связанных с сюжетом.
Мини-интервью
Работа в парах. В каждой паре «журналист» задает вопросы своему «герою».
Прогнозирование по названию
Учащимся предлагается определить цели урока, о чем пойдет речь и т.д. по названию темы, произведения.
Загадки-шутки
В каком глаголе 100 отрицаний? (Стонет.) В каком 100 букв «й»? (Стой.) В каком - 100 букв «ю»? (Стою.)
Бой в одиночку
Класс задает вопросы по теме(нескольким последним темам) ученику.
Откуда взята эта фраза?
Применяется на уроках литературы. Хорош при повторении, обобщении.
Игра «Расшифруй текст»
Например, весь текст состоит из фразеологизмов, слов с ошибками.
Игра «Верю-не верю».
Хорошо подходит для проверки домашнего задания. Задаются вопросы по теме. Учащиеся соглашаются либо не соглашаются с утверждениями учителя. Вопросы начинаются с фразы: «Верите ли вы, что…».
Путешествие
Во время проведения уроков –путешествий необходимо придумать названия географических объектов с интересными названиями. Например, Пещеры Вопросов, море Новых слов, город Художников, глагольные луга, остров Волшебных букв, поэтический теремок, просека Выводов, избушка падежей, река Ошибок, берег Грамотеев, тупик (туннель) Ошибок, деревья с «двоечными» плодами, привал Оценка, площадь Звуков, переулок Ударений и др.
Кто больше?
Записать как можно больше слов на заданное правило.
Я напишу без ошибок
Индивидуальное задание по желанию учащегося. Задание выбирает сам ученик из нескольких предложенных.
Работа в группах, где есть Консультант, Проверяющий, Читающий, Хранитель времени (пишущий).
Таблички
В разных частях класса висят таблички с заданиями (например, расскажи словечко, Н или НН? Слитно или раздельно?) на протяжении урока учащиеся должны выполнить все задания (удобен на уроке-путешествии).
Даем объявление
Необходимо поместить «объявление», в котором раскрыть сущность понятия, его характерные признаки.
Запятые, не теряйтесь!
Дан текст без запятых. Решить пунктуационные задачи.
Сеанс одновременной игры
Дед Языковед и Лингварик против всего класса.
В две колонны становись!
На доске 2 таблички: вода, водить. Учащиеся получают по карточке. Учитель читает слова, а учащиеся, чье слово было названо, становятся под нужную табличку у доски.
Игра «:6 шляп»
Белая шляпа. Расскажите о числительном только определениями, фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.
Жёлтая шляпа. Расскажите, где и как используются числительные. Выделите, что хорошо, и объясните почему.
Чёрная шляпа. Выделите негативные моменты, проанализируйте их.
Зелёная шляпа. Ответьте на вопрос: что придумали бы люди, если бы не было числительных.
Красная шляпа. Расскажите, какие эмоции вызвала та или иная информация по теме “Имя числительное”. Не надо рассказывать почему. Эмоция – факт.
Синяя шляпа. Обобщите высказывания других шляп. Сделайте вывод.
Прочитайте слова:
- Глазами;
- Шепотом;
- Вслух. (Хорош прием при работе со словарными словами.)
Игра «В роли делового человека»
- Вы- руководитель. Должны знать значение данных слов…
Аукцион
Записать как можно больше слов на определенное правило. Например, выставляется лот «Неодушевленные существительные». Победит тот, кто больше «предложит» слов на это правило.
Микроисследования
Наиболее типичны следующие задания:
• развернутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос (в основе сопоставление несопоставимых, на первый взгляд, фактов);
• сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме);
• исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
З а д. а н. и е 1 . Подготовьте развернутый ответ- исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае они рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.
1. Что общего между шпаргалкой и пелёнкой?
2. Что общего между капором, капюшоном и капустой?
(По И. М. Подгаецкой.)
3. Являются ли однокоренными слова: кусок, закуска, искусать,
искушение, искусство, искусный?
4. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осёл,
основа, остов, остров, острый?
5. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть
разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей,
три?
З а д. а н. и е 2 . Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. - в зависимости от формулировки темы).
1. Волшебник но имени Йот. (Варианты : Приключения
Йота. Где прячется Невидимка?)
2. «Портреты» суффиксов (-чик- -щик, -тель), приставок
(пре- / при-, раз- / рас-, с-), корней-омонимов.
3. Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).
4. Как вас теперь называть? (О переходе слов из одной части
речи в другую.)
5. История слов в истории города (о топонимах).
6. Пропала буква (детективное расследование).
Задания «на засыпку»
К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:
• диктанты «на засыпку»;
• редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных
однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно
употребленными словами и конструкциями);
• подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных
слов и др.) к данной (по принципу «кто больше?»);
• упражнения с выборочным ответом (выбор правильного
варианта из нескольких предложенных или исключение явления
из ряда по принципу «третий лишний»).
Кроссворды, чайнворды, ребусы
Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках русского языка.
Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока.
Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке.
Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.
Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология « techne »- искусство, мастерство, умение « Logos » - наука, закон Технология - наука о мастерстве
Соблюдение условий : Соответствие игры учебно-воспитательным целям Доступность для учащихся данного возраста Умеренность в использовании игр на уроках
Виды уроков с использованием игровых технологий: Урок-соревнование, урок- конкурс, урок-путешествие, урок-КВН ролевые игры
Использование игры на определённом этапе урока: Начало урока, середина, конец Знакомство с новым материалом, закрепление ЗУН Повторение и систематизация изученного Различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.д.
Роль игры в учебно-воспитательном процессе: Тренирует память Вырабатываются речевые умения и навыки Стимулирует умственную деятельность Развивает внимание и познавательный интерес к предмету Игра- один из приёмов преодоления пассивности учеников
Цели игры нескольких уровней: 1-удовольствие от самого процесса игры готовность к любой активности, если она приносит радость 2-функциональность т.е выполнение правил игры 3-развитие творчества т.е.разгадать, распутать, добиться результата
Мотивы общения Дети, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей Совместные эмоциональные переживания способствуют укреплению межличностных отношений Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, характер
Познавательные мотивы Стимулирует к достижению цели, осознанию пути (нужно знать больше других) Создание ситуации успеха (неудача воспринимается не как личное поражение, стимулирует получения реванша) Состязательность, стимулирует желание узнавать новое В игре есть некое таинство- неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ребёнка, толкает на поиск ответа
вывод Ира-это не только удовольствие и радость для ребенка, но и закрепление знаний, которыми он овладел. Играя, они становятся самостоятельными, лучше познают мир, адаптируются к многообразию человеческих отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».
Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...
Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе
Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.
Многолетний опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании неслышащего ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирован...
Использование игровой технологии на уроках русского языка
С первых дней своей педагогической деятельности работаю над проблемой «Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка и литературы». И лучше ...
Статья "Использование игровых технологий на уроках русского языка".
В данной статье рассматривается одна из инновационных технологий обучения - игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка и воспитанию любви к слову и рече...
Использование игровых технологий на уроках русского языка
Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения. ...