Использование игровой технологии на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему
С первых дней своей педагогической деятельности работаю над проблемой «Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка и литературы». И лучше всего это получается, играя. Ни для кого не секрет, что построенные с использованием игровой технологии уроки пользуются особым успехом у ребят. Успех такого урока в его необыч-ности (использование сказочного , фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности.
Программа по русскому языку составлена так, что процесс обучения школьника постепенно усложняется. Соответственно и формы игровых уроков меняются. Для учащихся 5-6 классов эффективными будут уроки-путешествия (по темам «Второстепенные члены предложения», «Причастие», «Имя числительное» и др.), уроки-упражнения (игра «Эрудит», «Аукцион», «Я работаю волшебником», «Четвертое лишнее», «Собери слово»), уроки-КВН.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе- от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Деятель-ность обучающихся может быть самой разнообразной. Это решение занимательных задач, шарад, участие в грамматических играх. Для актуализации базовых знаний учащихся про-вожу такие игры, как «Мозговой штурм», «Горячая картошка», «Перестрелка», «Эхо». Ребята учатся составлять вопросы, правильно формулировать свои мысли, активно включа-ются в работу. Для закрепления нового материала очень хорошо подходят игры-соревно-вания: «Кто больше…(кто быстрее…), тот победит», игры на внимание, игры-эстафеты. На этапе проверки домашнего задания провожу орфографические игры («Откуда слово к нам пришло?», «Найдите слог с нужной гласной»).
Задания в игровой форме используются много на уроках в ходе изучения различных разделов русского языка. В разделе «Орфоэпия» проводятся ролевые игры («Званый обед», «Допиши словечко», игра-диалог «Магазин»). На уроках по изучению лексики, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, предлагаю самим сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы.
Мое внимание привлек прием сотворчества, когда в классе пишется коллективное мини-сочинение. Интересной получается такой вид творческой работы, написанной по первой строке Мастера. По завершении такой работы сочинения зачитываются, после чего ребята знакомятся с аналогичным фрагментом из произведения писателя. В своей работе использую также сочинение по данному началу. В целях предупреждения однотипности работ учащихся целесообразно обращаю их к нетрадиционным формам сочинения, как эссе, интервью, лингвистические сказки, юмористические рассказы.
Меня сегодня как учителя прежде всего интересует такая проблема: как повысить грамотность учащихся. На уроках я стала чаще использовать орфографически насыщенные рифмованные упражнения, алгоритмы и тестовые задания, этимологический анализ слов. Это является важной основой для приобретения самого главного у обучающихся- умения думать, рассуждать, искать, пользоваться справочной литературой.
Таким образом, я пришла к выводу , что материал, изученный в процессе игровой деятельности, забывается обучающимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. В игре органически сочетается занимательность и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
И.Н.Глинская, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №2» г.Николаевска |
Использование игровой технологии на уроках русского языка
С первых дней своей педагогической деятельности работаю над проблемой «Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка и литературы». И лучше всего это получается, играя. Ни для кого не секрет, что построенные с использованием игровой технологии уроки пользуются особым успехом у ребят. Успех такого урока в его необыч-ности (использование сказочного , фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности.
Программа по русскому языку составлена так, что процесс обучения школьника постепенно усложняется. Соответственно и формы игровых уроков меняются. Для учащихся 5-6 классов эффективными будут уроки-путешествия (по темам «Второстепенные члены предложения», «Причастие», «Имя числительное» и др.), уроки-упражнения (игра «Эрудит», «Аукцион», «Я работаю волшебником», «Четвертое лишнее», «Собери слово»), уроки-КВН.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе- от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Деятель-ность обучающихся может быть самой разнообразной. Это решение занимательных задач, шарад, участие в грамматических играх. Для актуализации базовых знаний учащихся про-вожу такие игры, как «Мозговой штурм», «Горячая картошка», «Перестрелка», «Эхо». Ребята учатся составлять вопросы, правильно формулировать свои мысли, активно включа-ются в работу. Для закрепления нового материала очень хорошо подходят игры-соревно-вания: «Кто больше…(кто быстрее…), тот победит», игры на внимание, игры-эстафеты. На этапе проверки домашнего задания провожу орфографические игры («Откуда слово к нам пришло?», «Найдите слог с нужной гласной»).
Задания в игровой форме используются много на уроках в ходе изучения различных разделов русского языка. В разделе «Орфоэпия» проводятся ролевые игры («Званый обед», «Допиши словечко», игра-диалог «Магазин»). На уроках по изучению лексики, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, предлагаю самим сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы.
Мое внимание привлек прием сотворчества, когда в классе пишется коллективное мини-сочинение. Интересной получается такой вид творческой работы, написанной по первой строке Мастера. По завершении такой работы сочинения зачитываются, после чего ребята знакомятся с аналогичным фрагментом из произведения писателя. В своей работе использую также сочинение по данному началу. В целях предупреждения однотипности работ учащихся целесообразно обращаю их к нетрадиционным формам сочинения, как эссе, интервью, лингвистические сказки, юмористические рассказы.
Меня сегодня как учителя прежде всего интересует такая проблема: как повысить грамотность учащихся. На уроках я стала чаще использовать орфографически насыщенные рифмованные упражнения, алгоритмы и тестовые задания, этимологический анализ слов. Это является важной основой для приобретения самого главного у обучающихся- умения думать, рассуждать, искать, пользоваться справочной литературой.
Таким образом, я пришла к выводу , что материал, изученный в процессе игровой деятельности, забывается обучающимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. В игре органически сочетается занимательность и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения усвоение знаний становится более качественным и прочным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...