Урок русского языка, 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Тема урока: Определённо-личные предложения.
Цели урока:
- Дать понятие об односоставных предложениях с главным членом – сказуемым; об определённо-личных предложениях.
- Вырабатывать умение узнавать односоставные предложения с главным членом – сказуемым, главным членом – подлежащим.
- Формировать умение различать односоставные и двусоставные предложения.
- Закрепить навыки синтаксического разбора.
- Развивать умение работать самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка, 8 класс | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, 8 класс
Тема урока: Определённо-личные предложения.
Цели урока:
- Дать понятие об односоставных предложениях с главным членом – сказуемым; об определённо-личных предложениях.
- Вырабатывать умение узнавать односоставные предложения с главным членом – сказуемым, главным членом – подлежащим.
- Формировать умение различать односоставные и двусоставные предложения.
- Закрепить навыки синтаксического разбора.
- Развивать умение работать самостоятельно.
Оборудование: доска, разноуровневые карточки с заданиями.
Ход урока:
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, дети. Садитесь. Сегодня на уроке мы вспомним синтаксический разбор простого предложения, а, значит, повторим изученный материал по теме «Второстепенные члены предложения». А так же мы пополним свои знания по теме «Односоставные предложения». Поэтому я желаю вам быть на уроке внимательными и плодотворной работы. Открываем тетради, запишем число, классная работа.
- Актуализация знаний
Синтаксический разбор предложения (один учащийся у доски)
Неожиданно стукнул мороз, распушил инеем макушки деревьев и одел их в белоснежный наряд.
Учитель: Какие предложения называются односоставными?
Задание: (работа по рядам)
1 ряд – выписывает односоставные предложения и подчёркивает грамматическую основу;
2 ряд – двусоставные, Коля и Костя подчёркивают грамматическую основу.
Карточка № 1.
- Снегу намело почти до крыши.
- Метелица метёт. Буран влетает в сени.
- В лесу держался запах прелой травы.
- Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня.
- Зима. Крестьянин торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
(Проверка задания – сначала зачитываем двусоставные предложения, затем односоставные).
- Подведение к изучению нового материала.
Учитель: В односоставных предложениях главный член может быть как подлежащее, так и сказуемое. Сравните: Вечереет. Морозит. и Вечер. Мороз. Как и двусоставные предложения, односоставные могут быть распространённые и нераспространённые. Какие предложения записаны перед вами? Измените предложения так, чтобы они стали распространённые.
- Знакомство с новым материалом.
Учитель: Итак, сейчас мы подробнее будем знакомиться с односоставными предложениями с главным членом – сказуемым. Мы познакомимся с определённо-личными предложениями, с их структурой и смысловыми особенностями. И вы мне в этом поможете.
Задание: среди предложений найдите односоставные предложения с главным членом – сказуемым. Укажите наклонение, время, лицо и число глаголов-сказуемых, т.е. форму глагола. (Предложения написаны на доске)
Вы пойдёте на стадион?
Поеду во Дворец спорта (изъяв. накл., буд. вр., 1 л., ед. ч.)
В поход берём карту местности. (изъяв. накл., наст. вр., 1 л., мн. ч.)
Ребята, срочно возвратите в библиотеку хрестоматии. (повелит. накл., 2 л., мн.ч.)
Ночь.
Славься ты, наш край родной.
Расцветай, наш край родной. (повелит. накл., 2 л., ед. ч.)
Учитель: Какой формой глагола выражено сказуемое?
Дети: Сказуемое выражено формой 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения, а также формой повелительного наклонения.
Учитель: Таким образом, мы можем сделать вывод, что определённо-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1 или 2 лица. Определённо-личные предложения выражают действие говорящего или собеседника, а также побуждение к действию собеседника.
- Работа с учебником.
Учитель: Закрепим понятие определённо-личных предложений по учебнику. Откройте учебник на странице 94 п.21.
- Физкультминутка.
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немножко нужно.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.
Наступает, наступает
Наступает тишина.
- Тренировочные упражнения:
Упр. 207 (устно) – конструирование предложений.
- Закрепление изученного материала.
Карточка № 2 (письменно)
Для группы А Выпишите определённо-личные предложения, подчеркните сказуемое, укажите какой формой оно выражено.
- Сижу за решёткой в темнице сырой. 2. Ложился на поля туман. 3. Воспитывайте свой вкус и мышление. 4. Поют гудки, весёлым песням вторя. 5. Профессию свою я не выбирала. 6. Без совести и при большом уме не проживёшь. 7. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье.
Для группы В Среди пар предложений найдите определённо-личные, подчеркните сказуемое.
- Мы идём по росистому лугу. – Идём по росистому лугу.
- Я выполню своё обещание. – Выполняю своё обещание.
- Играешь в городки? – Ты играешь в городки?
- Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке?
С какими предложениями познакомились?
Как отличить их от других предложений?
- Домашнее задание (дифференцированное)
п.21 стр.94
упр. 205 (группа А); подобрать пословицы, которые представляют собой определённо-личные предложения.
упр. 206 (группа В)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...