Урок русского языка, 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Меньшикова Марина Леонидовна

Тема урока: Определённо-личные предложения.

Цели урока:

  1. Дать понятие об односоставных предложениях с главным членом – сказуемым; об определённо-личных предложениях.
  2. Вырабатывать умение узнавать односоставные предложения с главным членом – сказуемым, главным членом – подлежащим.
  3. Формировать умение различать односоставные и двусоставные предложения.
  4. Закрепить навыки синтаксического разбора.
  5. Развивать умение работать самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка, 8 класс22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 8 класс

Тема урока: Определённо-личные предложения.

Цели урока:

  1. Дать понятие об односоставных предложениях с главным членом – сказуемым; об определённо-личных предложениях.
  2. Вырабатывать умение узнавать односоставные предложения с главным членом – сказуемым, главным членом – подлежащим.
  3. Формировать умение различать односоставные и двусоставные предложения.
  4. Закрепить навыки синтаксического разбора.
  5. Развивать умение работать самостоятельно.

Оборудование: доска, разноуровневые карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, дети. Садитесь. Сегодня на уроке мы вспомним синтаксический разбор простого предложения, а, значит, повторим изученный материал по теме «Второстепенные члены предложения». А так же мы пополним свои знания по теме «Односоставные предложения». Поэтому я желаю вам быть на уроке внимательными и плодотворной работы. Открываем тетради, запишем число, классная работа.

  1. Актуализация знаний

Синтаксический разбор предложения (один учащийся у доски)

Неожиданно стукнул мороз, распушил инеем макушки деревьев и одел их в белоснежный наряд.

Учитель: Какие предложения называются односоставными?

Задание: (работа по рядам)

1 ряд – выписывает односоставные предложения и подчёркивает грамматическую основу;

2 ряд – двусоставные, Коля и Костя подчёркивают грамматическую основу.

Карточка № 1.

  1. Снегу намело почти до крыши.
  2. Метелица метёт. Буран влетает в сени.
  3. В лесу держался запах прелой травы.
  4. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня.
  5. Зима. Крестьянин торжествуя,

На дровнях обновляет путь.

(Проверка задания – сначала зачитываем двусоставные предложения, затем односоставные).

  1. Подведение к изучению нового материала.

Учитель: В односоставных предложениях главный член может быть как подлежащее, так и сказуемое. Сравните: Вечереет. Морозит. и Вечер. Мороз. Как и двусоставные предложения, односоставные могут быть распространённые и нераспространённые. Какие предложения записаны перед вами? Измените предложения так, чтобы они стали распространённые.

  1. Знакомство с новым материалом.

Учитель: Итак, сейчас мы подробнее будем знакомиться с односоставными предложениями с главным членом – сказуемым. Мы познакомимся с определённо-личными предложениями, с их структурой и смысловыми особенностями. И вы мне в этом поможете.

Задание: среди предложений найдите односоставные предложения с главным членом – сказуемым. Укажите наклонение, время, лицо и число глаголов-сказуемых, т.е. форму глагола. (Предложения написаны на доске)

Вы пойдёте на стадион?

Поеду во Дворец спорта (изъяв. накл., буд. вр., 1 л., ед. ч.)

В поход берём карту местности. (изъяв. накл., наст. вр., 1 л., мн. ч.)

Ребята, срочно возвратите в библиотеку хрестоматии. (повелит. накл., 2 л., мн.ч.)

Ночь.

Славься ты, наш край родной.

Расцветай, наш край родной. (повелит. накл., 2 л., ед. ч.)

Учитель: Какой формой глагола выражено сказуемое?

Дети: Сказуемое выражено формой 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения, а также формой повелительного наклонения.

Учитель: Таким образом, мы можем сделать вывод, что определённо-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1 или 2 лица. Определённо-личные предложения выражают действие говорящего или собеседника, а также побуждение к действию собеседника.

  1. Работа с учебником.

Учитель: Закрепим понятие определённо-личных предложений по учебнику. Откройте учебник на странице 94 п.21.

  1. Физкультминутка.

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немножко нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза.

Наступает, наступает

Наступает тишина.

  1. Тренировочные упражнения:

Упр. 207 (устно) – конструирование предложений.

  1. Закрепление изученного материала.

Карточка № 2 (письменно)

Для группы А   Выпишите определённо-личные предложения, подчеркните сказуемое, укажите какой формой оно выражено.

  1. Сижу за решёткой в темнице сырой. 2. Ложился на поля туман. 3. Воспитывайте свой вкус и мышление. 4. Поют гудки, весёлым песням вторя. 5. Профессию свою я не выбирала. 6. Без совести и при большом уме не проживёшь. 7. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье.

Для группы В   Среди пар предложений найдите определённо-личные, подчеркните сказуемое.

  1. Мы идём по росистому лугу. – Идём по росистому лугу.
  2. Я выполню своё обещание. – Выполняю своё обещание.
  3. Играешь в городки? – Ты играешь в городки?

  1. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке?

С какими предложениями познакомились?

Как отличить их от других предложений?

  1. Домашнее задание (дифференцированное)

п.21 стр.94

упр. 205 (группа А); подобрать пословицы, которые представляют собой определённо-личные предложения.

упр. 206 (группа В)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...