Урок русского языка, 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Меньшикова Марина Леонидовна

Тема урока: Обобщающий урок-игра «Путешествие в страну Языкознание»

Цели урока:

  1. Повторить и обобщить сведения по синтаксису и пунктуации, отрабатывать навык постановки знаков препинания в простом и сложном предложении, в предложениях с прямой речью. Повторить правописание гласных  согласных в корне слова, а также непроизносимых согласных.
  2. Воспитывать творческую личность, культуру взаимоотношений. Повысить коммуникативные способности учащихся. Пытаться заинтересовать путём вовлечения в творческий поиск.
  3. Развивать творческие способности учащихся, речевые умения и навыки; умения правильно отбирать материал для решения коммуникативных задач. Способствовать развитию любознательности и любви к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка, 5 класс24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 5 класс

Тема урока: Обобщающий урок-игра «Путешествие в страну Языкознание»

Цели урока:

  1. Повторить и обобщить сведения по синтаксису и пунктуации, отрабатывать навык постановки знаков препинания в простом и сложном предложении, в предложениях с прямой речью. Повторить правописание гласных  согласных в корне слова, а также непроизносимых согласных.
  2. Воспитывать творческую личность, культуру взаимоотношений. Повысить коммуникативные способности учащихся. Пытаться заинтересовать путём вовлечения в творческий поиск.
  3. Развивать творческие способности учащихся, речевые умения и навыки; умения правильно отбирать материал для решения коммуникативных задач. Способствовать развитию любознательности и любви к родному языку.

Оборудование: Карта путешественников, карточки с заданиями, синтаксический кроссворд, смайлики разных цветов.

*Примечание: на карту наносятся все упомянутые в конспекте названия.

Ход урока:

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Учитель:        Звенит звонок весёлый

Зовёт нас на урок.

Такой порядок в школе –

Не забывай, дружок!

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подровнялись,

Тихо сели все за стол, начинаем разговор.

II. Сообщение целей и задач.

Учитель: Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие по самой загадочной стране – стране Языкознания. Это государство расположено между двумя океанами: Знаний и Умений. Материк своими очертаниями напоминает две буквы: Р. и Я. Догадались? Правильно! Русский язык. В любой стране есть населённые пункты (города, сёла, деревни), в которых живут жители. Мы отправимся в город Синтаксис и познакомимся с его жителями.

III. Основная часть.

Учитель: Представим, что мы едем в автобусе. Влад у нас будет водителем, вы – пассажирами, а я – вашим экскурсоводом. Итак, отправляемся в путешествие.

(Дети изображают поездку в автобусе)

Учитель: Мы подъехали к Орфографическому лесу, и нам придётся остановить автобус. Орфографический лес труднопроходимый. Здесь вместо птиц, животных и насекомых живут орфограммы. Чтобы лес стал проходимым, вам предстоит выполнить задания по орфографии. За каждый правильный ответ вы сможете получить смайлик, а в конце нашего путешествия мы узнаем кто из вас самый отважный и опытный путешественник.

1 задание: (дети выбирают задание на карточках)

Объяснить правописание слов: золотые, холодильник, снег, заморозки, прекрас(?)ный, пейзаж, известный, герой.

Учитель: С первой трудностью на нашем пути мы справились успешно. Орфографический лес прошли и попали в село Словосочетание. Здесь живёт очень много интересных жителей – это слова. Вот с ними сейчас и познакомимся.

2 задание: (карточки со словами на доске – честный поступок, радостный смех, съёжился от холода, читать книгу, хорошо учиться, участвовать в экспедиции)

Составить словосочетания из слов, определить главное и зависимое.

Учитель: Молодцы! А теперь продолжим наше путешествие. Но на нашем пути неожиданно разливается река Пунктуация. Через реку можно переправиться только построив мост. Мостом будут знаки препинания, которые вы назовёте.

3 задание: Назвать знаки препинания.

(Дети называют знаки препинания – .  , ! ?  :  -  «».)

Учитель: Миновав бурную реку Пунктуацию, мы попадаем к подножию Синтаксических гор. Это один из самых труднодоступных районов Страны Языкознания. Две самые высокие горы спорят между собой за право называться самой главной: гора Подлежащего и гора Сказуемого. По перевалу Второстепенных членов мы пройдём к озеру Знаков Препинания. Но этот переход очень трудный. И вы в этом убедитесь, разгадывая синтаксический кроссворд.

Физкультминутка

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале…

Вправо, влево повернись,

Наклонись и повернись!

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы, мои зайчишки!

4 задание: СИНТАКСИЧЕСКИЙ КРОССВОРД

1) Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия.

2) Разговор двух или нескольких лиц.

3) Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания.

4) Что ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже.

5) Главный член предложения, обозначающий предмет.

6) Главный член предложения, обозначающий действие предмета.

7) Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

8) Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.

9) второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? и обозначает признак предмета.

Учитель: Трудный переход по перевалу Второстепенных членов завершён, и мы отправляемся в город Синтаксис. Как вы думаете, кто является жителями города?

Учитель: Конечно, слова и предложения.

  1. задание:
  1. Закончить предложение так, чтобы оно получилось простое с однородными членами (устно)

Зимой ребята катаются на лыжах…

  1. Укажи причину постановки знаков препинания в предложениях (устно)

Отпусти меня, родная, на простор широкий! (Н.А.Некрасов)

  1. Составь предложение (письменно)
  1. из предложения

С тихим шорохом пробежал по саду ветерок.

взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в форму именительного падежа, женского рода, единственного числа;

  1. из предложения

За ночь земля покрылась пушистым снегом.

взять обстоятельство, употребить его как подлежащее;

  1. добавить глагол из предложения

Мама от усталости опустилась на диван.

  1. из предложения

Над городом пролетел быстрокрылый самолёт.

Взять обстоятельство (с другим предлогом)

  1. Расставь знаки препинания в предложении (письменно).

Сегодня вечером будет сильная метель сказал проводник.

IV. Итог урока.

Учитель: Наше путешествие в город Синтаксис подошло к концу, но замечательная страна Языкознания ещё не раз позовёт нас пройти по своим дорогам. Понравилось ли вам наше путешествие? Испытывали ли вы где-то трудности? Нам осталось подвести итоги, посчитать смайлики и выявить самого отважного путешественника.

V. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...