Урок русского языка, 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Тема урока: Обобщающий урок-игра «Путешествие в страну Языкознание»
Цели урока:
- Повторить и обобщить сведения по синтаксису и пунктуации, отрабатывать навык постановки знаков препинания в простом и сложном предложении, в предложениях с прямой речью. Повторить правописание гласных согласных в корне слова, а также непроизносимых согласных.
- Воспитывать творческую личность, культуру взаимоотношений. Повысить коммуникативные способности учащихся. Пытаться заинтересовать путём вовлечения в творческий поиск.
- Развивать творческие способности учащихся, речевые умения и навыки; умения правильно отбирать материал для решения коммуникативных задач. Способствовать развитию любознательности и любви к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, 5 класс
Тема урока: Обобщающий урок-игра «Путешествие в страну Языкознание»
Цели урока:
- Повторить и обобщить сведения по синтаксису и пунктуации, отрабатывать навык постановки знаков препинания в простом и сложном предложении, в предложениях с прямой речью. Повторить правописание гласных согласных в корне слова, а также непроизносимых согласных.
- Воспитывать творческую личность, культуру взаимоотношений. Повысить коммуникативные способности учащихся. Пытаться заинтересовать путём вовлечения в творческий поиск.
- Развивать творческие способности учащихся, речевые умения и навыки; умения правильно отбирать материал для решения коммуникативных задач. Способствовать развитию любознательности и любви к родному языку.
Оборудование: Карта путешественников, карточки с заданиями, синтаксический кроссворд, смайлики разных цветов.
*Примечание: на карту наносятся все упомянутые в конспекте названия.
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Учитель: Звенит звонок весёлый
Зовёт нас на урок.
Такой порядок в школе –
Не забывай, дружок!
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подровнялись,
Тихо сели все за стол, начинаем разговор.
II. Сообщение целей и задач.
Учитель: Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие по самой загадочной стране – стране Языкознания. Это государство расположено между двумя океанами: Знаний и Умений. Материк своими очертаниями напоминает две буквы: Р. и Я. Догадались? Правильно! Русский язык. В любой стране есть населённые пункты (города, сёла, деревни), в которых живут жители. Мы отправимся в город Синтаксис и познакомимся с его жителями.
III. Основная часть.
Учитель: Представим, что мы едем в автобусе. Влад у нас будет водителем, вы – пассажирами, а я – вашим экскурсоводом. Итак, отправляемся в путешествие.
(Дети изображают поездку в автобусе)
Учитель: Мы подъехали к Орфографическому лесу, и нам придётся остановить автобус. Орфографический лес труднопроходимый. Здесь вместо птиц, животных и насекомых живут орфограммы. Чтобы лес стал проходимым, вам предстоит выполнить задания по орфографии. За каждый правильный ответ вы сможете получить смайлик, а в конце нашего путешествия мы узнаем кто из вас самый отважный и опытный путешественник.
1 задание: (дети выбирают задание на карточках)
Объяснить правописание слов: золотые, холодильник, снег, заморозки, прекрас(?)ный, пейзаж, известный, герой.
Учитель: С первой трудностью на нашем пути мы справились успешно. Орфографический лес прошли и попали в село Словосочетание. Здесь живёт очень много интересных жителей – это слова. Вот с ними сейчас и познакомимся.
2 задание: (карточки со словами на доске – честный поступок, радостный смех, съёжился от холода, читать книгу, хорошо учиться, участвовать в экспедиции)
Составить словосочетания из слов, определить главное и зависимое.
Учитель: Молодцы! А теперь продолжим наше путешествие. Но на нашем пути неожиданно разливается река Пунктуация. Через реку можно переправиться только построив мост. Мостом будут знаки препинания, которые вы назовёте.
3 задание: Назвать знаки препинания.
(Дети называют знаки препинания – . , ! ? : - «».)
Учитель: Миновав бурную реку Пунктуацию, мы попадаем к подножию Синтаксических гор. Это один из самых труднодоступных районов Страны Языкознания. Две самые высокие горы спорят между собой за право называться самой главной: гора Подлежащего и гора Сказуемого. По перевалу Второстепенных членов мы пройдём к озеру Знаков Препинания. Но этот переход очень трудный. И вы в этом убедитесь, разгадывая синтаксический кроссворд.
Физкультминутка
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
Вправо, влево повернись,
Наклонись и повернись!
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои зайчишки!
4 задание: СИНТАКСИЧЕСКИЙ КРОССВОРД
1) Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия.
2) Разговор двух или нескольких лиц.
3) Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания.
4) Что ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже.
5) Главный член предложения, обозначающий предмет.
6) Главный член предложения, обозначающий действие предмета.
7) Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
8) Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.
9) второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? и обозначает признак предмета.
Учитель: Трудный переход по перевалу Второстепенных членов завершён, и мы отправляемся в город Синтаксис. Как вы думаете, кто является жителями города?
Учитель: Конечно, слова и предложения.
- задание:
- Закончить предложение так, чтобы оно получилось простое с однородными членами (устно)
Зимой ребята катаются на лыжах…
- Укажи причину постановки знаков препинания в предложениях (устно)
Отпусти меня, родная, на простор широкий! (Н.А.Некрасов)
- Составь предложение (письменно)
- из предложения
С тихим шорохом пробежал по саду ветерок.
взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в форму именительного падежа, женского рода, единственного числа;
- из предложения
За ночь земля покрылась пушистым снегом.
взять обстоятельство, употребить его как подлежащее;
- добавить глагол из предложения
Мама от усталости опустилась на диван.
- из предложения
Над городом пролетел быстрокрылый самолёт.
Взять обстоятельство (с другим предлогом)
- Расставь знаки препинания в предложении (письменно).
Сегодня вечером будет сильная метель сказал проводник.
IV. Итог урока.
Учитель: Наше путешествие в город Синтаксис подошло к концу, но замечательная страна Языкознания ещё не раз позовёт нас пройти по своим дорогам. Понравилось ли вам наше путешествие? Испытывали ли вы где-то трудности? Нам осталось подвести итоги, посчитать смайлики и выявить самого отважного путешественника.
V. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/30/picture-730749-1451459329.jpg)
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/14/picture-370670-1660483225.jpg)
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/01/picture-275115-1375356683.jpg)
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-954704-1507461513.jpg)
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/19/picture-1013983-1542604924.png)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...