Графика. Алфавит
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок по теме "Графика. Алфавит" проведен с соблюдением ФГОС в 5 классе (базовый уровень) по программе М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Русский язык» 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011 г.
Урок направлен на воспроизведение и закрепление сведений об алфавите, изучение такой науки, как графика и на развитие интереса к истории родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh.karta_grafika._alfavit.doc153 КБ
Office presentation icon grafika._alfavit.ppt1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет - русский язык________________________ Класс  5________а_______________   Дата 3.12.2015_______________

Базовый учебник -  Русский язык, 5 кл.: учебник для общеобразовательных  учреждений под реакцией  Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Москва «Просвещение», 2012 год.

____________________________________________________________________________

Тема урока: «Графика. Алфавит»

_________________________________________________________________________________

Цель урока:  воспроизведение и закрепление сведений об алфавите и науке графике.
Задачи урока:  1) познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и алфавита; 2) отработать правильное произношение названий букв; 3) сформировать четкое понимание различий букв от звуков.

Планируемые результаты: 

Предметные: знать историю алфавита и русской азбуки; уметь отличать звуки и буквы
Метапредметные: уметь находить, преобразовывать и передавать информацию.

Личностные: понимать роль русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.

                          Тип урока: урок «открытия» нового знания

   

                                                         

                                     

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА                                                                                                                                                                  

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.

Организационный момент

Приветствует уч-ся, организует подготовку раб. мест, создает условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу)

- Доброе утро!

Приветствуют учителя, показывают готовность к уч. деятельности

2.

Актуализация и пробное учебное действие

Предлагаю вам начать с дуэли. Два дуэлянта, выходите к доске. Задание следующее: записать предложение, расставить знаки препинания, подчеркнуть все члены предложения, подписать какой частью речи они выражены. И дать характеристику. Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок.

Птица медленно поднялась и улетела, а снег сыпался и сыпался за окном

Двое работают у доски, остальные пишут в тетради. После «секундант» проверяет работы у доски.

Повест., невоскл., сложн., двусостав., распр.

3.

Выявление места и причины затруднения

На раздатке есть картинка. Как вы думаете что изображено на рисунке?
Как вы думаете, к какому времени относятся эти рисунки?

Все считают, что изображена охота?
С помощью чего мы сейчас описали то, что изображено?

Если бы мы сейчас отправили эту картинку в письме, адресат бы понял о чем речь?

А как бы мы могли передать информацию и быть уверенными, что нас точно поймут?

Итак попробуйте сформулировать тему нашего урока?

Охота

Древние

Нет.

Речи, слов, звуков.

Вряд ли

Записать информацию с помощью букв.

Графика. Алфавит.

4.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Формулирование цели вместе с учащимися.


Записать тему урока.
Что изучает графика? Графика — это наука о языке, рассматривающая знаки письма, с помощью которых записывается речь.

Grapho (греч.) – “пишу”  

Давайте попробуем подобрать однокоренные слова:

орфография, биография, автобиография, география,  каллиграфия (искусство писать четким, красивым почерком)

А что такое алфавит?

Где встречается нам алфавит? (в словарях, в классном журнале, в библиотечной картотеке).

(Слайд 1)
Алфавит — Порядок букв, принятый в азбуке (Ожегов)
Алфавит — установленный порядок букв, используемых в системе письма, характерного для определённого письма (Ефремова)
Азбука — совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в определённом порядке; буквенный алфавит.

 В чем разница между алфавитом и азбукой?

(Слайд 2) Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):АЗБУКА: АЗ + БУКИ, 
а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА 

Произнесите-ка мне все буквы алфавита.

Сколько букв? Сколько звуков? Согласных? Гласных?

Записали определение.

Записывают однокоренные слова в тетрадь

Последовательность букв. Облегчает запоминание.

Записать понравившееся определение.

У слова «азбука» есть еще значение «Книга, с помощью которой учат буквы.»

Пара учеников проговаривают буквы алфавита, если ошибаются, пытается другой ученик.

5

Первичное закрепление

Обратимся к истории письменности.

-Дорога к письменности была длинной и трудной.

В те времена, когда еще не было придумано ни одной буквы, люди общались между собой с помощью рисунков. Такое письмо называли пиктографическим: какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (иероглифы)
После эти условные знаки и превратились в буквы!

(Слайд 3) Русская письменность довольно молодая. Есть алфавиты намного старше, чем наш. Это, например, финикийское, греческое, латинское письмо.

-Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?

(Слайд 4) В IX веке в Византии жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные. По просьбе русского князя, они приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. (СЛАЙД №5). (В честь Константина, который впоследствии получил имя Кирилл).
Первый русский букварь был издан в 1574 г. первопечатником Иваном Фёдоровым. (Слайд 6). До нашего времени дошёл один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка на 80 страницах.

(Слайд 7) Естественно, за свою историю русский алфавит претерпел большие изменения. Раньше были носовые гласные, (которые ушли из алфавита одними из первых), в 18 веке благодаря реформам Петра Великого уходят буквы греческого происхождения и заменяются аналогичными русскими, Буква Я появилась в 1708 г, а Й — в 1735; Буква Ё — 29 ноября 1783, но обязательной она стала только в 1942. Последние изменения случились в 1918 г. Например, убрали букву Ѣ, заменили ее на Е.

(Слайд 8) 24 мая отмечается день славянской письменности и культуры не только у нас, в России, но и почти во всех славянских странах (Болгарии, Чехии).

Смотрят презентацию.

6

Физминутка

Все встают. Учитель называет буквы. На согласные — мальчики встают на цыпочки и тянутся руками к потолку, на гласные — девочки!
(Закончить мягким или твердым знаком)

7

Закрепление знаний

1)На раздатке написаны города Иркутской области. Расставьте их в алфавитном порядке.

Иркутск, Ангарск, Братск, Бодайбо, Байкальск., Свирск, Зима, Тулун.

2) на раздатке зашифрована фраза. (на слайде прописан алфавит, соответствующие цифры у букв и само выражение)
Вы должны расшифровать послание.

1 9 2 21 12 1 — 12_14 21 5 18 16 19 20 10_19 20 21 17 6 15 30 12 1!

Азбука — к мудрости ступенька!

Ангарск, Байкальск, Бодайбо, Братск, Зима, Иркутск, Свирск, Тулун.

Записывают прямо в раздатке, потом объясняют выражение.

8

Рефлексия  

1. Что сегодня на уроке повторили? Что узнали нового? Что показалось интересным, а что вызвало затруднения?

9

Домашнее задание.

(Учитель поясняет, как нужно выполнить д/з. 288 (обязательно объяснить знаки препинания), 299 (пользуясь орфографическим словарем), § 58,59.

Запись в дневниках

10

Подведение итогов.

Учитель объявляет оценки учащимся,   даёт общую характеристику всему уроку.

Список используемой литературы:

1. Программа  по русскому языку общеобразовательных  учреждений. 5-11 классы: основной курс, Просвещение, 2012 г. в соответствии с Федеральным государственным  образовательным стандартом   общего  образования  по русскому языку.
2. Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных  учреждений под реакцией  Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Москва «Просвещение», 2010 год.
3. Толковые словари под ред. Ожегова, Ефремовой.
4. С.Н. Лохов. Графика и письменные системы, 2013 г.



1) Расставьте названия городов Иркутской области в алфавитном порядке:

        Иркутск, Ангарск, Братск, Бодайбо, Байкальск, Свирск, Зима, Тулун.

2) Каждой букве русского алфавита соответствует определённая цифра.  
А — 1, Б — 2, В — 3, Г — 4, Д — 5, Е — 6, Ё — 7, Ж — 8, З — 9, И — 10,

Й — 11, К — 12, Л — 13, М — 14, Н — 15, О — 16, П — 17, Р — 18, С — 19,

Т — 20, У — 21, Ф — 22, Х — 23, Ц — 24, Ч — 25, Ш — 26, Ш — 27, Ъ — 28,

Ы — 29, Ь — 30, Э — 31, Ю — 32, Я — 33        

Расшифруйте код, данный ниже, и запишите расшифровку. Объясните значение получившейся фразы.

1 9 2 21 12 1 — 12_14 21 5 18 16 19 20 10_19 20 21 17 6 15 30 12 1!

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

1) Расставьте названия городов Иркутской области в алфавитном порядке:

        Иркутск, Ангарск, Братск, Бодайбо, Байкальск, Свирск, Зима, Тулун.

2) Каждой букве русского алфавита соответствует определённая цифра.  
А — 1, Б — 2, В — 3, Г — 4, Д — 5, Е — 6, Ё — 7, Ж — 8, З — 9, И — 10,

Й — 11, К — 12, Л — 13, М — 14, Н — 15, О — 16, П — 17, Р — 18, С — 19,

Т — 20, У — 21, Ф — 22, Х — 23, Ц — 24, Ч — 25, Ш — 26, Ш — 27, Ъ — 28,

Ы — 29, Ь — 30, Э — 31, Ю — 32, Я — 33

Расшифруйте код, данный ниже, и запишите расшифровку. Объясните значение получившейся фразы.

1 9 2 21 12 1 — 12_14 21 5 18 16 19 20 10_19 20 21 17 6 15 30 12 1!

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

1) Расставьте названия городов Иркутской области в алфавитном порядке:

        Иркутск, Ангарск, Братск, Бодайбо, Байкальск, Свирск, Зима, Тулун.

2) Каждой букве русского алфавита соответствует определённая цифра.  
А — 1, Б — 2, В — 3, Г — 4, Д — 5, Е — 6, Ё — 7, Ж — 8, З — 9, И — 10,

Й — 11, К — 12, Л — 13, М — 14, Н — 15, О — 16, П — 17, Р — 18, С — 19,

Т — 20, У — 21, Ф — 22, Х — 23, Ц — 24, Ч — 25, Ш — 26, Ш — 27, Ъ — 28,

Ы — 29, Ь — 30, Э — 31, Ю — 32, Я — 33        

Расшифруйте код, данный ниже, и запишите расшифровку. Объясните значение получившейся фразы.

1 9 2 21 12 1 — 12_14 21 5 18 16 19 20 10_19 20 21 17 6 15 30 12 1!

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История русского алфавита

Слайд 2

Определения Алфавит ― Порядок букв, принятый в азбуке (Толковый словарь Ожегова) Алфавит ― установленный порядок букв, используемых в системе письма, характерного для определённого письма (Толковый словарь Ефремовой) Азбука ― совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в определённом порядке; буквенный алфавит. (Толковый словарь Ожегова)

Слайд 3

Происхождение слов «азбука» и «алфавит» Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ , а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ : АЛЬФА + ВИТА

Слайд 4

Древнейшие письменности и алфавиты Финикийское письмо известно с 13 в. до н.э . Греческий алфавит появился примерно в 9 в. до н.э. Латинский алфавит формируется к 7 в. до н.э.

Слайд 5

Изобретатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий В 862 году Константин (Кирилл) и Мефодий прибыли из Византии по просьбе князя Ростислава. В основу их азбуки лег древнеболгарский диалект. А по имени создателя эту азбуку стали называть кириллицей (863 г. ) .

Слайд 6

Старославянский алфавит

Слайд 7

Иван Фёдоров и первый букварь

Слайд 8

Изменения в русском алфавите 12-13 в . 1783 г. 1918 г. 1735 г.

Слайд 9

24 мая - День славянской письменности и культуры День славянской письменности и культуры (День святых Кирилла и Мефодия) — российское название праздника, приуроченного ко дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла (IX). Аналогичные государственные торжества существуют в ряде иных славянских стран.

Слайд 10

Шифрование А — 1, Б — 2, В — 3, Г — 4, Д — 5, Е — 6, Ё — 7, Ж — 8, З — 9, И — 10, Й — 11, К — 12, Л — 13, М — 14, Н — 15, О — 16, П — 17, Р — 18, С — 19, Т — 20, У — 21, Ф — 22, Х — 23, Ц — 24, Ч — 25, Ш — 26, Ш — 27, Ъ — 28, Ы — 29, Ь — 30, Э — 31, Ю — 32, Я - 33 1 9 2 21 12 1 — 12_ 14 21 5 18 16 19 20 10_ 19 20 21 17 6 15 30 12 1!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Графика.Алфавит"

Предлагаю конспект урока и презентацию,  разработанные с учетом требований ФГОС по формированию УУД. Учебник под ред. Ладыженской.Использованы приемы технологии развития критического мышления: "к...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Графика. Алфавит"

Тема урока «Графика. Алфавит».Используемая технология: ТРКМ (технология развития критического мышления).Обоснование выбора технологии: тема «Графика. Алфавит» не является абсолютно новой для пятикласс...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс "Графика.Алфавит" с презентацией и маршрутным листом

Технологическая карта составлена с учетом всех требований ФГОС ООО. Используются различные методы и формы урока. Используютя новые приемы: синквейн, кластер, "толтые и тонкие вопросы"...

Проверочная работа для 5 класса по теме Фонетика. Графика. Алфавит.

Проверочная работа по русскому языку для 5 класса составлена для диагностирования знаний обучающихся по теме "Фонетика. Графика. Алфавит. Работа включает в...

Технологическая карта урока русского языка в 5 кл. "Графика. Алфавит"

Урок разработан по учебнику Т.А. Ладыженской...

Презентация к уроку "Графика. Алфавит" 5 класс

Презентация к уроку "Графика. Алфавит" 5 класс...