Графика. Алфавит
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок по теме "Графика. Алфавит" проведен с соблюдением ФГОС в 5 классе (базовый уровень) по программе М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Русский язык» 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011 г.
Урок направлен на воспроизведение и закрепление сведений об алфавите, изучение такой науки, как графика и на развитие интереса к истории родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_grafika._alfavit.doc | 153 КБ |
grafika._alfavit.ppt | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет - русский язык________________________ Класс 5________а_______________ Дата 3.12.2015_______________
Базовый учебник - Русский язык, 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений под реакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Москва «Просвещение», 2012 год.
____________________________________________________________________________
Тема урока: «Графика. Алфавит»
_________________________________________________________________________________
Цель урока: воспроизведение и закрепление сведений об алфавите и науке графике.
Задачи урока: 1) познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и алфавита; 2) отработать правильное произношение названий букв; 3) сформировать четкое понимание различий букв от звуков.
Планируемые результаты:
Предметные: знать историю алфавита и русской азбуки; уметь отличать звуки и буквы
Метапредметные: уметь находить, преобразовывать и передавать информацию.
Личностные: понимать роль русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. | Организационный момент | Приветствует уч-ся, организует подготовку раб. мест, создает условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу) - Доброе утро! | Приветствуют учителя, показывают готовность к уч. деятельности |
2. | Актуализация и пробное учебное действие | Предлагаю вам начать с дуэли. Два дуэлянта, выходите к доске. Задание следующее: записать предложение, расставить знаки препинания, подчеркнуть все члены предложения, подписать какой частью речи они выражены. И дать характеристику. Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок. Птица медленно поднялась и улетела, а снег сыпался и сыпался за окном | Двое работают у доски, остальные пишут в тетради. После «секундант» проверяет работы у доски. Повест., невоскл., сложн., двусостав., распр. |
3. | Выявление места и причины затруднения | На раздатке есть картинка. Как вы думаете что изображено на рисунке? Все считают, что изображена охота? Если бы мы сейчас отправили эту картинку в письме, адресат бы понял о чем речь? А как бы мы могли передать информацию и быть уверенными, что нас точно поймут? Итак попробуйте сформулировать тему нашего урока? | Охота Древние Речи, слов, звуков. Вряд ли Записать информацию с помощью букв. Графика. Алфавит. |
4. | Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Формулирование цели вместе с учащимися.
Grapho (греч.) – “пишу” Давайте попробуем подобрать однокоренные слова: орфография, биография, автобиография, география, каллиграфия (искусство писать четким, красивым почерком) А что такое алфавит? Где встречается нам алфавит? (в словарях, в классном журнале, в библиотечной картотеке). В чем разница между алфавитом и азбукой? (Слайд 2) Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):АЗБУКА: АЗ + БУКИ, Произнесите-ка мне все буквы алфавита. Сколько букв? Сколько звуков? Согласных? Гласных? | Записали определение. Записывают однокоренные слова в тетрадь Последовательность букв. Облегчает запоминание. Записать понравившееся определение. У слова «азбука» есть еще значение «Книга, с помощью которой учат буквы.» Пара учеников проговаривают буквы алфавита, если ошибаются, пытается другой ученик. |
5 | Первичное закрепление | Обратимся к истории письменности. -Дорога к письменности была длинной и трудной. В те времена, когда еще не было придумано ни одной буквы, люди общались между собой с помощью рисунков. Такое письмо называли пиктографическим: какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (иероглифы) -Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей? (Слайд 4) В IX веке в Византии жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные. По просьбе русского князя, они приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. (СЛАЙД №5). (В честь Константина, который впоследствии получил имя Кирилл). (Слайд 7) Естественно, за свою историю русский алфавит претерпел большие изменения. Раньше были носовые гласные, (которые ушли из алфавита одними из первых), в 18 веке благодаря реформам Петра Великого уходят буквы греческого происхождения и заменяются аналогичными русскими, Буква Я появилась в 1708 г, а Й — в 1735; Буква Ё — 29 ноября 1783, но обязательной она стала только в 1942. Последние изменения случились в 1918 г. Например, убрали букву Ѣ, заменили ее на Е. (Слайд 8) 24 мая отмечается день славянской письменности и культуры не только у нас, в России, но и почти во всех славянских странах (Болгарии, Чехии). | Смотрят презентацию. |
6 | Физминутка | Все встают. Учитель называет буквы. На согласные — мальчики встают на цыпочки и тянутся руками к потолку, на гласные — девочки! | |
7 | Закрепление знаний | 1)На раздатке написаны города Иркутской области. Расставьте их в алфавитном порядке. Иркутск, Ангарск, Братск, Бодайбо, Байкальск., Свирск, Зима, Тулун. 1 9 2 21 12 1 — 12_14 21 5 18 16 19 20 10_19 20 21 17 6 15 30 12 1! Азбука — к мудрости ступенька! | Ангарск, Байкальск, Бодайбо, Братск, Зима, Иркутск, Свирск, Тулун. Записывают прямо в раздатке, потом объясняют выражение. |
8 | Рефлексия | 1. Что сегодня на уроке повторили? Что узнали нового? Что показалось интересным, а что вызвало затруднения? | |
9 | Домашнее задание. | (Учитель поясняет, как нужно выполнить д/з. 288 (обязательно объяснить знаки препинания), 299 (пользуясь орфографическим словарем), § 58,59. | Запись в дневниках |
10 | Подведение итогов. | Учитель объявляет оценки учащимся, даёт общую характеристику всему уроку. |
Список используемой литературы:
1. Программа по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, Просвещение, 2012 г. в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования по русскому языку.
2. Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений под реакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Москва «Просвещение», 2010 год.
3. Толковые словари под ред. Ожегова, Ефремовой.
4. С.Н. Лохов. Графика и письменные системы, 2013 г.
1) Расставьте названия городов Иркутской области в алфавитном порядке:
Иркутск, Ангарск, Братск, Бодайбо, Байкальск, Свирск, Зима, Тулун.
2) Каждой букве русского алфавита соответствует определённая цифра.
А — 1, Б — 2, В — 3, Г — 4, Д — 5, Е — 6, Ё — 7, Ж — 8, З — 9, И — 10,
Й — 11, К — 12, Л — 13, М — 14, Н — 15, О — 16, П — 17, Р — 18, С — 19,
Т — 20, У — 21, Ф — 22, Х — 23, Ц — 24, Ч — 25, Ш — 26, Ш — 27, Ъ — 28,
Ы — 29, Ь — 30, Э — 31, Ю — 32, Я — 33
Расшифруйте код, данный ниже, и запишите расшифровку. Объясните значение получившейся фразы.
1 9 2 21 12 1 — 12_14 21 5 18 16 19 20 10_19 20 21 17 6 15 30 12 1!
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
1) Расставьте названия городов Иркутской области в алфавитном порядке:
Иркутск, Ангарск, Братск, Бодайбо, Байкальск, Свирск, Зима, Тулун.
2) Каждой букве русского алфавита соответствует определённая цифра.
А — 1, Б — 2, В — 3, Г — 4, Д — 5, Е — 6, Ё — 7, Ж — 8, З — 9, И — 10,
Й — 11, К — 12, Л — 13, М — 14, Н — 15, О — 16, П — 17, Р — 18, С — 19,
Т — 20, У — 21, Ф — 22, Х — 23, Ц — 24, Ч — 25, Ш — 26, Ш — 27, Ъ — 28,
Ы — 29, Ь — 30, Э — 31, Ю — 32, Я — 33
Расшифруйте код, данный ниже, и запишите расшифровку. Объясните значение получившейся фразы.
1 9 2 21 12 1 — 12_14 21 5 18 16 19 20 10_19 20 21 17 6 15 30 12 1!
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
1) Расставьте названия городов Иркутской области в алфавитном порядке:
Иркутск, Ангарск, Братск, Бодайбо, Байкальск, Свирск, Зима, Тулун.
2) Каждой букве русского алфавита соответствует определённая цифра.
А — 1, Б — 2, В — 3, Г — 4, Д — 5, Е — 6, Ё — 7, Ж — 8, З — 9, И — 10,
Й — 11, К — 12, Л — 13, М — 14, Н — 15, О — 16, П — 17, Р — 18, С — 19,
Т — 20, У — 21, Ф — 22, Х — 23, Ц — 24, Ч — 25, Ш — 26, Ш — 27, Ъ — 28,
Ы — 29, Ь — 30, Э — 31, Ю — 32, Я — 33
Расшифруйте код, данный ниже, и запишите расшифровку. Объясните значение получившейся фразы.
1 9 2 21 12 1 — 12_14 21 5 18 16 19 20 10_19 20 21 17 6 15 30 12 1!
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определения Алфавит ― Порядок букв, принятый в азбуке (Толковый словарь Ожегова) Алфавит ― установленный порядок букв, используемых в системе письма, характерного для определённого письма (Толковый словарь Ефремовой) Азбука ― совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в определённом порядке; буквенный алфавит. (Толковый словарь Ожегова)
Происхождение слов «азбука» и «алфавит» Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ , а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ : АЛЬФА + ВИТА
Древнейшие письменности и алфавиты Финикийское письмо известно с 13 в. до н.э . Греческий алфавит появился примерно в 9 в. до н.э. Латинский алфавит формируется к 7 в. до н.э.
Изобретатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий В 862 году Константин (Кирилл) и Мефодий прибыли из Византии по просьбе князя Ростислава. В основу их азбуки лег древнеболгарский диалект. А по имени создателя эту азбуку стали называть кириллицей (863 г. ) .
Старославянский алфавит
Иван Фёдоров и первый букварь
Изменения в русском алфавите 12-13 в . 1783 г. 1918 г. 1735 г.
24 мая - День славянской письменности и культуры День славянской письменности и культуры (День святых Кирилла и Мефодия) — российское название праздника, приуроченного ко дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла (IX). Аналогичные государственные торжества существуют в ряде иных славянских стран.
Шифрование А — 1, Б — 2, В — 3, Г — 4, Д — 5, Е — 6, Ё — 7, Ж — 8, З — 9, И — 10, Й — 11, К — 12, Л — 13, М — 14, Н — 15, О — 16, П — 17, Р — 18, С — 19, Т — 20, У — 21, Ф — 22, Х — 23, Ц — 24, Ч — 25, Ш — 26, Ш — 27, Ъ — 28, Ы — 29, Ь — 30, Э — 31, Ю — 32, Я - 33 1 9 2 21 12 1 — 12_ 14 21 5 18 16 19 20 10_ 19 20 21 17 6 15 30 12 1!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Графика. Алфавит и его использование" (по учебнику С.И.Львовой)
Конспект урока русского языка в 5 классе...
Урок русского языка в 5 классе "Графика.Алфавит"
Предлагаю конспект урока и презентацию, разработанные с учетом требований ФГОС по формированию УУД. Учебник под ред. Ладыженской.Использованы приемы технологии развития критического мышления: "к...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Графика. Алфавит"
Тема урока «Графика. Алфавит».Используемая технология: ТРКМ (технология развития критического мышления).Обоснование выбора технологии: тема «Графика. Алфавит» не является абсолютно новой для пятикласс...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс "Графика.Алфавит" с презентацией и маршрутным листом
Технологическая карта составлена с учетом всех требований ФГОС ООО. Используются различные методы и формы урока. Используютя новые приемы: синквейн, кластер, "толтые и тонкие вопросы"...
Проверочная работа для 5 класса по теме Фонетика. Графика. Алфавит.
Проверочная работа по русскому языку для 5 класса составлена для диагностирования знаний обучающихся по теме "Фонетика. Графика. Алфавит. Работа включает в...
Технологическая карта урока русского языка в 5 кл. "Графика. Алфавит"
Урок разработан по учебнику Т.А. Ладыженской...
Презентация к уроку "Графика. Алфавит" 5 класс
Презентация к уроку "Графика. Алфавит" 5 класс...