Элективный курс в старших классах
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме
Цель этого курса- развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации.Основные формы занятий - лекции-беседы, практические занятия, аналитические беседы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_v_starshih_klassah.docx | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс по русскому языку в старших классах
Пояснительная записка.
Одной из главных задач языкового образования является формулирование у учащихся коммуникативной компетенции, т.е. умения порождать тексты, адекватные намерению, сфере и ситуации общения, и лингвистически адекватно воспринимать и интерпретировать тексты разных стилей и жанров. Поэтому именно текст, являющийся высшей единицей коммуникации, рассматривается как основной объект коммуникативно-ориентированного обучения языку и речевой деятельности.
Системная функция предлагаемого – поддержать изучение русского языка на заданном стандартом уровне: курс предназначен для старшеклассников школы вне зависимости от их будущей специальности.
Цель курса – развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации.
Задачи курса:
1.Систематизировать и обобщить имеющиеся знания, познакомить учащихся с базовыми понятиями теории текста и теории коммуникации;
2.Познакомить учащихся с различными критериями оценки текстов и научить применять их на практике;
3.Научить анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста;
4.Научить извлекать из текста-источника необходимую информацию и создавать на его базе вторичные тексты – конспекты, рецензии, рефераты и др.
5.Научить самостоятельно создавать новые тексты.
6. Развить на базе работы с текстом такие качества речи, как уместность, логичность, последовательность, точность.
Основные формы организации занятий- лекции – беседы, практические занятия, аналитическая беседа, самостоятельная работа учащихся.
Курс рассчитан на 34 часа (2 часа в неделю).
Учебно-тематический план курса
№ | Тема занятия | Методические приемы | Форма контроля | дата |
1 | Понятие о литературном языке. Литературные нормы. Систематические пласты лексики. | Лекция с элементами беседы, практическая работа. | Опрос по материалу, практический анализ текста. | |
2 | Стилистические ресурсы фонетики, словообразования и морфологии. | Лекция, практическая работа. | опрос по материалу. | |
3 | Порядок слов в предложении. | Лекция, практикум. | Практический анализ, опрос. | |
4 | Стилистическая характеристика причастий | Лекция, практикум | опрос | |
5 | Стилистические функции однородных членов. | Лекция с элементами беседы, практикум. | Опрос по материалу. | |
6 | Систематические функции обособленных членов предложения. | Практикум, лекция. | Практический анализ текста, опрос. | |
7 | Текст в структуре коммуникативного акта. Основные типы текстов. | Лекция с элементами беседы, практикум. | Опрос. | |
8 | Практикум. | Практическая работа в группах. | Практический анализ текста. | |
9 | Функциональные стили. | |||
10 | Типы речи. | |||
11 | Характеристика и определение жанров. | |||
12 | Практикум. | Практическая работа в группах. | ||
13 | Восприятие текста. Смысловой анализ текста. | |||
14 | Творческая работа учащихся на тему, предложенную учителем. | сочинение | Творческая работа учащихся. | |
15 | Написание развернутой рецензии на сочинение. | Сочинение-рецензия. | Творческая работа учащихся | |
16 | Информационная переработка текста. | Лекция с элементами беседы. | Опрос по материалу. | |
17 | Практикум. | Практическая работа в группах. | ||
18 | Конспектирование и комментирование текста-источника. | Аналитическая беседа. | Практический разбор текста. | |
19 | аннотирование | лекция | Опрос по материалу. | |
20 | Практикум. | Работа в группах. | ||
21 | Реферирование. | Практикум, лекция. | Опрос по материалу. | |
22 | Практикум. | Практическая работа | Практический анализ текста. | |
23 | Создание текста по структурным моделям. | Аналитическая беседа. | Практический анализ текста. | |
24 | Практикум. | Практическая работа в группах. | Практический анализ текста. | |
25 26 | Работа над сочинением-рассуждением на литературную тему. | Сочинение. | Практическая работа учащихся. | |
27 | Практикум. | Практическая работа в группах | Практический анализ текста | |
28 | Текст как критерий культуры речи. | Лекция с элементами беседы | Опрос по материалу. | |
29 | Творческая работа учащихся. | Сочинение. | Творческая работа учащихся. | |
30 | Коммуникативные качества речи. | Аналитическая беседа. | ||
31 | Оценка коммуникативной адекватности текста. | Лекция, практикум. | Опрос по материалу. | |
32 | Практикум. | Работа в группах. | Творческая работа учащихся. | |
33 | Комплексный анализ текста. | Аналитическая беседа. | Практический анализ текста. | |
34 | Практикум. Зачет. | Практический анализ текста. |
Образовательные результаты:
К концу курса учащиеся должны:
- иметь представление об основных понятиях теории коммуникации и теории текста;
- знать характеристики текстов разных функциональных стилей и жанров;
- отбирать языковые средства при создании текстов изученных типов;
-создавать самостоятельные тексты заданного стиля и жанра;
- оценивать тексты заданного стиля и жанра;
- оценивать тексты с точки зрения их соответствия функции и ситуации общения.
Формы текущего контроля:
1.Оценка аналитической работы учащихся.
2. Оценка составленных текстов.
3. Оценка результатов аналитической переработки текстов (конспекта, реферата и др.).
4.Оценка рецензии.
Форма итогового контроля – зачет.
Литература:
1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М. Просвещение,2003.
2.Розенталь Д.Э. Современный русский язык. М.2002.
3.Русский язык в школе. №3, 2005 г.
4.Цветкова Г.В. Элективный курс «От слова к тексту». – Волгоград.2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности преподавания элективных курсов в старших классах
Доклад «Особенности преподавания элективных курсов в старших классах» содержит требования к программам элективных курсов, что может помочь учителю при выборе и составлении программ. Показано место эле...
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....
Программа элективного курса для старших классов по английскому языку "Слушаем с удовольствием"
Программа элективного курса по английскому языку "Слушаем с удовольствием" разработана для учащихся 10-11 классов с целью - совершенствовать навыки аудирования на основе дополнительного материал...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Аннотации к программам элективных курсов в старших классах
Несмотря на то, что элективные курсы – это достаточно новая система профильной подготовки учащихся, уже накоплен значительный опыт в их создании и применении. Однако следует отметить, что не все...
Элективный курс, для 11 классов "Вводный курс делового письма"
Данная программа разработана в соответствии с федеральным базисным учебным планом. Согласно государственному стандарту общего образования, преподавание иностранного языка представлено на двух уровнях:...