Элективный курс в старших классах
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме

Цель  этого курса- развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации.Основные формы занятий - лекции-беседы, практические занятия, аналитические беседы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_v_starshih_klassah.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс по русскому языку в старших классах

            Пояснительная записка.

   Одной из главных задач языкового образования является формулирование у учащихся коммуникативной компетенции, т.е. умения порождать тексты, адекватные намерению, сфере и ситуации общения, и лингвистически адекватно воспринимать и интерпретировать тексты разных стилей и жанров. Поэтому именно текст, являющийся высшей единицей коммуникации, рассматривается как основной объект коммуникативно-ориентированного обучения языку и речевой деятельности.

   Системная функция предлагаемого – поддержать изучение русского языка на заданном стандартом  уровне: курс предназначен для старшеклассников школы вне зависимости от их будущей специальности.

   Цель курса – развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации.

                   Задачи курса:

1.Систематизировать и обобщить имеющиеся знания, познакомить учащихся с базовыми понятиями теории текста и теории коммуникации;

2.Познакомить учащихся с различными критериями оценки текстов и научить применять их на практике;

3.Научить анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста;

4.Научить извлекать из текста-источника необходимую информацию и создавать на его базе вторичные тексты – конспекты, рецензии, рефераты и др.

5.Научить самостоятельно создавать новые тексты.

6. Развить на базе работы с текстом такие качества речи, как уместность, логичность, последовательность, точность.

Основные формы организации занятий- лекции – беседы, практические занятия, аналитическая беседа, самостоятельная работа учащихся.

   Курс рассчитан на 34 часа (2 часа в неделю).

          Учебно-тематический план курса

Тема занятия

Методические приемы

Форма контроля

дата

1

Понятие о литературном языке. Литературные нормы. Систематические пласты лексики.

Лекция с элементами беседы, практическая работа.

Опрос по материалу, практический анализ текста.

2

Стилистические ресурсы фонетики, словообразования и морфологии.

Лекция, практическая работа.

опрос по материалу.

3

Порядок слов в предложении.

Лекция, практикум.

Практический анализ, опрос.

4

Стилистическая характеристика причастий

Лекция, практикум

опрос

5

Стилистические функции однородных членов.

Лекция с элементами беседы, практикум.

Опрос по материалу.

6

Систематические функции обособленных членов предложения.

Практикум, лекция.

Практический анализ текста, опрос.

7

Текст в структуре коммуникативного акта. Основные типы текстов.

Лекция с элементами беседы, практикум.

Опрос.

8

Практикум.

Практическая работа в группах.

Практический анализ текста.

9

Функциональные стили.

10

Типы речи.

11

Характеристика и определение жанров.

12

Практикум.

Практическая работа в группах.

13

Восприятие текста. Смысловой анализ текста.

14

Творческая работа учащихся на тему, предложенную учителем.

сочинение

Творческая работа учащихся.

15

Написание развернутой рецензии на сочинение.

Сочинение-рецензия.

Творческая работа учащихся

16

Информационная переработка текста.

Лекция с элементами  беседы.

Опрос по материалу.

17

Практикум.

Практическая работа в группах.

18

Конспектирование и комментирование текста-источника.

Аналитическая беседа.

Практический разбор текста.

19

аннотирование

лекция

Опрос по материалу.

20

Практикум.

Работа в группах.

21

Реферирование.

Практикум, лекция.

Опрос по материалу.

22

Практикум.

Практическая работа

Практический анализ текста.

23

Создание текста по структурным моделям.

Аналитическая беседа.

Практический анализ текста.

24

Практикум.

Практическая работа в группах.

Практический анализ текста.

25

26

Работа над сочинением-рассуждением на литературную тему.

Сочинение.

Практическая работа учащихся.

27

Практикум.

Практическая работа в группах

Практический анализ текста

28

Текст как критерий культуры речи.

Лекция с элементами беседы

Опрос по материалу.

29

Творческая работа учащихся.

Сочинение.

Творческая работа учащихся.

30

Коммуникативные качества речи.

Аналитическая беседа.

31

Оценка коммуникативной адекватности текста.

Лекция, практикум.

Опрос по материалу.

32

Практикум.

Работа в группах.

Творческая работа учащихся.

33

Комплексный анализ текста.

Аналитическая беседа.

Практический анализ текста.

34

Практикум. Зачет.

Практический анализ текста.

         

               

           

       Образовательные результаты:

  К концу курса учащиеся должны:

- иметь представление об основных понятиях теории коммуникации и теории текста;

- знать характеристики текстов разных функциональных стилей и жанров;

- отбирать языковые средства при создании текстов изученных типов;

-создавать самостоятельные тексты заданного стиля и жанра;

- оценивать тексты заданного стиля и жанра;

- оценивать тексты с точки зрения их соответствия функции и ситуации общения.

   Формы текущего контроля:

1.Оценка аналитической работы учащихся.

2. Оценка составленных текстов.

3. Оценка результатов аналитической переработки текстов (конспекта, реферата и др.).

4.Оценка рецензии.

Форма итогового контроля – зачет.

                              Литература:

   1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М. Просвещение,2003.

   2.Розенталь Д.Э. Современный русский язык. М.2002.

   3.Русский язык в школе. №3, 2005 г.

   4.Цветкова Г.В. Элективный курс «От слова к тексту». – Волгоград.2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания элективных курсов в старших классах

Доклад «Особенности преподавания элективных курсов в старших классах» содержит требования к программам элективных курсов, что может помочь учителю при выборе и составлении программ. Показано место эле...

Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"

Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса  "Бизнес-курс за школьной партой"  в рамках предпрофильной подготовки....

Программа элективного курса для старших классов по английскому языку "Слушаем с удовольствием"

Программа элективного курса по английскому языку "Слушаем с удовольствием"  разработана для учащихся 10-11 классов с целью - совершенствовать навыки аудирования на основе дополнительного материал...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Аннотации к программам элективных курсов в старших классах

Несмотря на то, что элективные курсы – это достаточно новая система профильной подготовки учащихся, уже накоплен значительный опыт в  их создании и применении. Однако следует отметить, что не все...

Элективный курс, для 11 классов "Вводный курс делового письма"

Данная программа разработана в соответствии с федеральным базисным учебным планом. Согласно государственному стандарту общего образования, преподавание иностранного языка представлено на двух уровнях:...