Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.
статья по русскому языку на тему

В данной статье рассматриваются два главных фонологических направления МФШ и ЛФШ, а также представлены виды работ по развитию орфографической зоркости учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_i_praktika.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

  1. Теоретические основы орфографии.

Термин «орфография» создан на базе корней греческих слов orthos «правильный» и grapho «пишу»; буквальным переводом (калькой) его на русский язык является термин «правописание».

В XVIII в. В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов определили ведущее правило русской орфографии как написание «по кореню».

Типология орфограмм наиболее полно была разработана в трудах А. Н. Гвоздева. Ему принадлежит определение морфологического принципа написания. А. Н. Гвоздев подчеркивал, что на письме сохраняется единство одних и тех же морфем, «несмотря на то, что в произношении при разных условиях употребления они имеют меняющийся звуковой ряд».

Русское письмо является буквенно-звуковым. Теоретическое осмысление его системы связано с теоретическим осмыслением звучащей речи. То теория звучащей речи не едина.

Сейчас представлены два главных фонологических направления: Московская фонологическая школа (МФШ) и Ленинградская фонологическая школа (ЛФШ).

Для последователей В. Щербы (ученых Ленинградской фонологической школы) характерно утверждение, что система фонем того или иного языка есть организация звуковых единиц, обеспечивающая каждому носителю языка возможность порождения и восприятия любого речевого сообщения.

Теоретическая трактовка принципов русской орфографии была изложена Л, В, Щербой в книге «Русский гласные в качественном и количественном отношении». Л. В. Щерба определил фонему как единицу, способную дифференцировать слова и их формы. Он установил обусловленность членения речевого потока на фонемы морфологическим членением. В словах бы-л, за-сну-л, он-а, был-а конечные морфемы отделяются благодаря возможности провести между ними морфологическую границу. Ведущий принцип орфографии назван Л. В. Щербой морфологическим.

В конце 20-х – начале 30-х годов была создана другая фонологическая теория. Это теория МФШ была названа «теорией вариантов», так как специфику МФШ определяет именно понятие варианта. Вариантом называется позиционные чередования в одной морфеме звуков сильной и слабой позиции. Основной принцип орфографии определяется последователями Московской фонологической школы как фонемный.

Две интерпретации ведущего принципа русской орфографии обычно представлены в вузовских учебниках. В стабильных школьных учебниках принципы орфографии, как правило, не раскрываются. Исключением был учебник под редакцией Л. В. Щербы (1944 г.). Ведущий принцип русской орфографии определялся в этом учебнике так:

«Морфологический принцип заключается в том, что каждая значащая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание) пишется всегда одинаково, хотя произношение этой части слова в разных фонетических условиях может быть разным».

В большинстве школьных учебников материал описывается фактически на основе теории Л. В. Щербы.

Орфография – это:

  1. Исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которую использует общество;
  2. Правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты;
  3. Соблюдение принятых правил (в этом случае говорят о хорошей или плохо         орфографии рукописей, писаем, диктантов, и даже печатных изданий);
  4. Часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая и устанавливающая единообразие написаний (иногда официально разрешающая их вариантность).

Одним из центральных понятий в орфографии является понятие орфограммы.

Орфограмма (от греч. orthos – правильный и gramma – буква) – правильное (соответствующее правилам и традиции) написание, которое выбирается из ряда возможных. Орфограммой может быть не только буква, выбираемая из ряда возможных для обозначения звука (фонемы). Орфограммой может быть так же слитность или раздельность написания, строчная или прописанная буква, место переноса, объем сокращения слова.

Орфограмма содержится не в каждом слове, не на любой границе слов и т.д. (С.р.: слова дом, лом, кум, шар и т.п., а так же межсловные границы в словосочетаниях наступила осень, цветы увяли, яркий свет и т.п. – здесь нет орфограмм.) Возможны случаи, когда все буквы в слове являются орфограммами. Например слово ещё с его возможными 93 вариантами написания: ещё, еще, ещо, есчё, есче, ешчё, ешче, ешчо, езчё, езче, езчо, ищё, ище, ищо, исчё, исче, исчо, ишчё, ишче и др. Таким образом, хотя процент орфограмм в русском письме невелик, но, с другой стороны, даже в одном слове может быть не одна орфограмма, а несколько.

  1. Система орфографических упражнений.

Обучение орфографии строится прежде всего на изучении орфографических правил. При этом следует иметь в виду, что «правило организует обучение письму, но оно само по себе еще не приводит к правильному письму: написание должно быть закреплено путем длительных упражнений, так чтобы оно стало навыком».

Д. Н. Богоявленский определяет роль упражнений «как выработку умения применить грамматико-орфографические правила в практике самостоятельного письма».

С этой целью используется так называемые специальные орфографические упражнения. К специальным орфографическим упражнениям, в ходе которых вырабатывается навык применять правила на практике, относятся упражнения типа списывания, обычно осложненного грамматико-орфографическими заданиями, и диктанты различных видов. Все специальные орфографические упражнения сопровождаются устным или письменным разбором.

Упражнения типа списывания – это осложненного списывание текста без пропуска букв и осложненного списывание текста, в котором пропущены буквы. Что касается диктантов, то, если иметь в виду характер деятельности ученика, в школьной практике наибольшее распространение получили такие обучающие диктанты, при проведении которых:

  1. Учащиеся записывают текст полностью, без изменений (предупредительный, объяснительный диктант);
  2. Учащиеся записывают текст выборочно (выборочный диктант);
  3. Учащиеся, записывая текст, подвергают его изменениям (творческий и свободный диктанты).

В целях закрепления того или иного орфографического правила упражнения типа осложненного списывания и диктанты различного вида, сопровождаемые орфографическим разбором, выполняются параллельно: дома – упражнения типа осложненного списывания, в классе – диктанты различного характера. Диктанты эффективнее, чем списывание. В классе, в котором большинство упражнений выполняется под диктовку, грамотность оказывается лучше, чем в том, где преобладают самостоятельные работы по учебнику. Но диктанты возможны только в условиях класса. Проводя упражнения типа осложненного списывания и диктанты параллельно, учитель должен заботиться о том, чтобы орфографические упражнения выполнялись в определенной последовательности, в определенной системе.

        Когда речь идет о системе орфографических упражнений, то имеется в виду не только целесообразная последовательность этих упражнений, но и характер дидактического материала, подобранного для них.

        Стержнем системы орфографических упражнений является степень самостоятельности учащихся в ходе их выполнения. При этом должна учитываться связь классной и домашней работы. Упражнения типа списывания, обычно выполняемые дома, являются продолжением работы по формированию орфографических навыков, начатой в классе, другими словами, домашние упражнения – это составная часть системы орфографических упражнений, способствующих выработке того или иного орфографического навыка.

        При проведении предупредительного диктанта перед записью отдельного предложения или целого текста устно проводится объяснение определенных орфограмм, имеющихся в словах, которые входят в данное предложение или текст. Чтобы учащиеся более внимательно относились к устному орфографическому разбору, учитель предлагает во время диктанта непосредственно перед написанием слов письменно объяснять соответствующие орфограммы (или все те орфограммы, которые разбирались, или некоторые из них).

        При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т.е. рассуждение по поводу того, почему надо писать так, а не иначе, осуществляется после записи текста. Чтобы все учащиеся производили соответствующий грамматико-орфографический разбор слов с нужной орфограммой (или с нужными орфограммами), учителя предлагают письменно (путем условных сокращений и подчеркиваний) объяснять написание анализируемых слов (без предварительного рассуждения). Это следующая ступень самостоятельности учащихся. Предупредительный и объяснительный диктанты дополняют друг друга. Они способствуют тому, что учитель имеет возможность обучать детей умению связывать правило со словом, слово с правилом. Различие между этими диктантами – в степени самостоятельности учащихся.

        Выборочный диктант ускоряет темп работы, помогает сосредоточить внимание на нужной орфограмме (орфограммах). При выборочной записи слов или словосочетаний учащиеся объясняют соответствующие орфограммы или письменно, или устно. Часто это объяснение сводится к классификации слов на правило, например: в один столбик учащиеся записывают существительные 3-го склонения с основой на шипящий (ветошь, глушь и т.д.), в другой – существительные 2 склонения (рощ, сокровищ).

        Задание: выпишите слова с приставками пре- и при-, объясните выбор написания.

Осенний лес.

        Осенью лес молчит. Прислушайся! Какая стоит тишь! В предчувствии холодов приумолкли птицы. Ветка слегка согнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная радость охватывает тебя. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла.

Березки шелестят своими золотыми монетками. Природа зовет, манит к себе. Настроение приподнимается. Кажется, что преодолимы все препятствия.

        Выборочный диктант требует от учащихся большого умственного напряжения, полной мобилизации внимания и знаний. Этот диктант является одним из самых активных приемов обучения орфографии. Экономичный по времени, он дает возможность приучить школьников быстро схватывать особенности звукового и морфологического состава слова и уже в ходе чтения отбирать на слух нужное. Это следующая ступень самостоятельности учащихся.

        Далее проводятся диктанты с изменением текста: творческий диктант, свободный диктант.

        При свободном диктанте учащемуся приходится думать не только о содержании и грамматическом оформлении предложений, но и о связности изложения мыслей. Если учащийся письменно объясняет орфограммы (обычно на определенное правило), то он приучается применять орфографические правила в условиях, приближенных к тем, когда приходится излагать свои мысли.

        О творческих диктантах читайте в следующей статье, посвященной творческим диктантам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка».

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание...

Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное»

P { margin-bottom: 0.21cm; } В данной работе предлагаются оптимальные варианты приемов для развития орфографической зоркости у учащихся 5 класса. Проанализировав существующие в педагогической пра...

Выступление "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка".

Выступление по теме самообразования «Развитие орфографической зоркости учащихся».МБОУ СОШ №13 город Муром  Владимирская областьУчитель русского языка и литературы Рязанова Екатерина Ивановн...

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему прав...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Тексты тематических диктантов для учащихся 9-11 классов помогут проверить знания по различным темам "Орфографии": "Звонкие и глухие согласные", ""Удвоенные согласные","Разделительные Ъ и Ь", "Приставк...

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

Предлагаю теоретический и практический материал по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе" в виде доклада по самообразованию...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка .

Развитие "орфографической зоркости" у учащихся - первоочередная задача каждого учителя, так как от успешного решения её зависят дальнейшие результаты обучения грамотному письму. Сегодня, когда на выхо...