Программа кружка "Юный филолог"
учебно-методический материал по русскому языку (7, 8 класс) на тему

Программа кружка по русскому языку "Юный филолог" для учащихся 7-8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_yunyy_filolog.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ленинская основная общеобразовательная школа

с. Заречье Подосиновского района Кировской области

Утверждаю:

Директор

МКОУ Ленинская ООШ с. Заречье

Подосиновского района

Кировской области

_____________

С.Г.Кочкина

Приказ №  ____от_______________

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРУЖКА        ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 «ЮНЫЙ ФИЛОЛОГ»

(для учащихся 7-8 классов)

на 2015-2016 учебный год.

Автор-составитель:

Залесова Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы.

с. Заречье, 2015

Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите.
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!              

Пояснительная записка:

Русский  язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения народов России. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её  к культурно – историческому опыту человечества.

 Одной из важнейших задач в курсе русского языка в основной школе является формирование у учащихся языковой и лингвистической компетенции, которые формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, её основных разделах и понятиях, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Проблеме формирования лингвистической компетенции сегодня мы  ещё не можем уделить  должного внимания в рамках программы, поэтому возникла необходимость расширить изучение лингвистической науки во внеурочное время.

Данный курс призван во внеурочное время создать условия для формирования языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.

Цель: способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предмету.

Задачи:

 --  привитие интереса учащихся к русскому языку;

 --  обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

      -- воспитание коммуникативной культуры школьников;

      -- поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;

     -- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;

-- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;

-- развитие языкового кругозора,  мышления, исследовательских умений;

-- повысить общую языковую культуру

Основные принципы организации кружка:

- принцип добровольности ;

- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;

- принцип индивидуального подхода к учащимся;

- принцип систематичности;

- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.

Программа предназначена для учащихся 7-8 классов, 13-14 лет, рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

  Ожидаемые результаты.

В результате обучения  в кружке учащиеся  должны получить  знания:

- о  русском языке, его истории, сведения о выдающихся отечественных лингвистах.                                                                                                          Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь, прививается истинная любовь к родному языку как культурному достоянию нации, гордость за него.

Тематическое планирование.

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

1.

Значение языка в жизни общества.

1

2.

Лингвистика – наука о языке. Ученые-лингвисты.

1

3.

Этимология – наука о происхождении слов. Работа с этимологическим словарём.

1

4.

Лексическое богатство русского языка.

1

5-6.

Лексическое значение слова

Способы определения значения слова

Слова однозначные и многозначные

2

7-8.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. Работа с толковым словарём.

 Работа с толковым словарём С.И.Ожегова.

2

9.

Омонимы, их отличие от многозначных слов.

1

10.

Синонимы, их роль в художественных произведениях.

1

11.

Антонимы, их роль в художественных произведениях.

1

12.

Почему мы так говорим? (Фразеологизмы, их выразительность.)

1

13.

Практическая работа с фразеологическим словарём.

1

14.

Культура речи – необходимое качество образованного человека.

1

15.

Орфоэпические нормы.

1

16.

Лексические нормы.

1

17.

Грамматические нормы.

1

18.

Синтаксические нормы.

1

19.

Орфоэпические нормы.

1

20.

Типы орфоэпических ошибок.

1

21.

Ударение в словах и формах слов.

1

22.

Произношение согласных.

1

23.

Произношение гласных.

1

24-25.

Изобразительно-выразительные средства языка.

2

26.

Текст. Смысловые отношения между предложениями текста.

1

27.

Микротема.

1

28.

 Работа с текстом. Выявление микротем.

1

29.

Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.

1

30.

Анаграммы.

1

31.

Логогрифы.

1

32.

Шарады.

1

33.

Метаграммы.

1

34.

Итоговое занятие.

1

Список литературы:

1.Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. // РЯШ. – 2004. - №2.

2.Бакулина Г.А. Обучение русскому языку средствами субъективации. // РЯШ. – 2003. - №3.

3. Волина В.В. Я познаю мир. Русский язык. – Москва: АСТ-ЛТД, 1997.

4. Граник Г.Г. Секреты орфографии.- М., 1991.

5.Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии/С.Ю.Михайлова.-М.: Просвещение,2006

6. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980.

7. Пашкова Г.И. Открытые формы занятий в сочетании с компьютерными технологиям при обучении орфографии. // РЯШ. – 2004. - №5.

8. Пономарева Л.Д. «Рождается внезапная строка». //РЯШ. - 2004. - №3.

9.Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. - М., 1966.Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. - №6

10. Тумина Л.Е. Учимся сочинять сказки. // РЯШ. – 1994. - №2.

11.Ушаков Н.Н. Внеурочная работа по русскому языку. – М., 1985.

12.Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. – Москва: Владос, 2000.

13.Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы/ Н.А.Шапиро.-М.:

Первое сентября.2002.

14.Ясинская С.Г. Система уроков развития речи на основе книги Джанни Родари «Грамматика фантазии». // РЯШ. – 2005. - №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План декады «Филология» учителей образовательной области «Филология»

План декады «Филология» учителей образовательной области «Филология»  МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры  2013 - 2014 уч.г....

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...

Программа "Одаренный филолог"

Цель системы работы с одаренными детьми  - создание условий для развития и реализации способностей одаренных детей в области филологии, активизация и поощрение их творческой деятельности  в ...

Программа дополнительного образования "Рабочая программа для групп сверхпрограммных образовательных услуг "Изучение английского языка образовательной области Филология"

Данная рабочая программа может быть использована в кружках дополнительного образования по предмету "Английский язык" для учащихся 2-4 классов....

Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)

     Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы)  обучения общеобразовательных школ. Программа разработана  для работы со школьниками...

Элективный курс . Рабочая программа «Юный филолог» 5 класс.

Элективный курс. Рабочая программа "Юный филолог" 5 класс....