Программа "Одаренный филолог"
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Цель системы работы с одаренными детьми - создание условий для развития и реализации способностей одаренных детей в области филологии, активизация и поощрение их творческой деятельности в урочное и внеурочное время.
К урочным формам относятся: творческие задания (сочинения, описание картины, эссе, рецензии); решение познавательных проблемных задач по орфографии, грамматике и словообразованию; индивидуальные задания по литературе (рефераты о творчестве писателей, истории создания произведений); выразительное чтение, приемы драматизации.
К внеурочным формам относятся: исследовательская деятельность (написание научных работ), школьный театр, факультатив «Олимпиец» (решение олимпиадных заданий), кружок «Художественное слово», факультатив «Герои книг на экране».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Одаренный филолог" | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
В связи с этим, выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал села, города, области, государства.
Мы живем в селе и детей одаренных в области филологии мало, но они есть. У нас не приходится говорить об филологически классах, поэтому развивать данные способности необходимо как в урочной, так и поурочной деятельности.
Цель программы:
1.Создание условий для развития и реализации способностей одаренных детей, активизации и поощрения их творческой деятельности по филологии через различные формы и виды деятельности в урочное и внеурочное время.
Задачи.
- Выявление филологически одаренных детей.
- Создание системы деятельности по развитию филологических способностей у данной группы детей.
- Внедрение продуктивных педагогических технологий, повышающих эффективность работы с одаренными детьми по филологии и индивидуализации образования.
- Организация участия в системе различных мероприятий для создания ситуации успеха одаренных детей.
- Психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми.
Программа реализуется в три этапа.
- Начальный 2013-2014г.
- Основной 2014-2015г.
- Заключительный 2015-2016г.
Участники программы.
Учащиеся общеобразовательного учреждения с 5 по 9 класс.
Формы и методы работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе на уроке
Формы и методы работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе во внеурочное время
Условия реализации программы
Психологическое обеспечение программы
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
-создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
-побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности;
- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях
-применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Воспитательная работа программы направлена на развитие межличностных отношений, чувства ответственности, взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма, любознательности, уважительного отношения друг к другу. Воспитательная работа имеет две составляющие –индивидуальную работу с каждым учащимся и коллективную деятельность.
Предполагаемые результаты
Повышение уровня филологической культуры учащихся
Высокие результаты в учебной деятельности по литературе и русскому языку
Высокая результативность учащихся в различных мероприятиях по русскому языку и литературе
Развитие творческих способностей и профессиональных интересов учащихся в области филологии.
План работы по программе
1 год обучения
№ | Мероприятие | Сроки |
1. | Психологическое диагностирование | Сентябрь |
2. | Учебная деятельность с использованием заявленных форм и методов | В течение года |
3 | Занятия факультатива «Герои книг на экране» | В течение года |
4. | Издательская деятельность | В течение года Во время недели русского языка |
5. | Подготовка к конкурсу «Русский медвежонок» | Сентябрь-октябрь |
6. | Участие в конкурсе «Русский медвежонок» | ноябрь |
7. | Подготовка к школьному туру Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе | Сентябрь-октябрь |
8 | Участие в школьном туре Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе | Ноябрь |
9 | Подготовка и участие в окружном туре Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе | декабрь |
10 | Подготовка научно исследовательских работ по русскому языку и литературе | Сентябрь- декабрь |
11 | Участие во Всероссийской конференции «Образование, Наука, Образование» | Декабрь |
12. | Участие в заочном туре Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура» | Январь |
12 | Участие в школьной научно-практической конференции | Февраль |
13. | Участие в окружной научно-практической конференции | Март |
14 | Участие в областной научно-практической конференции | Апрель |
15 | Подготовка выступления чтецов | Во время недели русского языка |
16 | Подготовка спектакля школьного театра | В течение года |
17 | Выступление со спектаклем школьного театра | Май |
18. | Анализ деятельности по программе. Коррекция программ | Май |
2 год обучения
№ | Мероприятие | Сроки |
1. | Психологическое диагностирование | Сентябрь |
2. | Учебная деятельность с использованием заявленных форм и методов | В течение года |
3. | Издательская деятельность | В течение года Во время недели русского языка |
4. | Подготовка к конкурсу «Русский медвежонок» | Сентябрь-октябрь |
5. | Участие в конкурсе «Русский медвежонок» | ноябрь |
6. | Подготовка к школьному туру Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе | Сентябрь-октябрь |
7 | Участие в школьном туре Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе | Ноябрь |
8 | Подготовка и участие в окружном туре Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе | декабрь |
9 | Подготовка научно исследовательских работ по русскому языку и литературе | Сентябрь- декабрь |
10 | Участие во Всероссийской конференции «Образование, Наука, Образование» | Декабрь |
11. | Участие в Международном филологическом чемпионате | Январь |
12. | Участие в заочном туре Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура» | Январь |
13. | Участие в областном этапе Всероссийской олимпиады по литературе. | Февраль |
14 | Участие в школьной научно-практической конференции | Февраль |
15. | Участие в окружной научно-практической конференции | Март |
16. | Участие в областной научно-практической конференции | Апрель |
17. | Подготовка выступления чтецов | Во время недели русского языка |
18. | Подготовка спектакля школьного театра | В течение года |
19. | Выступление со спектаклем школьного театра | Май |
20. | Анализ деятельности по программе. Коррекция программ | Май |
3 год обучения
№ | Мероприятие | Сроки |
1. | Психологическое диагностирование | Сентябрь |
2. | Учебная деятельность с использованием заявленных форм и методов | В течение года |
3. | Издательская деятельность | В течение года Во время недели русского языка |
4. | Подготовка к конкурсу «Русский медвежонок» | Сентябрь-октябрь |
5. | Участие в конкурсе «Русский медвежонок» | ноябрь |
6. | Подготовка к школьному туру Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе | Сентябрь-октябрь |
7 | Участие в школьном туре Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе | Ноябрь |
8 | Подготовка и участие в окружном туре Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе | декабрь |
9 | Подготовка научно исследовательских работ по русскому языку и литературе | Сентябрь- декабрь |
10 | Участие во Всероссийской конференции «Образование, Наука, Образование» | Декабрь |
11. | Участие в Международном филологическом чемпионате | Январь |
12. | Участие в заочном туре Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура» | Январь |
13. | Участие в областном этапе Всероссийской олимпиады по литературе. | Февраль |
14 | Участие в школьной научно-практической конференции | Февраль |
15. | Участие в окружной научно-практической конференции | Март |
16. | Участие в областной научно-практической конференции | Апрель |
17. | Подготовка выступления чтецов | Во время недели русского языка |
18. | Подготовка спектакля школьного театра | В течение года |
19. | Выступление со спектаклем школьного театра | Май |
20. | Анализ деятельности по программе. Коррекция программ | Май |
Список литературы
- Айзенк Г. Супер тесты IQ. Тула, 2002.
- Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности/ Под ред. В.И. Панова.- М.,1997.
- Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973.
- Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. - Киев, 1992.
- Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. - Воронеж, 1995.
- Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.
- Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. - М., 1984.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - Т.2 - М.: Педагогика, 1983.
- Масару Ибука. После трех уже поздно. - М.: Знание, 1992.
- Матюшкин А.М. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. - М.: Школа-Пресс, 1993.
- Мелхорн Г., Мелхорн Х-Г. Гениями не рождаются. - М.: Просвещение, 1989.
- Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение, 1994.
- Одаренные дети. // Перевод с англ. - М.: Прогресс, 1991.
- Одаренный ребенок. / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997. - 140 с.
- Панов В.И. Одаренные дети: выявление – обучение- развитие
// Педагогика. 2001 № 4. - Петровский А.В. Психология о каждом из нас. - М., 1992.
- Практика выявления одаренных учащихся в школах США. - М.: НИИ ТИП, 1992.
- Программа «Одаренный ребенок». Основные положения. - М.: Новая школа, 1995.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М., 1996.
- Рабочая концепция одаренности/ Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Магистр, 1998.
- Рогов Е.И. Психология человека. М., 1999.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2. - М.: Педагогика, 1989.
- Теплов Б.М. Способность и одаренность. / Избранные труды. Т.1. - М., 1985.
- Учителю об одаренных детях /Под ред. В.П. Лебедевой, В.И, Панова.- М.,1997.
- Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. - М., 1990.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: «Логос», 1996.
- Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996.
Результаты реализации программы
1 год.2009-2010
1.Высокие результаты учебной деятельности, подтвержденные итоговой государственной аттестацией и ГИА.
2. Высокая результативность учащихся в различных мероприятиях по русскому языку и литературе.
- По итогам конкурса «Медвежонок» учащиеся 9Б класса показали лучшие баллы, Рзянина Е. стала победителем.
- Пискунова Аня стала призером районной олимпиады по литературе (выполнила более 60% задания)
- Арефьева Настя и Рзянина Елена заняли 2 место на Окружной научно-практической конференции и защищали честь района в области.
- Андреева К. заняла 1 место в школьном конкурсе чтецов.
- Филологическая газета была признана лучшей в рамках Недели русского языка и литературы.
- Подготовлен и показан спектакль «Женские хитрости» по произведениям Н.В.Гоголя.
2 год 2010-2011
- Пискунова Аня и Арефьева Настя заняли призовые места в окружной олимпиаде по литературе и будут защищать честь района в области.
- Хуртова Алена, Брагин Дима стали призерами школьного конкурса чтецов.
- Филологическая газета была признана одной из лучшей в рамках Недели русского языка и литературы.
- Арефьева Настя и Рзянина Елена прошли заочный тур Всероссийской научно-практической конференции «Образование, Наука. Профессия» в городе Отрадном.
- Арефьева Настя получила диплом 2 степени на Всероссийском заочном конкурсе «Юность.Наука.Культура»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"КВН юных филологов" 6 класс
"КВН юных филологов" - внеклассное мероприятие для шестиклассников. Цели: 1. Прививать учащимся интерес и любовь к русскому языку; выявить уровень усвоения учащимися изученного материала.2.Разв...
Научно-исследовательская деятельность школьников на стыке наук (история, филология, искусствоведение)
Этот доклад был подготовлен для международного семинара "Россия - Эстония. Организация работы с одареными детьми". Он проходил в Санкт-Петербурге на базе лицея № 344 ...
"Экология в филологии"
Внеклассное мероприятие в 6 классе. Цель:- расширить круг знаний и интересов учащихся по русскому языку;- пополнить словарный запас учащихся;- посмотреть на науку экологию с необычной точки зре...
Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»
Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому язвку, но и по литературе. Проводится это мероп...
Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»
Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому языку, но и по литературе. Проводится это мероп...
Состязание филологов
Игра по лексике для учащихся 7-9 классов....
Презентация к конкурсу "Мисс Филология"
Такой конкурс в нашей школе был проведен впервые. Теперь это мероприятие перерастает в традицию. Вначале конкурс проходит в школьных рамках, а затем проводится на муниципальном уровне. В презентации п...