Программа "Одаренный филолог"
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Тузова Елена Николаевна

Цель системы работы с одаренными детьми  - создание условий для развития и реализации способностей одаренных детей в области филологии, активизация и поощрение их творческой деятельности  в урочное и внеурочное время.

К урочным формам относятся: творческие задания (сочинения, описание картины, эссе, рецензии); решение познавательных проблемных задач по орфографии, грамматике и словообразованию; индивидуальные задания по литературе (рефераты о творчестве писателей, истории создания произведений); выразительное чтение, приемы драматизации.

К внеурочным формам относятся: исследовательская деятельность (написание научных работ), школьный театр, факультатив «Олимпиец» (решение олимпиадных заданий), кружок «Художественное слово», факультатив «Герои книг на экране».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Одаренный филолог"109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
В связи с этим, выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал  села, города, области, государства.

Мы живем в селе и детей одаренных в области филологии мало, но они есть. У нас не приходится говорить об филологически классах, поэтому развивать  данные способности необходимо как в урочной, так и поурочной деятельности.

Цель программы:

1.Создание условий для развития и реализации способностей одаренных детей, активизации и поощрения их творческой деятельности по филологии через различные формы и виды деятельности в урочное и внеурочное время.

Задачи.

  1. Выявление филологически одаренных детей.
  2. Создание системы деятельности по развитию филологических способностей у данной группы детей.
  3. Внедрение продуктивных педагогических технологий, повышающих эффективность работы с одаренными детьми по филологии и индивидуализации образования.
  4. Организация  участия в системе различных мероприятий для создания ситуации успеха одаренных детей.
  5. Психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми.

Программа реализуется в три этапа.

  1. Начальный 2013-2014г.
  2. Основной 2014-2015г.
  3. Заключительный 2015-2016г.

Участники программы.

Учащиеся общеобразовательного учреждения с 5 по 9 класс.

Формы и методы работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе на уроке


        

Формы и методы работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе во внеурочное время

        Условия реализации программы

Психологическое обеспечение программы

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

-создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

-побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности;

- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях

-применение индивидуальных и групповых форм обучения.

Воспитательная работа программы направлена на развитие межличностных отношений, чувства ответственности, взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма, любознательности, уважительного отношения друг к другу. Воспитательная работа имеет две составляющие –индивидуальную работу с каждым учащимся и коллективную деятельность.

Предполагаемые результаты

Повышение уровня филологической  культуры учащихся

Высокие  результаты в учебной деятельности по литературе и русскому языку

Высокая результативность учащихся  в различных мероприятиях по русскому языку и литературе

Развитие творческих способностей и профессиональных интересов учащихся в области филологии.

План работы по программе

1 год обучения

Мероприятие

Сроки

1.

Психологическое диагностирование

Сентябрь

2.

 Учебная деятельность с использованием заявленных форм и методов

В течение года

3

Занятия факультатива «Герои книг на экране»

В течение года

4.

Издательская деятельность

В течение года

Во время недели русского языка

5.

Подготовка  к конкурсу «Русский медвежонок»

Сентябрь-октябрь

6.

Участие в конкурсе «Русский медвежонок»

ноябрь

7.

Подготовка к школьному туру Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе

Сентябрь-октябрь

8

Участие в школьном туре Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе

Ноябрь

9

Подготовка и участие в окружном туре

Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе

декабрь

10

Подготовка научно исследовательских работ по русскому языку и литературе

Сентябрь- декабрь

11

Участие во Всероссийской конференции «Образование, Наука, Образование»

Декабрь

12.

Участие в заочном туре Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура»

Январь

12

Участие в школьной научно-практической конференции

Февраль

13.

Участие в окружной научно-практической конференции

Март

14

Участие в областной научно-практической конференции

Апрель

15

Подготовка выступления чтецов

Во время недели русского языка

16

Подготовка спектакля школьного театра

В течение года

17

Выступление со спектаклем школьного театра

Май

18.

Анализ деятельности по программе.

 Коррекция программ

Май

2 год обучения

Мероприятие

Сроки

1.

Психологическое диагностирование

Сентябрь

2.

 Учебная деятельность с использованием заявленных форм и методов

В течение года

3.

Издательская деятельность

В течение года

Во время недели русского языка

4.

Подготовка  к конкурсу «Русский медвежонок»

Сентябрь-октябрь

5.

Участие в конкурсе «Русский медвежонок»

ноябрь

6.

Подготовка к школьному туру Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе

Сентябрь-октябрь

7

Участие в школьном туре Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе

Ноябрь

8

Подготовка и участие в окружном туре

Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе

декабрь

9

Подготовка научно исследовательских работ по русскому языку и литературе

Сентябрь- декабрь

10

Участие во Всероссийской конференции «Образование, Наука, Образование»

Декабрь

11.

Участие в Международном филологическом чемпионате

Январь

12.

Участие в заочном туре Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура»

Январь

13.

Участие в областном этапе Всероссийской олимпиады по литературе.

Февраль

14

Участие в школьной научно-практической конференции

Февраль

15.

Участие в окружной научно-практической конференции

Март

16.

Участие в областной научно-практической конференции

Апрель

17.

Подготовка выступления чтецов

Во время недели русского языка

18.

Подготовка спектакля школьного театра

В течение года

19.

Выступление со спектаклем школьного театра

Май

20.

Анализ деятельности по программе.

 Коррекция программ

Май

3 год обучения

Мероприятие

Сроки

1.

Психологическое диагностирование

Сентябрь

2.

 Учебная деятельность с использованием заявленных форм и методов

В течение года

3.

Издательская деятельность

В течение года

Во время недели русского языка

4.

Подготовка  к конкурсу «Русский медвежонок»

Сентябрь-октябрь

5.

Участие в конкурсе «Русский медвежонок»

ноябрь

6.

Подготовка к школьному туру Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе

Сентябрь-октябрь

7

Участие в школьном туре Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе

Ноябрь

8

Подготовка и участие в окружном туре

Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе

декабрь

9

Подготовка научно исследовательских работ по русскому языку и литературе

Сентябрь- декабрь

10

Участие во Всероссийской конференции «Образование, Наука, Образование»

Декабрь

11.

Участие в Международном филологическом чемпионате

Январь

12.

Участие в заочном туре Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура»

Январь

13.

Участие в областном этапе Всероссийской олимпиады по литературе.

Февраль

14

Участие в школьной научно-практической конференции

Февраль

15.

Участие в окружной научно-практической конференции

Март

16.

Участие в областной научно-практической конференции

Апрель

17.

Подготовка выступления чтецов

Во время недели русского языка

18.

Подготовка спектакля школьного театра

В течение года

19.

Выступление со спектаклем школьного театра

Май

20.

Анализ деятельности по программе.

 Коррекция программ

Май

Список литературы

  1. Айзенк Г. Супер тесты IQ. Тула, 2002.
  2. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг  для выявления одаренности/ Под ред. В.И. Панова.-  М.,1997.
  3. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973.
  4. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. - Киев, 1992.
  5. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. - Воронеж, 1995.
  6. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.
  7. Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. - М., 1984.
  8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - Т.2 - М.: Педагогика, 1983.
  9. Масару Ибука. После трех уже поздно. - М.: Знание, 1992.
  10. Матюшкин А.М. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. - М.: Школа-Пресс, 1993.
  11. Мелхорн Г., Мелхорн Х-Г. Гениями не рождаются. - М.: Просвещение, 1989.
  12. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение, 1994.
  13. Одаренные дети. // Перевод с англ. - М.: Прогресс, 1991.
  14. Одаренный ребенок. / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997. - 140 с.
  15. Панов В.И. Одаренные  дети: выявление – обучение- развитие
    // Педагогика. 2001 № 4.
  16. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. - М., 1992.
  17. Практика выявления одаренных учащихся в школах США. - М.: НИИ ТИП, 1992.
  18. Программа «Одаренный ребенок». Основные положения. - М.: Новая школа, 1995.
  19. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М., 1996.
  20. Рабочая концепция одаренности/ Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Магистр, 1998.
  21. Рогов Е.И. Психология человека. М., 1999.
  22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2. - М.: Педагогика, 1989.
  23. Теплов Б.М. Способность и одаренность. / Избранные труды. Т.1. - М., 1985.
  24. Учителю об одаренных детях /Под ред. В.П. Лебедевой, В.И, Панова.- М.,1997.
  25. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. - М., 1990.
  26. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: «Логос», 1996.
  27. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996.

Результаты реализации программы

1 год.2009-2010

1.Высокие результаты учебной деятельности, подтвержденные итоговой государственной аттестацией  и ГИА.

2. Высокая результативность учащихся  в различных мероприятиях по русскому языку и литературе.

  • По итогам конкурса «Медвежонок» учащиеся 9Б класса показали лучшие баллы, Рзянина Е. стала победителем.
  • Пискунова Аня стала призером районной олимпиады по литературе (выполнила более 60%  задания)
  • Арефьева Настя и Рзянина Елена заняли 2 место на Окружной научно-практической конференции и защищали честь района в области.
  • Андреева К. заняла 1 место в школьном конкурсе чтецов.
  • Филологическая газета была признана лучшей в рамках Недели русского языка и литературы.
  • Подготовлен и показан спектакль «Женские хитрости» по произведениям Н.В.Гоголя.

2 год 2010-2011

  • Пискунова Аня и Арефьева Настя заняли призовые места в  окружной олимпиаде по литературе и будут защищать честь района в области.
  • Хуртова Алена, Брагин Дима стали призерами школьного конкурса чтецов.
  • Филологическая газета была признана  одной из лучшей в рамках Недели русского языка и литературы.
  • Арефьева Настя и Рзянина Елена  прошли заочный тур Всероссийской научно-практической конференции «Образование, Наука. Профессия»  в городе Отрадном.
  • Арефьева Настя получила диплом 2 степени на Всероссийском заочном конкурсе «Юность.Наука.Культура»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"КВН юных филологов" 6 класс

"КВН юных филологов" - внеклассное мероприятие для шестиклассников.  Цели: 1. Прививать учащимся интерес и любовь к русскому языку; выявить уровень усвоения учащимися изученного материала.2.Разв...

Научно-исследовательская деятельность школьников на стыке наук (история, филология, искусствоведение)

Этот доклад был подготовлен для международного семинара "Россия - Эстония. Организация работы с одареными детьми". Он проходил в Санкт-Петербурге на базе лицея № 344 ...

"Экология в филологии"

Внеклассное мероприятие в 6 классе. Цель:- расширить круг знаний и интересов учащихся по русскому языку;- пополнить словарный запас учащихся;- посмотреть на науку экологию с необычной точки зре­...

Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»

Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому язвку, но и по литературе. Проводится это мероп...

Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»

Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому языку, но и по литературе. Проводится это мероп...

Состязание филологов

Игра по лексике для учащихся 7-9 классов....

Презентация к конкурсу "Мисс Филология"

Такой конкурс в нашей школе был проведен впервые. Теперь это мероприятие перерастает в традицию. Вначале конкурс проходит в школьных рамках, а затем проводится на муниципальном уровне. В презентации п...