Технологическая карта урока. М.Ю.Лермонтов "Бородино" 5 класс ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Предлагается технологическая карта урока по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино" ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_fgos.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

«М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Бородино». ФГОС

(5 класс)

                                                                                                                 Анисина Елена Анатольевна

                                                                                                                 учитель русского языка и      

                                                                                                                 литературы      

                                                                                                                 ГБОУ СОШ № 654  

                     

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2014 г

Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. М.Ю.Лермонтов «Бородино».  

Материалы к уроку:  Просмотр документального фильма о М.Ю.Лермонтове.

Тема урока: «М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Бородино».

 Цели урока: 1)Знакомство с краткой биографией М.Ю.Лермонтова , историей создания стихотворения.

2)Воспитание интереса к личности русского поэта; воспитание любви к своей стране, к ее историческому прошлому.

3) Развитие навыков анализа стихотворения как особого литературного жанра.

Планируемые результаты:

Предметные : совершенствовать речь  учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение  речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических  способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков. 

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные связи: история, география, живопись, музыка.

               Ресурсы сети Интернет: Сайт Перовой И.Ю.

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Сквозной элемент урока

Индивидуальная работа, парная, коллективная

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

2.Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД:  формирование гражданских качеств путём знакомства с личностью поэта

регулятивные УУД: целеполагание

Проблемный вопрос:

Вашему вниманию предлагается документальный фильм о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.

Составьте опорный конспект.

Подготовьте «тонкие» и «толстые» вопросы.

Составление кластера.

К теме Отечественной войны 1812 года М.Ю.Лермонтов обращается неоднократно. В своем школьном сочинении он пишет: «…Как только французы вступали на эту заколдованную землю, новый страшный залп сразу сметал их, штык помогал пушке, и враги вынуждены были отступать между двумя стенами неприятеля, который кромсал их без жалости.

Так продолжалась битва до вечера. Под конец небольшой насыпи поднялась новая насыпь из трупов, высокая, непроницаемая, сцементированная кровью, густой и черной, ядра увязали в ней, не будучи в силах ее пробить».

В 1831 году появляется стихотворение « Поле Бородина», в 1832- «Два великана».

В 1837 году- «Бородино».

Просмотр фильма. Составление опорного конспекта.

Подготовить для одноклассников «тонкие» и «толстые» вопросы по фильму.

Учащиеся составляют кластер.

Дети слушают  рассказ учителя, дополняют кластер.

Ответы учащихся

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач

Проблемный метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Проблемный вопрос

Почему Лермонтов неоднократно обращается к истории Бородинского сражения?

Целеполагание.

Сформулируйте тему урока.

Ответы учащихся

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

Этап 3. Учебная деятельность

4.Комментированное чтение стихотворения.

Проблемный метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Учитель читает 1 строфу.

Проблемные вопросы и задания:

1.В чем особенности построения?

2.Кто участвует в диалоге?

3.Почему молодого человека заинтересовала история войны 1812?

4.Расскажите про Бородинское сражение ( индивидуальное задание).

5. Определение интонации.

Учитель читает 2 строфу.

Проблемные вопросы:

1.Дайте характеристику людей «нашего времени» и «нынешнего племени»

2.Какой прием использует автор?

Учитель читает 3 строфу.

1.Почему солдатам было досадно долго отступать?

2.Как вы понимаете выражение «зимние квартиры»?

Учитель читает 4 строфу.

1.Найдите в 2 строчках контекстные синонимы. С какой целью их использует автор?

2.Что такое редут?

3.Какую лексику использует автор? (ушки на макушке, тут как тут)

Учитель читает 5 строфу.

1.Как автор передает чувства простого русского солдата?

Учитель читает 6 строфу.

1.Почему солдаты считали перестрелку «безделкой»?

2. Толкование слова «картечь».

3.Как названа битва? Почему?

Учитель читает 7 строфу.

1.Как ведут себя перед боем русские и французские солдаты? Почему?

2.Толкование слов «лафет», «бивак», «кивер», «штык».

Учитель читает 8 строфу.

1.Кто такой «хват»? Почему так назван полковник? Каких героев Отечественной войны 1812 года вы знаете? Почему здесь не упоминаются их имена?

Учитель читает 9 строфу.

Какие слова из стихотворения стали ключевыми? Где вы их еще встречали?

Из воспоминаний Ф.Глинки, участника Бородинского сражения:

«В Бородине дрались так храбро, потому что никто не ссылался и не надеялся на других, а всякий сам себе говорил: « Хоть все беги, а я буду стоять! Хоть все сдайся, а я умру, а не сдамся»!

Учитель читает 10-13 строфы

Напишите сценарий.

Сделайте раскадровку.

Какие средства выразительности использовал Лермонтов, описывая бой?

В.Г.Белинский говорил: « Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь за потрясенными струнами, с которых они сорваны рукой невидимой».

Учитель читает 14 строфу.

Сравните 2 и 14 строфы.

Сформулируйте основную мысль стихотворения.

Ученики слушают текст и отмечают в бортовом журнале непонятные слова.

Отвечают на вопросы.

Подготовленный ученик делает небольшое сообщение.

Ученики выписывают цитаты, объясняя смысл.

Ученики слушают текст и отмечают в бортовом журнале непонятные слова.

Отвечают на вопросы.

Определяют роль контекстных синонимов

Индивидуальные задания- толкование слов военной тематики.

Ученики объясняют смысл выражений: «ломить стеной», «постоим головою».

Ученики объясняют смысл выражений.

Отвечают на вопросы.

Подготовленный ученик сообщает исторические сведения.

Отвечают на вопросы.

Дают словесную характеристику

Ученики вспоминают знаменитую фразу В.Клочкова: « Отступать некуда, позади Москва!»

.

Ученики выполняют задание по группам.

Защищают свои проекты.

Согласны ли вы, что произведение Лермонтова музыкально? Докажите свою точку зрения.

Сравнивают строфы.

Формулируют основную мысль стихотворения.

5. Выразительное чтение стихотворения.

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию

Формирование артистических способностей через творческое задание ; оценка выступлений

Чтение и самооценка чтения.

       

Этап 4 . Подведение итогов урока

Обобщение

Личностные:соотношение своей части работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать.

Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Самоанализ

Самоанализ и самооценка.

Анализ собственной работы.

Домашнее задание

Метод словесный

Напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: « Согласны ли вы, что гениальное «Бородино»- это поэма о бессмертном народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших невозвратимых героических днях…» В.Архипов.

Выучите стихотворение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Данная публикация представляет собой технологическую карту  открытого  урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока  и соответствующие им УУД.Тип урока: У...

Технологическая карта урока физической культуры 5 класса (ФГОС)

Технологическая карта урока физической культуры 5 класса (ФГОС)...

Технологическая карта урока по математике.5 класс.ФГОС.

Тема:  «Деление десятичных дробей на натуральное число»Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).Цели урока: создать условия для воспроизведения и коррекции опорных зна...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (ФГОС). Тема: "А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"

На уроке даётся понятие жанра "Баллада", использование фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий. Работа с кроссвордом, групповая работа на соотнесение понятий....

Технологическая карта урока "Решение уравнений" 5 класс ФГОС

Программа ФГОС ставит перед нами новую задачу - требуется ученик нового поколения: интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой м...

Технологическая карта урока "Решение уравнений" 5 класс ФГОС

Программа ФГОС ставит перед нами новую задачу - требуется ученик нового поколения: интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой м...

Технологическая карта урока "Решение уравнений" 5 класс ФГОС

Программа ФГОС ставит перед нами новую задачу - требуется ученик нового поколения: интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой м...