Разработка урока по теме "Глагол" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Глагол" | 22.31 КБ |
glagol_i.pptx | 905.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Глагол как часть речи»
Цели урока: 1) обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе как части речи; 2) способствовать развитию у школьников речи, мышления, память; 3) воспитывать интерес к русскому языку, русской поэзии; 4) способствовать эстетическому воспитанию детей.
Ход урока.
I.Подготовка к изучению нового материала
-Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую – вы догадаетесь, если правильно выполните задания: прочитайте предложения.
СЛАЙД 1
Актуализация.
- Назовите имена существительные. Имена прилагательные. На какие вопросы отвечают имена существительные, прилагательные?
На опушке …….. густые ели и молодая березка. Лучи солнца ……. верхушки деревьев. На сосне …….. дятел. На березе много майских жуков. Они …….. молодые клейкие листочки. С юга ……….вестники весны . Под деревьями уже …… зеленая травка
- Чего не хватает? Восстановите текст. Оживим картину.
Предлагают свои варианты.
-Какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста?
- А теперь прочитаем предложения, называя слова, которые стоят на месте пропусков в авторском варианте.
К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков?
СЛАЙД 2
На опушке растут густые ели и молодая березка. Лучи солнца освещают верхушки деревьев. На сосне возится дятел. На березе много майских жуков. Они объедают молодые клейкие листочки. С юга потянулись вестники весны. Под деревьями уже показалась зеленая травка
- К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков?
- Как вы догадались? Что означают эти слова?
- Теперь ситуация ясна? Какие слова оживили картину? Какая это часть речи? Докажите.
Что изменилось в тексте с появлением глаголов?
Что они обозначают? (Появились точность, действие, динамика).
Сформулируйте тему урока
Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Глагол». Запишите ее в тетради.
Пока учащиеся записывают тему урока, им можно сообщить справочные сведения.
СЛАЙД №3
Лингвистическая справка
Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребляемыми, глаголов около 2500. Самые частые из них – мочь, сказать, говорить, знать, стать видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
-А на какие вопросы мы сегодня должны ответить, чтобы правильно отличать глаголы от других частей речи?
Какую цель поставим?
СЛАЙД № 4
- Что обозначает?
Вы сказали, что глаголы обозначают действие. Динамику.
-На какие вопросы отвечает?
СЛАЙД № 5
ЗАДАНИЕ
- Выберите и запишите вопросы, на которые отвечает глагол.
Что? Что делает? Кому? Что сделал? Что будет делать? Откуда?
Ставьте вопросы к глаголам. Растут, освещают, объедают - что делают?
Возится - что делает?
Потянулись - что сделали?
Показалась – что сделала?
А чем является в предложении? Назовите грамматическую основу предложений. По цепочке.
Выводы: Глаголы в предложении являются сказуемыми
- А сейчас мы составим общий список сведений
СЛАЙД № 6
-Перед вами кластер «Глагол».
- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер.
Сначала пишем слово «глагол» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
время
вопрос ---- что обозначает. ------ глагол------------
в предложении является
Возьмите зелёный карандаш и закрасьте всё, что знаете о глаголе.
Покажите. Возникло желание узнать о глаголе больше?
-Кластер будет сопровождать вас в течение всей темы.
- Какие непостоянные признаки есть у глагола?
Работа по учебнику.
Упражнение 607
Давайте укажем глаголы, которые встречаются в этом упражнении, и охарактеризуем их. По каким признакам можно охарактеризовать глаголы? (Время, число, лицо и род.
Голубеют дали – настоящее время, мн. Ч
И т.д. Это непостоянные признаки!
САМОПРОВЕРКА
СЛАЙД № 7
II. Обобщение и систематизация знаний о глаголе.
Групповая работа
А теперь попробуйте объединить всё сказанное о глаголе в одном определении глагола как части речи. (Два-три ученика пытаются сформулировать правило.)
ВЫВОД
Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего, или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени по родам (в единственном числе) и числам.
Зачем нужны глаголы? (важны при построении предложения, для передачи какого-либо сообщения, оживляют речь, помогают точно понять смысл сказанного)
В предложении глагол обычно бывает сказуемым и обязательно согласуется с подлежащим.
Проверим себя: прочитаем определение глагола как части речи в учебнике.
ВЫВОД
СЛАЙД № 8
Физминутка
Итак, мы вспомнили, что такое глагол. А теперь пора немного поиграть.
Лексическая работа
СЛАЙД № 9
Подобрать синонимы к глаголам речи: сказать 1-ой группе, улыбаться- 2-ой группе. (Работа проводится по командам)
СЛАЙД № 10
Работа в группах
Проведем небольшую творческую работу. За окном весна. Настроение у всех хорошее. Все мы рады большому солнцу, таянию снегов. Природа пробуждается. Нарисуем все это
Зачем нужны глаголы? (важны при построении предложения, для передачи какого-либо сообщения, оживляют речь, помогают точно понять смысл сказанного)
РЕФЛЕКСИЯ
Д.З. Упражнение 610 из учебника
- Назовите имена существительные. Имена прилагательные. На какие вопросы отвечают имена существительные, прилагательные?
На опушке …….. густые ели и молодая березка. Лучи солнца ……. верхушки деревьев. На сосне …….. дятел. На березе много майских жуков. Они …….. молодые клейкие листочки. С юга ……….вестники весны . Под деревьями уже …… зеленая травка
- Назовите имена существительные. Имена прилагательные. На какие вопросы отвечают имена существительные, прилагательные?
На опушке …….. густые ели и молодая березка. Лучи солнца ……. верхушки деревьев. На сосне …….. дятел. На березе много майских жуков. Они …….. молодые клейкие листочки. С юга ……….вестники весны . Под деревьями уже …… зеленая травка
- Назовите имена существительные. Имена прилагательные. На какие вопросы отвечают имена существительные, прилагательные?
На опушке …….. густые ели и молодая березка. Лучи солнца ……. верхушки деревьев. На сосне …….. дятел. На березе много майских жуков. Они …….. молодые клейкие листочки. С юга ……….вестники весны . Под деревьями уже …… зеленая травка
- Назовите имена существительные. Имена прилагательные. На какие вопросы отвечают имена существительные, прилагательные?
На опушке …….. густые ели и молодая березка. Лучи солнца ……. верхушки деревьев. На сосне …….. дятел. На березе много майских жуков. Они …….. молодые клейкие листочки. С юга ……….вестники весны . Под деревьями уже …… зеленая травка
- Назовите имена существительные. Имена прилагательные. На какие вопросы отвечают имена существительные, прилагательные?
На опушке …….. густые ели и молодая березка. Лучи солнца ……. верхушки деревьев. На сосне …….. дятел. На березе много майских жуков. Они …….. молодые клейкие листочки. С юга ……….вестники весны . Под деревьями уже …… зеленая травка
- Назовите имена существительные. Имена прилагательные. На какие вопросы отвечают имена существительные, прилагательные?
На опушке …….. густые ели и молодая березка. Лучи солнца ……. верхушки деревьев. На сосне …….. дятел. На березе много майских жуков. Они …….. молодые клейкие листочки. С юга ……….вестники весны . Под деревьями уже …… зеленая травка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На опушке растут густые ели и молодая березка. Лучи солнца освещают верхушки деревьев. На сосне возится дятел. На березе много майских жуков. Они объедают молодые клейкие листочки. С юга потянулись вестники весны. Под деревьями уже показалась зеленая травка
Лингвистическая справка Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребляемыми, глаголов около 2500. Самые частые из них – мочь, сказать, говорить, знать, стать видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
Глаголы - Что обозначают? - На какие вопросы отвечают? -Чем являются в предложении?
ЗАДАНИЕ - Выберите и запишите вопросы, на которые отвечает глагол. Что? Что делает? Кому? Что сделал? Что будет делать? Откуда?
Глагол Значение Основные признаки Вопросы Синтаксическая роль
Самопроверка + самооценка Голубеют дали – наст.вр ., мн.ч. С огласуется в числе Небеса засинели – прош . вр ., мн.ч. Солнце золотило – прош.вр , ср.р. Пестреют цветы- наст. в р ., мн.ч.
Физкультминутка!!! Прошуршали камышИ : Только с И пишИте шИ ! Им ответил ежИ : Только с И пишИте жИ И шумит лесная чАщА , В правило смотри почаще! Там волшебные слова Ч А и Щ А пишИте с А!
Подобрать синонимы к словам «Кто больше?» 1-й группе: СКАЗАТЬ 2- группе: УЛЫБАТЬСЯ
Творческая работа в группах Р и с у е м В Е С Н У ЗАПАХ ПЕНИЕ РАСТЕНИЕ ШУМ ЗВОН КАПЛЯ
Рефлексия Я не знал… - теперь я знаю …
Глагол Обозначает действие, состояние. Изменяются по временам Что делать? Что сделать? Является сказуемым и согласуется с подлежащим Бывает в форме прошедшего времени Бывает в форме настоящего, времени Бывает в форме будущего времени
Спасибо за урок!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.
Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...