Разработка урока по теме "Глагол" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация "Глагол"22.31 КБ
Файл glagol_i.pptx905.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Глагол как часть речи»

Цели урока: 1) обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о глаголе как части речи; 2) способствовать развитию у школьников речи, мышления, память; 3) воспитывать интерес к русскому языку, русской поэзии; 4) способствовать эстетическому воспитанию детей.

Ход урока.

I.Подготовка к изучению нового материала

-Сегодня мы начнем изучать новую тему.  А какую – вы догадаетесь, если правильно выполните  задания:  прочитайте предложения.

СЛАЙД  1

Актуализация.

- Назовите имена существительные. Имена прилагательные. На какие вопросы отвечают имена существительные, прилагательные?

На опушке …….. густые ели и молодая березка. Лучи солнца ……. верхушки деревьев. На сосне …….. дятел. На березе много майских жуков. Они …….. молодые клейкие листочки. С юга  ……….вестники весны . Под деревьями уже …… зеленая травка

- Чего  не хватает? Восстановите текст. Оживим картину.

Предлагают свои варианты.

-Какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста?

- А теперь прочитаем предложения, называя слова, которые стоят на месте пропусков в авторском варианте.

К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков?

СЛАЙД 2

На опушке растут густые ели и молодая березка. Лучи солнца освещают верхушки деревьев. На сосне возится дятел. На березе много майских жуков. Они объедают молодые клейкие листочки. С юга потянулись вестники весны. Под деревьями уже показалась зеленая травка

- К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков?

- Как вы догадались? Что означают эти слова?

- Теперь ситуация ясна? Какие слова оживили картину? Какая это часть речи? Докажите.

Что изменилось в тексте с появлением глаголов?

Что они обозначают? (Появились точность, действие, динамика).

Сформулируйте тему урока

Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Глагол». Запишите ее в тетради.

Пока учащиеся записывают тему урока, им можно сообщить справочные сведения.

СЛАЙД  №3

Лингвистическая справка

Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребляемыми, глаголов около 2500. Самые частые из них –
мочь, сказать, говорить, знать, стать видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

-А на какие вопросы мы сегодня должны ответить, чтобы правильно отличать глаголы от других частей речи?

Какую цель поставим?

СЛАЙД № 4

- Что обозначает?    

Вы сказали, что глаголы обозначают действие. Динамику.

-На какие вопросы отвечает?

СЛАЙД № 5

ЗАДАНИЕ

-  Выберите и запишите вопросы, на которые отвечает глагол.

Что?  Что делает? Кому? Что сделал? Что будет делать? Откуда?

Ставьте вопросы к глаголам. Растут, освещают, объедают - что делают?

Возится - что делает?

Потянулись - что сделали?

Показалась – что сделала?

А чем является в предложении? Назовите грамматическую основу предложений. По цепочке.

Выводы:  Глаголы в предложении являются сказуемыми

-  А сейчас мы составим общий список сведений 

СЛАЙД № 6

-Перед вами кластер «Глагол».

-  Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер.

Сначала пишем слово «глагол» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.

                                                                             

                                                                                                                          время        

              вопрос   ---- что обозначает.   ------ глагол------------

                                                                                       

                                                  в предложении является

 

 Возьмите зелёный карандаш и закрасьте всё, что знаете о глаголе.

Покажите. Возникло желание узнать о глаголе больше?

-Кластер будет сопровождать вас в течение всей темы.

- Какие непостоянные признаки есть у глагола?

Работа по учебнику.

Упражнение 607

Давайте укажем глаголы, которые встречаются в этом упражнении, и охарактеризуем их. По каким признакам можно охарактеризовать глаголы? (Время, число, лицо и род.

Голубеют дали – настоящее время, мн. Ч

И т.д.  Это непостоянные признаки!

САМОПРОВЕРКА

СЛАЙД № 7

II. Обобщение и систематизация знаний о глаголе.

Групповая работа

А теперь попробуйте объединить всё сказанное о глаголе в одном определении глагола как части речи. (Два-три ученика пытаются сформулировать правило.)

ВЫВОД

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего, или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени по родам (в единственном числе) и числам.

Зачем нужны глаголы? (важны при построении предложения, для передачи какого-либо сообщения, оживляют речь, помогают точно понять смысл сказанного)

В предложении глагол обычно бывает сказуемым и обязательно согласуется с подлежащим.

Проверим себя: прочитаем определение глагола как части речи в учебнике.

ВЫВОД

СЛАЙД № 8

Физминутка

Итак, мы вспомнили, что такое глагол. А теперь пора  немного поиграть.

Лексическая работа

СЛАЙД № 9

Подобрать синонимы к глаголам речи: сказать 1-ой группе, улыбаться- 2-ой группе.    (Работа проводится по командам)

СЛАЙД № 10

Работа в группах

Проведем небольшую творческую работу. За окном весна. Настроение у всех хорошее. Все мы рады большому солнцу, таянию снегов. Природа пробуждается. Нарисуем все это

Зачем нужны глаголы? (важны при построении предложения, для передачи какого-либо сообщения, оживляют речь, помогают точно понять смысл сказанного)

РЕФЛЕКСИЯ  

Д.З. Упражнение 610 из учебника

- Назовите имена существительные. Имена прилагательные. На какие вопросы отвечают имена существительные, прилагательные?

На опушке …….. густые ели и молодая березка. Лучи солнца ……. верхушки деревьев. На сосне …….. дятел. На березе много майских жуков. Они …….. молодые клейкие листочки. С юга  ……….вестники весны . Под деревьями уже …… зеленая травка

- Назовите имена существительные. Имена прилагательные. На какие вопросы отвечают имена существительные, прилагательные?

На опушке …….. густые ели и молодая березка. Лучи солнца ……. верхушки деревьев. На сосне …….. дятел. На березе много майских жуков. Они …….. молодые клейкие листочки. С юга  ……….вестники весны . Под деревьями уже …… зеленая травка

- Назовите имена существительные. Имена прилагательные. На какие вопросы отвечают имена существительные, прилагательные?

На опушке …….. густые ели и молодая березка. Лучи солнца ……. верхушки деревьев. На сосне …….. дятел. На березе много майских жуков. Они …….. молодые клейкие листочки. С юга  ……….вестники весны . Под деревьями уже …… зеленая травка

- Назовите имена существительные. Имена прилагательные. На какие вопросы отвечают имена существительные, прилагательные?

На опушке …….. густые ели и молодая березка. Лучи солнца ……. верхушки деревьев. На сосне …….. дятел. На березе много майских жуков. Они …….. молодые клейкие листочки. С юга  ……….вестники весны . Под деревьями уже …… зеленая травка

- Назовите имена существительные. Имена прилагательные. На какие вопросы отвечают имена существительные, прилагательные?

На опушке …….. густые ели и молодая березка. Лучи солнца ……. верхушки деревьев. На сосне …….. дятел. На березе много майских жуков. Они …….. молодые клейкие листочки. С юга  ……….вестники весны . Под деревьями уже …… зеленая травка

- Назовите имена существительные. Имена прилагательные. На какие вопросы отвечают имена существительные, прилагательные?

На опушке …….. густые ели и молодая березка. Лучи солнца ……. верхушки деревьев. На сосне …….. дятел. На березе много майских жуков. Они …….. молодые клейкие листочки. С юга  ……….вестники весны . Под деревьями уже …… зеленая травка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На опушке …….. густые ели и молодая березка. Лучи солнца ……. верхушки деревьев. На сосне …….. дятел. На березе много майских жуков. Они …….. молодые клейкие листочки. С юга ……….вестники весны . Под деревьями уже …… зеленая травка

Слайд 2

На опушке растут густые ели и молодая березка. Лучи солнца освещают верхушки деревьев. На сосне возится дятел. На березе много майских жуков. Они объедают молодые клейкие листочки. С юга потянулись вестники весны. Под деревьями уже показалась зеленая травка

Слайд 3

Лингвистическая справка Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребляемыми, глаголов около 2500. Самые частые из них – мочь, сказать, говорить, знать, стать видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

Слайд 4

Глаголы - Что обозначают? - На какие вопросы отвечают? -Чем являются в предложении?

Слайд 5

ЗАДАНИЕ - Выберите и запишите вопросы, на которые отвечает глагол. Что? Что делает? Кому? Что сделал? Что будет делать? Откуда?

Слайд 6

Глагол Значение Основные признаки Вопросы Синтаксическая роль

Слайд 7

Самопроверка + самооценка Голубеют дали – наст.вр ., мн.ч. С огласуется в числе Небеса засинели – прош . вр ., мн.ч. Солнце золотило – прош.вр , ср.р. Пестреют цветы- наст. в р ., мн.ч.

Слайд 8

Физкультминутка!!! Прошуршали камышИ : Только с И пишИте шИ ! Им ответил ежИ : Только с И пишИте жИ И шумит лесная чАщА , В правило смотри почаще! Там волшебные слова Ч А и Щ А пишИте с А!

Слайд 9

Подобрать синонимы к словам «Кто больше?» 1-й группе: СКАЗАТЬ 2- группе: УЛЫБАТЬСЯ

Слайд 10

Творческая работа в группах Р и с у е м В Е С Н У ЗАПАХ ПЕНИЕ РАСТЕНИЕ ШУМ ЗВОН КАПЛЯ

Слайд 11

Рефлексия Я не знал… - теперь я знаю …

Слайд 12

Глагол Обозначает действие, состояние. Изменяются по временам Что делать? Что сделать? Является сказуемым и согласуется с подлежащим Бывает в форме прошедшего времени Бывает в форме настоящего, времени Бывает в форме будущего времени

Слайд 13

Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока  в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...