"Художественное своеобразие басен И.А. Крылова"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок литературы в 5 классе. Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о басне как о литературном жанре. Учащиеся повторяют жанровые особенности басни, анализируют басню Крылова "Ворона и лисица". Данный урок проводится с применением презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Художественное своеобразие басен И.А. Крылова | 75 КБ |
презентация к уроку | 669 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока
5 класс
Учебник: Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.1 / Авт.-сост. Г.С. Меркин -М.: ООО «ТИД» Русское слово-РС», 2010.
Тема урока: «Художественное своеобразие басен И. А. Крылова»
Цели:
учебный аспект:
- обобщение и систематизация знаний учащихся о басне как о литературном жанре;
развивающий аспект:
- развитие умения обобщать и анализировать учебный материал;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- развитие устной монологической речи и навыка выразительного чтения наизусть;
воспитательный аспект:
- стимулирование познавательного интереса пятиклассников к урокам литературы;
- воспитание нравственных качеств учащихся: доброты, честности, справедливости (на примере басен И.А. Крылова)
Задачи:
- повторить литературоведческие термины (басня, иносказание, мораль);
- повторить жанровые особенности басни;
- развивать умение отличать жанр басни от других литературных жанров;
- развивать умение определять мораль басни;
- развивать умение давать характеристику героям по их поведению;
- развивать навыки выразительного чтения басни по ролям и наизусть.
- развивать умение участвовать в коллективном выполнении учебной задачи.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, дидактический материал (таблица: «Басня как жанр», карточки с названием басен, тексты басен, толковые словари), компьютерная презентация.
Ход урока
- Организационный момент (4 мин.)
Цель: создать рабочую атмосферу на уроке, настроить учащихся на учебную деятельность
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
Ученики: Мы изучали басни И.А. Крылова.
Учитель: Прочитайте, пожалуйста, эпиграф. (презентация, 1 слайд)
Ученики: «Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль…»
П.А. Вяземский
Учитель: Как вы понимаете смысл данного эпиграфа?
Ученики: И.А. Крылов получил широкую известность благодаря своему великому таланту писать басни, указывая на пороки людей. Спустя почти два с половиной века их и в наше время с большим интересом читают дети.
Учитель: Верно, ребята, такой живой интерес к произведениям русского баснописца говорит о том, что новые поколения признают их ценность и значимость в жизни. И сегодня мы узнаем, насколько хорошо вы знаете басни, в которых И.А. Крылов изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки и пороки: лень, глупость, лесть и т.д.
Обратите внимание на слова самого И.А. Крылова. Учитель читает фразу:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать» (презентация, 2 слайд)
- Постановка проблемы (1 мин.)
Цель: Мотивировать учащихся на работу
Учитель: Сегодня, на заключительном уроке по творчеству И.А. Крылова, мы постараемся ответить на вопрос: «Почему именно жанр басни литераторы использовали для обличения человеческих пороков?». Запишите тему урока.
- Актуализация знаний учащихся (10 мин.)
Цель: повторить термины, развить умение находить мораль и аллегорию в басне, проверить знание басен.
В дверь стучится ученик. Заходит в класс.
Ученик: Здравствуйте, можно поприсутствовать у вас на уроке? Что вы изучаете?
Учитель: Проходи, садись. Мы изучаем басни И.А Крылова.
Ученик: Как интересно! А что такое басня?
Учитель: Ребята, давайте вспомним, что же такое басня?
Ученики: «Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл».
Ученик: А что значит «нравоучительный характер» или нравоучение?
Ученики: Нравоучение (мораль) – это основная мысль в басне.
Учитель: Давайте найдем мораль в баснях И.А. Крылова: «Лебедь, щука и рак» (презентация, 3 слайд), «Зеркало и обезьяна» (презентация, 4 слайд).
Ученик: А что такое «иносказательный смысл» или иносказание?
Ученики: Иносказание (аллегория) - художественный прием, который автор использует в произведении.
Учитель: Кто может дать определение аллегории?
Ученики: Аллегория – это изображение человека, предмета или явления через другого человека, другой предмет или явление.
Учитель: Давайте попробуем найти аллегорию в басне: «Свинья под дубом» и определим, для чего она нужна. Ученики читают по ролям. (презентация, 5 слайд)
Аллегория: свинья – неблагодарный, глупый человек. В басне противопоставляется ум и невежество. Крылов осуждает невежд, которые не понимают пользы учения и отвечают неблагодарностью на добро.
Учитель: Как вы думаете, а для чего автор использует иносказание?
Ученики: Открыто говорить правду, указывая на недостатки людей, в то время было опасно. Это можно было сделать только с помощью намеков, в скрытой форме. Автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.
Ученик: И я знаю басню, в ней тоже есть аллегория! Можно я вам ее расскажу:
Зубастой Щуке в ум пришло
Вдруг за кошачье взяться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала.
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так прямо сказки!
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок».
По счастью, тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился.
Учитель: Вы догадались, какая басня И.А. Крылова сейчас прозвучала?
Ученики: Такой басни нет. Но мы узнали героев из разных басен: Щука, кот, лиса, журавль.
Учитель: Можете ли вспомнить названия этих басен! Наш юный друг перепутал всех персонажей и мы должны ему помочь!
Ученики: «Щука и кот», «Ворона и лисица», «Волк и журавль».
Учитель: Верно. А теперь давайте поиграем.
- Литературная разминка. Игра «Найди свою пару» (3 мин.)
Цель: развивать аналитическое мышление
Один из героев басни потерялся. Помогите персонажу попасть в свою басню.
Задание: найти размещенные в классе карточки с названиями героев и соотнести со словами на доске так, чтобы получилось название басни.
Ученик, первым нашедший слово, соотносит его со вторым словом на доске.
Слон Ягненок «Слон и моська»
Ворона Муравей «Ворона и лисица»
Стрекоза Повар «Стрекоза и муравей»
Волк Лисица «Волк и ягненок»
Кот Моська «Кот и повар»
Учитель: Какое из выражений басни «Волк и ягненок» стало крылатым?
Ученики: «Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать».
Учитель: Правильно. Выражения, содержащие основную мысль (мораль), называются «крылатыми». Я предлагаю вам еще одно интересное задание.
Игра «Продолжи фразу» (4 мин.)
Цель: развивать аналитическое мышление
Задание: соотнести начало крылатой фразы с ее продолжением. Все фразы
размещены в заданном порядке. Ученики по одному выходят к доске.
«У сильного всегда… …всегда отыщет уголок»
«А Васька слушает… …просто открывался»
«Когда в товарищах согласья нет… …да ест»
«В сердце льстец… …бессильный виноват»
«А ларчик… …на лад их дело не пойдет»
Ученики: 1. «У сильного всегда бессильный виноват»
2. «А Васька слушает да ест»
3. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»
4. «В сердце льстец всегда отыщет уголок»
5. «А ларчик просто открывался».
Учитель: А теперь назовите басню, которой принадлежит каждое крылатое выражение?
Ученики: 1. «Волк и ягненок»
2. «Кот и повар»
3. «Лебедь, щука и рак»
4. «Ворона и лисица»
5. «Ларчик»
Учитель: Итак, крылатые выражения содержат мораль (основную мысль). Давайте найдем мораль в басне «Ворона и лисица». (презентация, 6 слайд)
Ученики читают басню наизусть по ролям.
- Анализ басни «Ворона и лисица» (8 мин.)
Цель: Развивать умение давать характеристику герою по его поведению, уметь определять мораль басни, развивать речь и мышление учащихся.
Учитель: Кто главные герои басни?
Ученики: Ворона и лисица.
Учитель: Почему Лисица внезапно заинтересовалась вороной, сидящей на дереве?
Ученики: Лисица решила отнять у вороны ее добычу, кусочек сыра.
Учитель: Найдите выражение, которое характеризует поведение Лисицы.
Ученики: «…Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша…»
Учитель: С какой целью Лисица преувеличивает достоинства Вороны?
Ученики: Наверх лиса залезть не может. Значит, действовать придется путем обмана, используя изворотливость и хитрость.
Учитель: Дайте характеристику вороне.
Ученики: «На ель ворона взгромоздясь…». Ворона тяжела, неповоротлива, неуклюжа.
Учитель: Какой вы представляете лисицу?
Ученики: Легкая, осторожная, изящная, ловкая, хитрая.
Учитель: Кто из героев вам кажется смешным и глупым?
Ученики: Ворона.
Учитель: Найдите аллегорию.
Ученики: Лиса – хитрый, лицемерный человек
Ворона – глупый, доверчивый человек.
Учитель: Какова мораль басни?
Ученики: «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
Словарная работа
Учитель: Что такое лесть?
Ученики: Лесть – лицемерие, угодливое восхваление. (Толковый словарь)
Учитель: Лицемерие – это неискреннее, притворное поведение. Как вы думаете, почему «в сердце льстец всегда отыщет уголок»?
Ученики: Потому что очень приятно слушать комплименты в свой адрес.
Учитель: Что значит слово «гнусна»?
Ученики: «Гнусный» - внушающий отвращение, омерзительный. (Толковый словарь)
Учитель: Почему лесть гнусна?
Ученики: Неприятно видеть человека корыстного, готового пойти ради своей выгоды на лицемерие и обман.
Учитель: А почему «лесть вредна»?
Ученики: Она вводит в заблуждение, заставляет видеть мир в искаженном свете, думать о себе лучше, чем следует.
Учитель: Когда в жизни один человек начинает льстить другому?
Ученики: Когда надеется от него что-нибудь получить.
Учитель: Обратим внимание на слова лисицы. С какой интонацией их надо прочитать?
Ученики: Мягко, тихо, ласково.
Учитель: Почему лисица получила сыр?
Ученики: Ворона поверила ее словам и выронила сыр, открыв рот. Автор подчеркивает, как убедительна лесть.
Учитель: Чему учит басня?
Ученики: Басня учит честности и справедливости. Автор высмеивает лесть и глупость, осуждает изворотливость, обман и хитрость.
- Подведение итогов урока. Басня как жанр. (7 мин.)
Цель: Формулировка итоговых выводов.
Учитель: Итак, подведем итоги. Почему именно жанр басни используется для обличения пороков?
Ученики: В басне через мораль и аллегорию автор указывает на пороки.
Учитель: Какова основная цель басни?
Ученики: Высмеять человеческие пороки, указать на недостатки с целью их устранения.
Учитель: Чему учат басни И.А. Крылова? (презентация, 7 слайд)
Ученики: Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.
Учитель: Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни.
В чем же заключается художественное своеобразие басен И.А. Крылова. Давайте повторим жанровые особенности басни, т.е. что ее отличает от других литературных жанров:
1. Краткий рассказ, часто стихотворный
2. Мораль (нравоучение)
3. Аллегория (иносказание)
4. Герои – животные
5. Диалог между действующими лицами
6. Разговорные слова, просторечная лексика
7. Ответ ученика на задание: Докажите, что данное произведение «Волк и ягненок» - басня. (2 мин.)
Ученик: «Волк и ягненок» относится к жанру басни, потому что есть:
- Мораль: «У сильного всегда бессильный виноват»
- Аллегория: волк – злой, бессердечный, жестокий человек
ягненок – слабый, беззащитный, беспомощный человек
- Герои – животные (волк и ягненок)
- Герои общаются в форме диалога: Волк: «Как смеешь ты наглец…»
Ягненок: «Когда светлейший Волк…»
- Просторечные слова: «рылом», «наглец», «питье»
8. Тестирование. (4 мин.)
Цель: Контроль за усвоением материала
9. Домашнее задание. (1 мин.)
Цель: Организовать домашнюю работу учащихся.
Учащиеся записывают домашнее задание: сочинить басню.
«Лебедь, щука и рак»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
«Зеркало и обезьяна»
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка,- говорит,- кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривлякпять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть»,-
Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
«У сильного всегда… …всегда отыщет уголок»
«А Васька слушает… …просто открывался»
«Когда в товарищах согласья нет… …да ест»
«В сердце льстец… …бессильный виноват»
«А ларчик… …на лад их дело не пойдет»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!» И. А. Крылов. Басни
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось.
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого. Говорится обычно в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого. ► Кума ( устар., разг .) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола. Художник Г. Куприянов
«Свинья под Дубом». Художник Г. Куприянов ► Какой вам представляется Свинья? ► В каких строках заключена мораль басни? ► Найдите аллегорию. ► Какие пороки высмеивает автор? "Свинья под Дубом"
«Ворона и Лисица». Худ. Г. Куприянов ► Дайте характеристику вороне. ► Какой вы представляете лисицу? ► Кто из героев вам кажется смешным и глупым? ► Найдите аллегорию. ► Какова мораль басни? ► Чему учит басня? "Ворона и Лисица" «Ворона и Лисица»
Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки. Чему учат басни Крылова?
Эзоп – древнегреческий баснописец ( VI век до н. э.), считавшийся создателем басни. Легенды рисуют Эзопа юродивым, народным мудрецом, безвинно сброшенным со скалы. Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец У истоков басенного жанра
М. В. Ломоносов И. И. Хемницер В. И. Майков А. П. Сумароков И. А. Крылов Басни в русской литературе писали:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В мире басен И.А. Крылова
Презентация предназначена для изучения басен в 5 классе...
Урок по скульптуре "Композиция на тему басен И. А. Крылова"
Урок по скульптуре "Композиция на тему басен И. А. Крылова"...
Игра "В мире басен И.А.Крылова"
мероприятие для учащихся 5-х классов.Цель: выяснить уровень усвоения темыЗадачи: Повторение и закрепление материала по теме Развитие интереса к творчеству И.А.КрыловаРазвитие интереса к изуч...
Первоапрельское мероприятие "По страницам басен И.А.Крылова"
Сценарий первоапрельского общешкольного мероприятия для учащихся 5-11 классов "По страницам басен И.А.Крылова"....
урок-проект по литературе в 5 классе по теме: "Сопоставление басен И.А.Крылова с баснями Леонардо да Винчи
Цель урока: познакомить учащихся с определением жанра притчи, образцами притч великого флорентийца Леонардо да Винчи; сопоставить на уровне жанра изученные ранее басни И.А.Крылова с притчами Леонардо ...
Результаты исследования комментариев к 9-ти книгам басен И.А.Крылова на предмет соответствия сюжетов басням западноевропейских предшественников (около 200 басен, из них 50 басен соотносимы по сюжету с авторами-предшественниками)
Данное исследование было проведено в период подготовки команды 10-го класса к районному литературному фестивалю, посвященному 245-летию И.А. Крылова...
Тема и номер урока: Своеобразие басен И.А. Крылова. (Третий урок).
Тема и номер урока: Своеобразие басен И.А. Крылова. (Третий урок).Цель: актуализация и углубление знаний о басне как литературном жанре, обобщение знаний о баснях И.А. К...