Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (УУД) | Промежуточный контроль |
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
| Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. -Здравствуйте, ребята! Я рада нашей сегодняшней встрече. Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит и вам радость, будет интересным и полезным. Я хотела начать урок с пословицы, но она рассыпалась.2слайд Помогите мне её собрать(Знание и мудрость украшают человека )3слайд -Произведите синтаксический разбор предложения.
| Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним. | фронтальная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу Регулятивные: планируют необходимые действия, операции Коммуникативные: работают в парах | Устные ответы |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. | - Много на свете разных стран. Но ту страну, в которую мы сегодня отправимся, вы не найдете на карте, хотя с ее жителями мы встречаемся на каждом уроке. Она называется Фонетика - Ребята, а как зовут жителей этой страны? (звуки, буквы) -Чем отличается звук от буквы? -Из чего состоят согласные звуки? Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Давайте обратимся к нашему предложению и выпишем те слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему это происходит? А какие ещё буквы могут обозначать по два звука? ё,я. Обратимся к слову человек . Какую роль здесь играет буква е
| Отвечают на вопросы. Строят высказывания
Звуки мы произносим и слышим, буквы пишем и читаем Из голоса и шума. Гласных букв 10 Гласных звуков 6 Знание Украшают
Смягчает предыдущий согласный и обозначает звук (э) | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других |
|
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Проверка заданий. Беседа по вопросам | Сформулируем тему нашего урока. Слайд4 Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. - Сегодня мы будем работать с необычными буквами в русском языке: е, ё, ю, я. -Оригинальность их в том, что они могут играть двойную роль: обозначать один или два звука. А ещё указывают на мягкость согласного. Слайды5-11 Обратимся к учебнику стр 142 п.61. -Совпали наши выводы с правилом? |
|
| Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.. | Устные ответы |
4. Практическая деятельность по реализации построения проекта |
| Упражнение 310
-Сформулируйте вывод, в какой позиции буквы ё, обозначают один звук? -Когда буква е обозначают два звука? - | Отвечают на вопросы учителя, формулирую правило, собственные выводы в сотрудничестве с учителем и одноклассникамин Отвечают на вопросы учителя, формулируют правило. | Индивидуальнаягрупповая
Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. | Устные ответы |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Обобщение, систематизация и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа, анализ таблицы |
- Подведем итог наших исследований, попробуем составить таблицу -Сверим нашу таблицу с обобщающей таблицей «Двойная роль букв е, ё, ю, я» (слайд12)
Двойная роль букв е, ё, ю, я (буквы-артистки) Один звук [э, о, у, а] | Два звука [й] +[э, о, у, а] | После согласных | 1.В начале слова 2. После разделительного Ъ и Ь 3. После гласной |
|
Работают над составление таблицы Формулируют собственные мысли, делают вывод | Индивидуальная групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
6.Физкультминутка | Обучающая игра – разминка. Обобщение полученных знаний на уроке. | - Устали? Я предлагаю немного поиграть. Если гласные обозначают два звука, приседают девочки, если один, то приседают мальчики Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружье, озеро, памятник, вьюга, свекла, каюта, пень, баян.
| Принимают участие в обучающей игре. | фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполнение разноуровневых упражнений на основе учебника и дидактического материала | Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем 1.Распределительный диктант (работа в парах)
Задание. Распределите слова в 2 столбика: 1) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, 2) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука. Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня.(слайд13) 2.Упражнение – загадки.
Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах. - Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)
- Какая рыба начинается на Ё? (ёрш)
- Куда улетают птицы? (юг)
- Самый младший матрос на судне?(юнга)
3.упражнение 331 -Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились прекрасно. | Выполнение упражнений | Индивидуальнаягрупповая | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по план | Письменная работа |
8.Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов урока) | Заключительная беседа по вопросам | (слайд14) -Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Понравилось ли вам на уроке? Выберите полоску и покажите мне. -Давайте оценим работу одноклассников. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Выставляют оценки. | Индивидуальная групповая | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. | Оценивание работы учащихся на уроке. |
9.Задание на дом |
| Диктует д/з упр312 (слайд15)
| Запись в дневник | индивидуальная |
|
|