Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
статья

Осорова Сэсэгма Дамдиновна

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

        Работа в качестве учителя русского языка и литературы, классного руководителя , участие в комиссии по проверке экзаменационных работ по русскому языку в форме ГИА, общение с коллегами позволяют говорить о снижении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы в школе. Соответственно, снижается грамотность учащихся, их общая культура; речь у многих косноязычна, бедна, учащиеся не могут правильно и логично выразить свою мысль. Кругозор не расширяется, грамотность не повышается. Ученики все чаще выбирают более «легкий» путь в учебе — механическое заучивание, «зубрежку», — что снижает активность их мыслительной деятельности.

        Мне видится, что сознательное присваивание информации (процесс, при котором знание становится своим) происходит тогда, когда ученик начинает самостоятельно анализировать, сомневаться, выдвигать гипотезы, опровергать их или доказывать, т.е. активно мыслит.

         Поиск решения выявленных мною проблем заставил еще более углубиться в изучение опыта известных ученых, педагогов, моих коллег-практиков. Все это привело меня к убеждению, что указанные проблемы учащихся позволит решить использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМ) на уроках русского языка и литературы.

ТРКМ основывается на следующих идеях:

1. Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

2. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

3. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.

4. Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

        Основоположники, американские педагоги (КуртисМередит, Чарльз Темпл и ДжинниСтилл), а также российские (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.), под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры.        Таким образомкритическое мышление — это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

       Сама технология предполагает следующее логическое построение урока:

  1. Стадия (фаза) вызова, в ходе которой учащимися активизируются знания, связанные с определенной темой урока (как правило, это знания, полученные на предыдущих уроках, а также знания, основанные на личном жизненном опыте учащихся); в традиционном построении урока это очень близко этапу актуализации знаний.
  2.  Стадия (фаза) осмысления, в ходе которой учащиеся знакомятся с новой информацией (темой урока), осмысливают ее, соотносят с тем, что знают об этой теме, вычленяют принципиально новое для себя; в традиционном построении урока это близко к этапу изучения новой темы.
  3. Стадия (фаза) рефлексии, в ходе которой происходит систематизация узнанного на уроке, а также осмысление собственных действий на пути решения главной задачи на уроке; в традиционном построении урока это близко к этапу подведения итогов.

       Каждой из стадий соответствуют определенные методы и приемы.

       Апробирование выбранной мною технологии началось с использования ее элементов на уроках литературы .

       Главная цель урока литературы – воспитание вдумчивого читателя, развитие читательского вкуса, умения видеть текст и осмыслять его. Для меня в ходе работы стало понятно, что наиболее эффективен здесь прием чтения с остановками. Главным требованием считается следующее: произведение должно быть незнакомым для учащихся, обладать динамичным сюжетом, небольшим объемом. Поэтому данный прием начала практиковать при изучении таких рассказов, как «Беда» М.М.Зощенко, «Размазня» А.П.Чехова, «После бала» Л.Н.Толстого, «Легенда о Данко» М.Горького, «Кусака» Л.Н.Андреева, «О чем плачут лошади» А.Абрамова, рассказы И.Э.Бабеля.

       Достоинства данного приема сложно переоценить: ученики с большим интересом вносят свои предположения о дальнейшем развитии сюжета, о чувствах и мыслях героев, мотивах их поступков и т.д., становясь внимательным и вдумчивым читателем (слушателем). Неважно, что их предположения могут не подтвердиться (здесь в принципе нет правильных и неправильных ответов), важно другое: каждый ученик вдумчиво относится к тексту произведения, тогда оно становится ему ближе, понятнее, ему хочется читать и слушать дальше, чтобы понять, почему именно так разворачиваются события, почему именно эти чувства испытывает герой.

      Также эффективными оказались такие приемы, как чтение с пометами, заполнение бортовых журналов, двухчастных и трехчастных дневников. После изучения произведения или вводной темы (например, «Поэзия серебряного века» , «Поэзия Великой Отечественной войны» в 11 классе) я практикую написание синквейна. Возможности этого приема ценны тем, что создание его заставляет сворачивать информацию до заданного минимума. Заполняя строки синквейна, ученик учится отбирать из множества вариантов слов и сочетаний самые точные, яркие. Еще одно достоинство синквейна состоит в том, что он может являться и материалом для написания сочинения-миниатюры: в нем каждая строка позволяет удерживать мысль ученика в одном направлении, помогая раскрыть тему последовательно, логично, связно. Это актуально, так как дети не всегда умеют сосредотачивать мысль на главном, уходят от темы.

       При изучении жизни и творчества писателя, поэта использую прием – таблицу «Знал – узнал – вопрос» в старших классах. В колонку «Знал» учащиеся заносят информацию, знакомую из предыдущих уроков или дополнительных источников, в колонку «узнал» — новую информацию в сжатом виде, в колонку «вопрос» — то, что оказалось непонятным. Данный прием позволяет развивать навык членения текста на знакомое, незнакомое, непонятное (то, что требует дополнительного пояснения или работы с дополнительными источниками).

        На уроках русского языка работа по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» началась  в 10 классе. Темы по русскому языку в 10 классе объемные (например, тема «Стили речи»). Поэтому я считаю целесообразным при их изучении использовать такие приемы, как «Мозговая атака», «Простые и проблемные вопросы», составление обобщающих таблиц, различных видов схемПрием «Мозговая атака» позволяет учащимся за короткое время активизировать и сформулировать максимальный объем информации. Составление учащимися простых вопросов по тексту при чтении развивают навыки определения конкретных фактов, проблемные же выводят учащихся на новый уровень осмысления фактического материала. Составление обобщающих таблиц помогает в обобщении объемного материала. Схемы позволяют систематизировать знания, при этом учащиеся развивают навыки определения причинно-следственных связей между элементами, определения места элемента в системе.

           В 7, 8 классах материалы учебника представлены в более сжатом виде. Для изучения новой темы я составляю список положений, которые учащиеся должны оценить как «Верно – неверно», так как необходимо учить детей распознавать верную и неверную информацию среди того, что им уже известно на подготовительном этапе. Учащиеся их оценивают, применяя знания, полученные на предыдущих уроках. И только после этого они приступают к изучению материала учебника.

       При изучении таких тем, как «Причастие», «Деепричастие», «Производные и непроизводные предлоги» и др. в 7 классе практикую прием «Диаграмма сравнений». Этот прием очень эффективен, так как предполагает при изучении новой темы на стадии вызова (или осмысления, в зависимости от построения урока) активизацию знаний, полученных ранее. При изучении причастия происходит сравнение с тем, что уже известно о глаголе и прилагательном, при изучении деепричастия – о глаголе и наречии, при изучении производных и непроизводных предлогов – самостоятельных и служебных частях речи. Таким образом, учащиеся учатся применять полученные ранее знания в незнакомой ситуации.

       На уроках-обобщениях самыми результативными стали составление схем, обобщающих таблицсоставление по теме (тексту) простых и сложных вопросов, где простые вопросы предполагают односложные ответы, сложные – развернутые, при  этом составление сложных вопросов развивают навыки объединения информации в смысловые блоки.

        Опыт работы показал, что использование на уроках русского языка и литературы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся. Во время деятельности учащихся происходит следующее: они овладевают универсальными способами умственных действий, вступают в активную деятельность при выполнении мыслительных операций, реализуют собственные интересы и способности, вырабатывают собственное мнение в контексте учебной программы.

       Таким образом, у учащихся развиваются способности анализировать явления, активизировать ранее приобретенные знания для применения в незнакомой ситуации, отслеживать причинно-следственные отношения между явлениями, признаками, мыслями, выдвигать и проверять гипотезы. Иными словами, учащиеся приобретают все мыслительные навыки и способности критического мышления.

       Стало очевидным, что данная технология развивает интерес к изучению русского языка и литературы, делая процесс обучения осмысленным, деятельностным, при этом позволяет формировать и развивать такие ключевые компетенции учащихся, как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.

        Работа на уроках русского языка и литературы по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в течение последних   лет позволила достичь и главную цель – повышение качества знаний учащихся.

Обоснование выбора технологии

  •  Потребность в творческой самореализации.
  • В последние несколько лет, когда существенно изменились подходы в образовании, большую заинтересованность педагогов вызывают открытые образовательные технологии. Отмечаю, что их применение делает процесс обучения продуктивным, а теоретические и философские подходы, на которых они базируются, в полной мере отвечают требованиям наших родителей и учеников. Я пользуюсь  технологией  «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее РКМЧП).
  • Применение РКМЧП на уроках способствовало развитию большинства необходимых не только в учебной деятельности, но и в реальности умений, повысило   мотивацию к обучению, позволило  формировать у учеников базовые компетенции и навыки самообразования.
  • Данная технология позволяет качественно готовиться к сдаче ЕГЭ
  • Сам «предмет» технологии – развитие критического мышления средствами чтения и письма – является, безусловно, актуальным для сегодняшнего дня. Можно сказать, что применение технологии в рамках обучающего процесса имеет две цели: 1) формирование навыков направленного, вдумчивого чтения и рефлексивного письма и 2) развитие с помощью чтения и письма мышления более высокого уровня – критического (мышления «оценочного, рефлексивного»
  • Кроме того  данная технология почти не требует материальных вложений со стороны родителей и администрации школы.

Здоровьесберегающий эффект использования технологии

       Использование технологии РКМЧП обеспечивает благоприятный психологический климат на уроке в классах, где я работаю. С одной стороны, таким образом,  решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

  • Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная  беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка с помощью технологии РКМЧП.  
  • 30% уроков могут проходить в обстановке свободного перемещения по классу, допустимо получение консультации у соседа по парте, у учителя, в сети ИНТЕРНЕТ.
  • Авторитарный стиль работы учителя  исключается., возможны только субъект-субъектные отношения в процессе коммуникации.
  • Использую  данные мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, корректирую в соответствии с имеющимися данными.
  • Учитываю особенности  возрастного развития школьников и разрабатываю  образовательные    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти, мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся   данной возрастной группы.
  • Создаю  благоприятную эмоционально-психологический  климат в процессе реализации технологии.
  • Использую     разнообразные     виды    здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленные  на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

«Открытость» педагога к трансляции опыта работы по данной технологии

      Обеспечивала  методическую помощь коллегам, осваивающим технологию РКМЧП.

Оказала практическую помощь учителям-практикам  в создании моделей открытых уроков в технологии РКМЧП.

  • Выступала  на заседании школьного и районного методического объединения «Инновационные технологии.  Использование технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы в сельской школе».
  • Проведение мастер-классов  с использованием технологии РКМЧП.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы

Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в старших классах.

Развитие критического мышления учащихся. Методические приёмы, помогающие формировать критическое мышление школьников....

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и  находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят приемы тех...