План- конспект урока по русскому языку в 5 классе ФГОС по теме "Определение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
План конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_russkogo_yazyka_i_literatury_kopacheva_g.a_urok.doc | 37.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Копачева Галина Алексеевна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ « Рощинская СОШ »
Технологическая карта урока 5 класс
Краткая аннотация.
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Так как курс 5 класса – это повторение, то тема для учащихся не новая, поэтому я использовала комбинированный тип урока.Сценарий урока был разработан в соответствии со структурой данного типа и включает в себя следующие этапы:
1 – Организационный момент, где учащиеся были эмоционально и психологически настроены на урок.
2 – Актуализация знаний – проверка знаний в форме блиц-опроса.
3 – Постановка проблемы урока, на основе примеров должны сформулировать тему и цели урока.
4 – Построение проекта. С помощью творческого проекта (составление текста) уметь применять в своей работе определения. А потом сравнить с образцом, который дается в учебнике, применив метод инсерта.
5 – Физкультминутка, где основной целью является не только снятие утомления на уроке, но и в игровой форме проверить знания и умения.
6 – Первичное закрепление. Основываясь правилом в учебнике, составить алгоритм, а затем выполнить задание в парах с самопроверкой по эталону.
7 – Самостоятельная работа. Составить текст художественный.
8 – Рефлексия. Подвести итог урока и оценить свою работу.
9 – Домашнее задание также дается на выбор разного уровня.
На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Соответствие деятельности требованиям ФГОС: содержание урока: связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи; постановка проблемных вопросов; репродуктивная деятельность: «прочитай, вспомни, повтори» и поисковая – «объясни, оцени, сравни»; самостоятельная работа занимает не менее 50% времени урока; применение диалоговых форм общения; создание нестандартных ситуации при использовании знаний учащихся (создание лингвистической сказки); осуществление обратной связи с помощью сигнальных карточек; сочетание групповой, парной и индивидуальной работы; использование наглядного материала; формирование навыков самоконтроля и самооценки; чередование материала разной степени трудности; наличие физкультминутки.
Компоненты урока:
- Технологическая карта урока.
- Презентация к уроку.
Технологическая карта урока.
Тема: Определение.
Тип урока:комбинированный урок.
Цель урока:
- Предметные: знать определение второстепенного члена «определение»,способ его выражения,графическое его обозначение как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями; использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.
- Метапредметные:
- Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
- Умение грамотно и связно излагать свои мысли;
- Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).
- Личностные:
- Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию
- Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
- Регулятивные:овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточка с текстом, презентация
Планируемые результаты:
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Основная часть
- Актуализация знаний (на основе изученного) – 3 мин.
- Постановка проблемы урока. Формулировать тему урока, планирование деятельности – 5 мин.
- Построение проекта – 10 мин.
- Физкультминутка – 2 мин.
- Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи – 12 мин.
- Самостоятельная работа с самопроверкой – 7 мин.
- Заключительная часть
- Рефлексия. Самооценка – 4 мин.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент | Проверка готовности к уроку. -Здравствуйте,ребята! Покажите, какое у вас сегодня настроение. - Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться | Психологический настрой учащихся на урок. Работа с сигнальными карточками. Дети показывают карточки с изображением веселого человечка. | Личностные УУД: 1 Внимание. 2 Уважение к окружающим. 3 Эмоциональный настрой на урок. |
Актуализация знаний (на основе изученной темы) | - Наш сегодняшний урок мне хочется начать с «Осенней песни» П.И. Чайковского. Послушайте фрагмент этого произведения и скажите, какие мысли и чувства вызвала у вас эта музыка? -Как вы думаете, почему чувства грусти, печали? -Предлагаю вам совершить прогулку по Летнему саду осенью. Полюбуемся красотой родной природы, ее богатством и щедростью, а также повторим те сведения о русском языке, с которыми вы познакомились в начальной школе. Гуляя по лесу, мы собрали букет из осенних листьев, на каждом листочке вопрос. Отвечая на вопросы, вспомним о чем мы с вами говорили на предыдущих уроках, в форме блиц – опроса. 1)Что такое грамматическая основа?2)Что такое подлежащее и сказуемое?3)Чем отличаются распространенные предложения от нераспроcтраненных?4) Какие члены предложения называются второстепенными?5) Что такое дополнение? | Отвечают на вопросы Строят понятные для партнера высказывания Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. | Коммуникативные УУД: 1.Владеть монологической и диалогической речью. 2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач. Личностные УУД: 1.Самоконтроль Познавательные УУД: 1.Проверка изученного |
Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности. | - Ребята, зачем в предложении нужны второстепенные члены? ( Они распространяют предложение: поясняют главные второстепенные члены, дают больше информации, например: нераспространенное предложение «Лес удивляет» состоит только из главных членов предложения, а в предложении «Осенний лес удивляет своей красотой» есть второстепенные, которые распространяют предложения.) А сейчас мы перейдем к практическому занятию. Задание будет таким: произвести полный синтаксический разбор предложения Золотые, багряные, бордовые листья шуршат под ногами в лесу. Предложение разбирается по членам; выясняется, что прилагательные выступают в роли второстепенного члена предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? чей?, обозначает признак предмета. | Записывают дату и тему урока «Определение» Цели: 1) Восстановить знания об определении, уметь находить его в предложении, распространять предложения определениями. | Регулятивные УУД: 1.Высказывать предположения на основе наблюдений; 2. Формулировать тему урока, проблему; 3. Самостоятельно планировать деятельность. Познавательные УУД: 1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать. Коммуникативные УУД: 1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
1Построение проекта выхода из затруднения и реализация. | -Подумайте от какого слова произошло «определение»? -Как вы понимаете значение слова « определять»? -Можно ли сказать, что «определять»- значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т.д.? Работа в группах. Прочитайте текст. Наступила(какая?) осень. В лесу (какие?) деревья давно облетели. Только (какие?) березки сохранили(какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес. -Можно ли эти предложения назвать текстом? -Красивый текст? Почему? - Ваша задача- подобрать к существительным определения. А после выполнения задания мы заслушаем, что у вас получилось. Заслушиваются 2-3 варианта.
- Как вы думаете, кто в своей речи больше всего использует определений? (Писатели, поэты) Выпишите словосочетания с определениями из стихотворения А. С. Пушкина. Какую роль играют определения в тексте? Как называются такие определения в литературе? (Эпитеты.) Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье… (текст на слайде). Читаем стихотворение С. Есенина. В этот лес завороженный, По пушинкам серебра… - Вы обратили внимание, что одно из определений выражено существительным? (По пушинкам серебра.) Такие определения называются несогласованными. Работа с учебником. - Откройте, пожалуйста, страницу учебника и методом инсерта, прочитайте правило. Напоминаю: «!» - знал, «+» - новое, «?» - вызывает вопрос, « - « - думал иначе. Проверка: - Что вы знали? - Что для вас новое? | Смотрят презентацию воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Чтение текста. Работа с сигнальными карточками. Читают правило на стр. и отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: 1.Выделять главное, извлекать информацию; 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности; 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: 1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; 2. Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность; 3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме; 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: 1.Искать пути решения проблемы. |
Физкультминутка.
| - Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть. | Выполняют гимнастику. | Познавательные УУД: 1.Проверка знаний и умений. Личностные УУД: 1.Снять напряжение и утомление на уроке. |
Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи, с самопроверкой по эталону. | Работа в парах. Взаимопроверка. - Я предлагаю вам рассмотреть фотографии и подобрать к существительным определения эпитеты. (Слайд презентации) - Что лучше: одно существительное или словосочетание, в состав которого входит определение? - Какую роль выполняют определения речи? _ Замените согласованные определения несогласованными и, наоборот, несогласованные- согласованными: Безмолвия леса (лесное безмолвие), листья березы (березовые листья), дубовые заросли (заросли дуба), осеннее золото ( золото осени). Работа с сигнальными карточками. - Оцените работу своего товарища на листах самооценки по 5 б. системе. | Выполняют задание в парах. Составление алгоритма: 1От какого слова зависит определение? 2 Что обозначает? 3 На какие вопросы отвечает? 4 Чем может быть выражено? Работа с сигнальными карточками. Оценивают работу товарища. | Познавательные УУД: 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную; 2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: 1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль. |
Cамостоятельная работа. | Самостоятельная работа. -Сегодня главный наш инструмент на уроке – слово. Художник, рисуя, смешивает краски, создает своеобразную палитру. Мы тоже художники слова, и сейчас будем создавать свою палитру, которую используем потом при создании нашего шедевра- сочинения. - И так осень. Что вам приходит в голову, когда вы слышите это слово? Запишите ассоциации, вызванные этим словом. -Подберите к нему эпитеты (золотая, тёплая, разноцветная, медная, ясная) Посмотрите на свою палитру. Богатая она получилась, красочная? Перечитайте свои записи и выберите слово или словосочетание, которое станет темой вашего домашнего сочинения. Проверка. - Молодцы, а теперь оцените свою работу в «Оценочных листах» по 5 б. системе. | Каждый самостоятельно работает. Самооценка. | Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; 2. Проверка знаний и умений. Коммуникативные УУД: 1.Осуществлять контроль. |
Итог урока. Рефлексия | - А теперь подведем итог нашей работы. - Какую цель ставили на урок? - Добилисьмы поставленной цели? На слайде:
- Оцените свою работу на уроке. - Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте. Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученика на основе их самооценки. - Сдайте, пожалуйста, оценочные листы. | -Знать определение, уметь находить его в предложениях, верно обозначать как член предложения. Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу в «Оценочных листах» и сдают на проверку учителю. | Регулятивные УУД: 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности; 2. Определяют степень успешности работы согласно критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; 2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 3. Строить связанное монологическое высказывание Познавательные УУД: 1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; |
Домашнее задание | - Домашнее задание. Написать сочинение. | Записывают домашнее задание. |
Список литературы:
- Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2013.
- Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учебник. – 10-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кн. Для учителя / Г.А. Богданова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2013.
- Влодавская Е.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 кл.» / Е.А. Влодавская. – 3-е изд. – М.: Изд-во «Экзамен», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В
Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....
Конспект урока по русскому языку (6 класс) ФГОС
Тип урока: "открытие" новых знаний Основные понятия: приставка, орфограмма...
Конспект урока по русскому языку (5 класс) ФГОС
Тип урока: "открытие новых знаний"Основные понятия: морфема, приставка, корень, суффикс, окончание...
Конспект урока по русскому языку (6 класс) ФГОС
Тип урока: "открытие" новых знанийОсновные понятия: мягкие, твердые согласные, морфемный, словообразовательный разбор, сложные слова, соединительные гласные....
Конспект урока по русскому языку (5 класс) ФГОС
Тип урока: "открытие" новых знаний Основные понятия: окончание, основа, морфема, морфемный разбор....