Развитие речи в 6 класса. Сбор материалов к сочинению по картине.
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
1. Отработать навыки сбора материала к сочинению по картине.
2. Развивать устную и письменную речь, обогащать словарный запас.
3. Воспитывать любовь к русскому искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_v_6_klassa._sbor_materialov_k_sochineniyu_po_kartine.docx | 837.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи в 6-м классе. Сбор материалов к сочинению по картине.
Цели и задачи урока:
- Отработать навыки сбора материала к сочинению по картине.
- Развивать устную и письменную речь, обогащать словарный запас.
- Воспитывать любовь к русскому искусству.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, телевизор, магнитофон.
Дополнительный материал: худ. Фильм «Эскадрон гусар летучих» (эпизод: Д.Давыдов вбегает в комнату), любая спокойная классическая музыка, «Гусарский марш» А.Петрова из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово», распечатки с текстом для редактирования по количеству учеников в классе.
Ход урока:
- Сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине О.А.Кипренского. Поэтому сейчас с вами побываем на небольшой экскурсии, посвящённой этому художнику. Поможет нам в этом наша мультимедийная система.
Презентация 1. Презентация проходит под классическую музыку.
слайд 1
слайд 2
Комментарий ко 2-ому слайду. (Каждый пункт появляется по очереди, по щелчку мыши).
Учитель комментирует отдельные пункты.
- Копорье находится недалеко от г.Кингисеппа в Ленинградской области, то есть, художник, с творчеством которого мы сегодня знакомимся – наш русский художник.
- Кипренский уже тогда пел и рисовал.
слайд 3
слайд 4
слайд 5
слайд 6
Слайд 6. Вначале появляется вопрос, после того, как ученики отвечают на него, появляется ответ на экране.
В изобразительном искусстве есть много жанров. Давайте вспомним, как называют художников, работающих в них.
слайд 7
Слайд 7. Ответы на экране появляются после ответов учеников.
Мы сегодня говорим о жанре, в котором работал О.А.Кипренский – о портрете. Портреты бывают разные.
слайд 8
слайд 9
Звучит мелодия «Гусарский марш» А.Петрова из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово».
-Послушайте внимательно музыку. Как вы думаете, к какому из портретов подошла бы мелодия? (Ещё раз показать слайды 3,4,5). Выслушать ответы уч-ся и перейти к слайду 10.
слайд 10
Слайд 10. Именно эта картина будет предметом нашего разговора.
Работа с картиной О.А.Кипренского «Портрет Евг. В. Давыдова».
- Посмотрите внимательно на картину и постарайтесь запечатлеть её в своей памяти. Сейчас я задам несколько вопросов, на которые вы должны ответить, не глядя на изображение. (Слайд закрыть).
Викторина для внимательных:
- В каком мундире изображён Давыдов?
- Как он держит правую руку?
- Что у гусара в левой руке?
- Есть ли у него усы?
- Куда он смотрит: прямо перед собой или в сторону?
Устная работа по содержанию картины. (Слайд 10).
- В каком жанре написано произведение? (Парадный портрет).
- Кто изображён на картине? (Гусар).
- Можем ли мы по картине угадать характер героя? Что может нам подсказать, каков герой?.
Картина – это застывший кадр. Давайте оживим его. В этом нам поможет другой вид искусства – кинематография. (Показать эпизод из художественного фильма «Эскадрон гусар летучих, где Д.Давыдов в генеральском костюме вбегает в комнату).
Работа в тетрадях.
Записать в рабочей тетради число и тему.
Презентация 2.
слайд 1
Слайд 1. Вначале презентации появляется тема урока, которую ученики записывают в тетрадь.
- Какие атрибуты военной одежды мы видим на гусаре? (По очереди появляются пункты, ученики записывают в тетрадь) – расширение словарного запаса учащихся.
слайд 2
Слайд 2. Словарно-стилистическая работа.
- Выберите из предложенных слов те, которые нам могут пригодиться в сочинении.
- Какие слова больше подходят при описании гусара и почему?
( 1 ученик с индивидуальным дом. Заданием читает значение слова бравый и бравурный).
Учащиеся записывают в тетрадь выбранные слова.
слайд 3
Слайд 3. Описание внешности гусара.
В тетради ученики записывают заголовок: лицо-… (1 мин. на самостоятельную работу, потом появляется продолжение на слайде и ученики его описывают) и т.д. по образцу.
- Слышали ли вы такие слова, как импозантный и импонировать.
слайд 4
Слайд 4.
- Попробуем определить, какое из двух значений подходит каждому из них. Записать в тетрадь.
Обобщающая устная работа.
Обобщая всё сказанное, сильные ученики (1-2 чел.) составляют устный текст по картине.
Редактирование предложенного текста.
Ученикам выдаются распечатки текста для редактирования.
Строки пронумерованы для быстрой ориентации в тексте.
- Картина О.А.Кипренского представляет собой парадный портрет.
- Офицер изображён в полный рост, в гусарском мундире, при оружии.
- Это молодой человек лет тридцати. Брюнет. Как и положено гусару, с пышными усами и бакенбардами.
- Правильные черты лица, чёткий овал.
- Большие тёмные глаза смотрят не на зрителя, а куда-то в сторону, словно человек знал то, о чём не хотел говорить, а может быть печалился, пытаясь это скрыть.
- Противоположна выражению лица (задумчивого, мечтательного, с лёгкой грустинкой) поза персонажа.
- Он стоит, подбоченясь правой рукой, раскованно, вальяжно, как бы напоказ. Красавцу есть чем гордиться.
- Он высок, строен, крепок, ладен, словом, хорош по всем статьям.
- Как ловко сидит на нём ярко-красный, шитый золотом и отороченный мехом доломан!
- Левая рука уверенно покоится на рукоятке сабли. Сейчас она в ножнах, которые крепятся к поясу красным ремнём, но, вероятно, побывала не в одном сражении.
- Должен быть ещё и кивер. Да вон он, едва виднеется в левом углу полотна, украшенный султаном.
- В бою этот головной убор часто спасал хозяина от раны, смягчая удар противника, а здесь он без надобности, можно отложить в сторону.
- Фигуры занимают почти весь объём картины.
- Она кА бы высвечена на тёмном фоне сочными красками, белыми, золотистыми, сочно-коричневыми тонами.
- Даже чёрный цвет мехового воротника на доломане и сапог, в которые обут персонаж, звучит мажорно, оттеняя яркий внешний вид героя.
- Фон едва угадывается, да и он, думается, играет свою основную роль – служит контрастом для более выпуклого представления изображаемого человека.
- Кипренскому прекрасно удалось передать в облике своего современника личность интересную, своеобразную, импозантную (об этом свидетельствует поза гусара), но в то же время не пустую и не глупую ( об этом говорят его глаза).
- Есть много произведений, рассказывающих о гусарах – лихих вояках, смельчаках, балагурах, сердцеедах и весельчаках.
- Но мы знаем и такие источники, а главное, факты истории, где гусары показали себя храбрыми защитниками Отечества, которые, не щадя живота своего, спасали Родину от врагов, своими подвигами умножали славу России и остались в памяти народа как верные и преданные его сыновья.
- Думается, что Давыдов – воплощение настоящего русского гусара.
- Каждый самостоятельно читает текст, находит речевые, грамматические, логические ошибки. Общее обсуждение.
Домашнее задание: написать сочинение по картине О.А.Кипренского «Портрет Евг. В. Давыдова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок развития речи по русскому языку 7 классТема: Сочинение по картине К.Васильева «Русалка».
Тема: Сочинение по картине К.Васильева «Русалка».Цели:·...
Урок развития речи в 5 класе. Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"
Данный урок позволит решить следующие задачи: научит последовательно излагать мысли, выделять абзацы, соизмерять части сочинения...
Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща"
Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща", построенный по ТРКМ. Учебник Разумовской....
Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»
Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....
урок развития речи 6 класс Сочинение по картине Яблонской "Утро"
Материал содержит разработку урока и презентацию...
Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.
Цели урока :· Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.· Развивать монологическую речь учащихся...