Конспект урока "Устаревшие слова"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока предназначен для УМК М.Т. Баранова для 6 класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сафонова Ольга Ивановна.
Учитель русского языка и литературы.
МБОУ Озерная СОШ №9.
Республика Хакасия, Ширинский район, село Черное Озеро.
Данный конспект урока предназначен для обучающихся 6 класса основной школы, занимающихся по учебным методическим комплексам авторов: М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростнецовой и др. под редакцией Н.М. Шанского. На уроке обучающиеся работают с интерактивной доской, что позволяет разнообразить и сделать более интересным данную тему. Урок построен на системно-деятельностом подходе, что соответствует требованиям ФГОС.
Конспект урока по русскому языку
Устаревшие слова.
Знать: понятие историзмы и архаизмы, отличие историзмов от архаизмов.
Уметь: пользоваться словарем устаревших слов, находить эти слова в текстах художественной литературы.
Оборудование: учебник, слайдовая презентация, интерактивная доска.
Ход урока.
1.Оргмомент.
У каждого учащегося на парте лежат листочки, на которых необходимо нарисовать улыбку, выражающую настроение в начале и конце урока. «Графическая рефлексия»
2.Проверка домашнего задания.
Работа с интерактивной доской
Задание:
- выделить эмоционально окрашенные слова – слайд 1;
И.Новиков «Теленочек»
Я теленочка ласкала,
Он был маленький…
Свежей травкой угощала
У завалинки.
Я теленочка любила,
Был он нежненький.
Я водичкою поила
Самой свеженькой.
Как над маленьким я пела:
«Будь теленочком!
Пусть большие все коровы-
Ты будь маленький!
Травки дам тебе я новой
У завалинки».
- выделить суффиксы у эмоционально окрашенных слов – слайд 2
Отрывок из сказки А.С.Пушкина «О попе и работнике его Балде»
Пустился бесенок и зайка:
Бесенок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь – а Балда братца гладит,
Приговаривая: «Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! Отдохни, родимый».
Бесенок оторопел,
Хвостик поджал, совсем присмирел…
3.Актуализация знаний.
- Какие слова называются жаргонизмами?
- Какие – эмоционально окрашенные?
- С какими пометами эти слова даны в толковом словаре?
4.Сообщение темы, целей урока. Слайд 3
5.Объяснение нового материала.
1. Наблюдение стр.39.
2.§19 чтение, заучивание правила.
3.Беседа.
-Какие слова называются устаревшими?
-Как вы думаете, почему некоторые слова выходят из активного повседневного употребления, становятся устаревшими?
-Можно ли устаревшие слова найти в толковом словаре?
6. Закрепление изученного материала.
1. Работа со справочником, переписать таблицу со слайда 4.
2.Упр.84. письменно. 1 ученик у доски, стальные выполняют в тетрадях
2 ученик у доски разбор слова написала.
3.Работа со слайдами 5,6,7.
-Как вы думаете, название частей лица это архаизмы или историзмы?
Задание: Подписать архаизмы на слайде 5.
-Слово «кольчуга» - это? Слайд 6.
4. Упр.85 устно. Сравнить рисунок в учебнике с рисунком на слайде и подписать те вещи, которые художник изобразил не верно. Слайд 7.
5. Найти в толковом словаре по 5 устаревших слов и разобрать их по составу.
7.Итоги урока.
- Какие слова называются устаревшими? Примеры
- Историзмы – это?
- Архаизмы – это?
«Графическая рефлексия» (ребята рисуют улыбку, которая соответствует настроению)
8.Домашнее задание.
1.Упр.86.
2.Изобразить при помощи рисунка один архаизм и один историзм. (На выбор)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отрывок из сказки А.С.Пушкина «О попе и работнике его Балде» Пустился бесенок и зайка: Бесенок по берегу морскому, А зайка в лесок до дому. Высунув язык, мордку поднявши, Прибежал бесенок, задыхаясь, Весь мокрешенек, лапкой утираясь, Мысля: дело с Балдою сладит. Глядь – а Балда братца гладит, Приговаривая: «Братец мой любимый, Устал, бедняжка! Отдохни, родимый». Бесенок оторопел, Хвостик поджал, совсем присмирел…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мерориятия "Слова-приятели"
Мероприятие разработано для внеклассного урока по русскому языку для классов ЗПР....
Конспект занятия "Слова-предметы"
Формирование понятия "слово-предмет", дифференциация понятий "звук-слово", "живой-неживой" (для детей старшей группы)....
Конспект урока "Слова - средства художественной выразительности".
Данный конспект выполнен к учебнику "Русский язык 5 класс" под редакцией Е. А. Быстровой, но может быть использован и для других учебников. Использован разнообразный дополнительный материал....
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
Конспект урока "Слова категории состояния"
Конспект урока, презентация и рабочая карта урока по теме "Слова категории состояния"...
Урок конспект "Вводные слова"
Основная цель данного урока - отработать навыки пунктуационной и орфографической зоркости....
Конспект урока «Слова, заимствованные из старославянского языка».
План-конспек урока, построенного в соответствии с ФГОС....