Конспект урока "Устаревшие слова"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Сафонова Ольга Ивановна

Конспект урока предназначен для УМК М.Т. Баранова для 6 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сафонова Ольга Ивановна.

Учитель русского языка и литературы.

МБОУ Озерная СОШ №9.

Республика Хакасия, Ширинский район, село Черное Озеро.

Данный конспект урока предназначен для обучающихся 6 класса основной школы, занимающихся по учебным методическим комплексам авторов: М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростнецовой и др. под редакцией Н.М. Шанского. На уроке обучающиеся работают с интерактивной доской, что позволяет разнообразить и сделать более интересным данную тему. Урок построен на системно-деятельностом подходе, что соответствует требованиям ФГОС.

Конспект урока по русскому языку

Устаревшие слова.

Знать: понятие историзмы и архаизмы, отличие историзмов от архаизмов.

Уметь: пользоваться словарем устаревших слов, находить эти слова в текстах художественной литературы.

Оборудование: учебник, слайдовая презентация, интерактивная доска.

Ход урока.

1.Оргмомент.

У каждого учащегося на парте лежат листочки, на которых необходимо нарисовать улыбку, выражающую настроение  в начале и конце урока. «Графическая рефлексия»

2.Проверка домашнего задания.

Работа с интерактивной доской

Задание:

  • выделить эмоционально окрашенные слова – слайд 1; 

И.Новиков «Теленочек»

Я теленочка ласкала,

Он был маленький…

Свежей травкой угощала

У завалинки.

Я теленочка любила,

Был он нежненький.

Я водичкою поила

Самой свеженькой.

Как над маленьким я пела:

«Будь теленочком!

Пусть большие все коровы-

Ты будь маленький!

Травки дам тебе я новой

У завалинки».    

  • выделить суффиксы у эмоционально окрашенных слов – слайд 2

 Отрывок из сказки А.С.Пушкина «О попе и работнике его Балде»

Пустился бесенок и зайка:

Бесенок по берегу морскому,

А зайка в лесок до дому.

Высунув язык, мордку поднявши,

Прибежал бесенок, задыхаясь,

Весь мокрешенек, лапкой утираясь,

Мысля: дело с Балдою сладит.

Глядь – а Балда братца гладит,

Приговаривая: «Братец мой любимый,

Устал, бедняжка! Отдохни, родимый».

Бесенок оторопел,

Хвостик поджал, совсем присмирел…

3.Актуализация знаний.

  • Какие слова называются жаргонизмами?
  • Какие – эмоционально окрашенные?
  • С какими пометами эти слова даны в толковом словаре?

4.Сообщение темы, целей урока. Слайд 3

5.Объяснение нового материала.

1. Наблюдение стр.39.

2.§19 чтение, заучивание правила.

3.Беседа.

-Какие слова называются устаревшими?

-Как вы думаете, почему некоторые слова выходят из активного повседневного употребления, становятся устаревшими?

-Можно ли устаревшие слова найти в толковом словаре?

6. Закрепление изученного материала.

1. Работа со справочником, переписать таблицу со слайда 4.

2.Упр.84. письменно. 1 ученик у доски, стальные выполняют в тетрадях

 2 ученик у доски  разбор слова написала.

3.Работа со слайдами 5,6,7.

-Как вы думаете, название частей лица это архаизмы или историзмы?

Задание: Подписать архаизмы на слайде 5.

-Слово «кольчуга» - это? Слайд 6.

4. Упр.85 устно. Сравнить рисунок в учебнике с рисунком на слайде и подписать те вещи, которые художник изобразил не верно. Слайд 7.

5. Найти в толковом словаре по 5 устаревших слов и разобрать их по составу.

7.Итоги урока.

  • Какие слова называются устаревшими? Примеры
  • Историзмы – это?
  • Архаизмы – это?

«Графическая рефлексия» (ребята рисуют улыбку, которая соответствует настроению)

8.Домашнее задание.

1.Упр.86.

2.Изобразить при помощи рисунка один  архаизм и один историзм. (На выбор)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эмоционально окрашенные слова И.Новиков «Теленочек» Я теленочка ласкала, Он был маленький… Свежей травкой угощала У завалинки. Я теленочка любила, Был он нежненький. Я водичкою поила Самой свеженькой. Как над маленьким я пела: «Будь теленочком! Пусть большие все коровы- Ты будь маленький! Травки дам тебе я новой У завалинки».

Слайд 2

Отрывок из сказки А.С.Пушкина «О попе и работнике его Балде» Пустился бесенок и зайка: Бесенок по берегу морскому, А зайка в лесок до дому. Высунув язык, мордку поднявши, Прибежал бесенок, задыхаясь, Весь мокрешенек, лапкой утираясь, Мысля: дело с Балдою сладит. Глядь – а Балда братца гладит, Приговаривая: «Братец мой любимый, Устал, бедняжка! Отдохни, родимый». Бесенок оторопел, Хвостик поджал, совсем присмирел…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мерориятия "Слова-приятели"

Мероприятие разработано для внеклассного урока по русскому языку для классов ЗПР....

Конспект занятия "Слова-предметы"

Формирование понятия "слово-предмет", дифференциация понятий "звук-слово", "живой-неживой" (для детей старшей группы)....

Конспект урока "Слова - средства художественной выразительности".

Данный конспект выполнен к учебнику "Русский язык 5 класс" под редакцией Е. А. Быстровой, но может быть использован и для других учебников. Использован разнообразный дополнительный материал....

Конспект урока "Слова категории состояния"

Конспект урока, презентация и рабочая карта урока по теме "Слова категории состояния"...

Урок конспект "Вводные слова"

Основная  цель  данного урока  - отработать навыки пунктуационной и орфографической зоркости....

Конспект урока «Слова, заимствованные из старославянского языка».

План-конспек урока, построенного в соответствии с ФГОС....