Роль обращений в художественной литературе (на примере творчества А.С. Пушкина)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Окушко Вера Алексеевна

Урок-исследование в 8 классе по теме "Обращение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Роль обращений в художественной литературе (на примере творчества А.С. Пушкина)

Цели:

  1.  Познавательный аспект ТЦУ.  Систематизация знаний учащихся об обращении.

Задачи:

повторить и обобщить знания об обращении, закрепить навыки пунктуации при них 

  1. Развивающий аспект ТЦУ. Формирование  исследовательских навыков у учащихся

Задачи.

  1. Научить самостоятельно выделять главное в предложенной информации;
  2. Совершенствовать навыки выразительного чтения учащихся в связи с отработкой умений интонационного выделения обращений.
  3. Показать, какую роль играют обращения в поэтической речи.
  4. Обогатить словарный запас учащихся.
  5. Развить речевые способности учеников.
  6. Развить умение анализировать, сопоставлять, сравнивать обращения в произведениях художественной литературы.
  1. Воспитывающий аспект ТЦУ. Формирование гуманного отношения к окружающим, эстетическое воспитание учащихся.

Задачи.

  1. Формировать навыки социального общения, толерантного отношения к людям.
  2. Воспитывать вдумчивого читателя.

Форма: урок-исследование.

Методы и приемы:

Оборудование: распечатанный учебный материал.

Эпиграф: Какая точность во всяком слове!

Какая значительность всякого выражения!

Как все округлено, окончено и замкнуто!

(Н.В. Гоголь об А.С. Пушкине)

План и ход урока.

  1.  Организационный момент.

      Доброе утро, ребята! Каждое начало дня начинается с приветствия и обращения.

     Я приглашаю вас на урок-исследование «Роль обращений в художественной литературе (на примере творчества А.С. Пушкина)». Ежедневно и не один раз мы используем обращения в устной речи. С помощью них мы не только привлекаем внимание собеседника, но и вкладываем в него свои чувства, эмоции, отражающие наше отношение к тем, к кому мы обращаемся. Невозможно представить себе любую беседу без обращений. Но сегодня мы обратим своё внимание на использование обращении в художественной поэтической речи. И для нашей исследовательской работы предлагаю лишь несколько лирических произведения из богатого пушкинского наследия.

         Н.В. Гоголь восторженно отзывался о творчестве великого поэта. (Обращаем внимание на эпиграф к уроку).

– Как вы полагаете, насколько можно это высказывание отнести к обращениям, употребляемым Пушкиным в своих произведениях? (ответы-предположения учащихся).

– Можно ли слова Н.В. Гоголя «Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения! Как все округлено, окончено и замкнуто!» отнести к обращениям, используемым А.С.Пушкиным в своих произведениях? (проблемный вопрос перед учащимися, подводящий к началу исследования)

  1.  Запись темы и эпиграфа  рабочих тетрадях.

  1.  Выявление знаний учащихся об обращении. Поскольку понятие «обращение» будет сегодня много раз звучать, вспомним, что мы о нём знаем.
  1. а) Монологический ответ учащегося об обращении.

б) Фронтальный опрос: устно определить обращения в приведённых отрывках из стихотворений А.С.Пушкина.

- Мороз и солнце, день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись! («Зимнее утро»)

- Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой. («К морю»)

- Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной угрюмый океан. («Погасло дневное светило»)

- Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно-давно ты ждешь меня. («Няне»)

  1. Обобщение учащимися проецируется на слайде:
  1. обращения произносятся с особой звательной интонацией;
  2. имеют форму Именительного падежа;
  3. выражаются одушевленными и неодушевленными существительными;
  4. называют того, к кому обращаются с речью;
  5. выражают отношение говорящего к собеседнику;
  6. выделяется при письме запятыми;
  7. частица О перед обращением не отделяется от него запятой.

  1.  Переход к закреплению изученного материала и проверка домашнего задания.

      Задание, предложенное вам на дом, было поискового характера. Из двух сказок надо было найти и выписать предложения с обращениями. Сколько предложений вы выписали? Всё, что нашли, или выборочно? Проверим правильность вашей домашней работы.

Первая группа учащихся: задание по «Сказке о рыбаке и рыбке».

1) Чтение примеров учеником, остальные на слух находят обращения и выделяют (4-5 примеров).

2) Беседа по этому заданию.

- Чаще всего обращение в художественной речи эмоционально окрашены и содержат субъективную оценку говорящего. Нередко только одним обращением можно выразить ласку, доброжелательность говорящего или, наоборот, его раздражение, недовольство. И как часто через свою речь и обращение к кому-нибудь раскрывается сам герой, а так же автор через обращения показывает своё отношение к героям.

    Найдите обращения в предложениях, содержащие положительную оценку. («золотая рыбка», «государыня рыбка»).

- А какие обращения содержат отрицательную, негативную? («Дурачина», «простофиля», «мужик», «баба», «невежа»).

- Что можно сказать о характере старика по его речи и обращению к своей же жене, старухе? («Барыня-сударыня дворянка» - покорность, «грозная царица» - страх). Эпитет «грозная» верно отражает характер старухи.

- А как эти обращения характеризуют самого автора? (весёлый, остроумный, а по отношению к героям – ироничен, с лёгкой усмешкой).

- Какой вывод можно сделать о роли обращений в этой сказке? (Выводы учащихся: рассмотрев предложения с обращениями из «Сказки о рыбаке и рыбке», можно сделать вывод о том, что обращения в поэтической речи отражают эмоциональный настрой говорящего, его отношение к собеседнику).

Вторая группа учащихся: задание по «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»

  1. Чтение примеров учеником, остальные на слух находят обращения и выделяют (4-5 примеров).
  2. Беседа по этому заданию.

- В устном народном творчестве и художественной литературе нередки случаи обращения к неживым предметам, которые мыслятся как живые. Как называется такой приём? (олицетворение).

- Найдите обращения-олицетворения в тексте. (Ответы учащихся: в сказке есть два обращения к зеркальцу: «Свет мой, зеркальце, скажи…» и «Ах ты, мерзкое стекло…»)

 - Заметьте: говорит одна и та же героиня - царица. Как эти обращения характеризуют царицу? («Свет мой, зеркальце, скажи…»- веселый нрав, приветливость. «Ах ты, мерзкое стекло…» - своенравие, гордость).

Характеристика автором своей героини подтверждает наши мысли:

«Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива»

(Выводы учащихся: умело подобранные слова в обращении характеризуют не только лицо, к кому обращаются, но и самого говорящего. Автору удается через обращения к зеркальцу передать характер царицы.)

- Кроме того, автором в этой сказке широко использованы обращения из народнопоэтической речи: обращения-метафоры, обращения-олицетворения. Какие? («свет наш солнышко», «жизнь моя», «месяц, мой дружок, позолоченный рожок»)

Третья группа учащихся: задание по стихотворениям о друзьях и дружбе.

  1. Чтение примеров с обращениями, другие определяют их (4-5 примеров).
  2. Беседа.

- Почему все обращения в предложенных произведениях содержат положительную оценку?

- Найдите распространенные обращения. (Ответы учащихся: «любезный именинник», «друг сердечный», «мой первый друг, мой друг бесценный», «мирные друзья»).

- Нетрудно определитькак автор относится к тем, к кому он обращается: сердечная теплота, чуткое отношение к дорогим ему людям.

 VI.  Групповая работа по исследованию текста стихотворения

«19 октября» (1825г)

- Кто же эти друзья? Все они связаны одной датой: 19 октября 1811г.

- Кто знает, что произошло в этот день? (19 октября 1811г состоялось открытие лицея в Царском селе. С этого года и по1817г обучался в нём и наш поэт в числе других 30 воспитанников.) Именно здесь, в стенах лицея, приобрёл А. Пушкин верных и надёжных друзей, с которыми тесно была связана его жизнь все последующие года. В первую очередь,  это Иван Иванович Пущин, Антон Дельвиг и Вильгельм Кюхельбекер. В стихотворении «19 октября» мы встретим эти имена. А также Пушкин вспоминает о Н. Корсакове («Он не пришёл, кудрявый наш певец»), который умер в Италии в 1820 году, о моряке Ф. Матюшкине («Чужих небес любовник беспокойный»). Он плавал с 1817-19гг к берегам Камчатки; с 1820г-24 г принимал участие в экспедициях для описания берегов Ледовитого океана. В августе 1825г отправился в кругосветное плавание.    А. Горчаков, с которым свиделся в сентябре 1825г, когда тот проездом, останавливался у своего родственника в селе Лямонове, недалеко от Михайловского. Стихотворение было написано в период пребывания его в ссылке в родном селе Михайловское. Можно понять чувства поэта, оказавшегося в одиночестве вдалеке от друзей в этот знаменательный для них всех день -  день открытия лицея - 19 октября, который они праздновали ежегодно!

- Перед вами стихотворение «19 октября», написанное в 1825 году, одно из многочисленных, посвященных этой дате, как подтверждение слов, написанных поэтом: «Святому братству верен я». Именно по нему мы и проведем небольшую исследовательскую работу.

Работа в группах (в группе 4 ученика и каждый из них выбирает один из 4-х устных вопросов-заданий).

Задания-карточки к стихотворению «19 октября» (1825г): 

Устно

1. Прочитайте стихотворение и комментарии к нему.

  1. Подумайте, каким настроением проникнуто стихотворение? Почему?
  2. Что можно сказать об отношении автора к тем, к кому он мысленно обращается?
  3. Найдите обращения в тексте и подчеркните их карандашом. Выявите их роль, обратите внимание на значительность их, точность выбора слов-обращений к близким ему людям.

Письменно.

  1. Выпишите предложения с обращениями из 1,5,7,13,17 строф.
  2. Ответьте, с какой целью так активно использованы Пушкиным обращения в этом стихотворении.

VII.  Проверка работ учащихся.

  1. Прочитайте предложения с обращениями. Кого вспоминает поэт в своём стихотворении? К кому обращается автор стихотворения? Что вы узнали о них из комментариев?
  2. Что можно сказать об отношении автора к своим собратьям по Лицею?
  3. Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему?
  4. Чтение 1-ой строфы. Встретились ли в нём обращения? Почему Пушкин обращается к неодушевлённым предметам, олицетворяя, одушевляя их? («Со мною друга нет» - чувство одиночества. Нуждается в собеседнике, в близком человеке. «Пылай, камин»,  «Вино, осенней стужи друг»)
  5. Чтение 5-й строфы. Кому посвящена? (Ф. Матюшкину) «О волн и бурь прекрасное дитя». Вовсе не обязательно называть друга по имени. Можно и через обращение отразить качества дорогого человека. Насколько верно, точно подобраны слова – Матюшкин – моряк, плавает уже с 1817 г. и судьба благоприятствует - «любимое дитя». Он умер в 1872г.
  6. Чтение 7-й строфы.

«Друзья мои! Прекрасен наш союз!» в обращении Пушкин нарушает порядок слов, ставя на первое место слово «друзья», именно на него падает логическое ударение. Как называется такой порядок слов? (инверсия). Этим приёмом Пушкин часто пользуется в своём стихотворении, оно помогает показать ему всю значимость сказанных им слов.

  1. Интересно использование обращения в 13-й строфе.

«Вильгельм.. Мой брат родной по музе, по судьбам». Это одно обращение или два? (Обращение одно - к Вильгельму Кюхельбекеру,  но разорвано. Почему? Ведь можно сказать и « Вильгельм, мой брат по музе, по судьбам». Наверно, с целью усилить значимость друга в своей судьбе, сходство с ним: оба поэты, к обоим судьба не всегда была благосклонна. Свободолюбие Кюхельбекера не осталось незамеченным. Он вынужден был сначала отправиться за границу, а затем по возвращении поступить на службу при «консуле Кавказа» генерале Ермолове, т.к. оказался на подозрении у властей и положение его осложнилось.)

  1. Что необычного в использовании слова в качестве обращения в 17-й строфе?

«Но за кого? О други, угадайте…»

«Други» - устаревшее друзья, используется в торжественной поэтической речи. Употребление этой формы помогает поэту высказать, прежде всего, отношение к тем, кто по-настоящему дорог ему.

(это примерные ответы учащихся, дополняет учитель)

Обобщение. Выписывая предложения с обращениями и анализируя их с точки зрения значимости в этом стихотворении, вы пришли к какому-то выводу. Поделитесь вашими мыслями. (Чтение ребятами своих ответов-размышлений).

VIII.  Обобщение по уроку.

      Итак, вернемся к эпиграфу нашего урока. Можем ли мы с полным основанием согласиться с мнением Н.В. Гоголя: «Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения! Как все округлено, окончено и замкнуто!»? (Ответы учащихся).

- Какова же роль обращений в поэтической речи?

Совместная запись на доске и в тетради.

  1. Повышают образность, эмоциональный настрой речи.
  2. Становятся средством оценки и того, кто говорит, и того, к кому обращается с речью.
  3. Передают отношения автора произведения к своим героям.

- Выскажите свое отношение к теме нашего урока. Кого она заинтересовала? Заставила задуматься? Открыла для вас нового Пушкина?

- По какой теме вам бы хотелось провести исследование творчества русского писателя или поэта?

IX. Домашнее задание. Поразмышляйте и изложите ваши мысли в письменном виде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Обобщающий тест по литературе по теме "Творчество А.С.Пушкина" 8 класс"

Данный тест может использоваться на заключительных уроках по творчеству А.С.Пушкина в 8 классе или же для актуализации знаний в начале изучения темы в 9 классе....

тест по литературе "Жизнь и творчество А.С.Пушкина"

Тест для проверки знаний учеников о жизни и творчестве А. С. Пушкина....

Использование нравственно-эстетического, воспитательного потенциала русских писателей второй половины XX века на уроках литературы (на примере творчества В.М.Шукшина)

Данная статья позволяет  понять, что дает современному читателю погружение в мир произведений В.М.Шукшина,как влияет чтение на развитие качеств талантливого читателя, чуткого к художественному сл...

Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....

Духовность русской классической литературы(на примере творчества Г.Р.Державина)

Цель: 1) углубление понятия «духовность» в русской литературе;2) углубление знаний о классицизме как о художественном методе; 3)проникновение в авторский замысел;4) углубление понятий о преемственност...

Изучение феномена дуэли XIX века как важного элемента понимания художественных произведений на уроках литературы (на примере произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В статье рассматривается феномен дуэли как неотъемлемая часть жизни дворян XIX века, а также как важная составляющая классических литературных произведений, изучаемых на школьных занятиях....