Роль обращений в художественной литературе (на примере творчества А.С. Пушкина)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок-исследование в 8 классе по теме "Обращение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_obrashcheniy_v_hudozhestvennoy_literature_na_primere_tvorchestva_a.s._pushkina.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Роль обращений в художественной литературе (на примере творчества А.С. Пушкина)
Цели:
- Познавательный аспект ТЦУ. Систематизация знаний учащихся об обращении.
Задачи:
повторить и обобщить знания об обращении, закрепить навыки пунктуации при них
- Развивающий аспект ТЦУ. Формирование исследовательских навыков у учащихся
Задачи.
- Научить самостоятельно выделять главное в предложенной информации;
- Совершенствовать навыки выразительного чтения учащихся в связи с отработкой умений интонационного выделения обращений.
- Показать, какую роль играют обращения в поэтической речи.
- Обогатить словарный запас учащихся.
- Развить речевые способности учеников.
- Развить умение анализировать, сопоставлять, сравнивать обращения в произведениях художественной литературы.
- Воспитывающий аспект ТЦУ. Формирование гуманного отношения к окружающим, эстетическое воспитание учащихся.
Задачи.
- Формировать навыки социального общения, толерантного отношения к людям.
- Воспитывать вдумчивого читателя.
Форма: урок-исследование.
Методы и приемы:
Оборудование: распечатанный учебный материал.
Эпиграф: Какая точность во всяком слове!
Какая значительность всякого выражения!
Как все округлено, окончено и замкнуто!
(Н.В. Гоголь об А.С. Пушкине)
План и ход урока.
- Организационный момент.
Доброе утро, ребята! Каждое начало дня начинается с приветствия и обращения.
Я приглашаю вас на урок-исследование «Роль обращений в художественной литературе (на примере творчества А.С. Пушкина)». Ежедневно и не один раз мы используем обращения в устной речи. С помощью них мы не только привлекаем внимание собеседника, но и вкладываем в него свои чувства, эмоции, отражающие наше отношение к тем, к кому мы обращаемся. Невозможно представить себе любую беседу без обращений. Но сегодня мы обратим своё внимание на использование обращении в художественной поэтической речи. И для нашей исследовательской работы предлагаю лишь несколько лирических произведения из богатого пушкинского наследия.
Н.В. Гоголь восторженно отзывался о творчестве великого поэта. (Обращаем внимание на эпиграф к уроку).
– Как вы полагаете, насколько можно это высказывание отнести к обращениям, употребляемым Пушкиным в своих произведениях? (ответы-предположения учащихся).
– Можно ли слова Н.В. Гоголя «Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения! Как все округлено, окончено и замкнуто!» отнести к обращениям, используемым А.С.Пушкиным в своих произведениях? (проблемный вопрос перед учащимися, подводящий к началу исследования)
- Запись темы и эпиграфа рабочих тетрадях.
- Выявление знаний учащихся об обращении. Поскольку понятие «обращение» будет сегодня много раз звучать, вспомним, что мы о нём знаем.
- а) Монологический ответ учащегося об обращении.
б) Фронтальный опрос: устно определить обращения в приведённых отрывках из стихотворений А.С.Пушкина.
- Мороз и солнце, день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись! («Зимнее утро»)
- Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой. («К морю»)
- Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной угрюмый океан. («Погасло дневное светило»)
- Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно-давно ты ждешь меня. («Няне»)
- Обобщение учащимися проецируется на слайде:
- обращения произносятся с особой звательной интонацией;
- имеют форму Именительного падежа;
- выражаются одушевленными и неодушевленными существительными;
- называют того, к кому обращаются с речью;
- выражают отношение говорящего к собеседнику;
- выделяется при письме запятыми;
- частица О перед обращением не отделяется от него запятой.
- Переход к закреплению изученного материала и проверка домашнего задания.
Задание, предложенное вам на дом, было поискового характера. Из двух сказок надо было найти и выписать предложения с обращениями. Сколько предложений вы выписали? Всё, что нашли, или выборочно? Проверим правильность вашей домашней работы.
Первая группа учащихся: задание по «Сказке о рыбаке и рыбке».
1) Чтение примеров учеником, остальные на слух находят обращения и выделяют (4-5 примеров).
2) Беседа по этому заданию.
- Чаще всего обращение в художественной речи эмоционально окрашены и содержат субъективную оценку говорящего. Нередко только одним обращением можно выразить ласку, доброжелательность говорящего или, наоборот, его раздражение, недовольство. И как часто через свою речь и обращение к кому-нибудь раскрывается сам герой, а так же автор через обращения показывает своё отношение к героям.
Найдите обращения в предложениях, содержащие положительную оценку. («золотая рыбка», «государыня рыбка»).
- А какие обращения содержат отрицательную, негативную? («Дурачина», «простофиля», «мужик», «баба», «невежа»).
- Что можно сказать о характере старика по его речи и обращению к своей же жене, старухе? («Барыня-сударыня дворянка» - покорность, «грозная царица» - страх). Эпитет «грозная» верно отражает характер старухи.
- А как эти обращения характеризуют самого автора? (весёлый, остроумный, а по отношению к героям – ироничен, с лёгкой усмешкой).
- Какой вывод можно сделать о роли обращений в этой сказке? (Выводы учащихся: рассмотрев предложения с обращениями из «Сказки о рыбаке и рыбке», можно сделать вывод о том, что обращения в поэтической речи отражают эмоциональный настрой говорящего, его отношение к собеседнику).
Вторая группа учащихся: задание по «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»
- Чтение примеров учеником, остальные на слух находят обращения и выделяют (4-5 примеров).
- Беседа по этому заданию.
- В устном народном творчестве и художественной литературе нередки случаи обращения к неживым предметам, которые мыслятся как живые. Как называется такой приём? (олицетворение).
- Найдите обращения-олицетворения в тексте. (Ответы учащихся: в сказке есть два обращения к зеркальцу: «Свет мой, зеркальце, скажи…» и «Ах ты, мерзкое стекло…»)
- Заметьте: говорит одна и та же героиня - царица. Как эти обращения характеризуют царицу? («Свет мой, зеркальце, скажи…»- веселый нрав, приветливость. «Ах ты, мерзкое стекло…» - своенравие, гордость).
Характеристика автором своей героини подтверждает наши мысли:
«Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива»
(Выводы учащихся: умело подобранные слова в обращении характеризуют не только лицо, к кому обращаются, но и самого говорящего. Автору удается через обращения к зеркальцу передать характер царицы.)
- Кроме того, автором в этой сказке широко использованы обращения из народнопоэтической речи: обращения-метафоры, обращения-олицетворения. Какие? («свет наш солнышко», «жизнь моя», «месяц, мой дружок, позолоченный рожок»)
Третья группа учащихся: задание по стихотворениям о друзьях и дружбе.
- Чтение примеров с обращениями, другие определяют их (4-5 примеров).
- Беседа.
- Почему все обращения в предложенных произведениях содержат положительную оценку?
- Найдите распространенные обращения. (Ответы учащихся: «любезный именинник», «друг сердечный», «мой первый друг, мой друг бесценный», «мирные друзья»).
- Нетрудно определить, как автор относится к тем, к кому он обращается: сердечная теплота, чуткое отношение к дорогим ему людям.
VI. Групповая работа по исследованию текста стихотворения
«19 октября» (1825г)
- Кто же эти друзья? Все они связаны одной датой: 19 октября 1811г.
- Кто знает, что произошло в этот день? (19 октября 1811г состоялось открытие лицея в Царском селе. С этого года и по1817г обучался в нём и наш поэт в числе других 30 воспитанников.) Именно здесь, в стенах лицея, приобрёл А. Пушкин верных и надёжных друзей, с которыми тесно была связана его жизнь все последующие года. В первую очередь, это Иван Иванович Пущин, Антон Дельвиг и Вильгельм Кюхельбекер. В стихотворении «19 октября» мы встретим эти имена. А также Пушкин вспоминает о Н. Корсакове («Он не пришёл, кудрявый наш певец»), который умер в Италии в 1820 году, о моряке Ф. Матюшкине («Чужих небес любовник беспокойный»). Он плавал с 1817-19гг к берегам Камчатки; с 1820г-24 г принимал участие в экспедициях для описания берегов Ледовитого океана. В августе 1825г отправился в кругосветное плавание. А. Горчаков, с которым свиделся в сентябре 1825г, когда тот проездом, останавливался у своего родственника в селе Лямонове, недалеко от Михайловского. Стихотворение было написано в период пребывания его в ссылке в родном селе Михайловское. Можно понять чувства поэта, оказавшегося в одиночестве вдалеке от друзей в этот знаменательный для них всех день - день открытия лицея - 19 октября, который они праздновали ежегодно!
- Перед вами стихотворение «19 октября», написанное в 1825 году, одно из многочисленных, посвященных этой дате, как подтверждение слов, написанных поэтом: «Святому братству верен я». Именно по нему мы и проведем небольшую исследовательскую работу.
Работа в группах (в группе 4 ученика и каждый из них выбирает один из 4-х устных вопросов-заданий).
Задания-карточки к стихотворению «19 октября» (1825г):
Устно
1. Прочитайте стихотворение и комментарии к нему.
- Подумайте, каким настроением проникнуто стихотворение? Почему?
- Что можно сказать об отношении автора к тем, к кому он мысленно обращается?
- Найдите обращения в тексте и подчеркните их карандашом. Выявите их роль, обратите внимание на значительность их, точность выбора слов-обращений к близким ему людям.
Письменно.
- Выпишите предложения с обращениями из 1,5,7,13,17 строф.
- Ответьте, с какой целью так активно использованы Пушкиным обращения в этом стихотворении.
VII. Проверка работ учащихся.
- Прочитайте предложения с обращениями. Кого вспоминает поэт в своём стихотворении? К кому обращается автор стихотворения? Что вы узнали о них из комментариев?
- Что можно сказать об отношении автора к своим собратьям по Лицею?
- Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему?
- Чтение 1-ой строфы. Встретились ли в нём обращения? Почему Пушкин обращается к неодушевлённым предметам, олицетворяя, одушевляя их? («Со мною друга нет» - чувство одиночества. Нуждается в собеседнике, в близком человеке. «Пылай, камин», «Вино, осенней стужи друг»)
- Чтение 5-й строфы. Кому посвящена? (Ф. Матюшкину) «О волн и бурь прекрасное дитя». Вовсе не обязательно называть друга по имени. Можно и через обращение отразить качества дорогого человека. Насколько верно, точно подобраны слова – Матюшкин – моряк, плавает уже с 1817 г. и судьба благоприятствует - «любимое дитя». Он умер в 1872г.
- Чтение 7-й строфы.
«Друзья мои! Прекрасен наш союз!» в обращении Пушкин нарушает порядок слов, ставя на первое место слово «друзья», именно на него падает логическое ударение. Как называется такой порядок слов? (инверсия). Этим приёмом Пушкин часто пользуется в своём стихотворении, оно помогает показать ему всю значимость сказанных им слов.
- Интересно использование обращения в 13-й строфе.
«Вильгельм.. Мой брат родной по музе, по судьбам». Это одно обращение или два? (Обращение одно - к Вильгельму Кюхельбекеру, но разорвано. Почему? Ведь можно сказать и « Вильгельм, мой брат по музе, по судьбам». Наверно, с целью усилить значимость друга в своей судьбе, сходство с ним: оба поэты, к обоим судьба не всегда была благосклонна. Свободолюбие Кюхельбекера не осталось незамеченным. Он вынужден был сначала отправиться за границу, а затем по возвращении поступить на службу при «консуле Кавказа» генерале Ермолове, т.к. оказался на подозрении у властей и положение его осложнилось.)
- Что необычного в использовании слова в качестве обращения в 17-й строфе?
«Но за кого? О други, угадайте…»
«Други» - устаревшее друзья, используется в торжественной поэтической речи. Употребление этой формы помогает поэту высказать, прежде всего, отношение к тем, кто по-настоящему дорог ему.
(это примерные ответы учащихся, дополняет учитель)
Обобщение. Выписывая предложения с обращениями и анализируя их с точки зрения значимости в этом стихотворении, вы пришли к какому-то выводу. Поделитесь вашими мыслями. (Чтение ребятами своих ответов-размышлений).
VIII. Обобщение по уроку.
Итак, вернемся к эпиграфу нашего урока. Можем ли мы с полным основанием согласиться с мнением Н.В. Гоголя: «Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения! Как все округлено, окончено и замкнуто!»? (Ответы учащихся).
- Какова же роль обращений в поэтической речи?
Совместная запись на доске и в тетради.
- Повышают образность, эмоциональный настрой речи.
- Становятся средством оценки и того, кто говорит, и того, к кому обращается с речью.
- Передают отношения автора произведения к своим героям.
- Выскажите свое отношение к теме нашего урока. Кого она заинтересовала? Заставила задуматься? Открыла для вас нового Пушкина?
- По какой теме вам бы хотелось провести исследование творчества русского писателя или поэта?
IX. Домашнее задание. Поразмышляйте и изложите ваши мысли в письменном виде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Обобщающий тест по литературе по теме "Творчество А.С.Пушкина" 8 класс"
Данный тест может использоваться на заключительных уроках по творчеству А.С.Пушкина в 8 классе или же для актуализации знаний в начале изучения темы в 9 классе....
тест по литературе "Жизнь и творчество А.С.Пушкина"
Тест для проверки знаний учеников о жизни и творчестве А. С. Пушкина....
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Чудный кристалл" творчества А.С. Пушкина
Сценарий предназначен для учащихся 5-11 классов....
Использование нравственно-эстетического, воспитательного потенциала русских писателей второй половины XX века на уроках литературы (на примере творчества В.М.Шукшина)
Данная статья позволяет понять, что дает современному читателю погружение в мир произведений В.М.Шукшина,как влияет чтение на развитие качеств талантливого читателя, чуткого к художественному сл...
Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)
Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....
Духовность русской классической литературы(на примере творчества Г.Р.Державина)
Цель: 1) углубление понятия «духовность» в русской литературе;2) углубление знаний о классицизме как о художественном методе; 3)проникновение в авторский замысел;4) углубление понятий о преемственност...
Изучение феномена дуэли XIX века как важного элемента понимания художественных произведений на уроках литературы (на примере произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
В статье рассматривается феномен дуэли как неотъемлемая часть жизни дворян XIX века, а также как важная составляющая классических литературных произведений, изучаемых на школьных занятиях....