Урок русского языка в 7 «А» классе
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Тема урока. Действительные причастия настоящего времени
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели деятельности педагога: познакомить учащихся со способами образования действительных причастий настоящего времени.
Цели как деятельность учеников.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению с учётом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду, формирование осознанного , уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа.
Метапредметные: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (таблица, схема, ключевые слова), владеть умениями выборочного аудирования; строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, правильно и логично излагать свою точку зрения, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников, вступать в диалог.
Предметные: анализировать действительные причастия настоящего времени, устанавливать зависимость образования названных причастий от глагольных признаков: вида и спряжения.
Методы и формы обучения: проблемный метод, деятельностно – практический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная работы.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Демонстрационный материал: презентация по теме урока.
Основные понятия: действительные причастия настоящего времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 42.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 «А» классе
Учитель Хайменова Людмила Николаевна
Тема урока. Действительные причастия настоящего времени
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели деятельности педагога: познакомить учащихся со способами образования действительных причастий настоящего времени.
Цели как деятельность учеников.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению с учётом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду, формирование осознанного , уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа.
Метапредметные: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (таблица, схема, ключевые слова), владеть умениями выборочного аудирования; строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, правильно и логично излагать свою точку зрения, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников, вступать в диалог.
Предметные: анализировать действительные причастия настоящего времени, устанавливать зависимость образования названных причастий от глагольных признаков: вида и спряжения.
Методы и формы обучения: проблемный метод, деятельностно – практический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная работы.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Демонстрационный материал: презентация по теме урока.
Основные понятия: действительные причастия настоящего времени.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Актуализация и пробное учебное действие. Цель: воспроизвести раннее изученный материал, установить преемственные связи прежних и новых знаний. III. Введение в тему с постановкой проблемы урока. IV. Выявление места и причины затруднения. V. Открытие новых знаний. V. Развитие учебно-языковых и правописных умений. VI. Включение в систему знаний и повторение. VII. Рефлексия. VIII. Домашнее задание. | -Ребята, часть речи, пришедшая сегодня к вам на урок, пожелала, чтобы вы назвали её имя, отгадав загадку. Слайд Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. - Какая часть речи может так говорить о себе? Выбирается один правильный ответ. Ключевое слово ЗНАЮ Приём «Телеграмма». Работа в парах. Кратко напишите самое важное, что знаете о причастии, с пожеланиями однокласснику. Оценочный лист. Эвристическая беседа. Выборочный диктант. - Выпишите причастные обороты с определяемым словом. Обозначьте суффиксы причастий. Слайд Перед нами картина художника В. Д. Поленова «Заросший пруд». Мы видим старый пруд, слабо освещающийся лучами солнца. Ярко цветущие на воде белые лилии, пестреющие на берегу лесные цветы, делают это место живым и радостным. Поверхность пруда, отражающая огромные деревья старого сада, кажется таинственной, загадочной. На мостике, выступающем в воду, стоит женщина. От пруда веет покоем и теплотой родного края. В. Д. Поленов- художник, любящий свою родину и прославляющий её красоту. Слайд Пруд, слабо освещающийся лучами солнца; ярко цветущие на воде белые лилии; пестреющие на берегу лесные цветы; поверхность пруда, отражающая огромные деревья старого сада; на мостике, выступающем в воду; художник, любящий свою родину и прославляющий её красоту. -Какую роль играют причастные обороты при описании? -Назовите разряд и время причастий, это и будет тема нашего урока. (Действительные причасти настоящего времени) Ключевое слово ХОЧУ (постановка цели) – Выделите суффиксы причастий. Одинаковые это суффиксы или разные? – Сформулируйте основной вопрос урока. (Когда в суффиксах действительных причастий настоящего времени пишется -ущ- (-ющ-), а когда -ащ- (-ящ-)? От чего зависит выбор буквы в суффиксах действительных причастий настоящего времени?) Работа в парах по учебнику. Наблюдение над образованием действительных причастий настоящего времени на основе таблицы. Ученики анализируют материал таблицы по заданиям, делают вывод, от чего зависит выбор буквы гласного в суффиксе. При анализе примеров следует обратить внимание на основы глаголов настоящего времени (решай, а не реша – это основа неопределённой формы). – Сравните свои наблюдения и выводы с правилом в рамке. – Назовите ключевые понятия для действительных причастий настоящего времени. (Суффиксы -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, спряжение.) – О каком разряде причастий мы говорили? – Какие особенности есть у этих причастий? Приведите примеры. – Основываясь на заданных вопросах, составьте таблицу. Физминутка. -УЩ (-ЮЩ-) (гл. I спр. – гл. не на -ить, кроме искл.) -АЩ (-ЯЩ-) (гл. II спр. – гл. на -ить, кроме искл.) 3. Представьте правило в виде схемы.
Самостоятельно составленный алгоритм: 1. Нахожу глагол, определяю спряжение, если спряжение…, то пишу… 2. Выделяю суффикс, подчёркиваю орфограмму. 1.Упр. __106_____ развивается умение писать буквы безударных гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени, устно и графически обозначать условия выбора орфограмм. Ученики работают по самостоятельно составленному алгоритму: 1. Нахожу глагол, определяю спряжение, если спряжение…, то пишу… 2. Выделяю суффикс, подчёркиваю орфограмму. Выполняется письменно у доски и в тетрадях. 2.Творческая практическая деятельность. Работа в группах. Рассмотрите картину нашего замечательного русского художника В.Д.Поленова. Придумайте 3-4 предложения по картине «Золотая осень» или составьте текст описание, используя действительные причастия настоящего времени или целые причастные обороты. Ключевое слово УМЕЮ – Назовите причину, по которой не могут образовываться действительные причастия настоящего времени. – Назовите все ключевые слова темы. (Действительные причастия настоящего времени, суффиксы причастий, несовершенный вид, спряжение глагола.) – Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
| ЛичностныеУУД Имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные УУД 1. Моделировать объекты, владеть разными способами передачи информации. 2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения. Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему и цель урока. Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Владеть разными видами чтения (изучающим, выборочным, рефлексивным). 2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. 3. Адекватно понимать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах (таблица, ключевые слова). Познавательные УУД 1. Воспринимать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать их в процессе учебной деятельности. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы. 3. Преобразовывать информацию и представлять её в разных формах (текст, алгоритм). Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Осуществлять совместную деятельность (работать в парах). Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "
Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...