ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ - 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме
«Проектно-исследовательская деятельность по русскому языку"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Теория. Практика. Исследование. | 50.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании методической кафедры Протокол №__ _________ /_____________/ | Согласовано с зам. директора по УВР ________ В.И. Гришкина | Утверждено Директором гимназии ________ Т.И. Карачарова | ||
«27» августа 2015 г. | «27» августа 2015 г. | «27» августа 2015 г. |
Рабочая учебная программа по предметному курсу
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учащихся по русскому языку»
для 8 класса
на 2015/2016 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Проектно- исследовательская деятельность на уроках русского языка» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов, пособия А.Г.Нарушевич «Проекты, проекты, проекты».
Составитель: Чубарова Галина Георгиевна
Внешняя экспертиза программы не проводилась.
Москва
2015
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа « Проектно- исследовательская деятельность на уроках русского языка» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов, пособия А.Г.Нарушевич «Проекты, проекты, проекты» и авторской рабочей программы Чубаровой Г.Г, учителя русского языка и литературы.
Проектная деятельность учащихся способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач и инструментом формирования потребности и способности к саморазвитию.
Вот почему и появилась данная рабочая программа, актуальность которой очевидна:
- ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа , а методы и приемы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы .
- Знания, умения и универсальные учебные действия, необходимые для организации проектно- исследовательской деятельности в школе, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности во всех типах высших и средне- профессиональных учебных заведениях и позволят стать конкурентно- способным на рынке труда и в любой сфере профессиональной деятельности.
Программа предназначена для работы с обучающимися 8 «А» класса по направлению « Проектно-исследовательская деятельность по русскому языку », которая в 2015-2016 учебном году вошла в учебный план в качестве регионального компонента..
Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса, потому что именно она способствует развитию универсальных учебных действий, что является весьма актуальным в наше время.
ФГОСы нового поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Под метапредметными результатами понимаются « освоеннные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности».
Цель программы: Развитие познавательной активности учащихся, их творческих способностей через приобщение к проектно- исследовательской деятельности, создание условий для организации этой деятельности и получения ее результатов
Целью проектной деятельности является
- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
- повышение мотивации учащихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Задачи:
1. Сформировать у учащихся стойкую положительную мотивацию к их проектно- исследовательской деятельности.
2. Сформировать позитивную самооценку, самоуважение.
3. Вооружить школьников теоретическими знаниями и специальной терминологией основ проектно- исследовательской деятельности.
4. Научить учащихся сначала совместно с учителем, а затем под его руководством и самостоятельно на практике выполнять проектно- исследовательские работы .
5. Сформировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве( умение вести диалог, координировать свои действия при работе с самим собой и с партнерами по группе и классу, сопереживать, быть доброжелательными и чуткими, проявлять социальную адекватность в поведении).
6. Сформировать способности к организации своей деятельности и деятельности товарищей в группе, классе, научить управлять этой деятельностью.
7. Сформировать умение решать творческие и проблемные задачи.
8. Сформировать умение работать с информацией ( сбор, систематизация, хранение, использование).
Основные принципы реализации.
Данная Программа разработана в соответствии с требованиями современного образования, кроме того она имеет одну важную особенность: она позволяет реализовать педагогическую идею формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
1.интегративный подход в изучении какого-либо предмета, действия или явления;
2.системность в изучении основ проектной деятельности и ее организации ;
3.непрерывность, углубление и расширение от класса к классу основ проектно- исследовательской деятельности;
4. взаимосвязь урочной деятельности школьников с внеурочной;
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 35часов, из расчета 1 час в неделю
Формы и методы проведения занятий, использование эффективных и передовых технологий и дидактических средств.
Содержание программного материала, структура Программы и новые ФГОСы предопределяют некоторые особенности методики преподавания данного курса и кардинальные изменения в деятельности учителя, в выборе технологий и дидактических средств.
Формы проведения урока , как правило, нестандартные : игра, диалог, практикумы, экскурсии, эксперимент, опыт, экспресс- исследование, коллективные и индивидуальные исследования, оргдеятельностные игры, публичная защита проектов и исследовательских работ, самостоятельная работа, мини- конференция, консультация и т.д.
Методы проведения урока, как правило, интерактивные: мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевые, деловые игры и т .д .
Целесообразно как можно активнее использовать в практике деятельности эффективные передовые информационно- коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления.
Применение таких методов, технологий и дидактических средств опирается на инициативность, самостоятельность, активность учащихся в ходе проектирования и исследования. При этом задача учителя сводится к тому, чтобы создать условия для их инициативы, поддержать процесс выработки нового опыта. Чтобы учащийся был инициативен, учитель должен отказаться от роли « носителя информации» и роли арбитра.
При таком обучении учитель выступает как помощник, сопровождающий собственный поиск учащихся.
На разных этапах проектно- исследовательской деятельности учитель выступает в различных ролевых позициях:
-проектировщик. Проектирует основные вехи проектно- исследовательской деятельности учащихся, вплоть до ее выполнения.
-фасилитатор- консультант. Побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений. Владеет способами задавать вопросы исследовательского типа. При этом создает атмосферу безопасного выражения учениками своего мнения.
-координатор. Помогает отслеживать движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет отдельные функции, например, очередность высказывания.
На других этапах исследования и проектирования, где учащемуся требуются дополнительные знания или умения, учитель работает в роли Мастера, помогающего приобрести недостающий теоретический или практический опыт.
Содержание программы
Знакомьтесь: метод проектов. Что такое проект? |
Как выбрать тему проекта? |
Этапы проектной деятельности. |
Подготовительный этап. Планирование. |
Реализация проекта. Сбор и обработка информации. |
Проектный продукт. Типы проектного продукта. |
Типы учебных проектов. Осмысление и оценка проекта. |
Правила представления информации в компьютерной презентации. |
Портфолио проекта. |
Презентация проекта (на выбор). Зачетная работа. |
Классификация учебных проектов |
Исследовательские проекты. |
Проектные продукты. Доклад. Статья. Анализ, исследование и другое. |
Практическая работа. Защита проекта. |
Практико-ориентированные проекты. |
Проектные продукты: учебное пособие, карта, тесты и другое |
Практическая работа. Защита проекта. |
Информационные проекты: мультимедийная презентация, отчёт. инструкция и другое. |
Практическая работа. Защита проекта. |
Творческие проекты. Сбор материала |
Заметка, интервью для школьной газеты. Публицистич. материалы. |
Практическая работа. Защита проекта. |
Гипермедиа-сочинение. Подготовка проекта. |
Создание презентации с видеоклипом. Практическая работа. |
Видеоклип как проектный продукт. |
Зачетная работа по курсу. Игровые проекты. |
Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; • формулировать самому простые правила поведения в природе; • осознавать себя гражданином России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. | • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. | • предполагать, какая информация нужна; • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • выбирать основания для сравнения, классификации объектов; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; • выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. | • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Планируемые результаты.
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
Учебно-методическое обеспечение
Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как уроки-практикумы, дискуссии.
На занятиях учащиеся знакомятся с этапами организации проектной деятельности, технологией поиска информации и её обработки, правилами структурирования информации.
Эффективным для формирования умений ценностно-смысловой компетенции учащихся является такое введение занятий, когда ученику предоставляется возможность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий; для формирования умений учебно-познавательной компетенции становится такая организация занятий, когда ученику предоставляется возможность самостоятельно определить цель и задачи собственной учебно-исследовательской деятельности; для формированияинформационной компетенции создать на занятиях условия, обеспечивающие самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации. Такой подход к организации занятий позволяет сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории научного познания и ведет к более глубокому её усвоению.
Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор изучаемого материала. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления.
Для того чтобы подвести учащихся к освоению системы понятий, предлагается метод проектного обучения. Процесс учебного познания в случае применения данного метода делится на три стадии:
- выбор замысла и планирование деятельности по реализации проекта;
- консультирование учителя;
- защита проектов.
Таким образом, применение проектного метода позволяет восстановить оптимальный баланс образного и понятийного мышления и тем самым
приобщить ученика к основным категориям и закономерностям освоения теории буквально с первых шагов обучения.
При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий. Главным методическим принципом организации творческой практики учащихся выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий.
Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу и структурированию содержания является разъяснение ученикупоследовательности действий и операций, в основе чего лежит поисковое движение сужающимися концентрическими кругами: от самых общих параметров к более частным. Например, при составлении проекта учебно-исследовательской работы нужно последовательно определить цель, задачи; выстроить структуру проекта, найти необходимую информацию в Интернет-ресурсах; наметить план реализации; организовать взаимодействие в группе.
Приём объяснения учеником собственных действий, а также приём совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими обучающимися (при индивидуально-групповой форме занятий) помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию информационной и коммуникативных компетенций учащихся.
Для преодоления трудностей, возникающих по ходу выполнения проекта, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.
Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием учебно-исследовательской деятельности, а также методы, воздействующие на нее извне путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных и посильных ученику творческих заданий, проблемных ситуаций, использование эвристических приёмов, создание на занятиях доброжелательного психологическогоклимата, внимательное и бережное отношение к творчеству учащегося, индивидуальный подход.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы элективного курса «Проектная деятельность» может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения конференции, уроков-дискуссий, когда учащиеся обсуждают промежуточные или итоговые результаты выполнения проектной деятельности.
Методика реализации курса основывается на практико-ориентированном и гуманитарном подходах к образованию.
Список литературы:
1.Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
2. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения» М.: Русская энциклопедия, 1998г.
3. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 1998г.
4. Леонтович А.В. «В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой
деятельности» // “Завуч” 2001г. № 1
5. Леонтович А.В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // “Завуч” 2001г. № 1
6.Аранская О. С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в
процессе обучения химии: 8-11 классы: методическое пособие, М.,
«Вентана - Граф», 2005, 281 с.
7.Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические
рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч, № 6, 2005, с. 4 -29.
8.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя, М. : Просвещение, 2011, 159 с.
9.Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка
результатов // Директор школы, 1998, №4, с. 3 — 11.
10.Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении, Волгоград, Корифей, 95 с.
Раздаточный материал для учащихся
Памятка № 1
Планирование содержания проектной работы
(составляется учениками)
Продумывание учениками направления работы _______________
___________________________________________________________
Авторы ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Продумывание и формулировка учениками темы проектной работы ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(напишите на черновике несколько вариантов названия темы, обсудите в группе, выберите лучший вариант)
Определение цели учебного проекта
Создание _______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Цель формулируется совместно с учителем
Пример цели:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Формулировка ключевых вопросов
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(ученики формулируют вопросы, ответы на которые должен дать учебный проект)
Выбор формы отчетности _________________________________________
__________________________________________________________________
Памятка № 2
Этапы информационного поиска
1. Определение информационного запроса.
2. Поиск и локализация информации.
3. Критическая оценка полученной информации.
4. Сравнение информации, полученной из различных источников.
5. Презентация полученных результатов.
6. Подготовка отчета.
Памятка № 3
Форма отчета по информационному поиску
Имя _____________________ Класс _________________________
Я хочу найти информацию о ________________________________
По каким ключевым словам я могу вести поиск? ________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Нужен иллюстративный материал? Какой? ___________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Какие источники найдены, книги ___________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
журналы и газеты (названия) _______________________________
___________________________________________________________
видеокассеты ____________________________________________
___________________________________________________________
Интернет ________________________________________________
___________________________________________________________
Как я оформлю полученные результаты ______________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Памятка № 4
План анализа полученной информации из книги
1. Название справочника или научно-популярного издания.
2. Есть ли в книге указатель?
3. Есть ли оглавление?
4. Год издания.
5. Имеет ли значение, в каком году издана книга?
6. Краткое содержание книги.
7. Что тебе понравилось? Что не понравилось?
8. Чего недостает в этой книге?
Памятка № 5
План анализа полученной информации
(источник – Интернет)
1. Какую поисковую систему использовал?
2. Адрес сайта, который ты изучал.
3. Название сайта.
4. Долго ли загружается страница.
5. Привлекательно ли она выглядит.
6. Легко ли можно найти необходимую информацию?
7. Каким образом структурирована информация?
8. Есть ли изображение? Какого качества?
9. Несут ли изображения дополнительную информацию?
10. Указаны ли имя и адрес электронной почты автора сайта?
11. Есть ли указания, когда был подготовлен (обновлен) сайт?
12. Есть ли возможность при переходе на следующие страницы автоматически вернуться на первую?
13. Достаточно ли полно заглавие сайта раскрывает его содержание?
14. Смог бы ты больше получить информации из печатных изданий?
15. Во всем ли ты согласен с автором сайта?
16. Не попадалась ли тебе неверная информация?
17. Достаточно ли актуальна предложенная информация?
18. Есть ли на сайте ссылки к другим сайтам похожей информации?
19. Считаешь ли ты, что автор достаточно компетентен в этом предмете?
20. Проанализировав все свои ответы, считаешь ли ты, что можешь использовать данный сайт для своей учебно-исследовательской работы.
Памятка № 6
Технология защиты учебно-исследовательской работы
1. Выступление автора с докладом (до 10 минут).
2. Вопросы участников конференции и ответы автора.
3. Вопросы членов жюри и ответы автора.
4. Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе.
5. Ответы на замечания рецензента.
6. Обмен мнениями о работе и рекомендации.
Памятка № 7
План доклада по результатам
проектной деятельности
1. Приветствие.
2. Тема работы.
3. Актуальность темы работы.
4. Цель и задачи работы.
5. Значимость работы.
6. Объект и предмет исследования.
7. Этапы работы.
8. Результаты работы.
9. Выводы работы.
Памятка № 8
Требования к содержанию
учебно-исследовательской работы
Требования к содержанию | |
Титульный лист | Содержит: – наименование учебного заведения, где выполнена работа; – Ф. И. О. автора; – тему работы; – Ф. И. О. руководителя; – город и год |
Оглавление | Включает наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал |
Введение | Содержит: – актуальность; – объект проекта; - цель работы; – задачи; – методы исследования; – практическая значимость; – апробация; – база исследования |
Основная часть (не более | Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме |
Выводы | Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работе |
Список | Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы |
Приложения | Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе |
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер;
- проектор;
- интерактивная доска;
- Интернет;
- электронные обучающие диски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательские технологии на уроках русского языка и литературы
Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения: метод проектов, метод погружения, м...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Проектно-исследовательская деятельность по русскому языку» на 2014-2015 учебный год 8 класс
Методическая разработка Программа проектно – исследовательской деятельности по русскому языку для 8 классов Тема: Русская история в названиях и именах (этимология имен собственных в романе А...
Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15
в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...
Использование проектно-исследовательского метода на уроках русского языка. (на примере раздела русского языка 7 класса «Морфология. Наречие»)
Для уроков русского языка...
Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию
В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...
9. Участие в проектно-исследовательской, инновационной деятельности, в т.ч. в реализации социокультурных проектов.
Профессиональный опыт....
Практическая реализация проектно-исследовательского метода при обучении иностранным языкам в условиях урочной и внеурочной деятельности
В статье представлена технология работы с использованием проектно-исследовательского метода на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Ключевые слова: проектно-исследовательский метод, ...