Размышление о творчестве А.С.Пушкина.
статья по русскому языку на тему
Понимание гения А. С. Пушкина приходит с годами. Но его поэзия с детских лет пробуждает "чувства добрые". Время многое меняет, но вечные ценности, воспетые Пушкиным, и составляют смысл нашей жизни. Читайте Пушкина!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_13.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Пушкин и вечные ценности»
На уроках литературы, изучая взгляды нигилиста Базарова, мы готовы во многом согласиться с ним, расходимся во мнении на этот персонаж, но в одном мы едины: как можно отрицать вечные ценности? Наш разум и чувства не в состоянии постигнуть это отрицание. И вслед за Николаем Петровичем Кирсановым мы восклицаем: «Но не сочувствовать художеству, природе?» И вот тут-то, как это ни звучит парадоксально, мы вспоминаем творчество А.С.Пушкина.
К сожалению, спектр произведений Пушкина в нашем сознании не так велик. Но даже произведения школьной программы подтверждают нашу догадку.
И приходит понимание гения А.С.Пушкина. И хотя сам поэт в своем знаменитом «Памятнике» объяснил любовь к нему народа иначе:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Но думается, что Пушкин велик в своей простоте и человечности. И народу он будет всегда «любезен» тем, что писал о вечных ценностях в нашей жизни: о природе, ее эстетическом воздействии на человека, о вечной загадке любви, о верной дружбе, которую поэт пронес через всю свою жизнь.
Время не стоит на месте, меняются идеалы. А эти понятия были, есть и будут. Они вечны. В суматохе повседневной жизни мы порой не замечаем красоты, царящей вокруг нас. И лишь изредка, распахнув глаза и душу навстречу жизни, удивляемся: «Господи, красота-то какая!» И опять спешим окунуться в нескончаемый жизненный водоворот. А Пушкин жил этой красотой, она питала его душу, его творчество. Он радовался солнечному морозному утру, видел природу поименно. Даже в «унылой поре» поэт видел особое очарование. И действительно, ведь так и хочется воскликнуть вслед за Пушкиным: «Дни поздней осени бранят обыкновенно!» Только человек, тонко чувствующий и понимающий природу, мог разглядеть в осени ее неповторимые звуки и краски:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Сколько времени прошло… А лучше Пушкина об этом времени года не сказал никто.
И когда мы видим, как осенью осыпаются листья, а затем шуршат под ногами золотым дождем, мы невольно вспоминаем именно эти строки величайшего поэта.
Только любовь питала творчество Пушкина-любовь к природе, своим родным корням, любовь к женщине. Любовь - величайшая ценность на земле. Без любви невозможен полет фантазии, невозможно состояние души, когда радуешься каждому дуновению ветерка. Когда каждый день лучше прежнего, наполнен радостью, счастьем и чем-то еще, что просто нельзя выразить словами.
Такую любовь к женщине вмещал в себя и А.С.Пушкин. И разве важно, кому он посвятил свои любовные стихотворения. Он посвятил их Женщине. А значит, и нам с вами. Мы относим эти строчки и к самим себе. И нашу душу наполняет сладкая нега:
И сердце вновь горит и любит-
Оттого, что не любить оно не может…
Любовь воскрешает поэта к жизни, когда ему тяжело:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
И это еще одна причина, почему Пушкин всегда будет жить в сердцах людей. Он вечен, как вечны ценности, которые он воспевает, которые составляют основу его жизни.
Дружба-это отдельная страница в духовном мире А.С.Пушкина. Через всю свою жизнь пронес он верность идеалам юношеских лет, верность лицейской дружбе:
…Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья
Святому братству верен я.
Воспоминания об этом братстве согревают душу, помогают преодолеть все жизненные ухабы и терпеливо сносить удары судьбы. И сквозь расстояние, сквозь время он заклинает:
Бог помощь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море
И в мрачных пропастях земли!
Читая Пушкина, мы заново открываем для себя весь мир, учимся видеть его красоту, понимаем, что является самым важным в нашей жизни, освобождаемся от ненужной суеты и ложных идеалов. Открываем для себя вечные ценности. Именно они - смысл нашей жизни, только «красота спасет мир». Не все еще пришли к пониманию этого. Но я верю, что обязательно придут. Иначе и быть не должно. Ведь, если ты человек, твоя душа не может не радоваться раскрывающему цветку, пению птиц, журчанию первого весеннего ручейка, печальному крику улетающих журавлей…
Читайте Пушкина, и вы станете нежны в любви и верны в дружбе.
Читайте Пушкина, и ваша жизнь наполнится добром, светом и любовью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"
Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...
«Если жизнь тебя обманет…» /размышления о стихотворении А.С.Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»/
Размышления о стихотворении А.С.Пушкина«Если жизнь тебя обманет…»М.В.Чикинучитель русского языка и литературы МКОУ "СОШ №3"г.Новомосковск Тульской области...
Урок-исследование в 6 классе «Размышления над черновиками А.С.Пушкина».
Конспект урока, основным элементом которого является сравнение черновика с окончательным вариантом текста стихотворения А.С.Пушкина "Зимняя дорога". На уроке реализуется метод сопоставления, используе...
«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» - 9 класс
Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»
Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование интереса к личности поэта на материале литературной ...
Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.
Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....
Формирование устойчивого интереса к творчеству А.С.Пушкина. у детей на занятиях изобразительного искусства. " Детство и творчество А.С.Пушкина"
Формирование устойчивого интереса к творчеству А.С.Пушкину у детей на занятиях изобразительного искусства.Создание тематического рисунка....