Урок. В мире загадок.
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Урок. В мире загадок. 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_zagadok.ppt | 2.31 МБ |
urok_v_mire_zagadok.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадка – выражение, которое нуждается в разгадке.
Загадка – любимый жанр фольклора у детей и взрослых. Загадка никогда не называет прямо предмет или явление. Лежал, лежал, да и в реку побежал. (снег)
Большинство загадок построено на метафоре. Метафора (с греч. – перенос) – скрытое сравнение. Цветное коромысло над небом повисло. (радуга)
Радуга , как цветное коромысло , над небом повисло. Радуга = цветное коромысло
Как «построена» загадка 1. Метафора Белые хоромы, красные подпоры. (гусь)
Как «построена» загадка 2. Звуковой образ З убастый з ве р ек г р ы з ет с ви зг ом дубок . (пила)
Как «построена» загадка 3. Сравнение Пять ларчиков, как пять чуланчиков. (перчатки)
Как «построена» загадка 4. Прямой вопрос Кто бежит без провода? (река)
Сочиняем загадку про снег Какой он? Можно слово «снег» заменить другим. Каким? Мы говорим: снег идет, лежит, покрывает землю.
Написать сочинение о родном крае, закончив его загадкой. Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы. Домашняя работа
Предварительный просмотр:
Конспект
урока литературы
“В мире загадок”
Разработала:
учитель русского языка и
литературы
МБОУ «СОШ №1» г.Сафоново
И.В. Сидоренковой
2015 г.
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы – В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2015.
Название раздела, темы: «Фольклор»
Тема урока: «В мире загадок»
Цели урока: знать, что такое загадка, ее отличительные особенности; способы создания загадки.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, презентация.
Ход урока:
1. Оргмомент.
- Психологический настрой детей на урок.
- Звучит народная музыка.
- Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение: плохое или хорошее? Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку.
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет три жетона и больше, тот получит за урок «5».
3. Актуализация знаний.
- Беседа учителя.
- Какой раздел мы сейчас изучаем на уроках литературы?
- Дайте определение слову «фольклор».
- С какими жанрами фольклора мы познакомились на прошлых уроках?
4. Постановка цели (целеполагание).
- Отгадайте: «Лежал, лежал, да и в реку побежал» (Снег)
- Как вы думаете, о каком жанре фольклора мы будем сегодня с вами говорить?
- Какие цели можно поставить на уроке?
- Какие основные задачи урока стоят перед нами?
5. Организация деятельности по восприятию нового материала.
- Что такое загадка?
6. Открытие обучающимися нового знания.
Загадка – любимый жанр фольклора у детей и взрослых. Загадка никогда не называет прямо предмет или явление.
Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета – отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчетливым.
Метафора (с греч. – перенос) – скрытое сравнение.
Цветное коромысло над небом повисло (Радуга)
- Рассмотрим, как строится загадка.
Способы построения загадок:
1. Метафора (пример)
2. Звуковой образ (пример)
3. Сравнение (пример)
4. Прямой вопрос (пример)
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа в группах.
- Определите способ построения загадки. Карточки
- Полон хлевец белых овец. .
- Бел, как снег, целовать станут, а он тает.
- Кто на себе дом таскает?
- Что видно только ночью?
- Ела-ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
- Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая.
8. Включение в систему знаний и повторения.
- Составление загадки про снег.
- Какой он?
- Можно слово «снег» заменить другим. Каким?
- Какие действия выполняет снег
- Составьте загадку
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону .
- Используя законы жанра, придумайте загадки:
- о предметах одежды,
- о музыкальных инструментах,
- о кушаньях.
10. Рефлексия деятельности.
Прием рефлексии «Солнышко».
- Ребята, в конце урока мы вновь прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. На доске прикреплён круг от солнышка, у вас - лучики жёлтого и зеленого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получил много интересной информации; зеленого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
11. Домашнее задание.
- Написать сочинение о родном крае, закончив его загадкой.
- Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония", "Что мы узнали о животных?"
Весь урок дети работают в группах. На уроке используются загадки, анимированный кроссворд, задание "найди лишнее животное"....
презентация к урокам "ТЭК мира. Горнодобывающая промышленность мира"
Презентация содержит статистический материал, позволяющий продемонстрировать развитие топливно-энергетического комплекса и горнодобывающей отрасли мира по регионам и странам мира, вырабатывать у учащи...
Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов
Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...
В мире загадок
Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему "Загадки". Презентация представляет собой игру (10 минут) с классом, учащимся загадываются самые разные загадки: рифмованные, логические, шарады. В ка...
КВН "В мире загадок"
ЦЕЛИ: 1. Повторить, обобщить и систематизировать знания пятиклассников о происхождении, природе и художественных особенностях загадок как малого жанра фольклора.2. Развивать умения отгадыв...
Методическая разработка внеклассного мероприятия интеллектуальной игры – викторины с использованием ИКТ технологий «В мире загадок К. И. Чуковского»
Мероприятие посвященное творчеству К. И. Чуковского...
конспект урока " В мире русской лексики" Урок- игра.
Урок- игра в 5 классе...