Урок-проект по русскому языку в 7 классе " Написание НЕ с разными частями речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Разработка урока с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-proekt_po_russkomu_yazyku_v_7_klasse.rar | 346.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
урока по русскому языку в 7 классе
Панкратова Альбина Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Евсеевской СОШ
Павлово-Посадского района
Московской области.
Класс 7.
Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи»
Цель урока:
Методические цели в соответствии со стандартами образования | Методические цели по содержанию образования по предмету |
Познавательная деятельность Обобщение и систематизация знаний о написании НЕ с различными частями речи и схематическое их отражение. Обучение навыкам проектной деятельности Информационно-коммуникативная деятельность Построение высказывания по опорной схеме. Овладение монологической и диалогической речью. Отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности. Рефлексивная деятельность Владение навыками коллективной и групповой деятельности. | Освоение умения систематизировать и обобщать изученный ранее материал о написании НЕ с различными частями речи Развитие логического мышления, речевой деятельности. Использование полученных знаний в практической деятельности. Воспитание языковой личности, владеющей разными видами компетенций. Воспитание интереса к предмету. |
1. Познавательные:
а) обобщить и систематизировать знания о написании НЕ с различными частями речи;
б) познакомить с формами проектной деятельности.
2. Практические:
а) закрепить навыки написания НЕ с различными частями речи;
б) формировать умение определять с помощью опорной схемы условия выбора слитного и раздельного написания НЕ со словами.
3. Общепредметные:
а) воспитывать:
- интерес к предмету;
- языковую личность, владеющую разными видами компетенций;
б) развивать логическое мышление, навыки речевой деятельности, разные виды памяти;
в) формировать умение самостоятельно выполнять задание.
Технологии: проектная деятельность, групповая работа, тестовая технология
Оборудование урока: макет опорной схемы и разрезной материал, карточки с заданиями, компьютер, проектор, учебники по русскому языку 5, 6, 7 классов
Ход урока:
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради и запишите число, классная работа.
2. Переход к теме урока
(2 слайд)
На собственном опыте мы не раз убеждались, что один из трудных случаев орфографии – слитное и раздельное написание НЕ со словом. Это и будет темой нашего урока
(3 слайд)
- В какой роли может выступать НЕ со словом?
( Не может быть частицей, может быть приставкой или частью корня)
(клик)
- Как это связано с написанием НЕ?
(Если НЕ частица, то пишется со словом раздельно. Если НЕ приставка или часть корня, то пишется со словом слитно)
(клик)
3. Постановка проблемы
- В чем заключается проблема написания НЕ со словами?
(Выбрать слитное или раздельное написание)
(4 слайд)
Сегодня на уроке мы постараемся решить эту проблему с помощью проектной работы по созданию опорной схемы написания НЕ со словами.
Макет этой схемы лежит у вас на столах. В процессе выполнения заданий мы будем заполнять этот макет опорами. (Приложения 1 и 2)
4. Постановка цели и задач проекта
(5 слайд)
- Давайте подумаем, а зачем нам нужна опорная схема? Чем она нам поможет?
( Эта схема поможет нам выбрать правильное написание НЕ со словами, поможет избежать ошибок и т.д.)
(клик)
(клик)
Ребята, мы выполнили I этап нашей проектной работы и определили ее цель и задачи.
А теперь перейдем ко II этапу
(6 слайд)
Выполним ряд заданий, которые помогут нам создать опорную схему.
5. Работа с макетом опорной схемы
А) Тест
Ребята, вашему вниманию предлагаются тесты.
(7 слайд) Тест №1
ЗАДАНИЕ: укажите вариант, в котором НЕ со словом пишется слитно, запишите этот вариант в тетрадь и поясните выбор написания
(8 слайд) Тест №2
ЗАДАНИЕ: укажите вариант, в котором НЕ со словом пишется раздельно, запишите этот вариант в тетрадь и поясните выбор написания
- С чего вы начинали, чтобы правильно выбрать написание НЕ?
(Надо определить часть речи)
(9 слайд)
(клик) Внесем это положение в макет Схемы
Б) Определение групп частей речи
В макете вы видите, что части речи, в которых при написании НЕ возникают трудности, разделены на три группы.
- Можете вы назвать эти группы?
(клик) Внесем в макет Схемы названных групп частей речи
В) Словарная работа
На доске: (Не)нависть
Ребята, на доске вы видите слово (не)нависть. Запишите его, раскрыв скобки.
- Что вы скажете о написании этого слова?
(Ненависть – это существительное, которое с НЕ пишется слитно, потому что слово без НЕ не употребляется)
ЗАДАНИЕ (выполняется у доски): подберите к этому слову однокоренные слова различных частей речи
Ненависть, ненавидеть, ненавистный, ненавидя, ненавистно, ненавидящий
- При каком условии любая часть речи всегда пишется с НЕ слитно?
(Если слово не употребляется без НЕ)
Г) Работа по группам
Сейчас мы поработаем с группами частей речи. У вас на столах карточки с текстом. (Приложение 3)
ЗАДАНИЕ: подготовьте чтение текста
(чтение текста)
ЗАДАНИЕ:
I группа выписывает из текста существительные, прилагательные и наречия на -о, -е и распределяет их на два столбика: слитно – раздельно;
II группа выписывает из текста причастия и распределяет их на два столбика: слитно – раздельно;
III группа выписывает из текста глаголы и деепричастия.
Для успешного выполнения работы воспользуйтесь правилами в учебниках, которые лежат у вас на столах.
ПРОВЕРКА
Начнем проверку с III группы
- Назовите выписанные слова и объясните их написание
- Что вы можете сказать о написании НЕ с глаголами и деепричастиями?
- Когда может встретиться слитное написание?
(10 слайд) Внесем запись в макет Схемы
Теперь послушаем II группу
- Какие причастия вы написали с НЕ слитно? Почему?
- Какие причастия вы написали с НЕ раздельно? Почему?
(11 слайд) Вставим нужные опоры в макет Схемы
Завершает проверку I группа. У вас в работе были три части речи.
- В каких случаях вы написали их с НЕ слитно?
- Какие случаи раздельного написания с НЕ вам встретились?
(12 слайд) Внесем опоры в макет Схемы
6. Реализация проекта
(13 слайд)
Ребята, наша работа по созданию проекта опорной схемы завершилась. Мы подошли к третьему этапу – реализации проекта
А теперь посмотрим, какая опорная схема у нас получилась.
(14 слайд)
А) Алгоритм применения Схемы
Проговорим алгоритм работы по нашей опорной схеме
- Что мы делаем в первую очередь?
(Определяем часть речи)
- Каким будет следующее действие?
(Находим нужную группу частей речи и определяем, какому условию соответствует написание НЕ)
Б) Применение Схемы
ЗАДАНИЕ: запишите предложения и объясните написание НЕ
(5 предложений на усмотрение учителя)
7. Итог урока
Сегодня мы с вами не только повторили написание НЕ с различными частями речи, но и обобщили этот материал с помощью опорной схемы. Каждый из вас получает распечатанную опорную схему для дальнейшей работы. (Приложение 4)
На уроке отлично работали_________________________________________________________
Хорошо работали _________________________________________________________________
8. Домашнее задание
(15 слайд)
С помощью опорной схемы выполнить упр. № 224
(16 слайд)
Всем спасибо за работу. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Написание не с разными частями речи" по технологии РКМ
Учебно-методические материалы к урокам русского языка в 6 - 7 классах, связанных с изучением правил написания не с разными частями речи ( «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Прич...
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"
урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...
Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с разными частями речи".
Урок русского языка в 10 классе по теме "Правописание НЕ с разными частями речи" позволяет повторить, закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся по теме. Совершенствуются навыки пра...
Урок-проект по русскому языку в 7 классе " Написание НЕ с разными частями речи"
Разработка урока с презентацией...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...
Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....
презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание НЕ с разными частями речи"
Данный материал сожержит все орфорграфические правила о написании НЕ с разными частями речи, изученными за куср основной школы, а также сверх программы....