Творческие задания для работ по развитию речи в 7-9 классах
презентация к уроку по русскому языку (7, 8, 9 класс) по теме
Материал представлен в виде презентации и рассчитан на несколько уроков (задания можно сгруппировать в соответствии с задачами урока). Часть заданий для удобства работы и в зависимости от типа урока можно распечатать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorch._zadaniya_dlya_rabot_po_razvitiyu_rechi.pptx | 282.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Цветовое выражение» чувств Покраснеть от … Порозоветь от … Побагроветь от … Просиять от… Побледнеть от … Побелеть от … Позеленеть от … Пожелтеть от … Посинеть от … Почернеть от … Стать серым от …
Отгадайте чувство, названное в мировой литературе …Нам гладит щеки (ЧТО?) с изнанки утюгом… (А.Вознесенский) В душе блеснула (ЧТО?), как искры яркие на снежном хрустале… (П.Вяземский) На их главу клеймо (ЧЕГО?) я положу и обреку проклятью… (П.Вяземский) Огонь (ЧЕГО?) - огонь живительный… ( Е.Баратынский) Холодный (ЧТО?) по жилам пробегает и жизнь и теплоту в них леденит (В.Шекспир) Как рано (ЧЕГО?) привлек я взор кровавый… ( А.Пушкин) Соломинкой в хлеву блестит (ЧТО?) (П.Верлен ) Горло сжала (ЧТО?) тебе обручем острым своим (Аполлинер) Разве ты не понимаешь сам, как непрочно комнатное (ЧТО?), наглухо закрытое ветрам? ( Ю. Друнина ) Еще (ЧТО?) тянет с блюдца невыспавшееся дитя, а мне уж не на кого дуться, и я один на всех путях ( О.Мандельштам). Слова для справки: обида, зависть, стыд, радость, любовь, страх, презрение, счастье, надежда, тоска
Прочитайте предложение и подчеркните только то, о чем в нем ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ГОВОРИТСЯ. Никто со стороны и не подумал бы, что это разговаривают враги, а не два близких друга. 1 . Два человека разговаривали. 2. На самом деле они были врагами. 3. На самом деле они были друзьями. 4. Со стороны казалось, что они друзья. 5. Со стороны казалось, что они враги.
Два ученика составляли рассказ на основе этого предложения. Нужно было составить текст, чтобы в нем были только те смыслы, которые есть в предложении. Определите, кто из ребят справился с заданием. Два человека разговаривали спокойно, никак не проявляли своих враждебных чувств друг к другу. Текст ПЕРВОГО ученика. Разговаривали два человека. Они были врагами, но вели себя спокойно, никак не проявляя враждебности друг к другу. Поэтому со стороны казалось, что это разговаривают близкие друзья. Текст ВТОРОГО ученика. Два мальчика стояли на улице и разговаривали. Люди, которые проходили мимо, думали, что эти мальчики - друзья, но на самом деле они были врагами. Но вели они себя так, что никто этого не замечал.
Составляем рассказ по предложению , или «Расшифруйте предложение» При выполнении этого задания нужно всматриваться в каждое слово, ведь каждое слово, даже самое маленькое, посылает нам свой сигнал. Если, расшифровывая предложение, вы уловите все его сигналы, у вас должен получиться небольшой рассказ. При этом необходимо соблюдать два условия: п олностью «вычерпать» смысл из каждого слова и словосочетания, н о… н ельзя придумывать то, что невозможно узнать из предложения. Иначе вы будете фантазировать, отталкиваясь от предложения, а перед вами стоит совсем иная задача.
Возможный вариант: В какой-то комнате находился мальчик. Наверное, его кто-то обидел или произошло что-то, что его очень огорчило. И он заплакал. Мальчик не хотел, чтобы другие видели его слезы. Может быть, кто-то вошел в комнату, и мальчик решил избавиться от слез таким необычным способом: вкатить их обратно. Я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились в меня обратно. Предложение:
Расшифруйте предложение, то есть вычерпайте из него все смыслы, а затем составьте рассказ по этому предложению. 1. Мать обнимала его и плакала от радости, а он обнимал ее и ласково кивал головой всей старой мебели. 2. Спускались сумерки, нежный запах молодых листочков наполнил воздух, когда Марья Трофимовна принесла ведро воды из колодца, растопила печку и распечатала письмо от сына, который в это время с оружием в руках охранял границу, любуясь полярным сиянием.
Предположим, что это были сын с матерью. Они не виделись очень долго, по-видимому, много лет. Может быть, сын был на войне или в далеком путешествии, а может быть, несколько лет учился или работал вдали от дома. Если бы его жизнь в разлуке с матерью привела к плохим результатам, их встреча была бы омрачена. Но встреча была радостной – значит, он вернулся с каким-то успехом. И мать счастлива встрече и тому, что у него все хорошо. А он счастлив видеть мать и дом, в котором давно не был.
Сверните текст в одно предложение: Жил-был умный, но горячий и вспыльчивый человек. Он стал начальником. А это значит, что он руководил людьми. Так как он был человеком умным, то понимал, что работа с людьми требует выдержки и спокойствия. И воспитывал в себе эти качества, так что никто не подозревал об истинном его темпераменте. Однако произошло однажды что-то необычное, из ряда вон выходящее, и начальник не смог сдержаться. В присутствии людей он обнаружил свой настоящий характер. Всегда выдержанный и спокойный, начальник на этот раз обнаружил подлинный свой темперамент.
Назовите произведения и авторов. Можно ли эти тексты передать одним предложением? Сделайте вывод: тексты какого типа речи обычно подходят для свертывания в одно предложение, а какого – не поддаются такому сжатию? Почему? Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем... Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа? Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне любовью к Сереже и желанием казаться перед ним таким же молодцом, как и он сам? Незавидные же были эти любовь и желание казаться молодцом! Они произвели единственные темные пятна на страницах моих детских воспоминаний.
1.Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Маша». С каким известным рассказом А.П.Чехова можно сравнить это произведение? (Какие литературные ассоциации вызывает произведение?) 2.Попробуйте свернуть содержание каждого из этих художественных произведений в одно предложение? 3.Чем являются полученные фразы с точки зрения анализа текста? В чем их отличие? 4.Придумайте 2-3 вопроса для сравнительного анализа этих произведений И.С.Тургенева и А. П.Чехова.
Проживая — много лет тому назад — в Петербурге, я, всякий раз как мне случалось нанимать извозчика, вступал с ним в беседу. Особенно любил я беседовать с ночными извозчиками, бедными подгородными крестьянами, прибывавшими в столицу с окрашенными вохрой санишками и плохой клячонкой — в надежде и самим прокормиться и собрать на оброк господам. Вот однажды нанял я такого извозчика... Парень лет двадцати, рослый, статный, молодец молодцом; глаза голубые, щеки румяные; русые волосы вьются колечками из-под надвинутой на самые брови заплатанной шапоньки . И как только налез этот рваный армячишко на эти богатырские плеча! Однако красивое, безбородое лицо извозчика казалось печальным и хмурым. Разговорился я с ним. И в голосе его слышалась печаль. — Что, брат?— спросил я его.— Отчего ты не весел? Али горе есть какое? Парень не тотчас отвечал мне. — Есть, барин, есть,— промолвил он, наконец.— Да и такое, что лучше быть не надо. Жена у меня померла. — Ты ее любил... Жену-то свою? Парень не обернулся ко мне; только голову наклонил немного. — Любил, барин. Восьмой месяц пошел... а не могу забыть. Гложет мне сердце... да и ну! И с чего ей было помирать-то? Молодая! здоровая!.. В един день холера порешила. — И добрая она была у тебя? — Ах, барин!— тяжело вздохнул бедняк.— И как же дружно мы жили с ней! Без меня скончалась. Я как узнал здесь, что ее, значит, уже похоронили,— сейчас в деревню поспешил, домой. Приехал — а уж за полночь стало. Вошел я к себе в избу, остановился посередке и говорю так-то тихохонько: «Маша! а Маша!» Только сверчок трещит. Заплакал я тутотка , сел на избяной пол — да ладонью по земле как хлопну! «Ненасытная, говорю, утроба!.. Сожрала ты ее... сожри ж и меня! Ах, Маша!» — Маша!— прибавил он внезапно упавшим голосом. И, не выпуская из рук веревочных вожжей, он выдавил рукавицей из глаз слезу, стряхнул ее, сбросил в сторону, повел плечами — и уж больше не произнес ни слова. Слезая с саней, я дал ему лишний пятиалтынный. Он поклонился мне низехонько, взявшись обеими руками за шапку — и поплелся шажком по снежной скатерти пустынной улицы, залитой седым туманом январского мороза. Апрель 1878 И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе Маша
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Сборник заданий по развитию речи (раздел «Лексика» 8 класс)
В восьмом классе общеобразовательной школы в предметной области «Русский язык» учащиеся изучают раздел «Лексика», который способствует совершенствованию навыков определения художественно-выразительных...
Урок развития речи в 9-м классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по заданному тексту (ГИА, задание С 2.2)
Цели урока:раскрыть на примере текста тему дружбы;развивать аналитические и творческие способности учащихся;формировать у них чувство совестливости....
Олимпиадные задания по письму и развитию речи 6 класс
Олимпиадные задания по письму и развитию речи 6 класс...
Олимпиадные задания по письму и развитию речи 7 класс
Олимпиадные задания по письму и развитию речи 7 класс...
Олимпиадные задания по письму и развитию речи 8 класс
Олимпиадные задания по письму и развитию речи 8 класс...