Сборник заданий по развитию речи (раздел «Лексика» 8 класс)
материал для подготовки к егэ (гиа, русский язык, 8 класс) по теме
В восьмом классе общеобразовательной школы в предметной области «Русский язык» учащиеся изучают раздел «Лексика», который способствует совершенствованию навыков определения художественно-выразительных средств языка.
Многолетний опыт моей работы в школе показывает, что предлагаемых детям заданий не всегда достаточно для достижения заявленной цели. Поэтому мною к каждой теме раздела были подобраны задания, направленные на углубление знаний учащихся по данному разделу, а также на совершенствование практических навыков учащихся работы с текстом.
В результате использования предлагаемых заданий учащиеся демонстрируют глубокие знания средств языковой выразительности и способов их создания, умения определять данные выразительные средства в тексте. Кроме того, учащиеся успешно справляются с заданиями по лексике в контрольно-измерительных материалах на экзамене по русскому языку в формате ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_zadaniy_po_razvitiyu_rechi._leksika_8_klass.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструирование заданий компетентностного ориентирования
Сборник заданий по развитию речи
(раздел «Лексика» 8 класс)
Автор: Низова А.В. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 176
городского округа Самара
В восьмом классе общеобразовательной школы в предметной области «Русский язык» учащиеся изучают раздел «Лексика», который способствует совершенствованию навыков определения художественно-выразительных средств языка.
Многолетний опыт моей работы в школе показывает, что предлагаемых детям заданий не всегда достаточно для достижения заявленной цели. Поэтому мною к каждой теме раздела были подобраны задания, направленные на углубление знаний учащихся по данному разделу, а также на совершенствование практических навыков учащихся работы с текстом.
Тема: Синонимы. Синонимический ряд
Вспомним. Синонимы – это слова одной части речи, имеющие общее лексическое значение, но различающиеся дополнительными оттенками и стилистической принадлежностью.
В чем же особенность синонимов? Что необходимо о них знать, чтобы с большим эффектом использовать в своей речи? Прежде всего, уметь находить слова, синонимичные друг другу, научиться строить синонимический ряд.
В каждом синонимическом ряду есть стержневое слово (доминанта).
Задание №1: Какое слово является стержневым в синонимическом ряду?
- Приказ, предписание, распоряжение, директива, указание, команда.
- Милосердие, сострадание, сердобольность, жалостливость, отзывчивость, участливость, чуткость, душевность, сердечность.
Задание №2: Составьте синонимический ряд прилагательных для обозначения чего-либо маленького по размеру.
- Маленький, …
Задание №3: Составьте синонимический ряд глаголов, объединенных общим значением – испытывать страх.
- Бояться, …
Задание №4: Составьте синонимический ряд глаголов к слову «Зреть».
Задание №5: Составьте синонимический ряд существительных к слову «Друг».
Задание №6: Составьте синонимический ряд прилагательных к слову «Коричневый».
Задание №7: Составьте синонимический ряд наречий к слову «Быстро».
Задание №8: Составьте синонимический ряд местоимений к слову «Некто».
Задание № 9: Подберите не менее трех синонимов к каждому слову:
- Отважный, …
- Холодный, …
- Друг, …
- Дом, …
- Говорить, …
Задание № 10: Какие пары слов не являются синонимами?
А) 1. Погасить – потушить; 2. Лелеять – нежить; 3. Бесхитростный – незатейливый;
4. Горе – случай; 5. Солидный – видный.
Б) 1. Преграда – помеха; 2. Привлекать – манить; 3. Скука – горе; 4. Склон – откос; 5. Забавный - занимательный.
Задание № 11: Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:
- Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.
- Томительный, утомительный, томный, пятитомный.
- Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.
- Собака, Бобик, животное, Барбос.
Тема: Лексические, стилистические и контекстуальные синонимы
Вспомним. Синонимов, абсолютно совпадающих в значениях, в языке немного. Обычно между синонимами есть незначительные, часто очень тонкие смысловые различия. Вследствие этого синонимы бывают: лексические, стилистические, контекстуальные.
Задание №1: Укажите ряды лексических и стилистических синонимов.
- Смотреть, глядеть, взирать, пялиться, глазеть.
- Писатель, автор, публицист, литератор, прозаик.
- Буря, ураган, тайфун, смерч.
- Неудовлетворительно, двойка, двояк, пара.
- Склониться, нагнуться, накрениться.
- Бить, колотить, лупить, дубасить, тузить, дуть.
Задание №2: Найдите контекстуальные синонимы.
Рифма, звучная подруга
Вдохновенного досуга,
Вдохновенного труда,
Ты умолкла, онемела;
Ах, ужель ты улетела,
Изменила навсегда!
(А.С. Пушкин)
Тема: Градация. Прием нагнетания синонимов
Вспомним. Градация (постепенное повышение) - расположение слов, словосочетаний, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего, благодаря чему создается нарастание интонации и эмоционального напряжения речи.
В художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности.
Задание №1: Выпишите синонимы, располагая их по принципу градации. «Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля». (Л. Кассиль)
Задание №2: Найдите синонимы в следующих строках из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина. С какой целью употребляет эти синонимы автор?
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка по лбу,
Есть же мне давай вареную воблу.
Задание №3: Найдите градацию.
« Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?» (Чаковский)
«Шампанское стаканами тянул». – «Бутылками-с, и пребольшими!» - «Нет-с, бочками сороковыми». (А.С. Грибоедов)
«Все грани чувств, все грани правды
Стерты в мирах, в годах, в часах».
(А. Белый)
Задание № 4: Синонимы к слову «Быстро» запишите по принципу градации. - Быстро,…
Тема: Антонимы. Антитеза и оксюморон
Вспомним. Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Употребление антонимов делает речь более выразительной. Как и синонимы, антонимы могут быть языковыми и контекстуальными.
Задание №1: Найдите языковые и контекстуальные антонимы.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, Лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
(А. С. Пушкин)
Вспомним. У многозначных слов антонимы имеют разные лексические значения.
Задание №2: Допишите антонимы к словосочетаниям.
- Свежий хлеб –
Свежий журнал –
Свежий воротничок –
Свежий ветер –
Свежий взгляд –
- Бледный луч –
Бледные краски –
Бледное лицо –
- Легкий вопрос –
Легкий аромат –
Легкая ноша –
Легкая походка –
Легкий характер –
- Глубокий сон –
Глубокое озеро –
Глубокое дыхание –
Глубокий след –
Задание №3: Отгадайте загадку. Укажите в загадке антонимы.
Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой,
В открытые окна внезапно влетит,
То что-то прошепчет, То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.
Задание №4: Подберите антонимы к словам. По вертикали получится слово.
Широкий –
Твердый –
Старый –
Скучный –
Бесполезный –
Неряшливый –
Задание №5: Подберите антонимы к словам.
Холод –
Ночь –
Смелый –
Высокий –
Твердый –
Добро –
Верх –
Спокойный –
Забавный –
Радостный –
Огонь –
Веселье –
Рабство –
Высота –
Задание №6: Подберите к словам антонимы, имеющие приставки «пре-» или «при-».
Отсутствие –
Безобразный –
Уважение –
Удалиться –
Задание №7: Укажите антонимы.
«Трус умирает сто раз, смелый живет вечно».
«Хороша вещь, когда новая, а друг – когда старый».
«В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь».
«Ученье – свет, а неученье – тьма».
«Лучше горькая правда, чем красивая ложь».
«Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине».
Вспомним. Писателями и поэтами антонимы широко используются как изобразительное средство.
Антонимы лежат в основе таких стилистических приемов как антитеза и оксюморон.
Антитеза – противопоставление резко контрастных понятий для создания художественных образов.
Оксюморон – сопоставление несопоставимых, взаимоисключающих понятий.
Задание №8: Укажите антитезу.
«Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка – Русь».
(Н. Некрасов)
… Как мы черный день встречали
Белой ночью огневой.
(А. Блок)
Задание №9: Укажите оксюморон.
Кому сказать мне, с кем мне поделиться
Той грустью радостной, что я остался жив.
(С. Есенин)
Тема: Омонимия
Вспомним. Омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению. Различаются омонимы полные (лексические) и частичные (неполные: омоформы, омофоны, омографы).
Задание №1: Найдите и охарактеризуйте все разновидности омонимов.
Нес Медведь, шагая к рынку,
На продажу меда крынку.
Вдруг на Мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
(Я. Козловский)
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
- Где вы были? – У лисички!
- Что вы ели там? – Лисички!
(А. Шибаев)
«Все перемелется – будет мукой!»
Люди утешены этой наукой.
Станет мукою, что было тоской?
Нет, лучше мукой!
(М. Цветаева)
Задание №2: Составьте словосочетания с указанными словами, подтверждающими, что эти слова являются омонимами.
- Брак, балка, глава, свет, образование, среда;
- Грести, бродить, досадить, тушить, настоять;
- Ключевой, правый, худой;
- Залив, уход.
Задание №3: Можно ли вне контекста написать следующие слова? Какая омонимичная форма использована?
Прим..рять - прим..рять
Ст..рожил - ст..рожил
Изморо..ь - изморо..ь
Плач(?) - плач(?)
Впереме..ку – впереме..ку
Пр..зрение - пр..зрение
С..деть - с..деть
(Р,р)оман - (Р,р)оман
Задание №4: Какие из омонимичных форм использованы в стихах- каламбурах.
- Снег сказал:
- Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю
Отраженных голубей.
- За истину стою,
А значит – что-то стою.
(Я. Козловский)
- Приятно поласкать дитя или собаку,
Но всего необходимее полоскать рот.
(Козьма Прутков)
Задание№5: Определите, какой частью речи являются омонимы.
«На то и печь, чтобы хлеб печь».
(Пословица)
«Снежное покрывало все поле покрывало».
(Пословица)
«Защитник вольности и прав
В сем случае совсем не прав».
(А.С. Пушкин)
В результате использования предлагаемых заданий учащиеся демонстрируют глубокие знания средств языковой выразительности и способов их создания, умения определять данные выразительные средства в тексте. Кроме того, учащиеся успешно справляются с заданиями по лексике в контрольно-измерительных материалах на экзамене по русскому языку в формате ГИА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник заданий и упражнений по дисциплине «Английский язык» для развития лексических навыков в области профессионально-ориентированного общение по специальности «Металлургия цветных металлов»
Данное пособие предназначено для работы со студентами, обучающимися по специальности «Металлургия цветных металлов», и ставит своей целью подготовить их к чтению и переводу соответствующей технической...
Сборник заданий по развитию читательской грамотности
для 8-9 классов...
Задания для развития читательской грамотности. 8 класс.
Примеры творческих заданий на основе текста для развития читательской грамотности. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и з...
Задания для развития читательской грамотности. 8 класс
Задания для развития читательской грамотности. 8 класс....
Методический материал: тестирование по учебному предмету " Письмо и развитие речи" (Раздел "Имя существительное "(9класс, 1 вариант)
Тестирование по учебному предмету "Письмо и развитие речи"(Раздел "Имя существительное")(9класс, 1 вариант) возможно в обобщенном варианте полученных знаний...
Сборник заданий по развитию графо-моторных навыков у детей возрастной категории 5+
ПредисловиеВ сборнике представлены упражнения по различным темам, способствующие развитию графо–моторных навыков у детей возрастной категории 5+.Сборник рекомендован для работы с детьми: воспита...