Сборник заданий по развитию речи (раздел «Лексика» 8 класс)
материал для подготовки к егэ (гиа, русский язык, 8 класс) по теме

Низова Алла Валентиновна

В восьмом классе общеобразовательной школы в предметной области «Русский язык» учащиеся изучают раздел «Лексика», который способствует совершенствованию навыков определения художественно-выразительных средств языка.

            Многолетний опыт моей работы в школе показывает, что предлагаемых детям заданий не всегда достаточно для достижения заявленной цели. Поэтому мною к каждой теме раздела были подобраны задания, направленные на углубление знаний учащихся по данному разделу, а также на совершенствование практических навыков учащихся работы с текстом.

В результате использования предлагаемых заданий учащиеся демонстрируют глубокие знания средств языковой выразительности и способов их создания, умения определять данные выразительные средства в тексте. Кроме того, учащиеся успешно справляются с заданиями по лексике в контрольно-измерительных материалах на экзамене по русскому языку в формате ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_zadaniy_po_razvitiyu_rechi._leksika_8_klass.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование заданий компетентностного ориентирования

Сборник заданий по развитию речи

(раздел «Лексика» 8 класс)

                                                        Автор: Низова А.В.                                                                                        учитель русского языка и литературы                                                                 МБОУ СОШ № 176

                                                        городского округа Самара

        В восьмом классе общеобразовательной школы в предметной области «Русский язык» учащиеся изучают раздел «Лексика», который способствует совершенствованию навыков определения художественно-выразительных средств языка.

        Многолетний опыт моей работы в школе показывает, что предлагаемых детям заданий не всегда достаточно для достижения заявленной цели. Поэтому мною к каждой теме раздела были подобраны задания, направленные на углубление знаний учащихся по данному разделу, а также на совершенствование практических навыков учащихся работы с текстом.

Тема: Синонимы. Синонимический ряд

        Вспомним. Синонимы – это слова одной части речи, имеющие общее лексическое значение, но различающиеся дополнительными оттенками и стилистической принадлежностью.

        В чем же особенность синонимов? Что необходимо о них знать, чтобы с большим эффектом использовать в своей речи? Прежде всего, уметь находить слова, синонимичные друг другу, научиться строить синонимический ряд.

        В каждом синонимическом ряду есть стержневое слово (доминанта).

Задание №1:  Какое слово является стержневым в синонимическом ряду?

- Приказ, предписание, распоряжение, директива, указание, команда.

- Милосердие, сострадание, сердобольность, жалостливость, отзывчивость, участливость, чуткость, душевность, сердечность.

Задание №2: Составьте синонимический ряд прилагательных для обозначения чего-либо маленького по размеру.

- Маленький, …

Задание №3: Составьте синонимический ряд глаголов, объединенных общим значением – испытывать страх.

- Бояться, …

Задание №4: Составьте синонимический ряд глаголов к слову «Зреть».

Задание №5: Составьте синонимический ряд существительных  к слову «Друг».

            Задание №6: Составьте синонимический ряд прилагательных к слову «Коричневый».

        Задание №7: Составьте синонимический ряд наречий к слову «Быстро».

        Задание №8: Составьте синонимический ряд местоимений к слову «Некто».

        

        Задание № 9: Подберите не менее трех синонимов к каждому слову:

- Отважный, …

- Холодный, …

- Друг, …

- Дом, …

- Говорить, …

Задание № 10: Какие пары слов не являются синонимами?

А)  1. Погасить – потушить; 2. Лелеять – нежить; 3. Бесхитростный – незатейливый;

4. Горе – случай; 5. Солидный – видный.

Б)  1. Преграда – помеха; 2. Привлекать – манить; 3. Скука – горе; 4. Склон – откос; 5. Забавный  - занимательный.

        Задание № 11: Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

  1. Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.
  2. Томительный, утомительный, томный, пятитомный.
  3. Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.
  4. Собака, Бобик, животное, Барбос.

Тема: Лексические, стилистические и контекстуальные синонимы

Вспомним. Синонимов, абсолютно совпадающих в значениях, в языке немного. Обычно между синонимами есть незначительные, часто очень тонкие смысловые различия. Вследствие этого синонимы бывают: лексические, стилистические, контекстуальные.

Задание №1: Укажите ряды лексических и  стилистических синонимов.

  1. Смотреть, глядеть, взирать, пялиться, глазеть.
  2. Писатель, автор, публицист, литератор, прозаик.
  3. Буря, ураган, тайфун, смерч.
  4. Неудовлетворительно, двойка, двояк, пара.
  5. Склониться, нагнуться, накрениться.
  6. Бить, колотить, лупить, дубасить, тузить, дуть.

Задание №2: Найдите контекстуальные синонимы.

Рифма, звучная подруга

Вдохновенного досуга,

Вдохновенного труда,

Ты умолкла, онемела;

Ах, ужель ты улетела,

Изменила навсегда!

                       (А.С. Пушкин)

Тема: Градация. Прием нагнетания синонимов

        Вспомним. Градация  (постепенное повышение) - расположение слов, словосочетаний, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего, благодаря чему создается нарастание интонации и эмоционального напряжения речи.

        В художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности.

        Задание №1: Выпишите синонимы, располагая их по принципу градации.             «Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля».   (Л. Кассиль)

Задание №2: Найдите синонимы в следующих строках из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина. С какой целью употребляет эти синонимы автор?

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка по лбу,

Есть же мне давай вареную воблу.

Задание №3: Найдите градацию.

« Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?» (Чаковский)

«Шампанское стаканами тянул». – «Бутылками-с, и пребольшими!» - «Нет-с, бочками сороковыми». (А.С. Грибоедов)

«Все грани чувств, все грани правды

  Стерты в мирах, в годах, в часах».

                                                  (А. Белый)

Задание № 4: Синонимы к слову «Быстро» запишите по принципу градации.                      -  Быстро,…

Тема: Антонимы. Антитеза и оксюморон

        Вспомним. Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Употребление антонимов делает речь более выразительной. Как и синонимы, антонимы могут быть языковыми и контекстуальными.

Задание №1: Найдите языковые и контекстуальные антонимы.

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, Лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

                                 (А. С. Пушкин)

Вспомним. У многозначных слов антонимы имеют разные лексические значения.

Задание №2: Допишите антонимы к словосочетаниям.

  1. Свежий хлеб –

Свежий журнал –

Свежий воротничок –

Свежий ветер –

Свежий взгляд –

  1. Бледный луч –

Бледные краски –

Бледное лицо –

  1. Легкий вопрос –

Легкий аромат –

 Легкая ноша –

Легкая походка –

Легкий характер –

  1. Глубокий сон –

Глубокое озеро –

Глубокое дыхание –

Глубокий след –

Задание №3: Отгадайте загадку. Укажите в загадке антонимы.

Бывает он и в холод,

Бывает он и в зной,

Бывает он и добрый,

Бывает он и злой,

В открытые окна внезапно влетит,

То что-то прошепчет, То вдруг загудит.

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять.

Задание №4: Подберите антонимы к словам. По вертикали получится слово.

Широкий –

Твердый –

Старый –

Скучный –

Бесполезный –

Неряшливый –

Задание №5: Подберите антонимы к словам.

Холод –

Ночь –

Смелый –

Высокий –

Твердый –

Добро –

Верх –

Спокойный –

Забавный –

Радостный –

Огонь –

Веселье –

Рабство –

Высота –

Задание №6: Подберите к словам  антонимы,  имеющие приставки «пре-» или «при-».

Отсутствие –

Безобразный –

Уважение –

Удалиться –

Задание №7: Укажите антонимы.

«Трус умирает сто раз, смелый живет вечно».

«Хороша вещь, когда новая, а друг – когда старый».

«В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь».

«Ученье – свет, а неученье – тьма».

«Лучше горькая правда, чем красивая ложь».

«Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине».

Вспомним. Писателями и поэтами антонимы широко используются как изобразительное средство.

Антонимы лежат в основе таких стилистических приемов как антитеза и оксюморон.

Антитеза – противопоставление резко контрастных понятий для создания художественных образов.

Оксюморон – сопоставление несопоставимых, взаимоисключающих понятий.

Задание №8: Укажите антитезу.

«Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка – Русь».

                                                                                                                           (Н. Некрасов)

… Как мы черный день встречали

Белой ночью огневой.

                                              (А. Блок)

Задание №9: Укажите оксюморон.

Кому сказать мне, с кем мне поделиться

Той грустью радостной, что я остался жив.

                                                               (С. Есенин)

Тема: Омонимия

        Вспомним. Омонимы – слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению. Различаются омонимы полные (лексические) и частичные (неполные: омоформы, омофоны, омографы).

        Задание №1: Найдите и охарактеризуйте все разновидности омонимов.

        Нес Медведь, шагая к рынку,

        На продажу меда крынку.

        Вдруг на Мишку – вот напасть! –

        Осы вздумали напасть.

        Мишка с армией осиной

        Дрался вырванной осиной.

        Мог ли в ярость он не впасть,

        Если осы лезли в пасть,

        Жалили куда попало,

        Им за это и попало.

                                          (Я. Козловский)

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей норки:

- Где вы были? – У лисички!

- Что вы ели там? – Лисички!

                              (А. Шибаев)

«Все перемелется – будет мукой!»

Люди утешены этой наукой.

Станет мукою, что было тоской?

Нет, лучше мукой!

                              (М. Цветаева)

Задание №2: Составьте словосочетания с указанными словами, подтверждающими, что эти слова являются омонимами.

  1. Брак, балка, глава, свет, образование, среда;
  2. Грести, бродить, досадить, тушить, настоять;
  3. Ключевой, правый, худой;
  4. Залив, уход.

Задание №3: Можно ли вне контекста написать следующие слова? Какая омонимичная форма использована?

Прим..рять - прим..рять

Ст..рожил - ст..рожил

Изморо..ь - изморо..ь

Плач(?) - плач(?)

Впереме..ку – впереме..ку

Пр..зрение - пр..зрение

С..деть - с..деть

(Р,р)оман - (Р,р)оман

        Задание №4: Какие из омонимичных форм использованы в стихах- каламбурах.

  1. Снег сказал:

- Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечет, качая стаю

Отраженных голубей.

  1. За истину стою,

А значит – что-то стою.

                         (Я. Козловский)

  1. Приятно поласкать дитя или собаку,

Но всего необходимее полоскать рот.

                                         (Козьма Прутков)

Задание№5: Определите, какой частью речи являются омонимы.

        «На то и печь, чтобы хлеб печь».

                                                    (Пословица)

        «Снежное покрывало все поле покрывало».

                                                                     (Пословица)

        «Защитник вольности и прав

        В сем случае совсем не прав».

                                                    (А.С. Пушкин)

 

        В результате использования предлагаемых заданий учащиеся демонстрируют глубокие знания средств языковой выразительности и способов их создания, умения определять данные выразительные средства в тексте. Кроме того, учащиеся успешно справляются с заданиями по лексике в контрольно-измерительных материалах на экзамене по русскому языку в формате ГИА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник заданий и упражнений по дисциплине «Английский язык» для развития лексических навыков в области профессионально-ориентированного общение по специальности «Металлургия цветных металлов»

Данное пособие предназначено для работы со студентами, обучающимися по специальности «Металлургия цветных металлов», и ставит своей целью подготовить их к чтению и переводу соответствующей технической...

Задания для развития читательской грамотности. 8 класс.

Примеры творческих заданий на основе текста для развития читательской грамотности. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и з...

Задания для развития читательской грамотности. 8 класс

Задания для развития читательской грамотности. 8 класс....

Методический материал: тестирование по учебному предмету " Письмо и развитие речи" (Раздел "Имя существительное "(9класс, 1 вариант)

Тестирование по учебному предмету "Письмо и развитие речи"(Раздел "Имя существительное")(9класс, 1 вариант) возможно в обобщенном варианте полученных знаний...

Сборник заданий по развитию графо-моторных навыков у детей возрастной категории 5+

ПредисловиеВ сборнике представлены упражнения по различным темам, способствующие развитию графо–моторных навыков у детей возрастной категории 5+.Сборник рекомендован для работы с детьми: воспита...