Урок развития речи в 9-м классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по заданному тексту (ГИА, задание С 2.2)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Цели урока:
- раскрыть на примере текста тему дружбы;
- развивать аналитические и творческие способности учащихся;
- формировать у них чувство совестливости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_urok_razvitiya_rechi_v_9.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 9-м классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по заданному тексту (ГИА, задание С 2.2)
Цели урока:
- раскрыть на примере текста тему дружбы;
- развивать аналитические и творческие способности учащихся;
- формировать у них чувство совестливости.
Техническое оборудование: использование ИКТ, презентация, музыка
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы будем готовиться к сочинению-рассуждению по заданному тексту. Вашему вниманию предлагается отрывок из произведения русской писательницы В. А. Осеевой-Хмелёвой (слайд № 1).
2. Сообщение о жизни и творчестве автора (выступает заранее подготовленный ученик).
В. А. Осеева, знаменитая детская писательница, родилась в Киеве. Её родители принимали активное участие в революционном движении и вынуждены были часто переезжать. Осеева окончила школу в Житомире. В 1923 году организовала детскую трудовую коммуну на станции Подсолнечная в Подмосковье. В детских колониях и трудовых коммунах она проработала до 1940 года. Опыт педагога впрямую сказался на её писательской судьбе. Осеева стала печатать рассказы в детских журналах «Затейник», «Мурзилка», «Дружные ребята». В 40-м году вышел первый сборник её произведений «Рыжий кот». Следуя традициям Ушинского и Толстого, Осеева осваивает жанр короткого рассказа с поставленной в нём дидактической целью. Хрестоматийными стали её рассказы: «Волшебное слово», «Три товарища», «Печенье». Большой успех имела книга «Васёк Трубачёв и его товарищи», которая посвящена делам пионеров в годы войны (1947–1952 гг.). Она была отмечена Государственной премией. Более 15 лет Осеева работала над автобиографическими повестями «Динка» и «Динка прощается с детством». Последняя увидела свет уже после смерти автора (слайд № 2).
3. Слово учителя.
С доброй улыбкой и щемящей грустью пишет В. А. Осеева о ваших ровесниках – 15-летних подростках. И это не случайно. Юность – дорогая, невозвратная пора ожиданий, пора надежд, когда кажется, что весь мир у твоих ног и всё тебе по плечу. Юность – это бескорыстная дружба и первое признание в любви. Радости и огорчения, сомнения и открытия. Юность – это пора взросления, пора размышлений о жизни и о себе. Разными дорогами уходят люди из юности, разные испытания выпадают им во взрослой жизни, но воспоминания о крылатой поре живут всегда в их сердцах (слайды № 3 – 8).
4. Чтение текста учащимися.
(1) В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3) Ни в лес, ни в поле, ни по узенькой тропке среди моря колосьев ржи. (4) Ничего этого больше не будет! (5) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
(6) Тревожно на душе у Динки. (7) Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар? (8) Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9) «Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» - сказал он тогда. (10) И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.
(11) Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе… (12) И обманывать их бесполезно. (13) Да и как можно обманывать друга?
(14) Много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15) Но ведь всё это было другое. (16) А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17) Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.
(18) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19) «Как я скажу Андрею?» - мучительно думала Динка. (20) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
(21) Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.
– (22) Не говори ему ничего, - сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – (23) Слышишь меня?..
– (24) Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – (25) Я, конечно, всё понимаю, Лёня… (26) Нас было трое друзей. (27) А теперь должно быть двое! (28) И из нас троих нельзя обмануть никого!
(По В. Осеевой)
5. Аналитическая работа над текстом.
1) Словарная работа (выступают заранее подготовленные ученики).
Боль – 1. Ощущение страдания. Физическая боль. Душевная боль.
Душа – 1. Внутренний, психический мир человека. Радостно на душе. 2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. Добрая душа.
Обида – 1. Несправедливо причинённое огорчение, а также вызванное этим чувство. Терпеть обиды.
Жертва – 1. В древних религиях: приносимый в дар божеству предмет или живое существо. 2. Добровольный отказ от кого-нибудь или чего-нибудь в чью-нибудь пользу. Принести себя в жертву. 3. О ком-нибудь страдающем от насилия, несчастья, неудачи. Жертвы пожара.
Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. Поступить по совести. Люди с чистой совестью.
Сердце – 1. Центральный орган кровеносной системы. 2. перен. Этот орган как символ души, переживаний, чувств, настроений. Доброе сердце. 3. перен. Важнейшее место чего-нибудь. Москва – сердце нашей Родины.
Тревога – 1. Беспокойство, волнение. Быть в тревоге. 2. Шум, переполох, суматоха. На улице тревога.
Торжество – 1. Большое празднество в честь какого-либо события. 2. Чувство радости, удовлетворения по какому-нибудь случаю. В голосе звучит торжество.
Задача – 1. Вычисление. 2. Сложный вопрос, проблема, требующие разрешения. Жизненно важная задача.
Удар – 1. Резкий толчок. 2. Стремительное нападение. 3. Тяжёлое потрясение. Испытать удар судьбы.
2) Какова тема текста? (Тема текста – дружба).
3) Найдите ключевые слова. (Динка, Андрей (Хохолок), Лёня, друг, велосипед).
4) Почему у Динки было «тревожно на душе»? Выберите правильный ответ.
- Динку огорчало, что она больше не сможет кататься на велосипеде с Хохолком.
- Динке хотелось бы обмануть Хохолка, но сделать это было невозможно.
- Динку мучили воспоминания о том, как Хохолок купил велосипед.
- Динке тяжело было предстоящее решительное объяснение с Хохолком (слайд № 9)
5) В чём Динка должна была признаться Андрею? (Она должна была признаться в том, что уже выросла, что из двух ребят ей больше всего нравится Лёня и она хочет быть с ним. Андрей третий лишний).
6) Докажите, что расставание с другом – сложное испытание для повзрослевшей Динки. Как об этом пишет автор? (16) А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17) Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого).
Назовите средства выразительности. ( Метафоры: «жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее», «эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу не требовали такой жертвы»).
7) Почему Динка дорожит отношениями с Андреем? (Андрей был настоящим другом. Он хорошо понимал Динку и любил делать для неё приятное. Она доверяла ему свои тайны).
8) Легко ли Динке сказать правду Андрею? Подтвердите свой ответ примерами из текста. (Нет. Автор пишет: «Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар?» Динка понимает, что правда для Андрея будет тяжёлым потрясением, а она не хочет обижать верного друга).
9) Как по-другому могла поступить героиня? (Динка могла оставить всё, как есть: по-прежнему встречаться с ребятами. Но тогда бы ей пришлось обманывать Андрея, чтобы быть вдвоём с Лёней).
10) Могла ли пойти на это Динка? (Нет. Она не хотела лгать Андрею. Ей было совестно).
11) Как об этом пишет автор? (11) она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе…(12) И обманывать их бесполезно. Да и как можно обманывать друга?)
12) Как к переживаниям подруги относится Лёня? Выберите правильный ответ.
- Лёня привык руководить поступками и чувствами Динки, и ему не хотелось, чтобы она переживала из-за пустяков.
- Лёня воспринимал переживания Динки как свои собственные.
- Лёне неприятно было, что Динка так ждёт появления Хохолка.
- Лёню беспокоило, что Динка могла принять решение не в его пользу (слайд № 10)
13) Найдите средства выразительности, которые передают душевное состояние героев. (Автор использует повтор однокоренных слов «Динка проснулась с тревогой на душе», «тревожно на душе у Динки», метафоры «воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку», «сердце его сдавливала боль», «он давно следит за ней беспокойным взглядом»).
14) Какое окончательное решение принимает героиня? (Она решила рассказать Андрею правду: (28) Из нас троих нельзя обмануть никого!)
15) Какое высказывание отражает основную мысль текста? Выберите правильный ответ.
- Дружба кончается там, где начинается недоверие (Сенека).
- Порой легче стерпеть обман того, кого любишь, чем услышать от него всю правду. (Ф. Ларошфуко).
- Дружба проникает в жизнь всех людей, но для сохранения её порой приходится сносить и обиды (Цицерон).
- Ложь, если она приносит счастье другим, важнее любой правды (С. Цвейг) (слайд № 11).
Слово учителя. Главное в дружбе – доверие и понимание. Надо быть искренними с друзьями. Обманывая тех, кто нас любит, мы предаём их, обрекаем на страдания, а себя – на угрызения совести. Поэтому, принимая важное в жизни решение, мы должны прислушиваться к голосу совести и поступать так, чтобы не причинять боль другим.
6. Работа над композицией сочинения-рассуждения.
1) Прочитаем творческое задание С 2.2 (Объясните, как вы понимаете смысл финала текста (предложение 28): «И из нас троих нельзя обмануть никого!». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения)
2) Вспомним, из каких частей состоит сочинение-рассуждение.
Тезис (основное положение, которое нужно доказать) – аргументы (доказательства) – вывод (слайд № 12).
3) Вначале напишем небольшое вступление, в котором раскроем тему текста и сформулируем тезис.
Тема текста – дружба. Без неё трудно представить нашу жизнь. Дружба дарит нам радость общения и поддерживает в тяжёлую минуту. Она делает нас добрее и чище. Поэтому права Динка, которая дорожит друзьями и считает, что их нельзя обманывать.
4) Приведём аргументы. Для этого используем вводные слова, которые указывают на порядок мыслей и их связь.
Во-первых, Динка не может предать ребят, потому что они настоящие друзья. Андрей и Лёня хорошо понимают подругу и заботятся о ней (предложения 8-10, 20). Во-вторых, Динка – добрый и совестливый человек. Она искренне переживает за ребят, старается не причинить им боль (предложения 7, 19). Динка сама принимает важное решение, и, хотя оно даётся ей нелегко, совесть её чиста.
5) Вывод.
Таким образом, автор убеждает нас в том, что главное в дружбе – доверие и понимание. Надо быть искренними с друзьями и поступать так, чтобы они не страдали.
(112 слов)
7) Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение по заданному тексту, используя материалы урока (слайд № 13).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в XI классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ)
Данная работа поможет учащимся отработать навыки в написании сочинения-рассуждения....
Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".
Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения. Создание памятки написания сочинения (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....
Разработка урока развития речи в 6-м классе. Подготовка к сочинению-описанию осенней природы.
Научить ребёнка чувствовать красоту русского языка, уметь пользоваться его богатством для передачи мыслей, чувств, формировать языковой эстетический идеал - задача уроков ра...
Открытый урок по русскому языку в 11 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ).
Открытый урок по русскому языку в 11 классе.Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ). Презентация в приложении....
Урок развития речи. Русский язык 5 класс. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».
Данная разработка содержит поэтапный материал подготовки к домашнему сочинению сочинению и образец сочинения....
Конспект урока по русскому языку в 8 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению (ОГЭ, 15.3)»
рекомендовано к использованию...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению «Нужно ли заниматься спортом?»
Данный урок является одним из уроков развития речи, посвящённых изучению типов речи. Обучающиеся уже познакомились с особенностями повествования и описания. В системе уроков по изучению такого типа ре...