Конспект урока по теме: "Падежи"
методическая разработка по русскому языку

Емельянова Ирина Николаевна

Закрепление знаний по теме "Падежи русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл padezhi.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Падеж имён существительных. Закрепление.

Цели урока: - закрепление знаний о системе падежей русского языка;

- отработка алгоритма определения падежа имени существи-

тельного в предложении;

- развивать орфографическую зоркость, речь, логическое

мышление;

- воспитывать доброе отношение в коллективе, интерес к

предмету.

Ход урока:

I. Организационный момент.

-- Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.

II. Объявление темы и задач урока.

- Проветривая перед уроком класс, я открыла окно и все карточки перепутались. Надо навести порядок. Вы догадались чем мы будем заниматься? (Повторим падежи. Расставим их на места: название падежа, вспомогательное слово, вопросы и предлоги.)

Нам поможет в этом компьютер, будем путешествовать по карте падежей.

С нами в путешествие отправляется Кеша. Кеша рассказывает нам о своих увлечениях: играю на (скрипка)

рисую (карандаш)

- Вам понятно, что говорит Кеша. Почему? ( Надо изменить форму им. существительных. В словосочетаниях и предложениях им. сущ. изменяют свою форму. Падеж помогает связывать слова в словосочетаниях и предложении.)

- Измените форму им. сущ. (играю на скрипке, рисую карандашом)

- А сколько падежей в русском языке? ( В русском языке 6 падежей. Все падежи, кроме И.п. называются косвенными)

III. Закрепление падежей имён существительных.

1)Именительный падеж

Я – именительный падеж

И нет на мне чужих одежд

Меня легко все узнают

И в подлежащие зовут. (читает ученик)

(Ставит на доске магнитные карточки: И.п. вспомогательное слово – есть – вопросы: кто? что? предлогов нет)

Задание. Составьте и запишите предложение, чтобы в нём было им. сущ. в И.п.

Проверка. (3 ученика)

2)Родительный падеж.

А я – падеж родительный.

Характер мой общительный.

Кого? Чего? – И вот он я;

Предлоги часто мне друзья;

И «с», и «до», и «у», и «из» -

«До» неба вверх и «с» неба вниз.

(Ученик комментирует: Р.п. – вспомогательное слово –нет, вопросы: кого? чего? Предлоги : без, у, от, до, с)

- Проверяем по падежной таблице. Какие предлоги не назвали?

3)Дательный падеж.

Если б я названия падежам давал

Я б тогда дарительным Дательный назвал!

А ещё как размечтаюсь,

Дед Морозом наряжаюсь

И подарки всем несу:

Братику, сестричке, псу.

А ещё кому? чему?

- А сейчас задание «Займёмся делом»

- Определите падеж существительного дело в разных пословицах.

Дело шуток не любит.

От слов до дела целая верста.

Не по сути дело, а по делу суть.

- Вспомним алгоритм определения падежа в предложении (найти слово, с которым связано им. сущ. , поставь от него вопрос, по вопросу и предлогу определи падеж).

Физкультминутка.

Именительный – подпрыгнул,

А родительный – летал,

Дательный – полез на горку,

А винительный – устал.

Наш творительный поплавал,

А предложный убежал.

Падежи нам все нужны –

И при этом все важны.

4)Винительный падеж.

Я – винительный падеж,

И я во всём виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них « пятёрки» я ловлю.

Кого позвать, во что играть,

Готов ребятам подсказать.

Не прочь с предлогами дружить,

Но и без них могу прожить.

(Ученик у доски : В. п. – вспомогательное слово – вижу, вопросы: кого? что?

предлоги: на, за, под, в )

- Какие предлоги не назвал ? (через, про)

Работа в парах. Определите падежи выделенных слов.

Как взлечу под потолок

Да махну через порог,

Вылетаю за окошко,

Курс держу я на лужок –

Вижу реку, вижу сад –

Называю всё подряд!

Вижу вишню, вижу сливу.

До чего вокруг красиво!

- Что вы заметили? (Все им. сущ. в винительном падеже)

5)Творительный падеж.

Я – творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд,

Творите! – Чем?

Творите! – С кем?

Я подскажу вам – нет проблем!

Задание: учебник с.22 упр.1

- Допиши предложения. Ставь им. сущ. в Т.п. Выдели окончания. Одинаковым ли членом предложения будут слова в форме Т.п.?

- Проверка.

6)Предложный падеж.

А я падеж предложный.

Со мною случай сложный!

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём? Я говорил?

Ах, да, нужны предлоги,

Без них мне нет дороги.

Пусть будет «в», и «о», и «при» -

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чём мечтать и в чём гулять.

(Ученик у доски: П.п. – вспомогательное слово –говорю, вопросы: о ком? о чём? Предлоги: в, об, о, на)

- Какие предлоги не назвал? (при)

Задание: спиши предложение, определи падежи всех существительных.

С.23 упр.3 1ученик у доски.

И.п. В.п. Т.п. Р.п.

Раздолбит дятел дерево, найдёт под корой вредителя и съест.

- А сейчас небольшая самостоятельная работа.

Работа по карточкам. Соотнеси падежи, вопросы и предлоги.

Карточка.

И.п кого? чего? без, у, от, до, с, из, около

Р.п. кто? что? _____________

Д.п. кого? что? на, за, под, в, через, про

В.п. кому? чему? к, по

Т.п. о ком? о чём? в, об, о, на, при

П.п. кем? чем? над, за, под, с, между, перед

(Ученики стрелкой соединяют.)

IV. Помогите попугаю Кеше исправить ошибки.

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол.

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

- Почему Кеша допустил эти ошибки? ( Он не знает, что в русском языке есть слова, которые не изменяются по падежам)

V. Итог урока. – Чем занимались на уроке? Что повторили?

Оценки.

- Вы сегодня хорошо потрудились. Работали дружно, активно.

Я хочу подарить вам эту песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме « Падежи имён существительных» 5 класс

Урок русского языкакласс 5тема "Падежи имён существительных"...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Падеж имени существительного"

Адаптивный урок с применением различных видов оценки (само-, взаимооценка) на всех этапах. Использованы занимательные задания, стихотворные тексты и этимология падежей....

Презентация к уроку на тему:"Падежи имен существительных"

Презентация к уроку на тему:"Падежи имен существительных"...

Урок русского языка в 5 классе по теме: Падежи имен существительных

Русский язык 5 класс "Падежи имён существительных"...