Конспект урока по теме: "Падежи"
методическая разработка по русскому языку
Предварительный просмотр:
Тема: Падеж имён существительных. Закрепление.
Цели урока: - закрепление знаний о системе падежей русского языка;
- отработка алгоритма определения падежа имени существи-
тельного в предложении;
- развивать орфографическую зоркость, речь, логическое
мышление;
- воспитывать доброе отношение в коллективе, интерес к
предмету.
Ход урока:
I. Организационный момент.
-- Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их.
II. Объявление темы и задач урока.
- Проветривая перед уроком класс, я открыла окно и все карточки перепутались. Надо навести порядок. Вы догадались чем мы будем заниматься? (Повторим падежи. Расставим их на места: название падежа, вспомогательное слово, вопросы и предлоги.)
Нам поможет в этом компьютер, будем путешествовать по карте падежей.
С нами в путешествие отправляется Кеша. Кеша рассказывает нам о своих увлечениях: играю на (скрипка)
рисую (карандаш)
- Вам понятно, что говорит Кеша. Почему? ( Надо изменить форму им. существительных. В словосочетаниях и предложениях им. сущ. изменяют свою форму. Падеж помогает связывать слова в словосочетаниях и предложении.)
- Измените форму им. сущ. (играю на скрипке, рисую карандашом)
- А сколько падежей в русском языке? ( В русском языке 6 падежей. Все падежи, кроме И.п. называются косвенными)
III. Закрепление падежей имён существительных.
1)Именительный падеж
Я – именительный падеж
И нет на мне чужих одежд
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут. (читает ученик)
(Ставит на доске магнитные карточки: И.п. вспомогательное слово – есть – вопросы: кто? что? предлогов нет)
Задание. Составьте и запишите предложение, чтобы в нём было им. сущ. в И.п.
Проверка. (3 ученика)
2)Родительный падеж.
А я – падеж родительный.
Характер мой общительный.
Кого? Чего? – И вот он я;
Предлоги часто мне друзья;
И «с», и «до», и «у», и «из» -
«До» неба вверх и «с» неба вниз.
(Ученик комментирует: Р.п. – вспомогательное слово –нет, вопросы: кого? чего? Предлоги : без, у, от, до, с)
- Проверяем по падежной таблице. Какие предлоги не назвали?
3)Дательный падеж.
Если б я названия падежам давал
Я б тогда дарительным Дательный назвал!
А ещё как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.
А ещё кому? чему?
- А сейчас задание «Займёмся делом»
- Определите падеж существительного дело в разных пословицах.
Дело шуток не любит.
От слов до дела целая верста.
Не по сути дело, а по делу суть.
- Вспомним алгоритм определения падежа в предложении (найти слово, с которым связано им. сущ. , поставь от него вопрос, по вопросу и предлогу определи падеж).
Физкультминутка.
Именительный – подпрыгнул,
А родительный – летал,
Дательный – полез на горку,
А винительный – устал.
Наш творительный поплавал,
А предложный убежал.
Падежи нам все нужны –
И при этом все важны.
4)Винительный падеж.
Я – винительный падеж,
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них « пятёрки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
(Ученик у доски : В. п. – вспомогательное слово – вижу, вопросы: кого? что?
предлоги: на, за, под, в )
- Какие предлоги не назвал ? (через, про)
Работа в парах. Определите падежи выделенных слов.
Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок –
Вижу реку, вижу сад –
Называю всё подряд!
Вижу вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!
- Что вы заметили? (Все им. сущ. в винительном падеже)
5)Творительный падеж.
Я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд,
Творите! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Задание: учебник с.22 упр.1
- Допиши предложения. Ставь им. сущ. в Т.п. Выдели окончания. Одинаковым ли членом предложения будут слова в форме Т.п.?
- Проверка.
6)Предложный падеж.
А я падеж предложный.
Со мною случай сложный!
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём? Я говорил?
Ах, да, нужны предлоги,
Без них мне нет дороги.
Пусть будет «в», и «о», и «при» -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять.
(Ученик у доски: П.п. – вспомогательное слово –говорю, вопросы: о ком? о чём? Предлоги: в, об, о, на)
- Какие предлоги не назвал? (при)
Задание: спиши предложение, определи падежи всех существительных.
С.23 упр.3 1ученик у доски.
И.п. В.п. Т.п. Р.п.
Раздолбит дятел дерево, найдёт под корой вредителя и съест.
- А сейчас небольшая самостоятельная работа.
Работа по карточкам. Соотнеси падежи, вопросы и предлоги.
Карточка.
И.п кого? чего? без, у, от, до, с, из, около
Р.п. кто? что? _____________
Д.п. кого? что? на, за, под, в, через, про
В.п. кому? чему? к, по
Т.п. о ком? о чём? в, об, о, на, при
П.п. кем? чем? над, за, под, с, между, перед
(Ученики стрелкой соединяют.)
IV. Помогите попугаю Кеше исправить ошибки.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол.
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
- Почему Кеша допустил эти ошибки? ( Он не знает, что в русском языке есть слова, которые не изменяются по падежам)
V. Итог урока. – Чем занимались на уроке? Что повторили?
Оценки.
- Вы сегодня хорошо потрудились. Работали дружно, активно.
Я хочу подарить вам эту песню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку по теме « Падежи имён существительных» 5 класс
Урок русского языкакласс 5тема "Падежи имён существительных"...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Падеж имени существительного"
Адаптивный урок с применением различных видов оценки (само-, взаимооценка) на всех этапах. Использованы занимательные задания, стихотворные тексты и этимология падежей....
Урок в 5 классе по теме "Падеж имен существительных"
Технологическая карта урока...
Урок русского языка по теме "Падежи имен существительных" 5 класс
Урок русского языка...
Презентация к уроку на тему:"Падежи имен существительных"
Презентация к уроку на тему:"Падежи имен существительных"...
Урок русского языка в 5 классе по теме: Падежи имен существительных
Русский язык 5 класс "Падежи имён существительных"...