Формирование орфографической зоркости
статья по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Солонецкая средняя (полная) общеобразовательная школа
Творческая работа учителя
русского языка и литературы
Саранцевой Валентины Николаевны
2008
Содержание
- Формирование орфографической зоркости – основная задача предмета «Русский язык».
- Условия формирования орфографической зоркости.
- Мнемоническая поддержка долговременной памяти.
- Литература.
Одной из главных задач предмета «Русский язык» в школе была и остаётся задача формирования орфографических навыков.
Несмотря на огромное количество рекомендаций по формированию правописных навыков, проблема орфографической грамотности была и остаётся одной из загадок методики преподавания русского языка.
Что формирует орфографическую зоркость, умение отличать правильное написание от неправильного?
Говорят, этому способствует чтение, однако известно, что далеко не всякое чтение обеспечивает орфографическую зоркость, хотя, несомненно, является одним из важнейших условий ей формирования.
Общепринятым является мнение о том, что формированию орфографических навыков способствует, прежде всего, письмо. В связи с этим хочется вспомнить шутливую историю о том, как ученик по заданию учительницы должен был 100 раз написать слово шёл, в котором была допущена ошибка. Ученик, выполнив правильно задание, оставил учительнице записку: «Я написал 100 раз шёл и ушол домой». Очевидно, что многое зависит от психического склада людей, от их природной, врождённой наблюдательности, оттого, что одни больше видят общее в явлениях, а другие частное и т.д.
Известно, что грамотные люди пишут слова, не анализируя их морфемный состав и не применяя правила правописания приставок, корней, суффиксов и окончаний. В памяти взрослых хранится зрительный образ слова, который опирается, как правило, на согласные. Именно правописание гласных вызывает наибольшее количество орфографических ошибок. Орфографическую зоркость обуславливает и формирует не столько зрительный образ слова, сколько видение буквенного состава слова, внимание не только к согласным, но и к гласным.
Итак, орфографическая зоркость требует представления зрительного образа слова в его полном буквенном составе. Она формируется осознанным чтением, при котором слова вызывают в сознании наглядно-чувственные образы предметов, их признаки, действия, изучением орфографических правил и многочисленными упражнениями.
Львиная доля времени на уроках русского языка уходит на изучение орфографических правил, на формирование умений применять эти правила при письме и при проверке написанного.
Какие же упражнения воспитывают орфографическую зоркость?
Конечно же, традиционные упражнения на списывание с заданием: «Вместо точек вставьте пропущенные буквы». Это задание полезно сопровождать указаниями типа: «Обозначьте орфограммы» или «Объясните орфограммы» и т.д. Учитывая, что вставка пропущенных букв нередко бывает бездумной и поэтому малоэффективной, я считаю целесообразным обозначение морфем, в которых буквы пропущены. Это указание заставляет учащихся связать орфограммы с морфемным составом слов, с соответствующими правилами и закрепляет в памяти графический облик морфем, их буквенный состав.
Постоянное внимание к морфемному составу слова необходимо, т.к. основные орфографические правила связаны с морфемами. Применение правил требует быстрого, даже мгновенного узнавания морфемы, написание которой вызвало сомнение.
Знание правил помогает воспитать орфографическую зоркость, создать правильный образ слова. Когда навыки сформированы, потребность в правилах исчезает.
Одним из важных условий формирования орфографической зоркости, я считаю, умение работать со словарями любых типов. В каждой домашней библиотеке должен быть орфографический словарь, а привычка обращаться к нему и умение им пользоваться должны быть выработаны в школьные годы. Поиски нужного слова заставляют вглядываться в зрительный образ целого ряда других слов (и запомнить его).
Эффективно способствуют формированию орфографической зоркости поиски орфограмм и выделение их.
Одним из эффективных упражнений является запись под диктовку слов, в которых учащиеся часто делают ошибки. Такую диктовку полезно сопровождать заданиями типа: «Обозначьте морфемы в данных словах», «Обозначьте приставки в записанных словах» и т.д. Если для записи даются предложно-падежные сочетания слов, учащиеся могут подчеркнуть предлоги и обозначить окончания. Можно тренировать зрительную память написанием предложно-падежной словоформы существительных разных склонений, а затем дать обобщающее упражнение, дифференцирующее написание окончаний 1-2-го и 3-го склонений.
Приведу примеры таких заданий.
- Впишите безударные окончания в словоформы, построенные по схеме в + сущ. 1-го скл. Подчеркните предлоги и обозначьте окончания.
Образец: в песне
В комнат…, в избушк…, в деревн…, в конюшн…, в невол…, в сторожк…
(Аналогичное задание с существительными 2-го и 3-го скл.)
- Впишите безударные окончания предложного падежа единственного числа. Подчеркните предлоги и обозначьте окончания. Укажите склонение существительных.
Образец: в песне – 1-е скл.
В дубрав…, в учебник…, в Подмосковь…, в юност…, в жилищ…, в помощ…
Эти и аналогичные упражнения устанавливают связь некоторых предлогов с определёнными окончаниями и позволяют учащимся запомнить не только правила, но и зрительный образ словоформ.
Полезны для общего развития школьников, для обогащения их активного словаря разнообразные кроссворды, задания на составление «лесенок».
Например:
«Впишите в клетки лесенки прилагательные с суффиксом – ан -, -ян -, образованные от существительных».
| р | ж | а | н | о | й | ||||
л | е | д | я | н | о | й | ||||
з | е | м | л | я | н | о | й | |||
х | о | л | с | т | я | н | о | й | ||
п | о | л | о | т | н | я | н | ы | й | |
х | в | о | р | о | с | т | я | н | о | й |
Полезны и задания следующего типа:
- «Запишите слова с двумя л. Кто больше?»
- «Запишите существительные с удвоенными н. Кто больше?»
- «Запишите прилагательные, в которых одна буква н входит в корень, а вторая является суффиксом. Кто больше?»
При проверке задания можно вспомнить правила, определяющие написание слов, выяснить значение некоторых слов.
Особенно хочется отметить роль средств наглядности в формировании орфографических навыков вообще и орфографической зоркости в частности.
Остановлюсь на некоторых таблицах и схемах, которыми я пользуюсь при изучении одной из самых трудных орфографических тем – правописание наречий с суффиксами – о и – а.
в
на о (как в окно)
за
с
из а (как из окна)
до
Наречия сопоставляются с предложно-падежными субстантивными словоформами.
Слитное и раздельное написание наречий
Наречия пишутся | ||
слитно | раздельно | через дефис |
1. Если образованы от прилагательных. 2. Если образованы от наречий. 3. Если являются наречиями места. | 1. Если образованы от существительных с предлогами. 2. Если это «бывшие» существительные на гласную. 3. Если есть 2 – 3 падежные формы. | 1. Во-первых… 2. Если образованы по схеме по ому ему ски цки и 3. При повторе слов. |
- Проиллюстрируйте таблицу примерами.
Создавая дополнительные ассоциативные связи, помогает удержать информацию в долговременной памяти и мнемотехническая поддержка, проще говоря, рифмованное правило.
Зарифмованное правило должно представлять собой краткий, чёткий алгоритм проверки орфограммы. За годы работы у меня накопилось немало таких рифмовок:
В глаголах и наречиях ь знак пишется всегда,
А в кратких прилагательных не пишем никогда.
***
В течение (часа), в продолжение (лета)
В заключение (выступления)
Спросите: «Как долго?» или «Когда?»
Конечная е, но раздельно всегда!
***
Вследствие = из-за? Ясно вполне
Слитно напишем, конечно – е.
***
Заря, зарница, озарённый, озарять –
По слову зарево я буду проверять.
***
Ж – - Ш – в корне - проверяй:
Ё на Е скорей меняй.
А за корнем у глагольных
Букву Ё пиши спокойно.
В именных за корнем о –
Это знаем мы давно.
***
Ты краткое причастие
В глагол вернёшь всегда –
Не пишется раздельно,
А буква н одна.
Но если прилагательным
Замена здесь возможна,
Не слитно пишется, два н –
Запомнить нам несложно.
***
По причине, в целях и со стороны –
Писаться раздельно должны.
По мере, в связи и в виде
Пишутся в том же виде.
***
З приставки не бывает –
Это каждый школьник знает.
Зги, здесь, здание, здоровье
С з пишите на здоровье.
***
Литература.
- Бабайцева В.В. Филологические кроссворды.//Русская словесность. 1997г. № 2, 3, 4.
- Баранова М.Т. Методика преподавания русского языка. М. 1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.
Данная методическая разработка помогает формировать орфографическую зоркость на уроках русского чязыка....
Формирование орфографической зоркости
Данная статья помогает определиться с этапами формирования и проверки знаний по теме "Орфография"...
Формирование орфографической зоркости
Данная статья помогает определиться с этапами формирования и проверки знаний по теме "Орфография"...
Формирование орфографической зоркости учащихся 5-9 классов
Практическая цель обучения русскому языку предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной, чтобы научиться правильно писать, ученик должен овладеть правила...
Концепция по теме самообразования «Нетрадиционные способы и приемы формирования орфографической зоркости учащихся»
Каждому учителю русского языка известно, что сформировать грамотное письмо у учащихся - задача не из легких. В этом я убедилась с первого дня работы в школе. Орфографические навыки, действительно, при...
Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.
В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...
Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка и литературы зоркости
В последние годы всё сложнее складываются отношения школьников с родной речью, родным языком. Увлечь их, заставить полюбить русский язык учителю бывает непросто. Поэтому, работая с обучающимися, как м...