рефлексия
учебно-методический материал по русскому языку на тему

рефлексия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к  развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Осуществление рефлексивной деятельности делает возможным управление нравственными процессами, поскольку любая рефлексия ориентирована на собственную модель мира школьника.

Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути,  но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.

Этап рефлексии часто завершается творческой работой детей: написанием

сочинения-миниатюры, сочинения-этюда, ответом на проблемный вопрос.

Но этому всему детей надо научить. Творчество – самый мощный импульс в

развитии ребенка. На каждом уроке я пытаюсь дать почувствовать детям силу слова, показать, как работает слово.

Работу над сочинениями-миниатюрами можно начать в любом классе. Я

начинаю ее в 5 классе с чтения миниатюр известных писателей. Важно, чтобы дети почувствовали, насколько содержательны произведения малого жанра, надо помочь юным читателям увидеть, как мастера слова сумели в коротком сочинении сказать о многом. Использую я при этом на уроках произведения И. Тургенева, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова, И. Соколова-Микитова и других писателей и поэтов.

Приведу несколько примеров миниатюр.

Осинкам холодно

В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые

разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.

(М. Пришвин)

Комарики пляшут

В солнечные тёплые дни уже пляшут в воздухе комарики.

Не бойся их: это не кусачие, это комары – толкуны.

Лёгкой стайкой, столбиком держатся в воздухе, толкутся, кружатся.

И там, где их много,- воздух в крапинках, как в веснушках.

(В. Бианки)

Тени от деревьев на снегу синие, неподвижные. Тень – как двойник дерева.

Она тоже живёт, движется, дышит. Мне кажется, что по своей тени узнают

себя, и помнят о себе, и понимают, что жизнь проходит не мимо, - сквозь них.

Деревья стоят и смотрятся в свою тень, как в зеркало.

(В. Цыбин)

Для понимания этого вида работы учащимся нужны и теоретические познания.

Уже в начале учебного года на уроках развития речи я рассказываю ученикам о том, что нужно знать о миниатюрах и этюдах. Начинаю разговор с показа книги М.Пришвина, состоящей из миниатюр, а потом перехожу к определению слова и краткой записи в тетради.

Миниатюра – 1. Живописные изображения, украшавшие средневековые рукописи в виде заставок или на всю страницу (миниатюра названа по краске, приготовлявшейся из миния); 2. Живописное произведение малого размера и тонкой работы на слоновой кости, металле и т. д; 3. Очерк, рассказ или театральная пьеса небольшого размера.

Этюд – 1. В изобразительных искусствах – первоначальный набросок будущего произведения или его части; 2. Название музыкальных пьес; 3. Литературный, научный или философский очерк; 4. В шахматах или шашках – задание выиграть.

Завершается урок созданием миниатюры на предложенную тему (например,

«Сентябрь – чародей цвета»).

Для самостоятельной работы можно использовать открытки с пейзажами,

предложив самим «пересказать» картину. Выбор объектов описания для сочинений-миниатюр и сочинений-этюдов богат и разнообразен. Ученики охотно пишут о различных предметах живой и неживой природы, о ярких, красочных предметах.

Методы работы над сочинениями-миниатюрами определяются типом урока,

прибегать к ним можно на любом уроке, и в этом их особые возможности.

Наибольший эффект такие сочинения дают на уроках повторения, обобщения.

При выработке у учеников умения определять тему, находить основную мысль текста особенно важной становится работа по созданию сочинений-миниатюр, включающая в себя работу над заголовком, над тематическим единством высказывания, над его концовкой. К пониманию членения текста можно идти от сочинений-миниатюр. Они удобны по размерам, они дают возможность четко определить понятие абзаца, части текста, видов связи, интонации целого текста.

В 8-9 классах я использую картины художников И. Левитана, И. Шишкина, И.Репина, И. Грабаря, В. Поленова и других. Отбираю картины с доступными для понимания учеников сюжетами, картины, описание которых можно связать с определенной лексико-грамматической темой, чтобы вызвать у учащихся потребность в речевой деятельности. Важно, чтобы в своих работах дети передали свои чувства и мысли по поводу увиденного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страница рефлексии

Портфолио, на мой взгляд, позволяет учителю перевести дух и оглянуться назад, проанализировать собственную деятельность. Портфолио больше нужно самому педагогу, чем проверяющим. А ещё это возможность ...

Самоанализ и рефлексия учащихся в рамках предпрофильной подготовки

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Правильный выбор профессии – это выбор с учетом сво...

рефлексия на уроках математики

Тема урока:«Теорема о трех перпендикулярах» Цель урока.Расширить знания  учащихся  по теореме о трех перпендикулярах, выработать умения применять теорему к решению задач. Зад...

Урок рефлексии в 6 классе по теме "Применение распределительного свойства умножения"

 Образование на современном уровне переживает период перехода от обучения, ориентированного на усвоение определенной суммы знаний, к формированию личности, способной к саморазвитию. ...