Рабочая программа по письму и развития речи для 5 класса коррекционной школы 8 вида
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию.

Содержание обучения русскому языку во вспомогательной школе имеет практическую направленность, тесно связано с жизнью.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по русскому языку, который доступен большинству школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx40.5 КБ

Предварительный просмотр:

5 КЛАСС

ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основании:

1.Закона «Об образовании»

2.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В.  «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.

3.Учебного плана образовательного учреждения

Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию.

Содержание обучения русскому языку во вспомогательной школе имеет практическую направленность, тесно связано с жизнью.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по русскому языку, который доступен большинству школьников.

Задачи преподавания русскому языку:

Овладеть достаточно прочными навыками грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

Научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной формах;

Выработать практические навыки грамотного письма, активизировать словарный запас учащихся.

Содержание учебной программы по русскому языку.

Всего на изучение курса русского языка в 5 классе отводится  68 часов – по 2 часа в  неделю.

№ разд.

Содержание

Знания

Умения

1.

Предложение. Повто рение

4 часа

Предложение. Предложения распространенные и нераспространенные.

Главные и второстепенные члены предложения.

Различение предложений по интонации.

Понятия:

Подлежащее, сказуемое.

Второстепенные члены предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

Предложения нераспространенные и распространенные.

Предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные.

Уметь различать члены предложения,

Дифференцировать предложения распространенные и нераспространенные.              

2.

Звуки и буквы.

8 часов

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные.

Согласные твердые и мягкие.

Обозначение мягкости согласных буквой «Ь».

Обозначение мягкости согласных буквами «Е», «Ё», «Ю», «Я», «И».

Буквы  «Е», «Ё», «Ю», «Я» в начале слова и после гласных.

Гласные ударные и безударные.

Алфавит.

Понятия:

Звуки и буквы.

Звуки гласные и согласные.

Согласные твердые и мягкие.

Гласные ударные и безударные.

Алфавит.

Словарные слова: космос, свобода, физкультура.

Уметь правильно обозначать звуки буквами на письме.

Уметь употреблять правило  правописания слов с разделительным мягким знаком.

3.

Слово. Состав слова.

12 часов

Корень и однокоренные слова.

Окончание.

Приставка. Образование слов при помощи приставок.

Суффикс. Образование слов при помощи суффикса и приставки.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Правописание согласных в корне слова. Звонкие глухие согласные.

Непроизносимые согласные.

Правописание приставок. Приставки и предлоги.

Буква «Ъ» после приставок

Понятия:

Корень, приставка, суффикс, окончание.

Однокоренные слова.

Согласные непроизносимые.

Приставки и предлоги.

Словарные слова: верстак, инструмент, матрос, победа, ракета, природа, болото, география, естествознание, благодарю, до свидания, ботинки, верблюд, творог, защита, здравствуй, коллекция, столица, остров.

Уметь подбирать группы родственных слов (несложные случаи).

Проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова.

Разбирать слово по составу.

4.

Части речи.

30 часов

Общее понятие о частях речи: имя существительное, прилагательное, глагол.

Имя существительное.

Имена существительные собственные и нарицательные.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Число имен существительных.

Род имен существительных.

Правописание имен существительных женского и мужского рода с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце слов.

Изменение имен существительных по падежам.

Именительный падеж: кто? что?

Родительный падеж: кого? чего?

Дательный падеж: кому? чему?

Винительный падеж: кого? что?

Творительный падеж: кем? чем?

Предложный падеж: о ком? о чем?

Закрепление пройденного материала.

Три склонения имен существительных.

Первое склонение имен существительных в единственном числе.

Второе склонение имен существительных в единственном числе.

Третье склонение имен существительных в единственном числе.

Падежи и падежные окончания имен существительных.

Имя существительное.

Имена существительные собственные собственные и нарицательные.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Единственное и множественное число имен существительных.

Род имен существительных.

Падежи имен существительных.

Склонение имен существительных.

Словарные слова: равнина, картон, запад, север, веревка, салат, пассажир, грамота, овраг, отряд, железо, металл, бензин, колонна, каникулы, компас.

Уметь выделять имя существительное как часть речи.

5.

Предложение.

9 часов

Главные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Нераспространенные и распространенные предложения.

Однородные члены предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

Предложения распространенные и нераспространенные.

Однородные члены предложения.

Уметь строить простое распространенное предложение.

6.Пов

торе

ние

5 часов

Знать: общую характеристику звуков. Алфавит; склонение, спряжение как способы словоизменения; гласные проверяемые, непроверяемые, непроизносимые; правописание приставок на з-с, разделительный ъ.

Уметь употреблять правило  правописания слов с разделительным мягким знаком.

Уметь подбирать группы родственных слов.

Проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова.

Разбирать слово по составу.

Связная речь.

( Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку).

Заполнение дневника учащимися.

Работа с деформированным текстом.

Изложение по предложенному учителем плану( примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).

Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.

Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем ( примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).

Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.

Повторение пройденного за год.

В том числе контрольные работы.

I четверть: 1

II четверть: 1

IIIчетверть: 1

IV четверть: 2  

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

Различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

Подбирать группы родственных слов ( несложные случаи);

Проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;

Обозначать мягкость согласных буквой ь;

Разбирать слово по составу;

Выделять имя существительное как часть речи;

Строить простое распространенное предложение;

Связно высказываться устно, письменно ( с помощью учителя);

Пользоваться словарем.

Учащиеся должны знать:

Алфавит;

Способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).

Список литературы.

1.Учебник «Русский язык» 5-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида , авторы Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская,Москва.- изд. «Просвещение», 2007г

2.Сборник диктантов и изложений. 5- 9 классы. Коррекционное обучение. Автор-составитель Т.П.Шабалкова, Волгоград, Издат. «Учитель», 2007г.

3. М.Е.Прокопенко. Русский язык. Чтение. Речевые разминки. Зрительные диктанты. Игровые упражнения. Волгоград, 2009 г.;

Календарно-тематическое планирование   (5 класс)

Тема урока

Ко

ли

чес

тво

ча-

сов

Тип урока

Характеристика деятельности

учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

план

факт

1

Повторение.

Предложение.

Практические упражнения в составлении и распространении предложений.

1

Беседа.

Коллективная, индивидуальная

Организационные формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная беседа

Знать характеристику предложения по цели высказывания; зависимость от речевой ситуации; уметь определять главные и второстепенные члены предложения.

Запомнить слова: здравствуй, до свидания, благодарю, болото.

01.09.

2

Связь слов в предложении.

1

Комбинирован-ный

Коллективная, индивидуальная

Контроль за выполнением упражнений, выборочных заданий

03.09

3

Главные и второстепенные члены предложения

1

Комбинирован-ный

Коллективная, индивидуальная

Контроль за выполнением упражнений, выборочных заданий

08.09.

4

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

1

Повторение

Коллективная, индивидуальная

Контроль за выполнением упражнений, выборочных заданий

10.09.

5

Звуки и буквы

Алфавит.

Звуки гласные и согласные.

1

Сообщение нового материала

Коллективная, индивидуальная

Организационные формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная беседа

Знать алфавит русского языка; отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и согласные; знать случаи, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, случаи обозначения мягкости в фонетической транскрипции;

Уметь правильно произносить названия букв; располагать

слова в алфавитном порядке, пользоваться словарем; парности согласных по звонкости –глухости, твердости – мягкости;

Запомнить слова: пассажир, расстояние, область, каникулы

15.09.

6

Согласные твердые и мягкие.

1

Комбинирован-ный

Коллективная, индивидуальная

Словарный диктант

17.09.

7

Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я

1

Комбинирован-ный

Коллективная, индивидуальная

Организационные формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная беседа

22.09.

8

Согласные звонкие и глухие.

1

Комбинирован-ный

Коллективная, индивидуальная

Словарный диктант

24.09.

9

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

1

Комбинирован-ный

Коллективная, индивидуальная

Словарный диктант

29.09.

10

Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных.

1

Комбинирован-ный

Коллективная, индивидуальная

Организационные формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная беседа

01.10.

11

Гласные ударные и безударные.

1

Комбинирован-ный

Коллективная, индивидуальная

Словарный диктант

06.10.

12

Проверка написания безударных гласных путем изменения форм слова.

1

Комбинирован-ный

Коллективная, индивидуальная

Словарный диктант

08.10.

13-14

Слово

Состав слова.

Корень и однокоренные слова.

2

Сообщение нового материала

Формирование умений и навыков

Коллективная, индивидуальная

Организационные формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная беседа

Знать способы словоизменения; знать о лексическом значении слова и закрепленности его в корне слова; знать словообразовательную роль суффикса, суффиксы сущ., прилаг. и глаголов;

Уметь различать однокоренные слова и формы слова, производить морфемный разбор; выделять приставки в слове, различать приставки и предлоги.

Иметь навыки проверки безударной гласной в корне.

Запомнить слова: граница, охрана, инструмент, железо, металл, север, физкультура, беседа, верблюд, библиотека.

13.10.

15.10.

15

Окончание, приставка, суффикс.

Р/Р. Составление рассказа по рисунку.

1

Формирование умений и навыков

Коллективная, индивидуальная

Контроль за формированием связной речи

20.10.

16

Контрольный диктант «Осенний лес» (Сб.дикт. стр.6)

1

Контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений        

Коллективная, индивидуальная

Контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений

22.10.

17

Работа над ошибками. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

1

Комбинирован-ный

Коллективная, индивидуальная

Организационные формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная беседа

27.10.

18

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

1

Сообщение нового материала

Коллективная, индивидуальная

Словарный диктант

29.10.

19

Приставка и предлог.

1

Сообщение нового материала

Коллективная, индивидуальная

Словарный диктант

10.11.

20

Разделительный ъ.

1

Формирование умений и навыков

Коллективная, индивидуальная

Организационные формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная беседа

12.11.

21

22

Р/Р. Составление рассказа по картине А. А. Пластова «Фашист пролетел»

2

Развитие речи

Коллективная, индивидуальная

Контроль за формированием связной речи

17.11.

19.11.

23

Р/Р. Записка.

1

Развитие речи

Коллективная, индивидуальная

Контроль за формированием связной речи

24.11.

24

Повторение темы «Слово»

1

Повторение

Коллективная, индивидуальная

Организационные формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная беседа

26.11.

25

Части речи.

Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

1

Сообщение нового материала

Коллективная, индивидуальная

Организационные формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная беседа

Знать: морфологические признаки имен сущ.. его роль в предложении; род, число., падеж, типы склонения имен сущ., знать о принадлежности сущ. к одному из трех родов; знать склонение сущ. в единственном и во множественном числах;

Уметь дифференцировать понятия «живое-мертвое» и грамматическую категорию одушевленности-неодушевленности; ставит большую букву и кавычки в написании имен собственных; писать почтовый адрес; ставить падежный вопрос к сущ.; предлоги, уменьшительно-ласкательные суффиксы имен сущ.

Запомнить произношение и правописание слов: долото, забота, столица, космос, ботинки, герой, адрес, конверт, овраг. Канал, веревка, природа, охота, естествознание, творог, защита, грамота, свобода, стамеска, ракета, салат, остров, матрос, отряд, компас, победа, картон, запад, горизонт, орден, салют

01.12.

26

Имя существительное.

Понятие об имени сущ.

Имена сущ. собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

1

Сообщение нового материала

Коллективная, индивидуальная

Контроль за выполнением упражнений, выборочных заданий

03.12.

27

Изменение имен сущ. по числам.

1

Комбинирован-ный

Коллективная, индивидуальная

Контроль за выполнением упражнений, выборочных заданий

08.12.

10.12.

28

Род имен сущ., умение различать род.

1

Комбинирован-ный

Коллективная, индивидуальная

Контроль за выполнением упражнений, выборочных заданий

2930

Правописание имен сущ. м. р. и ж. р. с шипящей (ж, ш, щ. ч) на конце.

2

Комбинирован-ный

Коллективная, индивидуальная

Словарный диктант

15.12.

17.12.

31

Диктант.

«Пожар» (Сб.дикт. стр. 12)

1

Контроль за усвоением знаний

        

Коллективная, индивидуальная

Контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений

22.12.

32

Повторение темы «Существительное»

Р/Р. Адрес .

1

Развитие речи

Коллективная, индивидуальная

Контроль за формированием связной речи

24.12.

33

Изменение сущ. по падежам.

Умение различать падежи по вопросам. И. п. кто? что? Упражнения в определении падежа существительных.

1

Сообщение нового материала

Коллективная, индивидуальная

Словарный диктант

12.0.

34

35

36

37

38

Р. п. кого? чего? Упражнения в определении падежа существительных.

Д. п. кому? чему? Упражнения в определении падежа существительных.

В. П. кого? что? Упражнения в определении падежа существительных.

Т. п. кем? чем? Упражнения в определении падежа существительных.

П. п. о ком? о чем? Упражнения в определении падежа существительных.

5

Комбинирован-ные

Организационные формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная беседа

Словарный диктант

Контроль за выполнением упражнений, выборочных заданий

14.01.

19.01.

21.01.

26.01.

28.01.

39-40

Р/Р. составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Ковер-самолет»

2

Развитие речи

Коллективная, индивидуальная

Контроль за формированием связной речи

02.02.

04.02.

414243

Три склонения существительных.

Первое склонение имен сущ. в ед. ч. Единообразное написание ударных и безударных окончаний сущ. 1-го склонения.

3

Комбинирован-ные

Коллективная, индивидуальная

Контроль за выполнением упражнений, выборочных заданий

09.02.

11.02.

16.02.

44

Р/Р. Поздравитель-ная открытка.

1

Развитие речи

Коллективная, индивидуальная

Контроль за формированием связной речи

18.02.

454647

Второе склонение имен сущ. в ед. ч.

Единообразное написание ударных и безударных окончаний сущ. 2-го склонения.

3

Комбинирован-ные

Коллективная, индивидуальная

Организационные формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная беседа

23.02.

25.02.

01.03.

48

Повторение.

Р/Р. Письмо

1

Развитие речи

Коллективная, индивидуальная

Контроль за формированием связной речи

03.03.

4950

Третье склонение имен сущ. в ед. ч.

Единообразное написание ударных и безударных окончаний сущ. 1-го склонения.

2

Формирование умений и навыков

Коллективная, индивидуальная

Контроль за выполнением упражнений, выборочных заданий

08.03.

10.03.

51

Контрольный  диктант «Март» (Сб.дикт. стр.17)

1

Контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений        

Коллективная, индивидуальная

Контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений

15.03.

52

Повторение ударных и безуданых гласных.. Работа над ошибками

1

Повторение

Коллективная, индивидуальная

Контроль за выполнением упражнений, выборочных заданий

17.03.

5354

Р/Р. Составление рассказа по картине А. Н. Комарова «Наводнение».

2

Развитие речи

Коллективная, индивидуальная

Контроль за формированием связной речи

31.03.

05.04.

5556

Предложение.

Главные и второстепенные члены предложения.

2

Сообщение нового материала

Коллективная, индивидуальная

Контроль за выполнением упражнений, выборочных заданий

Знать: характеристику предложения по цели высказывания; главные и второстепенные члены предложения; алгоритм синтаксического разбора простого предложения; логическое ударение в предложении;

Уметь: определять подлежащее выраженное существительным или местоимением; выделять из предложения словосочетания; правильно интонировать предложения; выделять интонацию перечисления; работать с деформированным текстом;

Запомнить произношение и правописание слов: бензин, верстак, станок.

07.04.

12.04.

57

Нераспространенные  и распространенные предложения.

1

Формирование умений и навыков

Коллективная, индивидуальная

Контроль за выполнением упражнений, выборочных заданий

14.04.

58

Однородные члены предложения.

1

Комбинирован-ный

Коллективная, индивидуальная

Контроль за выполнением упражнений, выборочных заданий

19.04.

59

Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены предложения.

1

Комбинирован-ный

Коллективная, индивидуальная

Контроль за выполнением упражнений, выборочных заданий

21.04.

60

Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. знаки препинания при однород. чл.

1

Комбинирован-ный

Коллективная, индивидуальная

Контроль за выполнением упражнений, выборочных заданий

26.04.

28.04.

61

Контрольный диктант «На пасеке» (Сб.дикт. стр.14)

1

Контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений

        

Коллективная, индивидуальная

Контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений

6263

Р/Р. Сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь»

2

Развитие речи

Коллективная, индивидуальная

Контроль за формированием связной речи

03.05.

05.05.

6465

Повторение изученного за год.

Звуки и буквы.

Состав слова.

2

Комбинирован-ные

Коллективная, индивидуальная

Организационные формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная беседа

Знать: общую характеристику звуков. Алфавит; склонение, спряжение как способы словоизменения; гласные проверяемые, непроверяемые, непроизносимые; правописание приставок на з-с, разделительный ъ.

10.05.

12.05.

66

Контрольный диктант «Летом» (Сб.дикт. стр.17)

1

Контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений

        

Коллективная, индивидуальная

Контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений

17.05.

67

Работа над ошибками. Повторение орфограмм.

1

Комбинирован-ный

Коллективная, индивидуальная

Контроль за выполнением упражнений, выборочных заданий

19.05.

68

Повторение изученного за год

1

Комбинирован-ный

Коллективная, индивидуальная

Организационные формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная беседа

24.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая общеобразовательная программа по письму и развитию речи для специальных ( коррекционных ) школ 8 вида 3 класс

Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе учебной программы  специальных ( коррекционных) образовательных учреждений    VIII вида.  Подготовитель...

Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс школа VIII вида

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов  Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательн...

рабочая программа по письму и развитию речи 6 специальный (коррекционный) класс VIII вида

Данная рабочая программа составлена мною на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (под редакцией В.В.Воронковой)...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

Рабочая программа по письму и развитию речи. 5 класс коррекционной школы VIII вида

Представлена рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида....

Рабочая программа по письму и развитию речи 1 класс коррекционных ( специальных) классов

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой В.В. Воронковой «Русский (родной) язык 1 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». М.: Просвещение...

Рабочая программа по письму и развитию речи, 4 класс, коррекционное обучение

Рабочая программа по письму  и развитию речи, 4 класс...