конспект урока по русскому языку в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Сорокина Лариса Ивановна

Урок закрепления изученного материала по теме"Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" составлен на основе заочной экскурсии в Ясную Поляну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_9_klass_predmetnaya_nedelya.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе на тему “Двоеточие в бессоюзном сложном предложении”.

Тип урока:

урок закрепления изученного

Форма урока:

заочная экскурсия в Ясную Поляну Л.Н.Толстого (урок с использованием ИКТ).

Обучающие цели:

обобщить изученное по теме «Постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;
совершенствовать умение различать простое предложение и сложное  бессоюзное;

отрабатывать навык расстановки двоеточия в простых и  сложных предложениях;
закрепить умение составлять схемы подобных синтаксических конструкций;
вести целенаправленную подготовку учащихся к сдаче ГИА по русскому языку.

Развивающие цели:

развивать умение школьников работать с книгой, со справочной литературой, с компьютером;
совершенствовать монологическую речь учащихся, их умения правильно и лаконично излагать свои мысли.

Воспитывающие цели:

опираясь на личные впечатления школьников, воспитывать любовь к родному краю, уважение к русскому языку, его богатству.

Оформление урока: презентация к уроку, опорные сигналы, алгоритмы, схемы предложений, книги о доме-музее писателя,  карточки с индивидуальными заданиями для учащихся.

Ход урока

1.Организационный момент

- Посмотрите, какой сегодня замечательный день. А у нас, надеюсь, такой же будет урок.

слайд 1

Слово учителя. 

 - Прочитайте тему  урока. Как вы думаете, какие цели перед нами сегодня стоят? Над чем будем работать? А еще я жду от вас полных развернутых ответов и умных мыслей.

- Скажите, а где нам пригодится сегодняшняя тема?

Слайд 2

-  А помогут нам в этом заочная экскурсия в яснополянский дом-музей Л.Н.Толстого и, конечно, бессмертные произведения нашего великого земляка.

слайд 3

- Ясная Поляна – этому простому, светлому названию суждено было стать синонимом бессмертия человеческого гения и вечной красоты природы. Этот уголок тульской земли на особом счету у людей всего мира – здесь родился, жил и творил Лев Николаевич Толстой. И как мы не представляем себе русской литературы без Толстого, так и писатель не представлял России без своей Ясной Поляны.

2. Синтаксическая разминка.

Слайд 4

  - Давайте запишем известное высказывание Л. Н. Толстого, подчеркнем грамматические основы. У меня получилось три простых предложения, а у вас? Докажите! Объясните постановку знаков препинания.

Слайд 5

3.  Фронтальный блиц-опрос

- Читаете вопрос, отвечаете, а я оцениваю. (смайлики)

Слово учителя. 

Слайд 6

- Вот мы с вами и не заметили, как очутились у въездных ворот знаменитой усадьбе.

- Войдем?

Слайд 7 Передняя

 Слайд 8 Зал

4.Сдайд 9 - Соотнесите со схемами два предложения и объясните постановку знаков препинания . Я утверждаю, что 1-е предложение сложное бессоюзное, а второе – простое с обобщающим словом перед однородными членами. Поднимите руки, кто думает также. Нет? Почему? Докажите.

Слайды   10, 11

Слайд 12.

5.  Слово учителя.

- Особая атмосфера царит в библиотеке писателя. И литературная страничка, которую вы подготовили  индивидуально дома, поможет нам вспомнить строчки из хорошо известных произведений Л. Н. Толстого. Ваша задача проверить, правильно ли справились с заданием ваши одноклассники (два человека у доски – записать по два- три предложения).

  1. Он как ухнет на них: завизжали ребята, закатились бежать прочь…(«Кавказский пленник»)

      3. Видит: там точно должна быть наша крепость. («Кавказский пленник»)

      4.

6. Слайд13

- А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно и расставить знаки препинания

1. : , ,

2. ; ,

3. : , ,

4. : «   ,    ,»

(взаимопроверка: обмена тетрадями, помощники-ученики).

- Какое предложение соответствует схеме:[    ] : [     ].?

- А что для вас, современных подростков комильфо? Вы поддерживаете точку зрения молодого Николеньки  из повести «Юность»?

 

     

Слово учителя. Удивительна природа Ясной Поляны. Сам Лев Николаевич очень любил эти замечательные места, часами бродил по аллеям усадьбы, частенько засиживался на берёзовой скамейке.

7. Слайд 14  Давайте и мы присядем на неё, отдохнем и послушаем вальс.

- Интересно, что нарисует ваше воображение?

-  Как вы думаете, этот вальс как-то связан с творчеством писателя?

 Слайд 15 Слово учителя. Многочисленные пейзажи яснополянских окрестностей описаны во многих произведениях Льва Николаевича, его дневниках, воспоминаниях, набросках. Перед вами першпект, слева – весной, а справа – зимой. По вариантам составьте бессоюзное сложное предложение.

8. Работа с текстом.

Слайд 16-17

 

Определить тип и стиль речи (художественный, повествование), связь предложений в тексте (цепная). Записать предложения, вставляя пропущенные буквы, обозначая орфограммы (особое внимание уделяется повторению Н – НН в причастиях ), расставляя недостающие знаки препинания

9. Последний этап урока – самостоятельное тестирование (с учётом индивидуально-дифференцированного подхода в обучении). Тесты рассчитаны на два уровня подготовки (средний, высокий) и подготовлены в формате ГИА. Работа каждого будет оценена.

Вариант I. (средний)

- Указать значение постановки знаков препинания.

Вариант II. (высокий)

1. Назовите неверное утверждение

2. Назовите предложения с . (Знаки препинания не расставлены.) А

3. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. А)

10.  Домашнее задание

      Л.Н.Толстой не представлял Россию без своей Ясной Поляны, а мы не представляем себе русской литературы без Толстого. Ваше открытие богатейшего духовного наследия Льва Николаевича ещё впереди. На уроках литературы мы не раз обратимся к творчеству великого земляка. Но уже дома я попрошу вас осмыслить всё, о чём мы говорили на уроке и тем, кому уже посчастливилось побывать в этом удивительном уголке нашего края, советую написать лирическую миниатюру на тему “Мои воспоминания о Ясной Поляне”, а остальным предлагаю в небольшой творческой работе поделиться своими впечатлениями об уроке. Используйте сложные предложения с разными видами связи.

XI. Подведение итогов и результатов урока.

 - Чем интересна тема сегодняшнего урока?

 - Какие выводы для себя сделали?

Слайд 18

 

Рефлексия 

- Мне было трудно…

Мне было легко…
Было непросто…

Я добился…

У меня получилось…

Хотелось бы…

Я попробую…

Слайд 19

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...