Путешествие в страну Лингвию
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Лингвистическая игра для учеников 6 класса.Позволяет в занимательной форме повторить теоретические сведения о разделах науки о языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskaya_igra.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в страну Лингвию.
Лингвистическая игра для 6 класса
в рамках методической недели
«Школа после уроков – это интересно!»
Учитель Погорелова Е.Н.
Цели занятия:
- в игровой форме повторить теоретические сведения о разделах лингвистики;
- проконтролировать уровень владения навыками, сформированными на уроках изучения «Лексики», «Фонетики», «Орфографии», «Морфологии», «Синтаксиса»;
- вырабатывать умение анализировать языковой материал в соответствии с речевой ситуацией;
- формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию;
- развивать интерес к изучению языка;
- стимулировать мыслительную деятельность учащихся;
- приобщать к чтению книг (в том числе лингвистических), к работе со словарями;
- воспитывать уважительное отношение к собеседнику во время диалога и осознанное отношение к языку;
- формировать духовные ценности человека, навыки культуры общения в различных жизненных ситуациях с целью облегчения дальнейшей социализации обучающихся.
Задачи этапа предварительной подготовки:
- разделить класс на 2 команды;
- сделать презентацию;
- подготовить книги и словари для выставки;
- сделать карточки с названием страны и её «областей» (Лингвия, Лексика, Фонетика, Орфография, Морфология, Синтаксис, Культура речи);
- подготовить карточки с заданиями для конкурса «Самый догадливый»; таблицы оценивания команд для членов жюри.
Гостям игры мы предлагаем сегодня стать членами жюри и вести счёт состязания.
конкурсы | Команда 1 - ЗНАЙКИ | Команда 2 - ЗНАТОКИ |
| ||
| ||
| ||
| ||
|
ХОД ИГРЫ.
1.Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Вы любите ходить в гости?
- Очень хорошо! Ведь сегодня нас ждёт увлекательное путешествие: мы отправимся в гости к жителям одной необычной страны… Постарайтесь помочь мне и продолжить рифмы, а также услышать, как называется эта волшебная страна.
Учитель читает стихотворение, держа в руках учебник русского языка, книги «Секреты орфографии», «Секреты пунктуации».
Вот книга. Откройте: вам станет известно,
Что русский язык изучать …интересно!
В ней к знаниям новый проложен маршрут –
В ЛИНГВИЮ книжные тропы …ведут.
Мы книгу просим вас открыть! В ней спрятаны ответы:
Как русский весело учить, постичь его …секреты.
И как с героями дружить и в лодку сесть одну,
Как море знаний переплыть и не пойти… ко дну!
2. Конкурс ПРИВЕТСТВИЕ.
- Спасибо всем за помощь! Итак, вы уже поняли, мы отправляемся в гости к жителям страны … ЛИНГВИИ. Вы наверняка догадываетесь, кто там живёт, но мы не будем забегать вперёд. По мере нашего путешествия, отвечая на разные вопросы и выполняя интересные задания, мы будем составлять карту этой страны.
- На доску магнитами крепится название страны и постепенно добавляются карточки с названиями разделов науки о русском языке.
- Ну а теперь пусть члены команд поприветствуют друг друга. Отвечать вы будете по очереди (по порядку каждый член команды называет приветствие. Кто больше – тот победил). Не выкрикивайте ответы, уважайте своих собеседников.
- Здравствуйте! Привет! Здорово! Моё почтение! Приветствую! Здрасьте! Доброе утро, день, вечер! Здравия желаю!
- А знает ли кто-нибудь пословицы-приветствия?
- Сколько лет, сколько зим! Мир вам, и я к вам!
- Скажите, как называются все эти слова, похожие друг на друга по смыслу? Какой раздел науки о языке их изучает?
- Синонимы. Лексика. Карточку крепим на доску для будущей карты.
- Просьба к жюри подвести итог.
- Конкурс САМЫЙ БЫСТРЫЙ.
- Отвечает первой та команда, члены которой быстрее подняли руку. Исходное слово и задание на слайде. Прочитайте слово, затем произнесите его ЗВУКИ в обратном порядке, чтобы получить новое слово. Например, из слова ЛЁД получите название взрывчатого вещества (ТОЛ).
Слова для задания: шей (ешь), ток (кот), шёл (ложь), лён (ноль), лей (ель), лоб (пол).
- Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?
- Фонетика. Карточку крепим на доску для будущей карты.
- Просьба к жюри подвести итог.
- Конкурс САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ.
- Следующее задание даётся по очереди каждой команде. Найдите 3е лишнее.
- Гореть, угорать, гора
- Ножка, ножной, ножи
- Море, морской, морщины
- Большой, больница, боль
- Вода, водить, водяной
- Лето, летать, летний
- Горе, нагорный, горевать
- Как называются слова, которые не были лишними? А какой раздел изучает правила написания слов?
- Однокоренные. Орфография. Карточку крепим на доску для будущей карты.
А теперь задание для самых внимательных: найдите 4е лишнее.
- Подлежащее, глагол, дополнение, определение
- Обстоятельство, прилагательное, числительное, наречие
- Что такое подлежащее, дополнение, определение? Какой раздел науки о языке их изучает?
- Члены предложения. Синтаксис. Карточку крепим на доску для будущей карты.
- Что такое прилагательное, числительное, наречие, глагол? Какой раздел науки о языке их изучает?
- Части речи. Морфология. Карточку крепим на доску для будущей карты.
- Конкурс САМЫЙ ДОГАДЛИВЫЙ.
- Что, по-вашему, означают слова, придуманные маленькими детьми: гудильник, строганок, копатка, колоток, мазелин, терзак, журчей, тушенники?
Команды получают карточки. На них перечислены слова, надо написать, что они означают.
- Проверка задания. Ответы на слайде презентации.
Слова, придуманные малышами | Что они хотели сказать |
гудильник | будильник |
строганок | рубанок |
копатка | лопатка |
колоток | молоток |
мазелин | вазелин |
терзак | рюкзак |
журчей | ручей |
тушенники | пожарные |
- Конкурс САМЫЙ ВОСПИТАННЫЙ.
- Настало время последнего испытания. Пока мы с вами путешествовали по стране Лингвия, нас пригласили к себе в гости хозяева - разные разделы науки о языке. Добавим к нашей карте ещё один раздел лингвистики Культура речи.
- Давайте вспомним, как надо вести себя в гостях.
Мне нужны помощники, по одному человеку от команды. Один –хозяин, другой – гость. Учитель организует ситуативные мини-инсценировки.
- Кто первым здоровается: входящий или хозяин? (Входящий)
- Как преподносят цветы? (Цветы надо дарить развёрнутыми или в красивой упаковке.)
- Как должен именинник поступить с подарком…
- если ему подарили сладости или фрукты? (Их надо подать на стол, для всех)
- если ему подарили то, что у него уже есть, или такой подарок, который ему не хотелось бы получить? (Подарок надо обязательно распаковать и в любом случае поблагодарить дарящего.)
- - Какие слова благодарности вы знаете? ( Спасибо, благодарю…)
- - А как вы будете прощаться, уходя из гостей? (До свидания, всего доброго…Уместно ли сказать:- Пока?)
- Подведение итогов.
- Уважаемые члены жюри, мы готовы выслушать ваш вердикт. Кто же сегодня победил?
- Наша игра подошла к концу. Настало время прощаться. Однако остался ещё один вопрос… Помните, в начале нашей игры я назвала страну ЛИНГВИЮ волшебной? Мне кажется, пришло время сказать о том, почему она волшебная?
- Тот, кто изучит все разделы науки о языке, станет самым-самым: умным, внимательным, воспитанным… А главное – грамотным! Именно поэтому сегодня среди нас нет победителей и побеждённых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"
Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Путешествие в страну Лингвию.
Внеклассное мероприятие по логопедии для детей 4 - 7 классов школы 8 вида....
Урок-игра "Математический лабиринт в стране Лингвии"
Данный материал выполнен в соавторстве учителем математики и учителями русского языка и литературы. Проводится для учащихся 7 класса как интегрированное мероприятие по математике и русскому язык...
Урок-игра "Математический лабиринт в стране Лингвии"
Это интегрированный урок русского языка и математики по правописанию причастий..Этот урок помогает учащимся усвоить правила написания суффиксов причастий. Учителя применили на уроке различ...
«Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»
laquo;Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»...