Мой Пушкин
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Заключительный урок по творчеству А.С.Пушкина. «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_pushkin.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Мой Пушкин
Методическая разработка урока литературы в 9 классе
Цель урока: раскрыть учащимся непреходящую ценность лирических произведений А.С.Пушкина («К***», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Мадонна»), помочь приблизиться к высокому миру поэзии.
Задачи:
- предметные: обобщить сведения, полученные на предыдущих уроках, формировать умения комментировать, анализировать и интерпретировать поэтический текст.
-метапредметные: формировать духовно-нравственную сферу личности ученика через внимательное и вдумчивое чтение текста художественного произведения.
-развивающие: пробудить интерес к познанию культуры своего народа, культуры других народов мира.
«Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу»
Д. Самойлов
Оборудование:
- портрет поэта, газета, посвященная поэту;
- портрет Н.Н. Пушкиной;
- репродукции картин Рафаэля «Мадонна Тэмпи» и «Сикстинская Мадонна»;
- репродукции икон «Богоматерь Владимирская» и «Богоматерь Казанская»;
- аудиозаписи М.Глинка «Я помню…», С.Прокофьев «Пушкинский вальс», Ф.Шуберт «Ave Maria».
Ход урока:
I Вступительное слово учителя.
Заключительный урок по творчеству А.С.Пушкина мы назвали «Мой Пушкин». Пушкин приходит к нам уже в раннем детстве, веселым, добрым, лукавым сказочником, а мы идем к нему всю свою жизнь, и для нас гений Пушкина остается загадкой и тайной. И главная тайна в том, что прошло уже 170 лет со дня гибели поэта, а интерес к его поэзии не только не ослабевает, а возрастает, особенно в последние годы.
- Почему это происходит? Как вы думаете?
( В наш век бездуховности, пошлости и жестокости человеческая душа ищет себе защиты и опоры и находит ее в поэзии Пушкина.)
- Ты светлым гением своим
Возвысил душу человечью.
И мир идет к тебе навстречу,
Духовной жаждою томим.
А. Передреев
- Пушкин задал России духовные ориентиры на много лет вперед. «Пока в России Пушкин длиться, метелям не задуть свечу» эти слова Д.Самойлова мы взяли эпиграфом к уроку. Выделите главные слова, слова – звезды, по меткому определению А.Блока.
Россия – Пушкин – свеча.
-Имя Пушкина неразрывно связано с судьбой России, но почему - свеча?
(В духовной традиции русского народа – свеча – образ души)
- А жизнь души - это любовь, это источник поэзии, ибо еще «суровый Дант заметил», что любовь движет солнца и светила. Любовь наполняет жизнь особым смыслом, делает ее возвышенней и красивей.
II На фоне музыки М.Глинки учащиеся читают подготовленные дома стихи «Я Вас любил…» (посвящено Анне Олениной), «На холмах Грузии…»(посвящено Марии Раевской).
- Какое впечатление производят на вас эти стихи?
(Стихи музыкальны, мелодичны, мы видим в них возвышенное отношение к женщине)
-Все, кого коснулся свет пушкинской поэзии, стали для нас прекрасными образами. Одна из них – Анна Петровна Керн. Впервые Пушкин познакомился с Керн в Петербурге, в доме Олениных. Она произвела на него неизгладимое впечатление. И вот спустя 5 лет им снова суждено было встретиться, теперь уже вдали от шумной столицы, в имении П.А. Осиповой – Тригорском, куда Анна Петровна приехала погостить.
Новая встреча вызвала бурю чувств в душе поэта. Особенно после посещения Керн Михайловского.
III Это произошло вечером, в сиянии луны. Погода была чудесная, июльская ночь благоухала ароматами трав и цветов, взволнованный и оживленный Пушкин показывал гостье свой парк, долго бродил с ней по липовой аллее, которая с тех пор носит имя Керн.
Оставшись один, глубокой ночью Пушкин сидел за своим столом.
Рядом с листком бумаги лежал камешек, о который она споткнулась во время прогулки, сорванный ею цветок. Потрескивала свеча, в раскрытое окно влетали ночные бабочки. «Чудное мгновенье обретало жизнь в стихах». И становилось гимном любви. (Звучит стихотворение).
IV Анализ
- Как вы думаете, почему это стихотворение называют вершиной любовной лирики поэта?
- Кто в нем находится в центре внимания поэта?
- Какой была жизнь поэта до появления возлюбленной?
- Что же произошло с героем, когда вдруг снова появилась возлюбленная? Какие слова и образы определяют его состояние?
(Главные слова, выражающие его состояние, - пробуждение, воскресение).
- Вдумайтесь в ряд однородных членов, данных последней строфе: «И божество и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».
- Благодаря чему происходит воскрешение поэта к жизни?
- Какой образ возлюбленной рисуется в этом стихотворении? Благодаря чему он возникает?
Чтобы восхититься героиней. Довольно лишь знать, какую бурю чувств она вызвала в душе поэта, какой гармонией и счастьем наполнила его жизнь.
- Как вы думаете, почему Пушкин назвал стихотворение «К***» не указав имени возлюбленной, хотя многие его стихи имеют конкретного адресата?
- Пушкинский шедевр положил на музыку русский композитор М.Глинка, и он обрел еще одну жизнь, став знаменитым романсом. (Звучит фонограмма).
V Слово учителя.
Все, кто был озарен светом пушкинской поэзии, стали в наших душах яркими образами. Лира Пушкина подняла их на недосягаемую высоту. Одна из тех, кто вдохновила поэта, стала так же бессмертна, как и он сам.
( Звучит «Пушкинский вальс» С. Прокофьева. На фоне музыки звучит рассказ учителя .)
1828 год. Декабрьский вечер накануне Рождества. В зале благородного собрания в Москве сияние тысячи восковых свечей, блеск модного паркета и упоительные звуки вальса, который несет в вихре счастливые пары… (Вальс звучит чуть громче).
Среди этих пар возникает видение: юная девушка в белом воздушном платье; в белых атласных башмачках, с золотым обручем на голове и трогательным выражением лица.
Пушкин понимает, что это она, та самая – единственная… И говорит себе, что участь его навеки будет связана с нею.
Его восхищает красота Натальи Николаевны, умиляет ее робость. Он «очарован, оганчарован».
За полгода до женитьбы 30 июля 1930 года Пушкин писал своей невесте из Петербурга: «Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет, и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой Мадонной, похожей на вас как две капли воды, я бы купил ее, если бы она не стоила 4000 рублей».
Сходство Натальи с Мадонной замечал не только великий поэт. Друг Пушкина баронесса Дарья Фикельман писала: «Красота госпожи Гончаровой проникает до самого сердца. Есть что-то воздушное и трогательное во всем ее облике. Чрезвычайно бледное лицо с кротким, застенчивым выражением».
- Давайте сравним образ Гончаровой на портрете К.Брюллова ( Пушкин как будто чувствуя, что счастье его счастье не может быть долгим, просит Брюллова запечатлеть образ Натальи для потомков).
Спокойное лицо, с тонкими чертами лица, кроткий взгляд… А платье Натали надела то, в котором Пушкин впервые увидел ее и полюбил.
- В чем же сходство лица Натальи с лицами Мадонн Рафаэля?
«Я женился, чтобы иметь дома свою мадонну», - говорил Пушкин. Неудивительно, что стихотворение, посвященное невесте, он назвал «Мадонна».
Звучит «Ave Maria» Шуберта. На фоне музыки читается стихотворение «Мадонна».
Анализ стихотворения.
- Какое настроение создает стихотворение?
- Как вы думаете, почему поэт обращается к образу Мадонны?
( Образ Мадонны сочетает в себе земную женскую красоту, материнство и небесную чистоту и скромность.)
- Почему поэту хочется видеть только ее и Спасителя?
- Обратите внимание на такую деталь: слово «Мадонна по отношению к деве Марии используется в основном в западной традиции; в русской традиции в ходу слово «Богородица», «Богоматерь». Пушкин же употребил слово «Мадонна» в сочетании с чисто русским «Пречистая».
- Как вы думаете, почему он это сделал? Слил воедино две традиции: западную и русскую?
(Взгляните на лики Богородиц «Казанская Божья матерь» и «Владимирская икона Божьей матери», Сравните их с изображением Мадонн Рафаэля – Мадонна Темпи, Сикстинская Мадонна) В чем разница в изображении их?
- Какой еще образ стихотворения подготавливает слияние земного и небесного?
- «»Мадонна» по жанру сонет. Сонет – сложный канонический жанр. В чем особенность сонета.
(Сонет – итальян. – conore – звучать; состоит из 14 стихов, состоящих из 2 четверостиший и 2 трехстиший, две строфы имеют 2 общие рифмы, 2 другие – произвольные).
- Случайно ли обращение поэта к сонету?
«мадонна» строго выдерживает принципы сонета. В первых двух строфах содержится посылка и развитие темы, в последних двух – лаконичный вывод. Эмоциональный центр стихотворения – знаменитые строки « Творец небес мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, чистейшей прелести, чистейший образец». Повторы личного местоимения «тебя» и эпитета «чистейший»усиливает как смысловое, так и эмоциональное впечатление от сонета.
Для придания большей выразительности языку, Пушкин, несмотря на общую аскетичность изобразительных средств в стихотворении, использует метафоры – «медленные труды», «чистейший образец», эпитеты « важное сужденье».
Язык и сама форма сонета отсылают нас к лучшим образцам эпохи Возрождения (Данте, Петрарка), где истинное чувство выражалось с необыкновенной силой, несмотря на экономию языковых средств и отсутствие многословия.
В сонете четко прослеживаются взгляды поэта на мужское и женское призвание в этом мире: она – с величием; он – с разумом в очах; для нее – материнство; для него – «свет разума». В этом основная идея стихотворения. Итак, основная идея стихотворения состоит в том, что автор приемлет законы бытия и благословляет природу как воплощение вечного течения жизни, неподвластного человеку. Любовь – это божественное чувство, дар Творца человеку, которым тот должен распорядиться достойно. Земное и небесное часто соседствуют в поэзии Пушкина, особенно когда речь идет о любви.
Стихи Пушкина привлекают простотой языка (не той, что «чуже воровства, а той, что «сродни гениальности»), ясностью мысли и гениальностью. Чем больше вчитываемся и вдумываемся в них, тем больше раскрываются их мудрость и красота.
VII сравним фрагменты из стихотворений Пушкина с фрагментами из стихотворений современных поэтов, чтобы еще раз убедиться в непреходящей ценности поэзии Пушкина.
Пушкин возвеличивает любовь, для него это самое сильное, самое высокое чувство, он «благоговеет богомольно перед «святыней красоты».
Чувства в стихах современных поэтов предельно сводятся лишь к плотской любви, которую можно измерить в условных единицах, без духовной любви, без гармонии. Не удивительно, от такой «поэзии», от пошлости и бездуховности душа рвется к высокому, настоящему, к Пушкину. И «пока в России будет длиться Пушкин» - будет гореть свеча – символ духовности, гармонии и любви!
VIII Домашнее задание: подготовка к сочинению.
1) «К нему не зарастет народная тропа».
2)Чем близка лирика Пушкина современному читателю?
3) Мой Пушкин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"
Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...
Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”
Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....
Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)
Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....
Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова
Цель Научно-исследовательского проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...
Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.
Задачи урока:изучение творчества поэта в историческом движении , создание целостного представления об историко – литерату...
Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)
Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов. Для его проведения ...
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...