Урок-творческая мастерская "Учимся брать интервью"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Кувшинова Наталья Викторовна

Сценарий урока в форме творческой мастерской с мультимедийной презентацией на тему "Учимся брать интервью" урок проводится в 7классе с целью углубления знаний о публицистическом стиле речи и формирования практических навыков создания текста интервью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrir._urok_intervyu.docx25.64 КБ
Файл prezentatsiya.pptx583.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема                             Творческая мастерская «Учимся брать интервью».

Цели.

  1. Обобщить знания учащихся о публицистическом стиле речи, учить брать и записывать интервью.
  2.  Развивать творческие способности школьников, речь, навыки самостоятельной работы, умения планировать предстоящую деятельность.
  3. Воспитывать настойчивость, целеустремленность в овладении знаниями, желание  учиться, стремление найти свое место в жизни, быть нужным и полезным в обществе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Метапредметные  результаты: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.                

                                       

Ход урока.

             

  1. Просмотр видеоролика «Интервью с учителем химии»

-как вы думаете, почему наш урок я начала с просмотра этого ролика?

- я прошу вас сформулировать тему урока.   Слайд 2.

-зная тему, определите пожалуйста цели урока?    Слайд 3.

-а чтобы добиться поставленных целей, давайте чётко для себя определим, что мы знаем уже по теме, что хотим узнать (с помощью таблицы на доске…)

  1. Продолжить сегодняшний урок  мне хочется начать с напутствия Д.С. Лихачева:

« Мы вступаем в век, в котором знания будут играть определенную роль в судьбе человека. Без знаний нельзя будет работать. Учение - вот, что нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.

  Умейте не терять времени на пустяки. Берегите себя для учения, для приобретения полезных знаний и навыков.…Постарайтесь в каждом предмете найти радость приобретения нового. Учитесь любить учиться». Слайд 4.

-  К кому обращается Д. Лихачев?

-  Какие слова непосредственно обращены к каждому из вас?

-  К какому стилю относится данный текст?

Словарная работа со словом публицистический Слайд 5

-какое отношение имеет публ. Стиль речи к теме нашего урока?

(интервью-один из жанров)

            3.  Сегодня  на уроке мы повторим изученное ранее об этом  стиле речи.

              Начнем работу по таблице, которая позволит вспомнить особенности этого  стиля .

 Ваша задача – озаглавить таблицу. (в таблице даны признаки стиля, языковые средства, сфера употребления).

   Будем обсуждать вместе.

(Заранее заготовленные таблицы лежат на парте учащихся).

4. Конечно, обычно им пользуются журналисты, но и речь обычных людей, если они говорят между собой на какую-то серьезную тему, общественно значимую, приближается к публицистическому стилю.

             5.«Парад жанров публицистического стиля»

(Учащиеся заранее приготовили на урок газеты, журналы с разными жанрами публицистического стиля, более-с интервью. В классе каждый называет, показывает принесенные газеты, журналы.)

-Итак, что общего имеют все прочитанные вами статьи? (форма диалога, построение)

-кто герои этих публикаций?

-какое определение вы дали бы этому жанру?

-Итак…

 Интервью-это ряд вопросов на заданную тему и ответы на них, т.е. диалог. Слайд 6

 

6. Сегодня у нас есть замечательная возможность взять интервью у наших гостей, все они замечательные педагоги, интересные люди с богатым жизненным опытом.

 - Как вы будете вести беседу с человеком?

  Об этом неплохо бы узнать у журналистов, которым часто приходится брать интервью у разных людей. И не только брать, но и готовить к печати публикации.

 

7.Сегодня у нас есть такая возможность, у нас в гостях журналист. (Знакомлю с журналистом, рассказываю о нём). Он поможет нам в нашей работе:

  1. журналист рассказывает о своей профессии;
  2. дает рекомендации по теме «Учимся брать интервью»;
  3. сам даёт учителю интервью-образец в классе.

Классу дается задание перед интервью:

-Обобщим всё сказанное с помощью кластера:

Интервью – это, предназначенная для печати, радио, телевидения беседа в форме вопросов и ответов с каким-нибудь лицом.

Цель беседы – выяснить мнение определенных лиц по поводу какого-либо события или вопроса.

Содержание интервью – ответы собеседника, высказывания, суждения которого представляет интерес для читателей (слушателей, телезрителей).

Строение – вопросно-ответное.

Успех интервью – зависит от степени подготовленности корреспондента к беседе, от его умения ставить точные вопросы, расположить собеседника к разговору и удерживать разговор в нужном русле.

(раздаются памятки)

8.   Работа учащихся в творческих группах.

(Каждая группа берет интервью у гостей по заранее продуманным  темам  и подготовленным вопросам.)

По окончании работы интервью зачитываются в классе, обсуждаются, оцениваются журналистом.

Домашнее задание: взять у родителей интервью на тему «Легко ли быть родителями?»

Рефлексия: заполнение на доске графы «Узнал»

(или: продолжить предложение:

-Для меня сегодня было затруднительным

-Мне бы хотелось…

-Было интересно…)

Приложение

Интервью – это, предназначенная для печати, радио, телевидения беседа в форме вопросов и ответов с каким-нибудь лицом.

Цель беседы – выяснить мнение определенных лиц по поводу какого-либо события или вопроса.

Содержание интервью – ответы собеседника, высказывания, суждения,  представляющие интерес для читателей (слушателей, телезрителей).

Строение вопросно-ответное.

Успех интервью – зависит от степени подготовленности корреспондента к беседе, от его умения ставить точные вопросы, расположить собеседника к разговору и удерживать разговор в нужном русле.

   Письмо с «дырками»

Интервью – это предназначенная для печати, радио, телевидения ___________ в форме вопросов и ответов с каким-нибудь лицом.

Цель беседы – выяснить _____________ определенных лиц по поводу какого-либо события или вопроса.

Содержание интервью –_____________собеседника, высказывания, суждения,  представляющие интерес для читателей (слушателей, телезрителей).

Строение – ____________________________.

Успех интервью – зависит от степени __________________________корреспондента к беседе, от его умения ставить ____________________вопросы, расположить собеседника к разговору и удерживать разговор в нужном русле.

Письмо с «дырками»

Интервью – это предназначенная для печати, радио, телевидения ___________ в форме вопросов и ответов с каким-нибудь лицом.

Цель беседы – выяснить _____________ определенных лиц по поводу какого-либо события или вопроса.

Содержание интервью –_____________собеседника, высказывания, суждения,  представляющие интерес для читателей (слушателей, телезрителей).

Строение – ____________________________.

Успех интервью – зависит от степени __________________________корреспондента к беседе, от его умения ставить ____________________вопросы, расположить собеседника к разговору и удерживать разговор в нужном русле.

         Темы для интервью.

«Хочу, чтобы меня понимали»

  1. Многие мои ровесники иногда переживают тяжелые моменты, чувствуют себя очень одинокими, но им трудно до конца разобраться в своем состоянии. Что вы думаете об этом?
  2. Возможно ли преодолеть чувство отчужденности в обществе?
  3.  Какие условия жизни мешают взаимопониманию учителей и учеников? Детей и родителей?
  4. Характер или обстоятельства влияют на отношения между людьми?
  5. Способны ли люди понимать друг друга?

«Как угадать свое призвание?»

  1. Расскажите, как вы избирали себе профессию?
  2. За годы работы убедились ли вы в правильности выбора?
  3. Не хотелось ли вам когда-нибудь сменить профессию? Если «да», то почему?
  4. На ваш взгляд, какие условия, критерии, принципы позволяют угадать свое призвание?
  5. Что можете пожелать тем, кто стоит на пороге выбора жизненного пути?

«Молодежь начала 21 века глазами учителя»

  1. Помните ли вы себя в 13-14 лет?
  2. На ваш взгляд отличаются ли старшеклассники сегодня от Вас в 13-14 лет?
  3. Ваша точка зрения на молодежь по проблемам:

Нравственные устои и жизненные принципы молодых;

Поиски смысла жизни и молодёжь.

  1. Учитель всегда понимает своих учеников. Когда и по каким причинам вы восклицаете:

«Ребята, я не понимаю…?»

«Роль книги в нашей жизни».

  1. Книга – создание человечества на века или это явление преходящее?

(Вытесняет ли телевидение и интернет книгу как явление).

  1. В Вашей жизни была ли книга (или книги), оказавшая на Вас особое влияние?
  2. Возможно ли самостоятельно (по книгам) приобрести знания и повысить культурный уровень?
  3. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.

Следуя этой мудрости, кто вы, то есть что любите читать.

  1. Есть ли в Вашей жизни книга, которую вы вырвали из забвения и ее стали читать ваши друзья и знакомые?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Творческая мастерская Учимся брать интервью

Слайд 3

Цели Повторить особенности публицистического стиля речи, уметь находить в тексте его признаки. Научиться брать и записывать интервью. Воспитывать целеустремленность в овладении знаниями, стремление быть нужным и полезным в обществе.

Слайд 4

«Мы вступаем в век, в котором знания будут играть определенную роль в судьбе человека. Без знаний нельзя будет работать. Учение – вот, что нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости ум человека наиболее восприимчив. Умейте не терять времени на пустяки. Берегите себя для учения, для приобретения навыков… постарайтесь в каждом предмете найти радость приобретения нового. Учитесь любить учиться» Д.Лихачев

Слайд 5

Подберите однокоренные слова к слову публицистический , составьте с ними словосочетания.

Слайд 6

Проверь себя Публицистический –публика, публичный, публицист, публицистика. Известный публицист, благодарная публика, публичный человек, талантливая публицистика.

Слайд 7

Верно ли? Публицистический стиль используется в сказках, рассказах и былинах. Основная цель публицистического стиля – передача научной информации. В публицистическом стиле используются фразеологизмы и описательные обороты.

Слайд 8

Жанры публицистики: заметка , статья, репортаж , фельетон, очерк, интервью , доклад, дискуссия.

Слайд 9

Интервью ( от англ. Interview буквально встреча или беседа)- жанр публицистики, представляющий собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по вопросам, имеющим актуальное общественное значение .

Слайд 10

3. Организовать встречу с респондентом.

Слайд 12

1. Решите, у кого и почему будете брать интервью. 2. Проведите беседу, запишите её основное содержание. 3. Прочитайте запись, определите основную мысль интервью и озаглавьте его. 4. Напишите вступление и заключительную часть. 5. Прочитайте всё написанное вслух, отредактируйте. Проверьте черновик, исправьте ошибки

Слайд 13

Интервью – это, предназначенная для печати, радио, телевидения беседа в форме вопросов и ответов с каким-нибудь лицом. Цель беседы – выяснить мнение определённых лиц по поводу какого-либо события или вопроса. Содержание интервью – ответы собеседника, высказывания, суждения которого представляет интерес для читателей (слушателей, телезрителей). Строение – вопросно-ответное. Успех интервью – зависит от степени подготовленности корреспондента к беседе, от его умения ставить точные вопросы, расположить собеседника к разговору и удерживать разговор в нужном русле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Образ Дома в романе И.С.Шмелёва "Лето Господне"(глава "Чистый понедельник").Урок-творческая мастерская

Урок-творческая мастерская способствует развитию творческого мышления.раскрытию индивидуальности каждого ученика.Тема "Образ Дома"-центральная тема всей русской литературы,поэтому необходимо продолжат...

Уроки творческого развития. Система развивающего обучения.

Способность к творчеству - неотъемлемое свойство ребёнка. Создать условия для развития творческого начала каждого ученика - задача учителя развивающего обучения. Такие условия создаются на уроках тво...

Конспект урока литературы ««Прежняя Москва» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»» (Урок - творческая мастерская с элементами с элементами синквейна в 9 классе)

Цели:1. Образовательные: раскрыть понятия «типические образы», «говорящие фамилии», «внесценические персонажи»; определить особенности нравственного облика фамусовского общества; выявить специфику кон...

«Урок – творческая мастерская по созданию книги о доброте» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» в 6 классе)

«Урок – творческая мастерская   по созданию книги   о доброте»                    (по...

Презентация к уроку по теме "Учимся брать интервью"

Презентация к уроку творческой мастерской по русскому языку в 7 классе "Учимся брать интервью"...

Конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе на тему: Учимся брать интервью

Тема урока: Учимся брать интервьюЗадачи: ввести и закрепить новый грамматический материал (слова с приставками –un, -in, -im, - non), научить учащихся брать интервью и составлять небольшое резюм...

Конспект урока "Вводный урок. Творческая проектная деятельность"

Конспект урока "Творческая проектная деятельность" для учителей технологии (5 класс)...