Использование интернет-ресурсов на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения русскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению русским языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностноориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках русского языка включают: - изучение лексики; - отработку произношения; - обучение диалогической и монологической речи; - обучение письму; - отработку грамматических явлений. Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_internet-resursov_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интернет - ресурсов на уроках русского языка
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения русскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению русским языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностноориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках русского языка включают: - изучение лексики; - отработку произношения; - обучение диалогической и монологической речи; - обучение письму; - отработку грамматических явлений. Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.
Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает "международная сеть" (англ. international net). Использование кибернетического пространства (syberspace) в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся. Основная цель изучения русского языка в средней школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил.
При всем обилии образовательных сайтов и бурном развитии сети Интернет, у каждого учителя в арсенале есть свой каталог избранных сайтов, с которыми он систематически работает. В перечень избранных мною сайтов входят, прежде всего,
порталы «Грамота.ру», «Национальный корпус русского языка», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «1 сентября», «Культура письменной речи».
На мой взгляд, одним из самых «серьезных» ресурсов Интернета является «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school- collection.edu.ru/). Привлекательность его в том, что, во-первых, он содержит лицензированный систематизированный материал по всему курсу русского языка к действующим учебникам, входящим в федеральный перечень; во-вторых, представляет широкий спектр ЦОР: интерактивные таблицы, схемы, орфограммы, диктанты, анимационные ресурсы, электронные тренажеры, тесты и задания. Данные ресурсы целесообразно использовать на любых видах и этапах урока.
При объяснении нового материала уместна работа с включением интерактивных таблиц, схем. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/84053b30- e3fl-4994-b469-06af4fcb6a37/[RUS7_140]_[IA_312].swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b7f7e635-cbef-47fb-a4a8-
f96e758517cd/%5BRUS7_140%5D_%5BIM_313%5D.swf).
На этапе закрепления и контроля целесообразно использование электронных тестов и заданий. Особенно значимой на уроках закрепления материала становится индивидуальная работа с электронными заданиями. Преимущества такой работы в том, что, во-первых, можно легко отследить уровень усвоения материала учащимися, во-вторых, сэкономить время, в-третьих, предоставить ученику возможность объективно оценить свои знания и, в-четвертых, способствовать развитию информационной компетентности.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0f38fldd-edd3-432a-b04f-
ca0586fb3d6a/index_listing.html
Работа с подобными дидактическими единицами повышает эффективность урока, обеспечивая доступность, делая урок более увлекательным, что, в свою очередь, безусловно, повышает качество усвоения материала.
Решая проблемы повышения грамотности в написании словарных слов, обратилась к «Национальному корпусу русского языка» (http://www.ruscorpora.ru/), представляющему собой информационно-справочную систему, основанную на собрании русских текстов в электронной форме и включающую более 140 млн. слов. Познакомив учащихся на одном из уроков с данным корпусом, предложила в качестве домашнего задания найти примеры употребления словарных слов (агрессия, президиум, инцидент, ангажировать, магистраль, контингент, мятеж и пр.). Однако словарно-семантическая работа не ограничивается элементарным поиском и записью примеров, а усложняется дополнительным заданием. Задание может ставиться в следующей формулировке: «Приведите примеры употребления данного слова в предложениях, осложненных причастным оборотом (вводным словом, однородными членами и пр.)». Данная систематическая работа направлена не только на формирование грамотности, но и решает задачи, определенные государственным стандартом в области формирования ключевых компетенций; в частности, информационной - планирование информационного поиска в соответствии с поставленной задачей, самостоятельное проведение наблюдения в соответствии с задачей информационного поиска, извлечение информации по заданному вопросу и ее обработка и компетенции разрешения проблем - оценивание продукта своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности по заданным критериям. В то же время решается проблема обогащения словарного запаса, что обеспечивает возможность использования изучаемых слов в различных сферах жизни.
Использую Интернет-ресурсы и при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Проектно-исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельный поиск информации в сети Интернет. Если участниками проекта являются учащиеся 5-6 классов, первоначально организую совместный поиск и отбор необходимой информации, в дальнейшем лишь осуществляю контроль за деятельностью и консультирую по текущим вопросам и проблемам. Приведу лишь один пример подготовки проекта учащейся гимназического класса. Продуктом проекта являлся «Жизнь и творчество поэта Клюева».
Данная деятельность также обеспечивает формирование информационной компетенции и компетенции разрешения проблем.
Важным для учителя русского языка является портал «Грамота.ру»
(http://www.gramota.ru).flaHHbm ресурс предоставляет широкий спектр возможностей: это проверка слов по нескольким словарям одновременно, обращение к правилам правописания, правилам составления различных документов (заявления, резюме, характеристики), правилам составления и оформления рефератов, аннотаций, к словарю «Непростые слова», содержащему ответы на интересные вопросы пользователей, обращение к так называемым «запоминалкам» (Долго ели торты - не налезли шОрты!) и пр.
Чаще всего материалы сайта использую при подготовке к урокам и отсылаю учащихся к определенным разделам портала при подготовке индивидуальных сообщений, акцентируя внимание при этом на соблюдение авторских прав используемого ресурса, тем самым прививая элементы информационной культуры. Кроме того, в качестве дополнительного домашнего задания предлагаю найти по словарю правописание и толкование словарных слов.
Таким образом, Интернет в своей работе я использую при подготовке уроков, на уроке и во внеурочной деятельности. Однако для меня остаются актуальными вопросы, связанные с методикой преподавания предмета с использованием информационных технологий, поскольку повышение квалификации решается на уровне проблематики формирования начальной компьютерной грамотности педагогов. Получить объективную оценку опыта своей деятельности пока не является возможным. Кроме того, в связи с развитием Интернета, важно не потеряться в многообразии предлагаемых ресурсов, научиться производить отбор наиболее содержательных, качественных и удобных в применении сайтов.
Современный учитель использует возможности Интернет и для профессионального роста, и для активизации познавательной деятельности учащихся. Интеграция информационных технологий с новыми педагогическими, обучение в сотрудничестве, проектный метод, работа в группах изменяет содержание деятельности учителя, его позицию в образовательном процессе, что заставляет меня как учителя искать новые формы, приемы работы, в целом влияющие на качество обучения.
Интернет - объективное явление сегодняшнего дня, в мире невозможно существовать без него. Интернет является средством обучения в учебном процессе, источником информации для учителей и учащихся, их самообразования. Таких понятий как информация, обмен информацией, хранение информации уже недостаточно для объяснения процессов, происходящих в сложной системе, требуются дальнейшие исследования. Компьютерная сеть отличается от книги тем, что она не только источник, хранитель, обработчик информации, но и генератор новых форм коммуникативной активности [1,с.4].
В Интернете появился российский сегмент, сложившийся на основе русского языка - Рунет. В Рунете можно отыскать больше миллиарда русскоязычных документов, два миллиона уникальных серверов, популярные сайты, проекты. По данным ФОМ, рунетчиков - 21,7 миллиона человек. По темпам роста Рунет уже обгоняет традиционные сегменты.
В связи с появлением новой науки - информатики происходит образование новых компьютерных терминов, заимствование новых слов чаще всего из английского языка для формирования новых понятий: дисплей, монитор, браузер, чат, клавиатура. Есть отечественные аналоги некоторым из них: аналого-цифровое устройство ввода-вывода, обозреватель, но первые привычнее, короче, удобнее русских аналогов.
Компьютерный жаргон возник одновременно с появлением электронно- вычислительных машин в США. По мере развития вычислительной техники в России также стал складываться специфический язык, которым пользовались компьютерщики-профессионалы. Сравнительно молодой возраст специалистов, занятых в этой области профессиональной деятельности, а также популярность компьютеров в молодежной среде, склонной к употреблению жаргонных и сленговых выражений, определяют моду на компьютерный жаргон у этой категории пользователей.
Словарь современного молодежного жаргона, включает более 6000 жаргонизмов. В него включены слова различных групп молодежи: школьников, учащихся профессионально-технических училищ, студентов, солдат и матросов, хиппи, фанатов, панков, уличных музыкантов, хип-хоперов — более сорока разновидностей молодежного жаргона [2].
Молодёжный жаргон, включающий компьютерный, включает некоторые слова подоночного: прикол, прикалываться; пофигистично; тусовка, тусоваться; чапать; хай, хаюшки; Инет, Нет, Сеть; гемор - геморрой; нарыть - отыскать; забабахать; клёвый, улётный; ща, щас - сейчас; щазз - сейчас, в смысле «не дождётесь»; плакаль, рыдаль - смеялся до слёз; дурдом, маразм - кошмар; угу, ага - да; накатать - написать; ржунимагу; вау; валяюсь пацталом - автор поражён; по барабану; болванка, матрица - CD-R диск; мыло - е-мейл.
Целью моей деятельности является повышение качества обучения русскому языку и литературе через использование интернет-ресурсов, а также совершенствование уровня владения русским языком с расширением сферы межкультурного общения через интернет-ресурсы.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету;
обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее и применять в реальных ситуациях; развивать познавательную активность; содействовать творческому развитию каждого ученика;
Уроки литературы - это прежде всего уроки нравственности. Уроки литературы как никакой другой школьный предмет помогают растущему человеку обрести ценностные ориентации: умение восхищаться окружающим миром,
противостоять злу и насилию, ощущать чужую боль или радость как собственную, бережно относиться к родине, любви.
Современный учитель — философски образованный человек, с высокой культурой и профессиональной компетентностью. Это творческий человек, ищущий новые подходы в обучении, умеющий схватывать все новое, осмысливать его и применять в своей работе. Он ставит перед собой задачу воспитания и формирования интеллектуальной, свободно мыслящей, гармоничной личности. Чтобы соответствовать таким требованиям, учитель обречен на непрерывное самообразование.
Широкое внедрение компьютерных технологий во все сферы человеческой деятельности - в науку, производство, образование, быт означает наступление новой, компьютерной эры. Но компьютеризация образования - это не только обеспечение компьютерной грамотности или изучение одного, двух языков программирования и основ информатики. Это в первую очередь средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. Компьютер должен освобождать преподавателя от рутины и однообразия, а компьютерные технологии должны в первую очередь способствовать творческим начинаниям учащихся, стать ступенью для повышения эффективности учебного процесса.
В последние годы учебная среда становится шире, учебная работа частично выходит за пределы класса, «уходит» от учебников и рабочих тетрадей во внешкольную область, в том числе в виртуальное пространство. Современный учитель должен уметь эффективно пользоваться этими ресурсами.
В рамках информатизации образования проводятся многочисленные конкурсы, фестивали, проекты и.т.д. Таким образом, для учителей открывается интересная перспектива использования интернет-ресурсов как средства повышения эффективности обучения в образовательной школе, установления обратной связи «учитель-ученик», позволяющей реализовать личностно-ориентированный подход, дифференциацию и вариативность образования, подготовить учащихся к непрерывному образованию.
Подводя итоги, скажем, что использование интернет-ресурсов, безусловно, играет большую роль в учебном процессе, повышает его эффективность и качество знаний учащихся.
Один из наиболее популярных в Рунете интернет-ресурсов подобного типа - информационно-консультационный портал/сайт «Культура письменной речи» (www.gramma.ru), функционирующий в рамках интернет-портала "Русское слово" (www.ropryal.ru). Сайт был создан 21 мая 2001 года и сегодня, по статистике «Япс1ех», занимает одно из первых мест среди филологических ресурсов Рунета.Данный сайт пять раз удостоен Золотого кубка International Association of Webmaster and Designer's, дважды (в 2002 и 2003 г.) был номинантом конкурса Национальной Интернет-премии, в 2002 году стал победителем Всероссийского конкурса «Образование в Рунете» (в номинации «Персональный сайт»), в 2005 - победителем II Всероссийского конкурса средств массовой информации «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности» «Грамотно, по-русски!» в номинации «Лучший проект, посвященный русскому языку в сети Интернет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы
Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....
Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"
Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...
Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.
Использование метода проектов на уроках русского языка и...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...
Создание учебных интернет - ресурсов для интегрированных уроков английского языка.
Использование ресурсов интернет для проведения интегрированных уроков английского языка и географии. Учебные интернет - ресурсы помогают учителю подобрать разнообразный материал к уроку, а учащимя под...
Использование интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку
Появление Интернет в образовании стимулирует желание ребят учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого студента, увеличивает скорость подачи качественного материала. Вопрос интеграции Ин...
Использование интернет ресурсов при подготовке уроков технологии
В данной презентации содержатся краткие сведения о цифровых образовательных ресурсах (ЦОР)...