РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ». Пояснительная записка. Рабочая программа кружка «Занимательный русский язык» по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта. В современном мире востребованы люди способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Итоговая аттестация по русскому языку, участие в олимпиадах также требует от учащихся хорошего владения русским языком. Данная рабочая программа помогает учащимся овладеть навыками речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их. Кружок «Занимательный русский язык» предназначен для учащихся 7 класса. Программа кружка рассчитана на 34ч. (1 час в неделю). Продолжительность одного занятия -40 мин. Программа кружка опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка. Основные формы организации кружковых занятий – семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы. Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводят за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком. Программа кружка включает в себя углубленные вопросы по разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать тайны языка. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к языку.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: - Знать/понимать функции языка;
- основные сведения о лингвистике как науке, компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
Уметь - проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
- проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
Аудирование и чтение - использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
Аудирование и письмо - создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
ЦЕЛИ: - Пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка;
- воспитать любовь к русскому языку; научить бережно обращаться с ним;
- выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности;
- расширить представление о русском языке, его возможностях;
- обучить речевому этикету;
- помочь учащимся сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной;
- Расширить знания учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания;
- Совершенствовать языковые способности, позволяющие использовать все богатства ;
- языковых средств в различных ситуациях общения
Тематическое планирование № | Содержание занятия | К-во часов | 1 | «Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности. | 1 | 2 | Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов. | 1 | 3 | Изменение смысла слова с изменением звука.. | 1 | 4 | Шарады, анаграммы, метаграммы, слова-перевёртыши, кроссворды, ребусы, чайнворды и др. | 2 | 5 | Как рождается слово. Типы переноса значения. Связь между значениями слова Слова и вещи. | 3 | 6 | Словари омонимов. Идеографические синонимы. Контекстуальные синонимы. | 3 | 7 | Возникновение фразеологизма. Фразеологические цепочки. «Кто больше знает фразеологизмов на указанную тему». | 2 | 8 | Этимология слова и «морфологическое чутьё». Этимологические родственники. О том, как пашня превратилась в лес. | 2 | 9 | Полногласные и неполногласные сочетания. | 1 | 10 | Словообразовательные цепочки. Словообразовательное «древо». | 2 | 11 | «Странные» корни» | 1 | 12 | Слова с двумя-тремя приставками. Сложные слова. | 1 | 13 | В мире суффиксов | 1 | 14 | Кто больше знает существительных общего рода? | 1 | 15 | Формы прилагательных. Переход прилагательных в существительные. | 2 | 16 | «Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от числительных. | 1 | 17 | Сложные слова с составной частью САМО- | 1 | 18 | Роль наречий в тексте. Наречие в роли главных членов предложения. | 2 | 19 | Члены предложения, выраженные словосочетаниями. Синтаксическая разница между парами словосочетаний | 2 | 17 | Стилистика. «Кто ярче?» | 1 | 18 | Словесная живопись Долой однообразие! Заморские гости. Оружие смеха. | 3 | 19 | Обобщение.«Самый умный» | 1 | Всего: | 34 |
Календарно-тематическое планирование № | Тема | Кол-во часов | Деятельность учащихся | Дата | план | факт | 1 | Вводный урок. Повторение пройденного.«Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности. Древние письмена. Обнаружение ранних систем письма на территории Европы. | 1 | Создание небольших сообщений
| 07.09
|
| 2 | Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов. | 1 | исследование | 14.09
|
| 3 | Изменение смысла слова с изменением звука. | 1 | Создание своих заданий | 21.09
|
| 4 | Шарады, анаграммы, метаграммы, слова-перевёртыши | 1 | Защита игр со словами, созданных самими | 28.09
|
| 5 | Кроссворды, ребусы, чайнворды | 1 | Разгадывание и создание своих ребусов | 05.10 |
| 6 | Рождение слова | 1 | Небольшие сообщения уч-ся | 12.10 |
| 7 | Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях | 1 | Редактирование предложенных текстов | 19.10
|
| 8 | Слова и вещи. | 1 | Сочинение | 26.10 |
| 9 | Словари омонимов | 1 | Работа со словарями | 02.11 |
| 10 | Омонимы,омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе | 1 | Творческие работы | 09.11
|
| 11 | Пути возникновения синонимов | 1 | Исследование | 16.11 |
| 12 | Идеографические синонимы | 1 | Тренировочные упражнения, тесты | 23.11 |
| 13 | Контекстуальные синонимы. | 1 | Исследование | 30.11 |
| 14 | Стилистические синонимы | 1
| Исследование | 07.12 |
| 15 | Возникновение фразеологизма. Фразеологические цепочки. | 1
| Защита своих проектов | 14.12 |
| 16 | «Кто больше знает фразеологизмов на указанную тему» | 1 | Мини рассказы по теме | 21.12 |
| 17 | Этимология слово и «морфологическое чутьё». | 1
| Работа со словарями | 28.12 |
| 18 | Этимологические родственники. | 1
| Работа в группах, защита своих проектов | 04.01
|
| 19 | Полногласные и неполногласные сочетания. | 1
| Определение принадлежности слова к современному языку | 11.01 |
| 20 | Словообразовательные цепочки | 1 | Составление словообразовательных цепочек | 18.01 |
| 21 | Словообразовательное «древо». | 1 | Защита собственного словообразовательного «древа» | 25.01 |
| 22 | «Странные» корни». | 1 | Исследование предложенных слов | 01.02 |
| 23 | Слова с двумя-тремя приставками. Сложные слова | 1 | Исследование слов | 08.02 |
| 24 | В мире суффиксов | 1 | Морфемный разбор, тесты | 15.02 |
| 25 | Кто больше знает существительных общего рода? | 1 | Участие в конкурсе | 22.02
|
| 26 | Формы прилагательных | 1 | исследование | 01.03 |
| 27 | Переход прилагательных в существительные. | 1 | Создание небольших текстов, определение частеречной принадлежности | 15.03 |
| 28 | «Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от числительных | 1 | Определение части речи, тесты | 22.03 |
| 29 | Словесная живопись. Сложные слова с составной частью САМО- | 1 | Защита проектов | 29.03 |
| 30 | Роль наречий в тексте. | 1 | Исследование текстов | 05.04
|
| 31 | Наречие в роли главных членов предложения. | 1 | Исследование текстов с точки зрения синтаксиса | 12.04 |
| 32 | Члены предложения, выраженные словосочетаниями. | 1 | Исследование текстов | 19.04 |
| 33 | Синтаксическая разница между парами словосочетаний | 1
| Исследование синтаксических пар | 26.04
|
| резерв | Стилистика. «Кто ярче?» | 1 | Защита проектов | 03.05 |
| резерв | Долой однообразие! Редактирование текста с целью избавления от скучных повторов. | 1
| Защита своих текстов | 10.05 |
| резерв | Заморские гости. О путях проникновения в нашу речь иноязычных слов, о сфере их употребления. | 1 | Редактирование текста | 17.05 |
| резерв | Оружие смеха. Как с помощью словообразовательных элементов выразить своё отношение к предмету разговора | 1 | Семинар | 24.05 |
| 34 | Итоговое занятие «Самый умный» | 1 | Презентация | 31.05 |
|
|
|
|
|
|
|
Ожидаемые результаты : 1.Расширятся знания учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания. 2. Учащиеся подготовятся к тестированию 3. Учащиеся овладеют навыком работы с учебными пособиями, дополнительной литературой; научатся правильно пользоваться различными лингвистическими словарями; вести поисковую работу; ознакомятся с приёмами исследовательской и проектной деятельности. Литература: 1. В. А. Иваницкий. Занимательно о русском языке. «Просвещение», 2008 2. П.Л. Чудаков. Немного из этимологии… Дрофа, 2013 3. Г. И. Грибов. Язык мой – друг мой. «Просвещение», 2012 4. А. Т. Арсентьев. Занимательные материалы по русскому языку, «Просвещение», 2011 5. И. Я. Ямщиков. Русский язык в ребусах, кроссвордах и загадках, Вентана, 2009 6. Л. Д. Прохорова. Путешествие в мир слова, Эксмо, 2011
|