РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ».
рабочая программа по русскому языку на тему

Монтотова Клара Дмитриевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_zanimatelnyy_russkiy.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ».

Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «Занимательный русский язык» по русскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта.

В современном мире востребованы люди способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Итоговая аттестация по русскому языку, участие в олимпиадах также требует от учащихся хорошего владения русским языком. Данная рабочая программа помогает учащимся овладеть навыками речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их.

Кружок «Занимательный русский язык» предназначен для учащихся 7 класса. Программа кружка рассчитана на 34ч. (1 час в неделю).

Продолжительность одного занятия -40 мин. Программа кружка опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.

Основные формы организации кружковых занятий – семинары и практические занятия. Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы.

Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводят за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.
Программа кружка включает в себя углубленные вопросы по разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать тайны языка. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к языку.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

  • Знать/понимать функции языка;
  • основные сведения о лингвистике как науке, компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

Уметь

  • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
  • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

Аудирование и чтение

  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

Аудирование и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

ЦЕЛИ:

  • Пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка;
  • воспитать любовь к русскому языку; научить бережно обращаться с ним;
  • выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности;
  • расширить представление о русском языке, его возможностях;
  • обучить речевому этикету;
  • помочь учащимся сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной;
  • Расширить знания учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания;
  • Совершенствовать языковые способности, позволяющие использовать все богатства ;
  •  языковых средств в различных ситуациях общения

Тематическое планирование

Содержание занятия

К-во часов

1

«Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности.

1

2

Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов.

1

3

Изменение смысла слова с изменением звука..

1

4

Шарады, анаграммы, метаграммы, слова-перевёртыши, кроссворды, ребусы, чайнворды и др.

2

5

Как рождается слово. Типы переноса значения. Связь между значениями слова Слова и вещи.

3

6

Словари омонимов. Идеографические синонимы. Контекстуальные синонимы.

3

7

Возникновение фразеологизма. Фразеологические цепочки. «Кто больше знает фразеологизмов на указанную тему».

2

8

Этимология слова и «морфологическое чутьё». Этимологические родственники. О том, как пашня превратилась в лес.

2

9

Полногласные и неполногласные сочетания.

1

10

Словообразовательные цепочки. Словообразовательное «древо».

2

11

«Странные» корни»

1

12

Слова с двумя-тремя приставками. Сложные слова.

1

13

В мире суффиксов

1

14

Кто больше знает существительных общего рода?

1

15

Формы прилагательных. Переход прилагательных в существительные.

2

16

«Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от числительных.

1

17

Сложные слова с составной частью САМО-

1

18

Роль наречий в тексте. Наречие в роли главных членов предложения.

2

19

Члены предложения, выраженные словосочетаниями. Синтаксическая разница между парами словосочетаний

2

17

Стилистика. «Кто ярче?»

1

18

Словесная живопись Долой однообразие! Заморские гости. Оружие смеха.

3

19

Обобщение.«Самый умный»

1

Всего:

34

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Деятельность

учащихся

Дата

план

факт

1

Вводный урок. Повторение пройденного.«Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности. Древние письмена. Обнаружение ранних систем письма на территории Европы.

1


Создание небольших сообщений


07.09

2

Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов.

1

исследование


14.09

3

Изменение смысла слова с изменением звука.

1

Создание своих заданий


21.09

4

Шарады, анаграммы, метаграммы, слова-перевёртыши

1

Защита игр со словами, созданных самими


28.09

5

Кроссворды, ребусы, чайнворды

1

Разгадывание и создание своих ребусов

05.10

6

Рождение слова

1

Небольшие сообщения уч-ся

12.10

7

Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях

1

Редактирование предложенных текстов


19.10

8

Слова и вещи.

1

Сочинение

26.10

9

Словари омонимов

1

Работа со словарями

02.11

10

Омонимы,омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе

1

Творческие работы


09.11

11

Пути возникновения синонимов

1

Исследование

16.11

12

Идеографические синонимы

1

Тренировочные упражнения, тесты

23.11

13

Контекстуальные синонимы.

1

Исследование

30.11

14

Стилистические синонимы


1

Исследование

07.12

15

Возникновение фразеологизма. Фразеологические цепочки.


1

Защита своих проектов

14.12

16

«Кто больше знает фразеологизмов на указанную тему»

1

Мини рассказы по теме

21.12

17

Этимология слово и «морфологическое чутьё».


1

Работа со словарями

28.12

18

Этимологические родственники.


1

Работа в группах, защита своих проектов


04.01

19

Полногласные и неполногласные сочетания.


1

Определение принадлежности слова к современному языку

11.01

20

Словообразовательные цепочки

1

Составление словообразовательных цепочек

18.01

21

Словообразовательное «древо».

1

Защита собственного словообразовательного «древа»

25.01

22

«Странные» корни».

1

Исследование предложенных слов

01.02

23

Слова с двумя-тремя приставками. Сложные слова

1

Исследование слов

08.02

24

В мире суффиксов

1

Морфемный разбор, тесты

15.02

25

Кто больше знает существительных общего рода?

1

Участие в конкурсе


22.02

26

Формы прилагательных

1

исследование

01.03

27

Переход прилагательных в существительные.

1

Создание небольших текстов, определение частеречной принадлежности

15.03

28

«Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от числительных

1

Определение части речи, тесты

22.03

29

Словесная живопись. Сложные слова с составной частью САМО-

1

Защита проектов

29.03

30

Роль наречий в тексте.

1

Исследование текстов


05.04

31

Наречие в роли главных членов предложения.

1

Исследование текстов с точки зрения синтаксиса

12.04

32

Члены предложения, выраженные словосочетаниями.

1

Исследование текстов

19.04

33

Синтаксическая разница между парами словосочетаний


1

Исследование синтаксических пар


26.04

резерв

Стилистика. «Кто ярче?»

1

Защита проектов

03.05

резерв

Долой однообразие! Редактирование текста с целью избавления от скучных повторов.


1

Защита своих текстов

10.05

резерв

Заморские гости. О путях проникновения в нашу речь иноязычных слов, о сфере их употребления.

1

Редактирование текста

17.05

резерв

Оружие смеха. Как с помощью словообразовательных элементов выразить своё отношение к предмету разговора

1

Семинар

24.05

34

Итоговое занятие «Самый умный»

1

Презентация

31.05

Ожидаемые результаты :
1.Расширятся знания учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания.
2. Учащиеся подготовятся к тестированию
3. Учащиеся овладеют навыком работы с учебными пособиями, дополнительной литературой; научатся правильно пользоваться различными лингвистическими словарями; вести поисковую работу; ознакомятся с приёмами исследовательской и проектной деятельности.

Литература:
1. В. А. Иваницкий.  Занимательно о русском языке.  «Просвещение», 2008
2. П.Л. Чудаков. Немного из этимологии… Дрофа, 2013
3. Г. И. Грибов.  Язык мой – друг мой.  «Просвещение», 2012

4.​ А. Т. Арсентьев.  Занимательные материалы по русскому языку, «Просвещение», 2011

5.  И. Я. Ямщиков. Русский язык в ребусах, кроссвордах и загадках, Вентана, 2009

6.​ Л. Д. Прохорова. Путешествие в мир слова, Эксмо, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Занимательная химия"

Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лаборат...

Рабочая программа кружка "Занимательный английский"

Данная рабочая программа по английскому языку разработана для обучения в 1 классе МОУ «СОШ № 94» г. Саратова на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004г.,...

Рабочая программа кружка "Занимательный английский"

Данная рабочая программа по английскому языку разработана для обучения в 1 классе МОУ «СОШ № 94» г. Саратова на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004г.,...

Рабочая программа кружка "Занимательный русский язык"

Программа данного курса программа удовлетворяет познавательные потребности учащихся в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообраз...

Рабочая программа кружка "Занимательный русский язык"

Цель:на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку...

Рабочая программа кружка "Занимательный русский язык"

труды на публичных выступлениях.Изучить язык и овладеть им – довольно сложное дело. Для этого необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках недостаточно врем...