Рабочая программа. 11 класс.
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Программа к учебнику "Русский Язык. 10-11 классы" предназначена для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлена из расчёта 2 часа в неделю 11 класс-68 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rprusskiy_yazyk11no1.doc | 254.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку 11 класс
Пояснительная записка
Статус документа.
Программа к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» предназначена для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлена из расчета 2 часа в неделю 11 класс — 68 часа. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Цель курса — повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.
Методологической основой данной программы и курса «Русский язык» в 10—11 классах являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый и профильный уровни), что позволяет организовывать занятия по русскому языку как в классах неязыкового профиля (общеобразовательных, математических и т. д.), так и в классах с углубленным изучением русского языка и предметов гуманитарного цикла.
Структура документа.
Примерная программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций. В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций должно происходить в тесной взаимосвязи. При этом последовательность изучения тем, включенных в тот или иной блок, в авторских программах может определяться в соответствии с избранной концепцией преподавания русского языка.
Ц е л и обучения русскому языку на базовом уровне.
Курс русского языка в 10–11 классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
∙ воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
∙ дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
∙ освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
∙ овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
∙ применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа охватывает все разделы русского языка; основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Пол пота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Теоретические сведения носят системный, обобщающий характер, их объем и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков - орфографических, пунктуационных, стилистических, т. е. в первую очередь навыков правильного письма, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора и целом.
В программу включены такие темы, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы русской пунктуации». Они очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.
Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке паков препинания, их многозначность и многофункциональность, В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текста, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу.
Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, могут быть успешно решены, если на занятиях к в самостоятельной работе использовать все виды языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды разбора базируются на ранее полученных знаниях. Большое место должно быть отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств.
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи желательно использовать такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной самостоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, полученные при пассивном восприятии.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
Необходимо учитывать, что учебник может быть использован учащимися и как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экзаменам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана (приказ МО РФ от 09.03.04. года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования»).
Рабочая программа рассчитана на 68часов (из расчёта 2 урока в неделю).
Результаты обучения
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
- владение всеми видами речевой деятельности в развитых коммуникативных условиях:
- разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
- умение выступать перед аудиторией учащихся с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
- умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
- разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы ( в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявить результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа явлений на межпредметном уровне;
- готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к различными формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а так же в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
- осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения национальной и мировой культуры;
- владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной , явной и скрытой (подтекстовой) информации;
- осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования ( с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
- способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
- владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
говорение и письмо:
- создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной ( на материале изучаемых дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
- применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка ; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
- соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
- осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;
- освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;
- проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.
Требования к уровню подготовки учащихся
11 класса
аудирование и чтение
∙ использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
∙ извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
∙ создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
∙ применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
∙ соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
∙ соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
∙ использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
∙ для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
∙ развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
∙ увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
∙ совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
∙ самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Специфические требования для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения:
- осознавать национальное своеобразие русского и родного языков, различия их фонетической, лексической и грамматической систем;
- вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;
- переводить с родного языка на русский тексты разных типов.
должны знать:
– связь языка и истории, культуры русского и других народов;
– смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
– основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
– орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
должны уметь:
– осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
– анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
− использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
− извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
− создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
− применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
− соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
− соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
− использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
− для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
− совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
− самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык
№ п/п | Тема | Количество часов | Развитие речи | Сочинения | Диктанты | Тесты |
I. | Введение | 3 | 1 | |||
II. | Простое предложение | 14 | 1 | 1 | 1 | 1 |
III. | Сложное предложение | 21 | 2 | 1 | 1 | 2 |
IV. | Культура речи. Стилистика. | 30 | 5 | 1 | 1 | |
Итого | 68 | 8 | 3 | 4 | 3 |
Содержание дисциплины
11 класс - 68 часа
Количество часов в неделю- 2
1. Синтаксис и пунктуация (3 часа)
Введение
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений.
Предложения простые и сложные.
2.Простое предложение (13+1 Р/Р)
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения.
Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.
Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.
Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения.
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением
Знаки препинания при обращениях.
Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях.
Знаки препинания' при вставных конструкциях
Знаки препинания при междометиях.
Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
3.Сложное предложение (19+2 Р/Р)
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Сложные предложения с разными видами связи.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания. Сочетание знаков препинания.
Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
4. Культура речи . Стилистика. (25 +5 Р/Р)
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи. Норма литературного языка.
Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические,
Словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, изобразительно- выразительные средства. Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Анализ текстов разных стилей и жанров.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Вид занятия | Вид контроля | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
Планируемая | Фактическая | ||||||
I. | Синтаксис и пунктуация | 3 часа | |||||
1. | Основные принципы русской пунктуации | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Работа по вопросам учебника на с. 102 (Р); тренировочные упражнения, синтаксический и пунктуационный разбор предложений | ||
2. | Словосочетание как синтаксическая единица | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Проверка домашнего задания, работа по вопросам, конструирование словосочетаний по заданным схемам, тренировочные упражнения | ||
3. | Входной контрольный диктант | 1 | Урок контроля знаний | Входной контроль | Оформление работы | ||
II. | Простое предложение | 13+1 Р/Р | |||||
1. | Предложение как синтаксическая единица | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Синтаксический разбор простых предложений. | ||
2. | Постановка тире в простом предложении | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Пунктуационный разбор предложений | ||
3. | Простое осложненное предложение. | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Синтаксический разбор простых осложнённых предложений, комментированное письмо с графическим обозначением пунктограмм, составление схем осложненных предложений | ||
4. | Предложения с однородными членами, знаки препинания в них | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Синтаксический разбор простых осложнённых предложений, комментированное письмо с графическим обозначением пунктограмм, составление схем однородных членов. | ||
5. | Обобщающие слова при однородных членах. | 1 | Урок контроля знаний | Текущий | Тест | ||
6. | Подготовка к ЕГЭ. Как писать сочинение-рецензию? | 1 | Урок развития речи | Сочинение | Оформление работы | ||
7. | Обособленные и необособленные определения | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Синтаксический разбор предложений с обособленными и необособленными определениями, графическим обозначением пунктограмм | ||
8. | Обособленные приложения | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Синтаксический разбор предложений с обособленными приложениями, графическим обозначением пунктограмм | ||
9. | Обособленные обстоятельства и дополнения | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Синтаксический разбор предложений с обособленными обстоятельствами и дополнениями, графическим обозначением пунктограмм | ||
10. | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Синтаксический разбор предложений с уточняющими, графическим обозначением пунктограмм | ||
11. | Знаки препинания при сравнительных оборотах и обращениях | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Синтаксический разбор предложений со сравнительными оборотами и обращениями, графическим обозначением пунктограмм | ||
12. | Вводные слова и вставные конструкции | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Синтаксический разбор предложений с вводными и вставными конструкциями, графическим обозначением пунктограмм | ||
13. | Междометия. утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Комплексный анализ текста | ||
14. | Промежуточный контрольный диктант по разделу «Простое предложение» | 1 | Урок контроля знаний | Контрольный диктант | Оформление работы | ||
III. | Сложное предложение | 19+2 Р/Р | |||||
1. | Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Работа по схеме «Сложное предложение», определение вида сложного предложения, конструирование предложений по схемам. | ||
2. | Знаки препинания в сложном предложении с одним придаточным | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения, составление схем сложноподчинённых предложений и предложений по схемам, разграничение подчинительных союзов и союзных слов, объяснительный диктант, определение видов придаточных. | ||
3. | Знаки препинания в сложном предложении с несколькими придаточными | 1 | Урок контроля знаний | Текущий | Тест | ||
4. | Знаки препинания в бессоюзном предложении | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Составление схем и синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений, пунктуационный анализ предложений, объяснитель ный диктант, определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения. | ||
5-6. | Сочинение-рассуждение по данному тексту | 2 | Урок развития речи | Сочинение | Оформление работы | ||
7. | Анализ сочинений Сложные предложения с разными видами связи | 4 | Комбинированный урок | Текущий | Синтаксический разбор с графическим обозначением пунктограмм | ||
8. | Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Синтаксический разбор с графическим обозначением пунктограмм | ||
9. | Синтаксический разбор ССП | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Синтаксический разбор с графическим обозначением пунктограмм | ||
10. | Синтаксический разбор сложного предложения с несколькими придаточными | 2 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Синтаксический разбор с графическим обозначением пунктограмм | ||
11. | Синтаксический разбор БСП | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Синтаксический разбор с графическим обозначением пунктограмм | ||
12. | Подготовка к контрольному диктанту | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | |||
13. | Контрольный диктант по разделу «Сложное предложение» | 1 | Урок контроля знаний | Контрольный диктант | Оформление работы | ||
14. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | Работа над ошибками | Текущий | Работа над ошибками | ||
15. | Сложное синтаксическое целое и абзац | 1 | Урок | Анализ текста | Пунктуационный анализ предложений | ||
16. | Способы передачи чужой речи Знаки препинания при цитатах. | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Конструирование предложений с прямой речью по схемам, объяснительный диктант. | ||
17. | Авторские знаки препинания | 1 | Урок контроля знаний | Текущий | Тест | ||
IV. | Культура речи и стилистика | 26+4 Р/Р | |||||
1. | Р/Р Язык и речь | 1 | Урок развития речи | Текущий | Составление высказывания на основе прочитанного | ||
2. | Подготовка к ЕГЭ. Часть С | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Подбор аргументов к сочинению | ||
3. | Сочинение-рассуждение по данному тексту | 2 | Урок развития речи | Сочинение | Оформление работы | ||
4. | Правильность русской речи | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Работа с текстами разных стилей | ||
5. | Типы норм литературного языка. | 2 | Комбинированный урок | Текущий | Работа с учебником | ||
6. | О качествах хорошей речи | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Работа с учебником | ||
7. | Научный стиль речи | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Работа с учебником, с текстом | ||
8. | Официально-деловой стиль речи | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Работа с учебником, с текстом | ||
9. | Особенности публицистического стиля речи. Отличие публицистического стиля речи от разговорного языка. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Работа с учебником, с текстом | ||
10. | Средства выразительности публицистического стиля речи . | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Работа с текстом | ||
11. | Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, проблемный очерк, портретный очерк. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Работа с учебником | ||
12. | Устное выступление. Доклад. Дискуссия | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Работа с учебником | ||
13. | Дискуссия на тему: «Патриотизм- отличительная черта русского национального характера». | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Подбор аргументов | ||
14. | Разговорный стиль. | 1 | Комбинированный урок | Текущий | Работа с учебником, с текстом | ||
15. | Пробный ЕГЭ. | 2 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Оформление работы | ||
16. | Общая характеристика художественного стиля. | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Работа с учебником, с текстом | ||
17. | Виды тропов и стилистических фигур. | 2 | Комбинированный урок | Текущий | Работа с учебником, с текстом | ||
18. | Анализ лирического произведения. Стихотворение А.Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени…» | 1 | Комбинированный урок | комплексный анализ текста | Работа с текстом по определению принадлежности функциональной разновидности языка; определение художественных средств, стилистических фигур; приводят собственные примеры. | ||
19. | Р/Р Анализ текста в художественном стиле | 2 | Урок развития речи | комплексный анализ текста | Работа с учебником, с текстом | ||
20. | Итоговый контрольный диктант | 1 | Урок контроля знаний | Контрольный диктант | Оформление работы | ||
21. | Анализ диктанта. Комплексное повторение, подготовка к ЕГЭ | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Часть А, С | ||
5. | Подготовка к ЕГЭ. | 2 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Часть А, С | ||
6. | Комплексное повторение, подготовка к ЕГЭ | 2 | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий | Выполнение упражнений, отрабатывающих синтаксис и пунктуацию простых и сложных предложений | ||
Итого: Всего: 68 часов Р/Р- 8 часов | Сочинений – 3 Диктантов - 4 |
Тематика контрольных и самостоятельных работ
№ | Наименование разделов | Тематика контрольных и самостоятельных работ |
I. | Введение | Входной контрольный диктант |
II. | Простое предложение | Р/Р Подготовка к ЕГЭ. Как писать сочинение-рецензию? Р/Р Комплексный анализ текста Промежуточный контрольный диктант по разделу «Простое предложение» |
III. | Сложное предложение | Р/Р Сочинение-рассуждение по данному тексту Р/Р Анализ текста Контрольный диктант по разделу «Сложное предложение» Тест по теме «Авторские знаки» |
IV. | Культура речи и стилистика | Р/Р Сочинение-рассуждение по данному тексту Р/Р Комплексный анализ текста Р/Р Составление высказывания на основе прочитанного Итоговый контрольный диктант |
Учебно-методическое обеспечение
авторская программа | учебники и учебные пособия | методические материалы | дидактические материалы | наглядные пособия | материалы для контроля | медиаресурсы |
Н.Г.Гольцова И.В.Шамшин М.А.Мищерина | Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобр. школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Рус. слово – РС», 2005 | Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2005 | Баранова И.В., Баранов Д.М. Русский язык. Периодическая система элементов русской речи. Полный учебный курс. – Изд-во СПбГТУ, 200 | опорные конспекты по всем темам курса | Малюшкин А.Б. тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2008 | тренажёр «Русленг» |
Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И.Б.Голуб – М.: Эксмо, 2008 | Русский язык. 10-11 классы: поурочные планы по учебнику В.В.Бабайцевой / авт.-сост. М.Е.Кривоплясова .- Волгоград: Учитель, 2007 | Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006 | схемы анализов и разборов | Варианты контрольно-проверочных тестов и заданий с ответами для ЕГЭ по русскому языку, сгруппированные по классам / сост. Г.М.Вялкова, Т.Ф.Сивокозова – Волгоград: Учитель, 2004 | Ресурсы сайта ФЦИОР | |
Ресурсы ЕКЦОР | ||||||
Интерактивные компьютерные тесты в форме ЕГЭ | ||||||
DVD «Репетитор ЕГЭ 2010 - КМ. Подготовка к выпускным и вступительным экзаменам» | ||||||
Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 класс: Учебник для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев с углубл. изуч. рус. яз. – М.: Дрофа, 2002 | Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень. Базовый уровень: Поурочное планирование. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004 | планы написания сочинений разных жанров | Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. «Русский язык». | |||
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. Единый государственный экзамен: Учебное пособие / Под ред. Проф. Н.Г.Гольцовой. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006 | Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. «Гуманитарные науки». |
Литература
Литература ко всем разделам
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобр. школ. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Рус. слово – РС», 2005. – 464с.
- Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И.Б.Голуб – М.: Эксмо, 2008
- Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 класс: Учебник для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев с углубл. изуч. рус. яз. – М.: Дрофа, 2002
- Баранова И.В., Баранов Д.М. Русский язык. Периодическая система элементов русской речи. Полный учебный курс. – Изд-во СПбГТУ, 200
- Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория: Учебник для 5—9 классов общеобразовательных учреждений. — 4-е изд. — М., 1994 (и последующие издания).
- Баранов М. Т., Григорян Л. Т., Ладыженская Т. А. и др. Русский язык: Учебник для 5—9 классов общеобразовательных учреждений. -16-е изд., дораб. — М., 1993 (и последующие издания).
- Войлова К. А., Гольцова И. Г. Справочник-практикум по русскому языку. — М., 1996.
- Ковалев В. П. Практикум по современному русскому языку. — М., 1974.
- Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык: Учебное пособие для 10—12 классов вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений. — 4-е изд., дораб. — М., 1995.
- РозентальД. Э. Русский язык. — М., 1988.
- Чешко Л. А. Русский язык. — М., 1981.
Фонетика, орфография, словообразование, морфология, синтаксис
- Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. — Л., 1993.
- Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 3-е изд., дораб. — М., 1997.
- Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника.) — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1982.
- Волгина Н. С., Светлышева В. Н. Орфография и пунктуация: Справочник. — М., 1993.
- Виды разбора на уроках русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1984.
- Гольцова Н. Г., Рупосова Л. П. Практикум по русскому языку. Орфография. — М., 1978; Пунктуация. — М., 1986.
- Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфография. — 4-е изд., испр. и доп. — М., 1983.
- Колесников Н. П. Словарь двойных согласных. — М., 1990.
- Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф. П. Филина. — М., 1981.
- Милославский И. Г. Как разобрать и собрать слово. — М., 1993.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. (Любое издание.)
- Орфографический словарь русского языка. (Последнее издание.)
- Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р. И. Аванесо-ва. — 2-е изд. — М., 1985.
- Панов Б. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографиче-ский словарь русского языка. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1991.
- Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — М., 1987.
- Правила русской орфографии и пунктуации. — 2-е изд. — М., 1962.
- РозенталъД. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. — 4-е изд., стереотипн. — М., 1985.
- Розенталъ Д. Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. Для работников печати. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1986.
- Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? // Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. — М., 1980.
- Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. — М., 1983.
- Словарь-попутчик: Малый толково-этимологический словарь иностранных слов. — М., 1994.
- Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1991.
- ФедоренкоЛ. П., Лотарев В. К. Практикум по орфографии и пунктуации. — М., 1979.
- Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. — М., 1994.
- Шанский Н. М., Боброва Т. А. Снова в мире слова. — М., 2001.
- http://www.yamal.org/ook
Лексика
- Александрова 3. Е. и др. Словарь синонимов русского языка. — М., 1993.
- Алекторова Н. М. и др. Учебный словарь синонимов русского языка. - М., 1994.
- Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. — 2-е изд., стереотипн. — М., 1980.
- Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. — М., 1994.
- Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. — М., 1979.
- Зимин В. И. и др. Учебный словарь синонимов русского языка. — М., 1994.
- Иванов В. В., Смолицкая Г.П., Галанова Е. И., Василевская И. А. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 3-е изд., перераб. — М., 1994.
- Комлев Н. Г. Словарь новых иностранных слов (с переводом этимологии и толкованием). — М., 1995.
- Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1987.
- Поспелов Е. М. Школьный топонимический словарь. — М., 1988.
- Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших лов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII— XX вв. — М., 1996.
- Энциклопедический словарь: Славянская мифология / Под ред. Петрухина и др. — М., 1995.
Фразеология
- Ашукин И. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цита-ы. Образные выражения. — 4-е изд., доп. — М., 1987.
- Бабкин А. М., Шендецов В. В. Словарь иноязычных выражений и лов. — Т. 1—2. — 2-е изд., перераб. и доп. — Л., 1981, 1987.
- Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь усского языка. — 3-е изд., перераб. — М., 1994.
- Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. — 4-е изд., стереотипн. — М., 1986.
Текст и стили речи
- Власенков А. И. Русская словесность: Интегрированный курс русского языка и литературы: 9—11 кл. — М., 1997.
- Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. — М., 995.
- Львова С. И. Уроки словесности. — М., 1996.
- МихальскаяА. А. Основы риторики: Мысль и слово. — М., 1996.
- Павловский А. И. Популярный библейский словарь. — М., 1994.
- Сопер П. Л. Основы искусства речи. — М., 1992.
- Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...