методическая разработка по подготовке к ЕГЭ
презентация к уроку по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Чернова Юлия Георгиевна

методическая разработка по подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon argumentatsiya.ppt711.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аргументация своей позиции

Слайд 2

Последовательность действий 4. Определить и сформулировать позицию автора, т.е. основную мысль текста (К-3) Позиция автора должна быть определена по той проблеме, которую выбрали как основную

Слайд 3

Как определить основную мысль текста (позицию автора)? Она может быть предъявлена в начале текста и затем подтверждена какими- либо доводами и примерами Основная мысль может быть сформулирована в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале Дедуктивный Индуктивный

Слайд 4

В художественном тексте позиция автора не всегда формулируется четко, она вытекает из содержания текста, так что формулировать ее приходится самостоятельно. При этом нужно ответить на следующие вопросы: Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

Слайд 5

Последовательность действий 5. Сформулировать свое отношение к проблеме, приведя аргументы (не менее 2-х) (К-4) При этом своя позиция может не совпадать с авторской («Трудно согласиться с автором в том, что…»)

Слайд 6

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед читателями.

Слайд 7

Сильные аргументы Факты, события. Примеры из художественной литературы. Статистические данные. Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений. Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа. Общественное мнение, отражающее общепринятые нормы.

Слайд 8

Эмоциональные аргументы Эти аргументы призваны заставить адресата «примерить ситуацию на себя», отождествить себя с другим человеком, принять его систему ценностей, сострадать, сопереживать ему – или отвергнуть позицию другого, осудить его поступки, поведение и ту систему ценностей, которой он руководствуется. Обычно объектами сопереживания являются люди, а объектами отвержения, осуждения – отвлеченные понятия (жестокость, эгоизм, ханжество и т.п.).

Слайд 9

Аргумент Тезис Иллюстрация 1 Иллюстрация 2

Слайд 10

Тезис (авторская позиция) Речь человека - это показатель его интеллектуального и нравственного развития.

Слайд 11

Аргумент 1 Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое. Иллюстрация к аргументу 1 Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несет в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо, оскорбляющее слух?

Слайд 12

Аргумент 2 Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ выявления его характера. Иллюстрация к аргументу 2 Вспомним хотя бы Порфирия Головлева – героя романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Иудушка (таково его прозвище!) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами (капустка, лампадка, маслице, маменька). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности.

Слайд 13

Вывод Таким образом, ничто не охарактеризует человека лучше, чем его речь.

Слайд 14

Поддерживающая аргументация При поддерживающей аргументации автор-ученик приводит доводы, подтверждающие тезис автора текста

Слайд 15

Тезис: Книга - это важнейший инструмент, который помогает человеку познавать окружающий мир и самого себя. Я полностью согласен с автором. Действительно, многие книги позволяют проникнуть в сложный мир человеческой личности. Так, величайшие русские писатели XIX века Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский создали в своих книгах психологически глубокие, многогранные образы героев, приоткрыв для читателей сокровенные тайны человеческой души. Духовные поиски и заблуждения Родиона Раскольникова, Пьера Безухова, Андрея Болконского - это примеры напряженной жизни человеческой личности, позволяющие нам приблизиться к пониманию того, что есть человек, чем живет его душа. Кроме того, книги - это то, что объединяет всех нас в некоторую культурную общность: например, образованные люди любой страны знакомы с произведениями Данте, Сервантеса, Шекспира, Достоевского - лучшими книгами, вошедшими в сокровищницу человеческой мысли. Эти произведения составляют «память человечества», хранят уроки прошлого, опыт множества поколений, позволяющий нам лучше понимать окружающий мир и себя.

Слайд 16

Опровергающая аргументация Формулируя собственную позицию по проблеме, ученик выдвигает контртезис и доказывает его истинность двумя аргументами.

Слайд 17

Тезис: Компьютер не может заменить книгу. Я не могу согласиться с автором. Мне кажется, что нет смысла противопоставлять компьютер и книгу. Во-первых, с появлением компьютерных технологий книга просто обрела новую форму. Например, электронные носители сделали книгу более удобной. Достаточно вспомнить, что информация тридцати томов Большой советской энциклопедии помещается на двух лазерных дисках! А многочисленные аудиокниги позволили услышать уже хорошо знакомые и новые произведения в исполнении профессиональных артистов. Во-вторых, в новой форме книга стала более доступной. Благодаря возможностям сети Интернет электронными библиотеками можно пользоваться, не выходя из дома. Художественную или учебную книгу можно закачать в телефон и читать ее в поезде или в метро. А на нескольких дисках можно возить с собой всю домашнюю библиотеку! Итак, обычная книга и компьютер - это разные формы хранения информации, и каждый выбирает для себя ту, которая соответствует его привычкам и потребностям.

Слайд 18

Неудачная аргументация

Слайд 19

Типичные ошибки аргументации ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные с другой проблемой текста; приведенные мысли не являются аргументами для выдвинутого тезиса; в качестве аргументов приведены только примеры (часто наскоро выдуманные), без объяснения их связи с тезисом; в части сочинения, посвященной аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы; отсутствуют переходы между аргументами; отсутствует вывод.

Слайд 20

Тезис: Произведения массовой литературы оказывают разрушающее воздействие на духовное развитие человека. Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь точка зрения писателя высказана достаточно убедительно. В качестве собственного примера могу привести такой случай: прежде чем выбрать серьезную профессию, я очень тщательно продумывала это решение, прочитала много книг. Приведенный пример никак не соотносится с тезисом и не является аргументом.

Слайд 21

Тезис: Произведения массовой литературы оказывают разрушающее воздействие на духовное развитие человека. Мне кажется, что книги скоро исчезнут, потому что люди стали меньше читать. Кино — вот на что люди больше обращают внимание. Но пока выпускаются все новые и новые книги и появляются новые авторы. Значит, книги будут все больше и больше доставлять нам радость. Рассуждение не только не соотносится с тезисом, но и обнаруживает внутреннее противоречие: последнее предложение противоречит первому.

Слайд 22

Тезис: Произведения массовой литературы оказывают разрушающее воздействие на духовное развитие человека. Во-первых, огромное книжное море ставит перед молодым человеком проблему выбора. Во-вторых, мне даже страшно представить отсутствие в моей жизни преподавателя литературы. Без него я никогда, наверное, не смог бы постичь малой доли того, что заложено в классической литературе. Первый аргумент нуждается в примере, пояснении. Второй не связан с тезисом.

Слайд 23

Тезис: Произведения массовой литературы оказывают разрушающее воздействие на духовное развитие человека. В моей жизни тоже встречались журналы, романы, которые привлекали своей обложкой, но стоило их прочитать, как меня охватывало чувство скуки. Однажды я поехала на дачу и захватила с собой новые журналы, которые купила недавно. Когда я начала их перелистывать, а потом читать, у меня не появился интерес, просто перелистывала страницы. Можно усомниться в том, что описанный случай является подтверждением тезиса.

Слайд 24

Тезис: Произведения массовой литературы оказывают разрушающее воздействие на духовное развитие человека. Я согласен с мнением автора, потому что в нашей стране не должно быть романов и рекламы, которые бы вскружили голову людям. Например, я стал свидетелем такого случая. Со мной в одном доме живет сосед. Он прочитал в газете рекламу. В ней было сказано, что можно выиграть машину всего за тысячу рублей. Он повелся на эту рекламу, отправив тысячу рублей, но взамен ничего не получил. Его просто «развели». Поэтому я считаю, что нельзя доверять рекламе, лучше вообще ее не читать. Подмена тезиса. Автор сочинения уходит от тезиса, рассуждая о вреде рекламы. Бедная речь пересыпана жаргонными словами – этическая ошибка.

Слайд 25

Тезис: Произведения массовой литературы оказывают разрушающее воздействие на духовное развитие человека. Автор, на мой взгляд, увеличивает данную проблему. Я не считаю, что данного типа романы, триллеры вредят организму, но они могут развить фантазии людей, просто отойти от всех проблем и дел. Бедная речь, речевые ошибки мешают автору сочинения правильно выразить свою мысль в виде обоснованного довода.

Слайд 26

«Я разделяю позицию автора. Она близка моему мировоззрению, моему представлению о том, как должны жить люди. Мне было очень интересно читать про те события, которые описывает Ю. Нагибин в своем рассказе. Когда читаешь художественную книжку, то узнаешь даже больше, чем когда изучаешь историю на уроках или по учебнику». В отрывке отсутствует аргументация, хотя автор пытается заполнить это место своими суждениями, но они не выполняют функцию доводов, подкрепляющих правоту заявленного тезиса. Это очень распространенная ошибка, вызванная тем, что ученик не понимает главной мысли текста, не выделяет проблему, поэтому свою задачу видит в том, чтобы заполнить отведенное для предполагаемой аргументации место какими-то фразами, в которых выражается либо отношение к автору, либо восприятие изображенных событий, либо дается оценка идеям, персонажам, ситуациям.

Слайд 27

Аргументы со ссылками на художественные, публицистические и научные тексты

Слайд 28

Тезис: Способность к сочувствию, состраданию – важнейшее качество человека. Я полностью согласен с автором: невозможно представить себе жизнь общества, в котором нет сочувствия, сострадания ближнему. Именно человеколюбию учили своих читателей гениальные русские писатели, такие, как Лев Толстой. Любимые герои Толстого - это по-настоящему добрые и милосердные натуры. Вспомните Пьера Безухова, который, как и сам автор романа «Война и мир», строил школы и больницы для крестьян. Вспомните Наташу Ростову, которая убеждает свою семью отдать подводы раненым. Эти поступки героев - пример искреннего желания помочь людям, облегчить жизнь окружающих.

Слайд 29

Вывод

Слайд 30

Таким образом, А. Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом. 1. Обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная концовка сочинения.

Слайд 31

2. Вопросительное предложение , в том числе риторический вопрос , в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность. Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?

Слайд 32

3. Призыв, обращение к читателю. Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем?

Слайд 33

4. Использование цитаты. В заключение я хочу снова обратиться к мысли древнегреческого философа Сократа: «Итак, заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне ждать от тебя!»

Слайд 34

Чудовищны последствия войны. Достаточно вспомнить, что Вторая Мировая война унесла 50 миллионов человеческих жизней.

Слайд 35

В наше время часто можно встретить людей, которые утверждают, что человек должен думать только о своем благополучии. Впрочем, эта точка зрения не нова: можно вспомнить философию «полезного эгоизма» Петра Петровича Лужина, героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Мне кажется, история нашей страны убедительно доказывает ущербность такой жизненной позиции: сегодня многие заботятся только о личном преуспевании, и в результате мы живем в государстве, где царит эгоистический произвол, процветают коррупция и бюрократизм.

Слайд 36

« Терпение и труд всё перетрут», - гласит пословица. Действительно, надо не полагаться полностью на научный прогресс, а стараться сделать свою жизнь интересней в первую очередь для себя самого – тогда это будет Человеческая жизнь, и чем больше людей будет так жить, тем ярче и красочней будет наш мир.

Слайд 37

Недавно в интервью для журнала «Человек» И.И. Иванову, директору Медико-генетического центра, был задан вопрос: «Что получится, если появится возможность анализировать индивидуальный геном человека, подобно, например, анализу крови?» Учёный ответил: «Мы наверняка узнаем, что у этого человека есть задатки, чтобы развить одну из ста тысяч версий, которые из него в принципе могут развиться, и не развивать другие сто тысяч версий, которые не дадут положительного результата. Только это».

Слайд 38

Причины многих природных катаклизмов кроются в халатности человека. Достаточно вспомнить памятный многим день 25 мая 2005 года, когда по причине аварии на одной из подстанций без электричества осталось всё юго-восточное Подмосковье. В школах отменили праздник последнего звонка, в больницах без электричества остались операционные, а в домах не было воды.

Слайд 39

Я думаю, что любой здравомыслящий человек согласится с автором в том, что фашизм должен быть искоренён: люди должны понимать опасность распространения идей фашизма. Во-первых, фашистская идеология зомбирует человека, убивает в нем личность, ибо, по мнению идеологов Третьего рейха, государство важнее личности. Во-вторых, фашизм попирает извечные нравственные нормы, к осознанию которых человечество шло веками, открыто пропагандирует расизм, приучает людей к мысли о том, что есть целые народы, которые ради «расовой гигиены» должны быть порабощены или уничтожены. И, наконец, нужно помнить о тех бедах, которые уже однажды принесла в мир коричневая чума: вторая мировая война, разрушенные города, разоренные села, десятки миллионов погибших, замученных, заживо сожженных в печах, задушенных в газовых камерах, сотни миллионов исковерканных, искалеченных судеб… – такова плата за торжество фашистских идей. Это не должно повториться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка для подготовки к ЕГЭ (ОГЭ)"Говори правильно"

Некоторые орфоэпические правила в системе норм ударения, подлежащие проверке на едином государственном экзамене по русскому языку....

Методическая разработка по подготовке к "Весёлым стартам"

Подготовка к "Весёлым стартам" имеет свою специфику и для начального звена это будет интересно....

Учебно-методические разработки для подготовки к сдаче ГИА по обществознанию

Данный материал имеет форму тестов, типа А и Б. Данные разработки будут полезны при подготовке к ГИА по обществознанию....

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".

Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...