Методическая разработка по теме "Коми крестьянская изба конца хIх - начала хх вв." (описание помещения)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Методическая разработка составлена на онове национально-регионального компонента и предназначена для уроков русского языка в 6 классе по теме "Описание помещения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krestyanskaya_izba.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Коми крестьянская изба.
Коми крестьянская изба была построена в 1911 году. Прежде изба находилась в центре села, рядом со зданием средней школы, а зимой 1984 года была перенесена в музейную зону, т.к. Усть-Вымь летом 1985 года готовился принимать делегацию конгресса финно-угорских народов .
Фасадная сторона имела шесть окон, обтянутых бычьим пузырем или промасленной бумагой. Во второй половине XIX века окна стали стеклить. Пол настилался из расколотых надвое плах. Обычно он был двойной: для утепления. Из таких же плах устраивался потолок. В центре потолок опирался на толстое круглое бревно – «матицу».
Крыша покрывалась тёсом в два ряда. Доски клались в шахматном порядке, чтобы обеспечить водонепроницаемость. Тесины – доски укладывались на брёвна – «слеги» - и сверху забивались жердями. Своими краями они упирались в водосточный желоб, укреплённый к «курицам» (загнутым концам слег, стилизованных под птиц). Сверху тесины укреплялись на бревне, которое называлось «князь» (князевое) и прикреплялось «охлупнем» - бревном с выдолбленным низом. Для охлупня выбиралось бревно с комлем, из которого вырезалась стилизованная фигура утки или коня. Таким образом, можно сказать, что конструкция коми жилища черезвычайно и максимально приближена к северным условиям.
Мы заходим на нижнее крыльцо, подымаясь по ступенькам вверх, держимся рукой за «титеву» (боковую перекладину) и поднимаемся на верхнее крыльцо. Открывая «заложку» - запор, переступив «приступок», попадаем в сени. Сени делят крестьянский дом на две половины. Из сеней можно попасть во все остальные части избы: в летнюю и зимнюю половины и на хозяйственный двор – поветь. Здесь находятся предметы крестьянского быта, которые изготовлены из подручного материала: глины, луба, капа, дерева, бересты. Ларь, где хранился месячный запас муки и зерна. Годовой запас зерна хранился в ларях и амбарах. В ларях же хранили продукты питания – молочные и разные соления, даже выпечку.
В старое время каждая семья самостоятельно выпекала хлеб. Хорошо, если семья имела годовой запас готовой муки, но чаще дома имелся запас зерна. И чтобы появился хлеб на столе, надо было проделать большую работу. Хлебные изделия, изготовленные из ячменной и ржаной муки, выпекали из дрожжевого теста. Тесто (квашня) замешивали в «деже». Дежи изготавливались из деревянных осиновых клепок. Из таких же клёпок бондари изготавливали подойники и разные бочонки.
Здесь же в сенях находятся изготовленные из бересты разные ёмкости, с которыми ходили за лесными дарами: грибами, ягодами, лекарственными растениями – это кузова и пестери.
Далее мы заходим в поветь. Здесь представлена лодка – заготовка, это большой длинный кусок ствола осины для изготовления долблёной лодки (пипу – пыж), осиновая лодка – «вымский стружок». Длина долблёнки 2,5 – 3 метра, грузоподъёмностью 200 кг. Изготовление такой лодки – это довольно длинный и сложный процесс.
С повети мы пройдем в зимнюю половину избы.
Сначала мы попадаем в хозяйственную – рабочую комнату. Обычно сени проходили поперёк своей избы, но хозяева этого дома сени поделили надвое, из одной половины сделали хозяйственную комнату.
В этой рабочей комнате женщины занимались переработкой льна и шерсти. Они сидели за прялками, изготовляя льняную и шерстяную нить. Здесь они отбеливали холст и красили нитки. Натянув основу на ткацкий станок, женщины и девушки ткали традиционную для коми народа ткань – пестрядь, ткали полотенца и скатерти, из цветных тканей половики (джадждора). Для ткачества здесь же имеются разные приспособления: крестообразное мотовило (воробы) для наматывания ниток, изготовления косы. С «вороб» нитки поступали на сам ткацкий станок – кросна. Для прядения имелись разнообразные прялки и обычные – плоские, и колесные – «самопрялки». Колесные прялки покупались на ярмарке, плоские мог изготавливать каждый хозяин самостоятельно, но в начале XX века большой популярностью стали пользоваться расписные мезенские прялки. Их привозили на Герасимовскую ярмарку архангельские торговцы. Основным предметом для изготовления нитей были веретёнца. Их изготавливали сами хозяева и в большом количестве.
Мужчины в рабочей комнате занимались пимокатством. Перерабатывали овечью шерсть и катали валенки - «катанки» для всей семьи.
Из рабочей комнаты мы переходим в зимнюю половину избы.
Здесь представлена бытовая обстановка дореволюционного Усть-Вымского крестьянина. По правую сторону от двери расположен голбец - спуск с приступками в подклеть (подпольное пространство по периметру избы). Подклеть имеет высоту в рост человека. В подклети в «закормах – сусеках» хранили картофель, а на завалинках в бочонках и туесках разные соления и варения. Так же в подклети хранили выпечку и деревенское пиво «сур».
За голбцем справа стоит русская печь, а на печке сбоку «ленивка» - маленькая скамейка, на которой отдыхали, грелись – ленились. Печь- это родной очаг, она кормила, обогревала, лечила. Вся крестьянская еда готовилась только в печке, здесь же готовили корм и для скотины. Поэтому печь должна была быть большой, от неё и тепла в холодную зимнюю пору больше. Печка всегда была особой заботой хозяйки, так как служила ещё и украшением в крестьянской избе. Над голбцем и печкой висел шест для сушки белья. Долгое время печи были глинобитые, они не имели дымохода и топились по- черному. Только в середине XIX века в крестьянских избах начинают ставиться «русские печи» - с дымоходом и трубой. Тут же светец, разноцветные пояса-опояски и кушак.
С левой стороны расположена самодельная деревянная кровать, где спали родители. Подушка у супругов была единая. Постельные принадлежности чаще набивались сеном или соломой. Над кроватью, на уровне печи, располагается «полать». Это как бы второй этаж при входе в жилое помещение из сеней. Между потолком и полатями высота не более метра. Вся жизнь крестьянской семьи проходила в одной комнате, редко в двух. Полати делались с целью увеличения площади, предназначенной для отдыха и сна. На полатях можно было отдохнуть в дневное время; в праздники дети устраивались там и наблюдали за весельем; на полатях «сумерничали», рассказывали сказки, небылицы, байки. На полати спать было удобно, потому что наверху было тепло в зимнее время года. Бабушка и дедушка предпочитали для сна печь или настил голбца.
Одежду, полотенца, скатерти, постельное бельё хранили в деревянных сундуках или в больших круглых «кудах», изготовленных из луба.
По диагонали от двери в углу расположена божница «Красный угол». На божницу ставили иконы, свечи, подвешивали лампадку. Украшали иконы домотканным полотенцем. Красный угол связан со светлым началом, это самое почетное место в доме. Здесь же обеденный стол – место сбора всей семьи, общих застолий, приёма гостей. Для наиболее почётного гостя или для старшего главы семьи предназначалось место под божницей, остальные рассаживались по старшинству от этого места на лавки, расположенные вдоль стен. Стульев и табуреток в доме было мало. Сыновья по возрасту рассаживались по правую руку от хозяина, а дочери по левую. Старики, если они были живы, напротив хозяина, а хозяйка присаживалась с краю т.к. ей постоянно нужно было вставать и подавать на стол.
На столе характерная для крестьян обеденная посуда: большая миска, выделанная из капа. В таких мисках подавались различные похлёбки, супы. Жидкие блюда подавались не только в долблёных мисках, но и в глиняных горшках. Еду доставали деревянными ложками по очереди, начиная от старшего члена семьи.
Большое место на полках и лавках занимает кухонная утварь.
Характерной особенностью зимней половины избы являются небольшие окна, чтобы изба меньше остывала. А стёкла в окнах появились только в конце XIX - начале XX вв. (до этого окна обтягивали бычьим пузырём или промасленной бумагой) . Три маленьких окна имеют особое название «заволочные», а своё начало эти окна берут от так называемых «волоковых» окон – отверстие в срубе. В холода и на ночь окна закрывались досками, чтобы сохранить тепло в доме. Среди этих небольших окон имеются и два больших окна. Они служат для освещения помещения.
Пол – земля; домотканые половики-дорожки, постланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги. Полы обычно были не крашены. К праздникам они скоблились до снежной белизны.
Люлька – «зыбка» (потан). Установлена в женской половине комнаты, закрыта занавеской от «нечистой силы». В люльку вложены острые предметы как оберег от сглаза. Зыбка подвешена на березовом шесте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия по предмету «Алгебра и начала анализа» с использованием ИКТ Тема: “Вычисление площадей плоских фигур с помощью определенного интеграла”, 11 класс
Данная методическая разработка предназначена для оказания помощи учителям математики, предмет «Алгебра и начала анализа» в организации учебного занятия в 11 классе по теме: «Вычисление площадей ...
Разработка урока кубановедения "Архитектура Краснодара конца 19 - начала 20 века"
Урок посвящен формированию архитектуры Краснодара конца 19 - начала 20 века...
Методическая разработка по истории Русского государства конца XVI – XVIII вв.(Итоговая работа) 7 класс
Методическая разработка по истории Русского государства конца XVI – XVIII вв....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»
Урок «Крестьянский вопрос в России первой половины XIX века» является частью раздела «Россия на пути модернизации». В ходе данного урока применяются педагогические методы и приемы, направленные ...
Методическая разработка. Задания по историческим персоналиям конца XVI- первой половины XVII в. «УЗНАЙ КТО ЭТО» (X кл.)
Перед обучающимися ставится задача как можно быстрее «узнать» историческую персону. Чем раньше они это сделают, тем выше оценивается ответ. Последние факты из биографии и характерные черты...
Методическая разработка "История русской деревянной избы"
Методическая разработка позволяет системно и разносторонне познакомить детей с историей жилища – с традициями и обрядами строительства жилища, украшение жилища обереговыми символами, убранством ...
Образ гармониста в русской крестьянской общине конца 19 – начала 20 века. Этнографический очерк
В русской традиционной деревне гармонист заполнял собой основные социально значимые аспекты общинной жизни. Принимал неотъемлемое участие в свадьбах, застольях, больших церковных праздниках. Являлся п...