Урок развития речи в 8 классе "Старая фотография"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Представлены материалы для проведения урока развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Старая фотография.
Цель урока: научить писать сочинение на заданную тему.
Задачи:
- Показать учащимся, что фотография – это своеобразная летопись народа, семьи, часть нашей истории.
- Развивать устную и письменную речь учащихся, навыки подготовки к сочинению – составление плана, определение ключевых слов, микротем сочинения.
- прививать интерес к истории своей семьи через фотографию, познакомить учащихся с семьями друг друга через фоторгафию.
Оборудование урока:
У каждого ученика – фотографии из семейного альбома, подборка вырезок с фотографиями конца 19 – начала 20 века, можно также устроить небольшую выставку с предметами, имеющими отношение к фотографии – фотоаппараты, можно старинные, реактивы, приборы и т.д.
Тип урока: урок развития речи.
Форма проведения урока:
общеклассная.
Ход урока.
- Вступительная беседа.
- О каком произведении мы с вами говорим сейчас на уроках литературы? (о главе из повести В.П. Астафьева «Последний поклон» под названием «Фотография, на которой меня нет»)
- Почему автора нет на фотографии?(он заболел)
- Почему это незначительное событие стало темой целой главы?
( Фотография в 30-е годы в России была редкостью).
- Сопоставьте название главы и заключительную фразу («Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история) – (Главного героя нет на фотографии, он как будто «выпал» из летописи своей деревни)
- Почему эта фотография дорога герою? А дороги ли вам фотографии в ваших альбомах?
2. Рассказ учителя о возникновении фотографии.
Фотографии как искусству уже свыше 170 лет. День 7 января 1839 года вошёл в историю как день рождения фотографии. Именно в этот день мир узнал об изобретении Луи Жака Дагера, который с помощью светового луча получил прочное изображение на серебряной пластинке. Это были очень дорогие снимки , их могли иметь только очень обеспеченные люди. Потом для снимков изобрели специальную бумагу. Она была дешевле серебра. Постепенно фотография стала очень доступной и заняла достойное место среди других видов искусства. Фотография всё больше и больше входила в наш быт, в наш дом, в наши семьи… И сейчас нам уже сложно представить мир без фотографии. Показываю фотографии на выставке(можно сделать мультимедийные слайды) Фотографии Ахматовой, Пастернака, Маяковского, Шаляпина, Есенина и других выдающихся людей. Это фотографии известных фотографов того времени Наппель – Баума, Буллы, Шайхета. Это, конечно, шедевры фотоискусства. Это история нашей страны в фотографиях. Наши с вами фотографии гораздо проще, но они есть в каждой семье, у каждого человека. И хотя их у нас немало, они нам дороги – это жизнь семьи, её история.
3. Подбор ассоциаций ко слову фотография
(история, память, родители, бабушка с дедушкой, родственники, достижения и т.д.)
Ребята, сейчас мы с вами определили круг ключевых слов, имеющих отношение к фотографии. На какие смысловые группы мы можем их разделить? ( историческая память, роль фотографии в жизни, семейные достижения ит.д – в зависимости от набора слов) Эти смысловые группы могут стать пунктами плана, определяющими микротемы вашей работы.
4.Составление пятистиший по слову «фотография»
Фотография
Старинная, загадочная,
Изображает, удивляет, радует.
Фотография – это наша история.
Память.
(ребята продемонстрируют, насколько понятна им значимость фотографии)
5. Устный рассказ по фотографии, принесённой из дома.
Рассказ Димы Гребенникова:
На фотографии мы видим молодую девушку в белом халате со шприцем в руке. Это моя мама. Она проработала 23 года в больнице медсестрой. Делала уколы больным, следила за их состоянием, бывало, спасала от смерти. Любовь к работе, сострадание к людям помогает ей в её нелёгком труде. Она пользуется уважением среди жителей посёлка. Я горжусь своей мамой и , может быть, тоже стану врачом и буду помогать людям.
Рассказ Александровой Риты:
У меня фотография моего дедушки. Он на тракторе – раньше он добывал торф в лесу. Умный и трудолюбивый. Рабочие выбрали его депутатом в поселковый Совет. В последние годы он многое сделал для посёлка, для людей. С уважением вспоминают о нём люди. Я горжусь своим дедушкой, мы часто всей семьёй о нём вспоминаем.
6. Беседа.
Итак, о чём же нам говорят фотографии?( они говорят о близких и родных, о тех , кого с нами уже нет, о том, что судьбы людей связаны с судьбой страны, с её историей.)
Выставление оценок активным учащимся.
7. Работа учащихся над сочинениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Описание внешности человека по фотографии (урок развития речи)
Урок развития речи (технология разноуровневого обучения)...
Урок развития речи в 6 классе "Устное повествование по фотографии"
Конспект урока по русскому языку в 6 классе.Урок развития речи "Устное повествование по фотографии"...
Урок- развитие речи . Тема: “Фотография из семейного альбома”
пропаганда культуры речи, красота и богатства русского языка, нормы общения и культура поведения;- форми...
Урок развития речи в 8 классе. Описание памятника культуры по фотографии.
Презентация для подготовки написания сочинения. В качестве описания использовано готовое сочинение....