"Не изорвите рта злоречием"Исследовательская работа
проект по русскому языку (7 класс) на тему

Скляренко Ирина Аркадьевна

Выполнена Исеев Эмиль 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл http://nsportal.ru/sites/default/files/vystuplenie.docx44.87 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление.

Здравствуйте ,уважаемые участники конференции!

Меня зовут Исеев Эмиль, я учащийся 7 класса

Тема моей исследовательской работы : «Не изорвите  рта злоречием!» ( за чистоту  русского языка»

 Язык - это история народа и культуры. Потому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

                              Куприн А.И.

Я считаю ,что тема чистоты русского языка актуальна

 Просматривая статьи в газетах, журналах, в Интернете, слушая ведущих новостных каналов, дискуссионных телепередач и ток-шоу, мы постоянно сталкиваемся не только с заимствованными словами, но и жаргонизмами. Многие термины непонятны нам и режут слух. И их количество с каждым разом растёт, словари уже не успевают фиксировать новые понятия и определения. И закономерно возникают вопросы: “Что будет дальше? Не грозит ли русскому языку опасность постепенного разрушения в связи с возросшим количеством неоправданного заимствования, в первую очередь, конечно, англицизмов и употребление нецензурной лексики?”  

Проблема исследования:         Речевая культура испытывает значительные изменения, ведь ни для кого не секрет, что наш могучий и великий язык становится не богатым литературным, на котором говорили и писали русские поэты, а превращается в пошлый сленг.

Блатной язык, мат, молодежный и интернетный сленг охватывают все большие слои, опуская все ниже наше общество!

Следует задуматься...

 Куда мы придем с такой культурой речью?

Цель проекта: Формирование позитивной речевой культуры в молодежной среде

Задачи проекта:

- привлечь внимание к проблеме ненормативной лексики и чистоты русского языка;

- воспитывать уважительное отношение к окружающим;

- выявить потребность современной молодежи в самовыражении и встречном понимании;

- изучить характерные особенности разговорного языка, которым пользуется молодежь;

- повысить уровень культуры общения в молодежной среде.

Методы исследования: исследование тематической литературы, работа с интернетом и статистикой,  анкетирование,       анализ анкетирования.

Гипотеза: Если в своей речи люди будут бездумно использовать избыточные заимствования и жаргонизмы, то русскому языку грозит постепенное разрушение.

 Теоретическая часть.

  1. Разрушение русского языка. Возможно ли?

Каждые две недели где-то в мире вместе со своим последним носителем умирает по языку. Причин, ведущих к смерти языка, много: войны, стихийные бедствия, эпидемии, порабощения одного народа другим, но основными, играющими в настоящий момент определяющую роль, наверное, можно назвать экономические и политические факторы.  19 февраля 2009 года под эгидой ЮНЕСКО  был выпущен в свет «Атлас исчезающих языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» в новой редакции. Теперь в статус мёртвых языков могут перейти более трети живых языков планеты. К примеру, эякский язык стал мёртвым со смертью последнего его носителя — Мэри Смит Джонс (Аляска). Ещё на 199 языках планеты говорят менее двух тысяч человек. Примером языка, которому грозит уничтожение, является ленгилу, который знают лишь 4 жителя Индонезии. Так   со смертью их последнего носителя бесследно и навсегда исчезнет и язык.

Но число говорящих на русском и считающих своим родным русский язык огромно. Он не может исчезнуть из-за отсутствия говорящих на нем. Его главный враг -  вливание в язык иностранных слов. В современном мире еще один большой источник мусора в русском языке – Интернет. Большинство пользователей всемирной паутиной пользуются в своем общении исковерканными русскими словами, в придачу довольно четко выражающими их отношение к какому-либо вопросу.   Все бы ничего, если бы этот язык использовался только в интернете. Так нет, он выходит из него и вливается в литературный разговорный русский язык. 

Норма литературного языка – это единообразное, общепризнанное, образцовое употребление единиц языка (слов, словосочетаний, предложений).

  Норма защищает литературный язык от потока диалектных, просторечных и жаргонных явлений, помогает ему сохранить свою целостность, что необходимо для выполнения им своей основной функции – культурной.

К сожалению,  сейчас  для  русского  языка настало  трудное  время.  16 октября 2009 года в Москве состоялась конференция «Языковая культура», целью которой являлась пропаганда правильного русского языка. На ней с тревогой о современном состоянии  русского языка выступили многие общественные деятели, писатели, поэты, депутаты, члены правительства. Были оглашены цифры, вызывающие опасение: 61% населения РФ употребляет бранную лексику, 28% говорит на компьютерном языке, и лишь 5% говорит на чистом литературном языке. Эти показатели свидетельствуют, что в русском языке происходят стремительные негативные  изменения, он  истощается,  теряет свой  блеск,  глубину.      А значит,  тревога за русский язык оправдана.

Поэтому каждое русское слово надо беречь как зеницу ока, это такое же наследие наших предков, как храмы, дворцы, картины, музыка. И душу всякого русского человека должно греть осознание того, что русская литература – самая значимая, самая читаемая в мировом масштабе! И традиции классиков русской литературы – это литературные нормы и традиции, которые мы не можем позволить себе растерять.

В своем проекте я попытался узнать  « Кто и как  охраняет русский язык?»

Поэтому, я нашел  и  изучил разные проекты защиты русского языка

Против засорения русского языка модными в своё время французскими терминами выступали писатель А. П. Сумароков (середина XVIII века) и просветитель, писатель, издатель Н. И. Новиков (конец XVIII – начало XIX века). Против языкового «чужебесия» выступал и Пётр I, говоря о том, что за иностранными словами «самого дела разуметь невозможно».

 Великий М. В. Ломоносов, учёный, историк, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, в своей “Теории трех штилей” (середина XVIII века )    не оставил места для заимствований из неславянских языков. Так, например, он предлагал заменить слова “театр” и “цирк” соответственно на “зрелище” и “позорище  .

В XIX веке министр просвещения России славянофил Александр Шишков предложил отказаться от иностранных слов и заменить их русскими. В результате были придуманы «мокроступы» вместо «галош», «трупоразъятие» вместо «анатомии», «шарокат» вместо «бильярда»,  "топталище" вместо "тротуара", "мокроступы" вместо "калош",  "хорошилище" вместо "щёголь"  

 Ярким примером не государственной борьбы с заимствованиями стал «Русский словарь языкового расширения», созданный Александром Солженицыным и впервые опубликованный в 1990 году. Его целью было, как писал сам Солженицын, восстановление прежде накопленных, а потом утерянных богатств русского языка.  

В ноябре 1999 года решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО был учрежден Международный день родного языка  и отмечается 21 февраля с 2000 года с целью защиты языкового и культурного многообразия. Международный день родного языка  побуждает оберегать  и ценить свое родное наречие.

Наконец, последний пример заботы властей о чистоте языка — закон «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ, в котором есть специальный «запретительный» параграф (статья 1, п. 6). Вначале в одной из редакций было сказано: «При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование просторечных, пренебрежительных, бранных слов и выражений, а также иностранных слов при наличии общеупотребительных аналогов в русском языке». В окончательном варианте закона запрет был переформулирован: «При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке», но и в такой редакции этот запрет никак не работает и никем не соблюдается.

По мнению многих ученых, русский язык как живой организм сам очистится от всего ненужного, и ничего существенного в его структуре не произойдет.  

В одной пословице сказано:    «Брань на вороту не виснет», ученые,однако, доказали – плохие слова и  ауру имеют плохую.                                                                      Они не только портят настроение окружающих, они наносят вред здоровью всем людям, в том числе, и самому сквернослову.

Сквернословие  очень быстро разрушает интеллект!!! 

Жаргон - социальная разновидность речи, используемая узким кругом носителей языка, объединенных общностью интересов, занятий, положением в обществе.  

  Молодые люди с удовольствием щеголяют модными словечками американского происхождения. Вот наиболее употребительные лексемы: аскать - "просить", баксы - "доллары", батон - "кнопка", бёздник - "день рождения", безмен - «девушка, не имеющая постоянного друга» (англ. man -"мужчина") блуёвый - "голубой", браза - "брат, братан", вэри клёво - "очень хорошо", кликать - "нажимать на кнопку "мыши", контри - "дача", лав - «любовь», лайкать - «любить», лейбл - «этикетка», юзер - "компьютерный пользователь", янговый - "молодой  

 Я считаю, что  проблема употребления жаргонных слов в настоящее время стоит особо остро, так как это показатель и бедности мышления тех, кто их употребляет в речи, и недостатка общей культуры, и важная угроза национальной безопасности.

 

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Жаргонная лексика ведёт к засорению русской речи, а впоследствии, и к её разрушению. Особенно это касается современной лингвистической ситуации.
  2. Данные слова звучат и с экрана телевизора, их можно услышать по радио и прочитать в газетах, журналах, где обсуждаются довольно серьезные темы.
  3. Чрезмерное употребление иноязычной лексики, делает её малопонятной.
  4. Вместе с тем не следует впадать и в другую крайность - изгонять из русской речи все иноязычные слова, как предлагали  в середине XIX в.    
  5. Следует различать заимствования уместные и неоправданные. "Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. Так, например, ничего нет нелепее и диче, как употребление слова утрировать вместо преувеличивать!» - утверждал критик В. Г. Белинский.
  6. В настоящее время не обойтись без заимствований в официально-деловом и научном стилях.

 В изложенном теоретическом материале хорошо видно, что практически все ученые-лингвисты, литературоведы, культурологи, философы обеспокоены состоянием и судьбой русского языка. Вот и мы задумались над вопросом о том, нужно ли вообще говорить грамотно.

Мы провели исследование с целью выяснения отношения общественности  к нормированной речи.

Мы провели опрос   обучающихся 7,8,9.классов МБОУ «СОШ №5».

 

Участники опроса считают, что нужно говорить правильно, потому что 

  • правильная речь показывает красоту русского языка;
  • говорит об образованности человека;
  • помогает людям понимать друг друга.

   Исправят ли они собеседника, если он допустит ошибку, мы узнали, что 60% исправят, а 40%  нет.

Те, кто исправят ошибку, сделают это потому что

  •  нужно уважать свой родной язык;
  •  чтобы человек знал, как говорить правильно;
  • чтобы в дальнейшем человек не допускал ошибок;

А ответившие нет, из-за

  • уважения к собеседнику;
  • так как не имеют необходимых знаний или
  • считают это некорректным.

Таким образом, мы выяснили, что большинство  считают, что необходимо говорить правильно (99%), но далеко не все (30%) могут исправить собеседника, если он допустит ошибку.

Орфоэпический словарь.

Мы провели акцию ”Говори правильно!” В ней приняли участие родители и учащиеся нашей школы.

Нужно было расставить ударение в  словах:

 

Результаты:

Родители допустили ошибки в 3-х словах из 11.

Дети - в 5 словах.

К сожалению, звучащее слово, которое способствовало формированию культуры речи детей и взрослых, ушло в прошлое.    

Помочь в такой ситуации может только орфоэпический словарь. Заглядывайте  в него почаще!

Второй опрос. Засорение языка.

К сожалению, современного подростка невозможно представить совсем без сленга. Поэтому одной из задач нашего проекта стало определение того, какие жаргонизмы  употребляют подростки и выявление причин употребления сленга подростками в общении.  Для этого нами было проведено лингвистическое исследование среди учащихся нашей школы.

В нём приняло участие 55 старшеклассников, из них:

учащихся 9-ого класса -20  человека,

учащихся 8-ого класса -20  человек,

учащихся 7ых классов -15  человек.

 С помощью анкетирования мы определили круг наиболее часто употребляемых жаргонизмов;  мотивы употребления жаргонизмов в речи; а также  отношение учащихся нашей школы к жаргонным словам, употребляемым ими в речи.

42 % опрошенных считают, что употребление жаргонных слов в речи делают её понятной для друзей.

42% без жаргона не могут связать слова в речи.

6% опрошенных с помощью жаргона пытаются преодолеть недостаток слов в речи.

5% считают, что это модно и современно,

5% не указали причины употребления жаргонных слов.

Отметим, что в речи подростков чаще всего встречаются слова, указывающие на оценку или качество. Появление этих сленговых слов связано со стремлением молодежи ярче, эмоциональнее выражать свое отношение к предмету, явлению.

На втором месте слова, обозначающие состояние человека. С помощью этих слов подростки выражают своё настроение.

Реже встречаются слова, называющие бытовую технику, людей по родству, а также пищу и процесса её поглощения.

По результатам анкетирования мы установили, что чаще всего в речи школьников встречаются следующие слова это: тормоз, клёвый, стрёмно, железно, прикинь, не гони, в смысле, оттянуться.

Попросив обучающихся дать значения данным словам, мы выяснили, что одни и те же жаргонные слова ребята объясняют  по-разному.  Например,  глагол наезжать - “обижать”, “разобраться”, “выдвинуть претензию”, “грубить”, “угрожать”, “ ругать”, “что-то иметь против”,  прилагательное железный  - 'надежный', 'ценный', 'прекрасный', 'верный'. Что свидетельствует об их  размытом значении. Как говорил А. Толстой  «Обращаться с языком  кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».  

 Если правила поведения для обучающихся переделать на современный молодёжный язык, то получится следующее: Не гони! Не тормози! Не грузи! Не наезжай!

Но, к сожалению, подавляющее большинство опрошенных

школьников считает, что сленг нужен в речи  (53%).

Хотя  41% уверены в том, что могли бы обойтись без них.

Но не считают нужным от них избавляться (39%).

 опрос.  Правильно ли говорят, что злые дела начинаются со злых слов?

84%-говорят « да » (38ч)
16%-говорит « нет » (7ч) (половина из тех, кто положительно ответил на предыдущий вопрос)

Получается, что многие даже не догадываются, что существует научно доказанная цепочка:

Внутренний мир             слово               поступок              характер              судьба

А это значит, что от сквернословия нужно избавляться!

Выводы и предложения.

Работа над проектом позволила нам сделать следующие выводы:

Во-первых, сленговая лексика ограничена интересами людей.

Во-вторых, сленг сводит общение к примитивной, грубой и даже непристойной коммуникации! Очевидно, что литературная речь гораздо богаче и выразительней, а молодёжный сленг больше напоминает речь уголовников, а не культурных людей.

В-третьих, употребление жаргонизмов делает речь  небрежной, неточной.

В-четвёртых, газеты, телевидение изобилуют разнообразными отступлениями от литературной нормы, а это отрицательно влияет на речевую культуру людей.

В-пятых, употребление жаргонных и бранных слов можно назвать болезнью, потому что подхватив этот вирус в детстве, очень трудно вылечиться от него в зрелом возрасте.

В-шестых, мы выяснили, что важно знать язык, уметь владеть его богатством не только на уроке, но и в повседневной жизни,  так как в речи человека отражается его культура, воспитанность.

Поэтому мы считаем, что возникновение и распространение ненормативной лексики справедливо оценивается как отрицательное явление в развитии национального языка.

Мы предлагаем следующие  пути решения проблемы засорения ненормативными словами  речи людей:

  • Организовать цензурный комитет, который бы пропускал всю информацию.
  • Проводить серьёзный набор кадров в СМИ.
  • Написать письмо в Останкино с предложением запретить некоторые телепередачи, оказывающие негативное влияние на подрастающее поколение, внимательнее относиться к выбору современных шлягеров, обладающих бедным содержанием и множеством ошибок.
  • Ежегодно 21 февраля проводить общешкольное мероприятие «День русского языка».
  • Продолжать изучение норм языка на уроках, внимательнее относиться к своей речи и речи окружающих, корректно исправлять ошибки.

 Использованная литература.

  1. http://www.russkiymir.ru/publications/86005/ Борис Серов «Дума о русском языке» /
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki Википедия — свободная энциклопедия.  Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения. Степени сохранности языков.
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866
  4. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7600/ Журнал «Вокруг Света»  №1 (2856) | Январь 2012 Рубрика «Лингвистика» Разрешите позаимствовать / Максим Кронгауз/ 
  5. Журнал «Читаем, учимся, играем» №1 2008. Н. А. Бажанова. Слово не воробей, вылетит – не  поймаешь.
  6.  Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.

 М.: Айрис-Пресс, 2002

  1. Словарь русского языка. Ожегов С.И.; Изд-во: М.: Русский язык, 1975 г.;

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...