"Не изорвите рта злоречием"Исследовательская работа
проект по русскому языку (7 класс) на тему
Выполнена Исеев Эмиль 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/vystuplenie.docx | 44.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление.
Здравствуйте ,уважаемые участники конференции!
Меня зовут Исеев Эмиль, я учащийся 7 класса
Тема моей исследовательской работы : «Не изорвите рта злоречием!» ( за чистоту русского языка»
Язык - это история народа и культуры. Потому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
Куприн А.И.
Я считаю ,что тема чистоты русского языка актуальна
Просматривая статьи в газетах, журналах, в Интернете, слушая ведущих новостных каналов, дискуссионных телепередач и ток-шоу, мы постоянно сталкиваемся не только с заимствованными словами, но и жаргонизмами. Многие термины непонятны нам и режут слух. И их количество с каждым разом растёт, словари уже не успевают фиксировать новые понятия и определения. И закономерно возникают вопросы: “Что будет дальше? Не грозит ли русскому языку опасность постепенного разрушения в связи с возросшим количеством неоправданного заимствования, в первую очередь, конечно, англицизмов и употребление нецензурной лексики?”
Проблема исследования: Речевая культура испытывает значительные изменения, ведь ни для кого не секрет, что наш могучий и великий язык становится не богатым литературным, на котором говорили и писали русские поэты, а превращается в пошлый сленг.
Блатной язык, мат, молодежный и интернетный сленг охватывают все большие слои, опуская все ниже наше общество!
Следует задуматься...
Куда мы придем с такой культурой речью?
Цель проекта: Формирование позитивной речевой культуры в молодежной среде
Задачи проекта:
- привлечь внимание к проблеме ненормативной лексики и чистоты русского языка;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим;
- выявить потребность современной молодежи в самовыражении и встречном понимании;
- изучить характерные особенности разговорного языка, которым пользуется молодежь;
- повысить уровень культуры общения в молодежной среде.
Методы исследования: исследование тематической литературы, работа с интернетом и статистикой, анкетирование, анализ анкетирования.
Гипотеза: Если в своей речи люди будут бездумно использовать избыточные заимствования и жаргонизмы, то русскому языку грозит постепенное разрушение.
Теоретическая часть.
- Разрушение русского языка. Возможно ли?
Каждые две недели где-то в мире вместе со своим последним носителем умирает по языку. Причин, ведущих к смерти языка, много: войны, стихийные бедствия, эпидемии, порабощения одного народа другим, но основными, играющими в настоящий момент определяющую роль, наверное, можно назвать экономические и политические факторы. 19 февраля 2009 года под эгидой ЮНЕСКО был выпущен в свет «Атлас исчезающих языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» в новой редакции. Теперь в статус мёртвых языков могут перейти более трети живых языков планеты. К примеру, эякский язык стал мёртвым со смертью последнего его носителя — Мэри Смит Джонс (Аляска). Ещё на 199 языках планеты говорят менее двух тысяч человек. Примером языка, которому грозит уничтожение, является ленгилу, который знают лишь 4 жителя Индонезии. Так со смертью их последнего носителя бесследно и навсегда исчезнет и язык.
Но число говорящих на русском и считающих своим родным русский язык огромно. Он не может исчезнуть из-за отсутствия говорящих на нем. Его главный враг - вливание в язык иностранных слов. В современном мире еще один большой источник мусора в русском языке – Интернет. Большинство пользователей всемирной паутиной пользуются в своем общении исковерканными русскими словами, в придачу довольно четко выражающими их отношение к какому-либо вопросу. Все бы ничего, если бы этот язык использовался только в интернете. Так нет, он выходит из него и вливается в литературный разговорный русский язык.
Норма литературного языка – это единообразное, общепризнанное, образцовое употребление единиц языка (слов, словосочетаний, предложений).
Норма защищает литературный язык от потока диалектных, просторечных и жаргонных явлений, помогает ему сохранить свою целостность, что необходимо для выполнения им своей основной функции – культурной.
К сожалению, сейчас для русского языка настало трудное время. 16 октября 2009 года в Москве состоялась конференция «Языковая культура», целью которой являлась пропаганда правильного русского языка. На ней с тревогой о современном состоянии русского языка выступили многие общественные деятели, писатели, поэты, депутаты, члены правительства. Были оглашены цифры, вызывающие опасение: 61% населения РФ употребляет бранную лексику, 28% говорит на компьютерном языке, и лишь 5% говорит на чистом литературном языке. Эти показатели свидетельствуют, что в русском языке происходят стремительные негативные изменения, он истощается, теряет свой блеск, глубину. А значит, тревога за русский язык оправдана.
Поэтому каждое русское слово надо беречь как зеницу ока, это такое же наследие наших предков, как храмы, дворцы, картины, музыка. И душу всякого русского человека должно греть осознание того, что русская литература – самая значимая, самая читаемая в мировом масштабе! И традиции классиков русской литературы – это литературные нормы и традиции, которые мы не можем позволить себе растерять.
В своем проекте я попытался узнать « Кто и как охраняет русский язык?»
Поэтому, я нашел и изучил разные проекты защиты русского языка
Против засорения русского языка модными в своё время французскими терминами выступали писатель А. П. Сумароков (середина XVIII века) и просветитель, писатель, издатель Н. И. Новиков (конец XVIII – начало XIX века). Против языкового «чужебесия» выступал и Пётр I, говоря о том, что за иностранными словами «самого дела разуметь невозможно».
Великий М. В. Ломоносов, учёный, историк, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, в своей “Теории трех штилей” (середина XVIII века ) не оставил места для заимствований из неславянских языков. Так, например, он предлагал заменить слова “театр” и “цирк” соответственно на “зрелище” и “позорище .
В XIX веке министр просвещения России славянофил Александр Шишков предложил отказаться от иностранных слов и заменить их русскими. В результате были придуманы «мокроступы» вместо «галош», «трупоразъятие» вместо «анатомии», «шарокат» вместо «бильярда», "топталище" вместо "тротуара", "мокроступы" вместо "калош", "хорошилище" вместо "щёголь"
Ярким примером не государственной борьбы с заимствованиями стал «Русский словарь языкового расширения», созданный Александром Солженицыным и впервые опубликованный в 1990 году. Его целью было, как писал сам Солженицын, восстановление прежде накопленных, а потом утерянных богатств русского языка.
В ноябре 1999 года решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО был учрежден Международный день родного языка и отмечается 21 февраля с 2000 года с целью защиты языкового и культурного многообразия. Международный день родного языка побуждает оберегать и ценить свое родное наречие.
Наконец, последний пример заботы властей о чистоте языка — закон «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ, в котором есть специальный «запретительный» параграф (статья 1, п. 6). Вначале в одной из редакций было сказано: «При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование просторечных, пренебрежительных, бранных слов и выражений, а также иностранных слов при наличии общеупотребительных аналогов в русском языке». В окончательном варианте закона запрет был переформулирован: «При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке», но и в такой редакции этот запрет никак не работает и никем не соблюдается.
По мнению многих ученых, русский язык как живой организм сам очистится от всего ненужного, и ничего существенного в его структуре не произойдет.
В одной пословице сказано: «Брань на вороту не виснет», ученые,однако, доказали – плохие слова и ауру имеют плохую. Они не только портят настроение окружающих, они наносят вред здоровью всем людям, в том числе, и самому сквернослову.
Сквернословие очень быстро разрушает интеллект!!!
Жаргон - социальная разновидность речи, используемая узким кругом носителей языка, объединенных общностью интересов, занятий, положением в обществе.
Молодые люди с удовольствием щеголяют модными словечками американского происхождения. Вот наиболее употребительные лексемы: аскать - "просить", баксы - "доллары", батон - "кнопка", бёздник - "день рождения", безмен - «девушка, не имеющая постоянного друга» (англ. man -"мужчина") блуёвый - "голубой", браза - "брат, братан", вэри клёво - "очень хорошо", кликать - "нажимать на кнопку "мыши", контри - "дача", лав - «любовь», лайкать - «любить», лейбл - «этикетка», юзер - "компьютерный пользователь", янговый - "молодой
Я считаю, что проблема употребления жаргонных слов в настоящее время стоит особо остро, так как это показатель и бедности мышления тех, кто их употребляет в речи, и недостатка общей культуры, и важная угроза национальной безопасности.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- Жаргонная лексика ведёт к засорению русской речи, а впоследствии, и к её разрушению. Особенно это касается современной лингвистической ситуации.
- Данные слова звучат и с экрана телевизора, их можно услышать по радио и прочитать в газетах, журналах, где обсуждаются довольно серьезные темы.
- Чрезмерное употребление иноязычной лексики, делает её малопонятной.
- Вместе с тем не следует впадать и в другую крайность - изгонять из русской речи все иноязычные слова, как предлагали в середине XIX в.
- Следует различать заимствования уместные и неоправданные. "Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус. Так, например, ничего нет нелепее и диче, как употребление слова утрировать вместо преувеличивать!» - утверждал критик В. Г. Белинский.
- В настоящее время не обойтись без заимствований в официально-деловом и научном стилях.
В изложенном теоретическом материале хорошо видно, что практически все ученые-лингвисты, литературоведы, культурологи, философы обеспокоены состоянием и судьбой русского языка. Вот и мы задумались над вопросом о том, нужно ли вообще говорить грамотно.
Мы провели исследование с целью выяснения отношения общественности к нормированной речи.
Мы провели опрос обучающихся 7,8,9.классов МБОУ «СОШ №5».
Участники опроса считают, что нужно говорить правильно, потому что
- правильная речь показывает красоту русского языка;
- говорит об образованности человека;
- помогает людям понимать друг друга.
Исправят ли они собеседника, если он допустит ошибку, мы узнали, что 60% исправят, а 40% нет.
Те, кто исправят ошибку, сделают это потому что
- нужно уважать свой родной язык;
- чтобы человек знал, как говорить правильно;
- чтобы в дальнейшем человек не допускал ошибок;
А ответившие нет, из-за
- уважения к собеседнику;
- так как не имеют необходимых знаний или
- считают это некорректным.
Таким образом, мы выяснили, что большинство считают, что необходимо говорить правильно (99%), но далеко не все (30%) могут исправить собеседника, если он допустит ошибку.
Орфоэпический словарь.
Мы провели акцию ”Говори правильно!” В ней приняли участие родители и учащиеся нашей школы.
Нужно было расставить ударение в словах:
Результаты:
Родители допустили ошибки в 3-х словах из 11.
Дети - в 5 словах.
К сожалению, звучащее слово, которое способствовало формированию культуры речи детей и взрослых, ушло в прошлое.
Помочь в такой ситуации может только орфоэпический словарь. Заглядывайте в него почаще!
Второй опрос. Засорение языка.
К сожалению, современного подростка невозможно представить совсем без сленга. Поэтому одной из задач нашего проекта стало определение того, какие жаргонизмы употребляют подростки и выявление причин употребления сленга подростками в общении. Для этого нами было проведено лингвистическое исследование среди учащихся нашей школы.
В нём приняло участие 55 старшеклассников, из них:
учащихся 9-ого класса -20 человека,
учащихся 8-ого класса -20 человек,
учащихся 7ых классов -15 человек.
С помощью анкетирования мы определили круг наиболее часто употребляемых жаргонизмов; мотивы употребления жаргонизмов в речи; а также отношение учащихся нашей школы к жаргонным словам, употребляемым ими в речи.
42 % опрошенных считают, что употребление жаргонных слов в речи делают её понятной для друзей.
42% без жаргона не могут связать слова в речи.
6% опрошенных с помощью жаргона пытаются преодолеть недостаток слов в речи.
5% считают, что это модно и современно,
5% не указали причины употребления жаргонных слов.
Отметим, что в речи подростков чаще всего встречаются слова, указывающие на оценку или качество. Появление этих сленговых слов связано со стремлением молодежи ярче, эмоциональнее выражать свое отношение к предмету, явлению.
На втором месте слова, обозначающие состояние человека. С помощью этих слов подростки выражают своё настроение.
Реже встречаются слова, называющие бытовую технику, людей по родству, а также пищу и процесса её поглощения.
По результатам анкетирования мы установили, что чаще всего в речи школьников встречаются следующие слова это: тормоз, клёвый, стрёмно, железно, прикинь, не гони, в смысле, оттянуться.
Попросив обучающихся дать значения данным словам, мы выяснили, что одни и те же жаргонные слова ребята объясняют по-разному. Например, глагол наезжать - “обижать”, “разобраться”, “выдвинуть претензию”, “грубить”, “угрожать”, “ ругать”, “что-то иметь против”, прилагательное железный - 'надежный', 'ценный', 'прекрасный', 'верный'. Что свидетельствует об их размытом значении. Как говорил А. Толстой «Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
Если правила поведения для обучающихся переделать на современный молодёжный язык, то получится следующее: Не гони! Не тормози! Не грузи! Не наезжай!
Но, к сожалению, подавляющее большинство опрошенных
школьников считает, что сленг нужен в речи (53%).
Хотя 41% уверены в том, что могли бы обойтись без них.
Но не считают нужным от них избавляться (39%).
опрос. Правильно ли говорят, что злые дела начинаются со злых слов?
84%-говорят « да » (38ч)
16%-говорит « нет » (7ч) (половина из тех, кто положительно ответил на предыдущий вопрос)
Получается, что многие даже не догадываются, что существует научно доказанная цепочка:
Внутренний мир слово поступок характер судьба
А это значит, что от сквернословия нужно избавляться!
Выводы и предложения.
Работа над проектом позволила нам сделать следующие выводы:
Во-первых, сленговая лексика ограничена интересами людей.
Во-вторых, сленг сводит общение к примитивной, грубой и даже непристойной коммуникации! Очевидно, что литературная речь гораздо богаче и выразительней, а молодёжный сленг больше напоминает речь уголовников, а не культурных людей.
В-третьих, употребление жаргонизмов делает речь небрежной, неточной.
В-четвёртых, газеты, телевидение изобилуют разнообразными отступлениями от литературной нормы, а это отрицательно влияет на речевую культуру людей.
В-пятых, употребление жаргонных и бранных слов можно назвать болезнью, потому что подхватив этот вирус в детстве, очень трудно вылечиться от него в зрелом возрасте.
В-шестых, мы выяснили, что важно знать язык, уметь владеть его богатством не только на уроке, но и в повседневной жизни, так как в речи человека отражается его культура, воспитанность.
Поэтому мы считаем, что возникновение и распространение ненормативной лексики справедливо оценивается как отрицательное явление в развитии национального языка.
Мы предлагаем следующие пути решения проблемы засорения ненормативными словами речи людей:
- Организовать цензурный комитет, который бы пропускал всю информацию.
- Проводить серьёзный набор кадров в СМИ.
- Написать письмо в Останкино с предложением запретить некоторые телепередачи, оказывающие негативное влияние на подрастающее поколение, внимательнее относиться к выбору современных шлягеров, обладающих бедным содержанием и множеством ошибок.
- Ежегодно 21 февраля проводить общешкольное мероприятие «День русского языка».
- Продолжать изучение норм языка на уроках, внимательнее относиться к своей речи и речи окружающих, корректно исправлять ошибки.
Использованная литература.
- http://www.russkiymir.ru/publications/86005/ Борис Серов «Дума о русском языке» /
- https://ru.wikipedia.org/wiki Википедия — свободная энциклопедия. Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения. Степени сохранности языков.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866
- http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7600/ Журнал «Вокруг Света» №1 (2856) | Январь 2012 Рубрика «Лингвистика» Разрешите позаимствовать / Максим Кронгауз/
- Журнал «Читаем, учимся, играем» №1 2008. Н. А. Бажанова. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.
М.: Айрис-Пресс, 2002
- Словарь русского языка. Ожегов С.И.; Изд-во: М.: Русский язык, 1975 г.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"
В течении 4 лет, с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской деятельности. Вела наблюдение...
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод проектов...
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...
Основы научно - исследовательской работы (на примере участия в городском конкурсе исследовательских работ, посвященных 110-летию со Дня Рождения Д.Ф.Устинова)
Данный материал содержит основы научно - исследовательской работы и поможет в написании исследования....
Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)
Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...