Внеклассное мероприятие
материал по русскому языку (8 класс) на тему

Исакова Наталья Николаевна

Цели и задачи:

прививать любовь к русскому языку;

расширять знания учащихся по русскому языку;

способствовать развитию грамотности, правильному чтению, умению работать в команде;

воспитывать доброжелательность, гуманность, чувство коллективизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_russkogo_yazyka_8_klass.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия – конкурса по русскому языку

 «Знатоки русского языка»

 

                  Цели и задачи:

прививать любовь к русскому языку;

расширять знания учащихся по русскому языку;

способствовать развитию грамотности, правильному чтению, умению работать в команде;

воспитывать доброжелательность, гуманность, чувство коллективизма.

                                                      Ход.

Учитель:

-Язык, на котором мы говорим, красивый и богатый, но и в то же время очень трудный. И мы должны знать и любить свой язык.

-Ребята, как вы думаете, для чего в школе изучается такой предмет, как русский язык?

( Учащиеся отвечают)

-Вы, наверное, знаете такого великого писателя ,как  И.С. Тургенева. Он написал замечательное стихотворение в прозе «Русский язык»: « Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и  свободный русский язык. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому  народу!»

(Слайд 1)

-Итак, сегодня мы проведём конкурс- путешествие по стране Русского языка. Оценивать команды будет жюри (представление жюри).

 -А теперь познакомимся с командами (представление команд)

-Конкурс начнём с разминки.

                                                           1.«Разминка»

                                                                   (Слайды 2-12)

1.Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на все 33 буквы (Аз - бу - ка)  

2 .Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? («Сено»)

3.В каком слове, состоящем из пяти букв, пять «о»? (В слове «опять»)

4.Какие два местоимения портят дороги? (Ямы)

5.В каком слове, состоящем из четырех букв, есть три о? (Трио)

6.Чья речь состоит только из двух союзов? (Речь осла «и-а»)

7.В каком слове сорок гласных? (В слове «сорока»)

8.Что у цапли впереди, а  у зайца позади?(Буква «ц»)

9.В каком слове сто отрицаний «нет»?  (В слове «стонет»)

10.Чем кончается всё? (Буквой «ё»)

 

                                                 2.«Род имён существительных»

       Учитель:

    - Имя существительное имеет род, но по родам не изменяется, в каких бы формах мы его ни употребляли. Исключения бывают редко. Однако бывали случаи, когда слово «уходило» от одного рода к другому. Например, занавес когда-то был занавесью, зал - залой, санаторий- санаторией  и т.д.

   - А вот представьте, что получилось бы, если существительное изменилось по родам так же , как по падежам или числам. Например, стол-столиха, столихо…

                       Вот что, братцы, у нас  получается,

                        Если кто-то вдруг попытается

                       Изменить то, что не изменяется.

Итак, ваша задача: определить род существительных.

 

                                    Слова для команды 1

 

Маэстро (ж.р.), бюро ( ср.р.), тюль (м.р.), пони (м. р.), какао (ср.р.), фамилия (ж.р.)

                                    Слова для команды 2

 

Кенгуру(м.р.),  фойе  (ср.р.), шампунь  (м.р.), такси  (ср.р.),  леди  (ж.р.),  кофе  (м.р.)

                                    Задание для болельщиков

 

                                                               (Слайд14)

Подобрать: «он - козел,  она - коза».Например, бобёр -?;  осёл - ?; оса- ; стрекоза -; лев -; медведь- .

                                                                 3.«Фразеологизмы»

                                                                          (Слайд 15)

                                     Объясните значение фразеологизмов

                                                Для команды 1                                                                                        Держать ухо востро -;  вывести на чистую воду -;  хоть шаром покати -;  хвататься за соломинку-.

                                              Для команды 2

По горячим следам -;  легок на помине -;  кот наплакал -;  терять голову-

 

                                               Задание для болельщиков

Точить лясы -;   душа уходит в пятки-;  набрать в рот воды-;  вставлять палки в колеса-;  заварить кашу-;  в нескольких словах-;  пудрить мозги-;  капля в море-;  ни рыба ни мясо-;  диву даваться-.

                                                4.«Слова с иноязычной частью»

            Кто больше придумает слов с иноязычной  частью:  

                   Био                                     Аква                         Библио                                                                                                                                                                                  

                                                  Задание для болельщиков

 

 

Заменить устаревшие слова синонимами - современными словами.

                                                                   (Слайд 16)

Очи - ; чело -; уста -; перст -; глаголет-; баталия- ; ланиты-; ботфорты-; кафтан-; княжич-; светлица-; барышник-; приказчик-; треуголка-.

 

                                                                5. «Ура Глаголу!»

      Учитель:

      Глагол - одна из важнейших частей речи в русском языке. Недаром слово «глагол» в Древней Руси обозначало человеческую речь вообще. В современном русском языке с помощью глагола можно сделать все. Можно передавать различные виды информации. А можно писать шуточные рассказы.

Задача команд : продолжить шуточный рассказ «Один день», используя только глаголы.

 

                                                  Для команды 1

                                   «Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, сплю…»

                                                 Для команды 2

                                   «Опаздываешь!.. Встаю, одеваюсь, умываюсь…»  

                                     6.«Шарады»

                                           ( Игра для болельщиков). (Слайды 17-21)

    Учитель:

   Знаете ли вы,  что  такое шарады? Шарада-это загадка, в которой задуманное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Вам предстоит отгадать предложенные шарады.

                                             1)Предлог с частицей - по бокам,

                                              А в середине - палка,

                                              Идёт к пушистым волосам,

                                              А потеряешь – жалко.

                                                                                                 (Заколка)

                                           2)Из писка птиц мой первый слог возьмите,

                                              Второй – с бараньей головы…

                                              Откройте печь и там найдёте                                                                                                                      

                                                                                                   (Пирог)

                                           3)Предлоги это – просто чудо!

                                              Один туда, другой оттуда.

                                              А целое – у наших ног,

                                              Пушистый, ласковый зверёк.

                                                                                                    (Кот)

 

                                           4)Раз-союз и два союз

                                                         Заключили мы союз.

                                                         К нам пришел еще предлог,

                                                         Получился порошок.

                                                         Молоком разбавим,

                                                         Удовольствие большое

                                                         Всем друзьям доставим.

                                                                                                 (Какао)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 

                                                      7.«Пословицы»

                                                          (Слайды 22-23)

    Учитель:

    Теперь мы поговорим о пословицах. Пословицы-произведения высокой поэзии. Пословицы - это как бы энциклопедия народа, в которой содержатся ответы едва ли не на все вопросы жизни. В них говорится, как надо и как не надо жить, как поступить в тех или иных случаях. Пословицы объясняют, что есть ценность истинная и мнимая.

Итак, теперь посмотрим, как справились с домашним заданием команды. Задание  было такое: поставить сценку по пословице.

                          Для команды 1: «Поспешишь - людей насмешишь»

                          Для команды 2: «Знание-сила»          

 Учитель:                                                                                                                                                                             Это было последнее задание для команд. Теперь жюри подведет итоги. (Подводятся итоги, победителей и активных болельщиков награждают)

   Учитель:

   Ребята, я вам желаю счастливого путешествия по Стране  Знаний, успешного овладения знаниями. Читайте книги, познавайте все прелести, тайны и загадки нашего русского языка!

                                                                    (Слайд 24)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...